Interested Article - Режиссёр

Режиссёр за работой ( Сесиль де Милль )

Режиссёр ( фр. régisseur — «заведующий», от лат. rego — «управляю») — творческий работник зрелищных видов искусства: театра , кинематографа, телевидения, цирка, эстрады .

Назначение режиссуры — создание фильма на основе пьесы , музыкально-драматического произведения или сценария театрального спектакля , эстрадного или циркового представления.

Термин «режиссёр» был известен ещё В. И. Далю , который в своём Толковом словаре определил его следующим образом: «Управляющий актёрами, игрою, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли» . Однако профессия режиссёра в современном понимании родилась в драматическом театре в конце XIX века , когда сначала Мейнингенский театр под руководством Людвига Кронека , позже «Свободный театр» Андре Антуана в Париже и «Свободная сцена» Отто Брама в Берлине впервые выдвинули принципы ансамблевости и подчинения всех компонентов спектакля единому замыслу .

В зародившееся в начале XX века игровое кино многие режиссёры, в том числе Чарльз Чаплин , Д. У. Гриффит , Г. В. Пабст , приходили из театра, перенося в новый вид искусства театральный опыт.

В работе над спектаклем или кинофильмом может быть занят не один режиссёр; в этом случае режиссёр, возглавляющий всю работу по созданию спектакля или фильма, именуется режиссёром-постановщиком , его ближайший творческий помощник — вторым режиссёром , менее ответственные задания режиссёра-постановщика исполняет режиссёр-ассистент, или помощник (ассистент) режиссёра .

Работа режиссёра в каждом виде искусства имеет свои особенности, и не во всех случаях ему принадлежит главная роль: так, балет ставит прежде всего балетмейстер , а в оперном театре интерпретатором музыкально-драматического произведения является дирижёр .

Обязанности и компетенции режиссёра

Режиссёр обязан быть специалистом и разбираться во всех процессах творческого ремесла.

Режиссёр отбирает сценарий , участвует в разработке сценариев, составляет расходную смету и календарный план постановки, подбирает творческий состав группы, оптимальный состав актёров, проводит работу с актёрами, принимает участие в создании эскизов по декорациям , костюмам, реквизиту , утверждает музыку и тексты песен, руководит съёмочным процессом или репетицией , контролирует монтаж , участвует в сдаче готового проекта .

Объём задач и перечень обязанностей режиссёра серьёзно различаются в зависимости от направления и специфики деятельности.

В театральном искусстве

В театре под руководством режиссёра работает вся труппа , а сам он подчиняется руководителю театра или сам является таковым. Совместно с руководителем подбирает актуальные материалы для постановки будущего спектакля . Принимает участие и руководит работой по созданию декораций и оформления спектакля. Работает с актёрами над ролями и организует репетиции .

В цирковом искусстве

Работа циркового режиссёра отличается от работы театрального. Цирк развлекает разновозрастную группу и задача режиссёра-постановщика обеспечить большую насыщенность и зрелищность представления. Кроме того, в труппу цирка входят ещё и дрессированные животные, а номера артистов часто бывают связаны с риском для жизни и задача режиссёра— продумать всё до мелочей. В его команде трудятся артисты, инженеры-конструкторы , бутафоры , осветители , звукорежиссёры и все другие участники шоу .

В кинематографе

Создание кинофильмов является более сложным процессом, чем в театре и цирке. В команде главного режиссёра-постановщика есть помощники — режиссёры, которые следят за организацией. Режиссёр участвует в составлении сметы, выборе сценария, расписывает план съёмки. Также в его функции входит работа с художниками и композиторами, отбор актёров, проведение репетиций, руководство съёмками, процессом монтажа, озвучания .

История возникновения профессии

До появления режиссуры, все функции связанные с постановкой представлений в античных театрах выполняли драматурги и бригады рабочих, работающих над созданием декораций и оформлением сцены.

В Российском театральном искусстве профессия режиссёр возникла после приезда французской труппы в 1742 году. Первым российским режиссёром стал организатор русского драматического театра и постановщик спектаклей, Сумароков А. П. , по поручению Высочайшего указа от 30 августа 1756 года.

Французские историки считают, что режиссура появилась в 1887 году. Связано это с первым спектаклем «Свободного театра» А. Антуана . Немецкие историки считают, что режиссура появилась к концу XIX века и связывают Мейнингенским и Байрейтским театрами. В Англии режиссура появилась позже, хотя искусство театральной постановки появилось у них раньше, чем у других.

В те времена, задачей режиссёра было только расставить актёров по местам и следить за тем, чтобы они не напутали слова.

В начале XX века, когда полномочия режиссёра расширились до управления всем происходящим на представлении, появилась должность режиссёр-постановщик. Все права и обязанности режиссёра были утверждены именно в стенах театра. Позднее эта должность появилась в других областях визуальных искусств .

Литература

  • Сахновский В.Г. . — Репринт 1939 г. — М. : Изд-во Юрайт, 2019-2023. — 222 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09910-2 .
  • Кулешов Л.В. Практика кинорежиссуры. — М. : Искусство, 1987.
  • Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие. — Лань, 2013. — ISBN 978-5-8114-1575-5 .
  • Плахов А. Режиссеры настоящего. — СПб. : Сеанс, Амфора, 2008. — ISBN 978-5-901586-24-2 .
  • Тарковский А.А. Уроки режиссуры. — ВИППК, 1992.
  • Ангелов А. Практическая режиссура кино. — 2013. — ISBN 978-5-457-48595-2 .
  • Бардиан Ф.Г. Советский цирк на пяти континентах. — М. : Искусство, 1977. — 206 с.
  • Горчаков Н. М. Работа режиссёра над спектаклем. — М. , 1956.
  • Товстоногов Г. А. О профессии режиссёра. — М. : ВТО, 1967. — 360 с.

См. также

Примечания

  1. Шабалина Т. от 6 января 2012 на Wayback Machine . — Энциклопедия «Кругосвет»
  2. Режиссёрское искусство / Рудницкий К. Л. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
  4. Режиссёр // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М. : Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4 .
  5. // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М. : Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1 . 13 апреля 2014 года.
  6. Е. Я. Рацер. Дирижирование // Гондольера — Корсов. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1974. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 2).
  7. . монатека, библиотека полезных народных статей . Дата обращения: 18 февраля 2019. 23 февраля 2019 года.
  8. . studboors. Студенческая библиотека онлайн . Дата обращения: 18 февраля 2019. 1 декабря 2016 года.
  9. . В мире цирка и эстрады . Дата обращения: 18 февраля 2019. 23 февраля 2019 года.
  10. . Уроки кино . Дата обращения: 18 февраля 2019. 23 февраля 2019 года.
  11. Владимиров С. В. Об исторических предпосылках возникновения режиссуры // У истоков режиссуры: Очерки из истории русской режиссуры конца XIX – начала XX века . — Л. , 1976. — С. 13-61. — 336 с. — (Труды Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии).

Ссылки

Источник —

Same as Режиссёр