Interested Article - Прорва (фильм)

«Прорва» российско - немецко - французский кинофильм 1992 года режиссёра Ивана Дыховичного по сценарию Надежды Кожушаной , совместно с И. Дыховичным. Одни из первых известных ролей Сергея Маковецкого , Евгения Сидихина , Алексея Кортнева .

Сюжет

Полифонический сюжет: переплетаются судьбы нескольких представителей интеллигенции, живущих в 30-е годы в СССР , в самом очаге подготовки к большому военному параду в Москве.
Советская гражданка Анна, потомок дворянской семьи, замужем за конным тренером, сотрудником НКВД . Её повседневная жизнь на первый взгляд выглядит так, как должна выглядеть жизнь идеальной советской девушки из плакатных советских фильмов: в её распоряжении огромная квартира с домработницей в престижном доме, наряды из дома моделей, прогулки на теплоходе с джазовым сопровождением, постоянный приём гостей, ломящийся от еды стол. Муж готовит коней для показательных выступлений, а также для выезда на парад высших руководителей страны, он любит свою жену и мирится с её полупрезрительным отношением к себе.

Но когда начальник мужа насилует Анну, становится ясно, что супруг не может ничего сделать и хочет забыть об этом. Анна пытается заглушить боль от насилия и предательства в алкоголе и вечеринках, но, не находя забытья, в отчаянии решает покинуть город. Но на вокзале она встречает носильщика Гошу и влюбляется в него: ей кажется, что с этим простым парнем из народа она нашла что-то настоящее.
Её друг, известный Адвокат, защищает виновную в нескольких убийствах падшую женщину, тем ему и интересно дело, которое манит его, как прорва. Он ищет настоящего и не находит.

…Горбачевская оказалась в этом мире единственно неожиданной субстанцией. ⟨…⟩
…Он чувствует, что время — прошло. Но ему это не нравится. Его научили защищать убийц от людей, а сейчас, скоро, надо будет защищать людей от убийц. А это совсем другая профессия.

Друг Адвоката — Писатель, которому не позволяют писать искренне. Писателя пытается защитить от властей его друг (Маковецкий), характерный персонаж, активно приспосабливающийся к обстоятельствам. Он придумывает устроить показной разнос, дабы «спасти» Писателя от настоящего обвинения. Писатель пишет книгу под названием «Прорва», и не находит более понятного синонима для названия. Бездна, пропасть, всё не точно.

— Мне нужна „прорва“, но такая, чтобы при переводе на любой другой язык — она читалась. И читалась очень точно. Как прорва.
— А про что? — спросила Анна.
— Про то, что на самом деле у нас, сейчас, в России, того самого главного, чего боятся все, — его нет. Оно — условное. Оно — не человек, не понятие. Оно просто — ничто. Но ничто, которое втягивает и уничтожает, пугает. Калечит. Как прорва. Низачем. По запаху. Просто так. Смотрите.
Он взял камень, не маленький, настоящий, — и со всего размаху швырнул его далеко за забор особняка. ⟨…⟩

Балерина, нежно любимая Писателем, окружена ухаживаниями того самого чина НКВД — насильника Анны. Поддавшись на с шиком оказанное им внимание — Балерина также, как и Анна, становится его жертвой, страшный круг снова замыкается, ещё одна судьба летит в прорву.

Адвокат сбегает от системы, вернувшись к своим корням. Писатель трагично решает свою судьбу.

Анна, несмотря на то, что Гоша в пылу ссоры калечит её (она лишается глаза), уходит к нему.

Сотрудников НКВД, включая мужа Анны и его начальника, арестовывают и расстреливают.

Анна, лишившаяся глаза, но по-прежнему неотразимая, находит себя, работая певицей на танцах.

Все сюжеты связаны анекдотической, хотя правдивой, историей о том, как для парада маршалу Будённому готовили ретивого жеребца и, в конце концов, нацепив муляж и покрасив — «подсунули» проверенную кобылу.

В ролях

Съёмочная группа

Критика

Елена Плахова, «Сеанс», № 9, 1994

Дыховичный снимает „Прорву“ назло врагам и на зависть более юным „постмодернистам“ — картину, сразу становящуюся культовой для круга поклонников Гринуэя и прочих ценителей необарокко.

Александр Тимофеевский, Московские новости , № 26, 28 июня 1992 г.

Дыховичный не реконструирует время, а создаёт образ прошлого, нимало не смущаясь нарочитыми анахронизмами: действие происходит в тридцатые годы , вместе с тем у фонтана «Дружба народов», воздвигнутого в самом конце пятидесятых . ⟨…⟩ Две несовместимые реальности, « пырьевская » и « историческая », совмещаются в одну. Но в итоге не только прошлое обретает статус прошлого, но — что ещё важнее — миф обретает статус мифа.

Публикации сценария

  • «Зеркало для героя»: собрание сочинений Надежды Кожушаной в двух томах. — Т. 2: «Простое число» — СПб. : Центр культуры и просвещения «Сеанс», 2017. (В издание также вошла заявка на сценарий.)
  • «Прорва»: книга киносценариев Надежды Кожушаной / Вступление Ю. Норштейна. — СПб. : Издательство «Сеанс»; «Амфора», 2007. — (Энциклопедическая серия «Библиотека кинодраматурга»).
  • «Киносценарии»: журнал. — 1995. — № 1.

Призы и награды

  • 1992 — Кинопремия « Золотой овен »: в номинации «Открытие года» с формулировкой «За постоянство высокого художественного уровня» Надежде Кожушаной за сценарий к фильму
  • 1992 — Кинопремия « Ника » в номинации «Лучшая операторская работа» Вадиму Юсову
  • Фильм вошёл в двадцатку лучших фильмов мира за 1992 год [ источник не указан 1075 дней ]
  • 1992 — Приз кинопрессы «За лучший фильм», «За фильм, определяющий стиль года» — Ивану Дыховичному; «За лучшую женскую роль» — Уте Лампер
  • 1992 — Премия C.I.D.A.L.C., кинофестиваль французских фильмов в Шалоне (Вадиму Юсову)
  • Приз на кинофоруме в Ялте «Кино. XXI век».
  • 1993 — Кинофестиваль «Созвездие»: Приз за выдающуюся съёмку исполнителей (Вадиму Юсову)

Примечания

  1. Надежда Кожушаная, Иван Дыховичный. . Дата обращения: 13 января 2010. 21 июня 2009 года.
  2. . Дата обращения: 16 декабря 2015. Архивировано из 29 апреля 2015 года.
  3. 7 апреля 2010 года.

Ссылки

  • Надежда Кожушаная, Иван Дыховичный . .
  • .
Источник —

Same as Прорва (фильм)