Interested Article - Честертон, Гилберт Кит

Ги́лберт Кит Че́стертон ( англ. Gilbert Keith Chesterton ; 29 мая 1874 , Лондон , Англия , Великобритания 14 июня 1936 , Беконсфилд , Бакингемшир , Англия , Великобритания ) — английский писатель , поэт , философ , драматург , журналист , оратор , христианский деятель , иллюстратор , биограф и искусствовед конца XIX — начала XX веков , часто называемый «князем парадокса » . Свои произведения подписывал инициалами Г. К. Честертон ( англ. G. K. Chesterton ). Рыцарь-командор со звездой ватиканского ордена Святого Григория Великого (KC*SG). Первый Почётный председатель Детективного клуба ( 1930 1936 ).

Журнал Time отметил его стиль письма как «выворачивающий наизнанку пословицы , поговорки и аллегории » . Джордж Бернард Шоу , «дружественный враг» Честертона, назвал его «человеком колоссального гения». Некоторые биографы писателя называют его преемником таких викторианцев, как Мэтью Арнольд , Томас Карлейль , Джон Генри Ньюман и Джон Рёскин .

Гилберт Честертон также известен как автор детективных рассказов , главным героем которых стал католический священник отец Браун . Также известны апологетические произведения писателя, такие как « Orthodoxy » и « The Everlasting Man » .

Биография

Ранняя жизнь

Г. К. Честертон в 17 лет

Гилберт Кит Честертон родился на , Кенсингтон , Лондон , 29 мая 1874 года в семье Эдварда Честертона и его жены Марии Луизы, урождённой Грожан . Был крещён в англиканстве в возрасте одного месяца, хотя его семья была приверженцами унитарианства . Согласно автобиографии писателя, в молодости Честертон увлекся оккультизмом и вместе со своим братом Сесилом экспериментировал с доской для спиритических сеансов (т. н. уиджа ) .

Получил образование в , затем, намереваясь стать иллюстратором, обучался в . Также посещал литературные курсы в Университетском колледже Лондона , но не закончил обучение.

Семейная жизнь

Гилберт Честертон женился на британской поэтессе, композиторе и драматурге ( англ. Frances Blogg ; 1869 1938 ) в 1901 году. В этом браке писатель состоял до самой смерти 14 июня 1936 года. Честертон считал что Фрэнсис вернула его к англиканству , хотя позже, когда сам примкнул к католицизму , считал англиканство «бледной имитацией христианства ». Писатель стал католиком в 1922 году , во многом благодаря католическому священнику ( англ. John O'Connor ; 1870 1952 ), который стал прототипом честертоновского отца Брауна.

Писательство

В сентябре 1895 года 21-летний Честертон начал работать в лондонском издательстве «Redway», где он оставался в течение чуть более года . В октябре 1896 года перешел в издательство «T. Fisher Unwin» , где оставался до 1902 года . В этот период он также показал себя как независимый художественный и литературный критик . В 1902 начал вести критическую колонку в « », а в 1905 — еженедельную колонку в « The Illustrated London News », которую он вёл в течение следующих тридцати лет.

Честертон также проявил большой интерес и талант к изобразительному искусству . Он планировал стать художником , и его писательское видение показывает умение преобразовывать абстрактные идеи в конкретные и запоминающиеся образы. Даже в его беллетристике осторожно скрыты притчи .

Карикатура на Честертона авторства Макса Бирбома

Писатель любил спорить , часто вступая в дружеские публичные споры с такими людьми, как Джордж Бернард Шоу , Герберт Уэллс , Бертран Рассел и Клэренс Дэрроу . Согласно его автобиографии, он и Шоу изображали ковбоев в немом кинофильме , который так и не был выпущен в прокат . Большим другом Честертона был Хилер Беллок , с которым он тоже немало спорил. Также Гилберт Кит Честертон встречался с известным русским поэтом Николаем Гумилёвым во время пребывания того в Лондоне .

К моменту смерти Гилберт Кит Честертон был автором около восьмидесяти книг, нескольких сотен стихотворений , около двухсот рассказов, четырёх тысяч эссе и нескольких пьес . Он был литературным критиком, историком, драматургом, романистом, католическим богословом , философом и апологетом, участником дебатов. Писатель был обозревателем « Daily News », « The Illustrated London News » и его собственной газеты « G. K. Weekly »; также он писал статьи для « Британской энциклопедии », включая статьи о Чарльзе Диккенсе и юморе в 14-м издании (1929). В 1935 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе .

Одним из самых известных персонажей, созданных Честертоном, стал священник отец Браун, герой детективных рассказов; вероятно, самый известный роман Гилберта Честертона — « Человек, который был Четвергом ». Писатель был убеждённым христианином задолго до того, как официально перешёл в католицизм, и христианские темы, символика и притчи появляются во многих его произведениях. В Соединённых Штатах Америки его труды о дистрибутизме были популяризированы журналом « American Review ».

Сочинения Честертона неизменно демонстрировали остроумие и чувство юмора. Он использовал парадокс , серьёзно комментируя мир, правительство , политику , экономику , философию , теологию и многие другие темы .

Внешний вид

Гилберт Кит Честертон обладал крупной фигурой: рост писателя составлял 1 метр 93 сантиметра, вес — 130 килограммов. Его обхват талии породил знаменитый анекдот: во время Первой Мировой Войны к Честертону подходит дама и спрашивает «Почему вы не на фронте?», на что Честертон отвечает: «Если вы зайдёте со стороны, то увидите, что я вполне себе там» . В другой раз между писателем и Джорджем Бернардом Шоу произошёл следующий диалог :

– Посмотрев на вас, можно подумать, что Англия голодает, – сказал Честертон
– Зато глядя на вас, можно подумать, что вы в этом виноваты, – ответил Шоу

Сэр Пелам Гренвилл Вудхаус однажды отреагировал на громкий шум словами «Будто Честертон на лист железа рухнул!» .

Гилберт Честертон обычно носил плащ и помятую шляпу, в руке у него была трость, во рту сигара. У писателя была склонность забывать, куда он должен был идти. Сообщается, что однажды он несколько раз посылал телеграмму своей жене Фрэнсис с текстом «Нахожусь на Харборо . Куда я должен идти?», на что Фрэнсис ответила: «Домой» (сам Честертон пересказывает эту историю в XVI главе своей автобиографии, опуская ответ жены). В связи с этими случаями и с тем, что в детстве Честертон был очень неуклюж, некоторые люди считают, что у него была диспраксия развития.

Радио

В 1931 году Честертон согласился на предложение « Би-би-си » дать серию радиопередач. Однако с 1932 года и до самой смерти Честертон проводил в рамках радиовещания более сорока бесед в год. Он вёл беседы в интимном ключе, во многом благодаря поощрявшейся импровизации над сценариями и присутствию жены и личного секретаря во время передачи .

Передачи Честертона были очень популярны. После смерти писателя в 1936 году представитель «Би-би-си» заметил, что «через год или два голос Честертона стал бы доминирующим в радиовещании» .

Смерть

Телеграмма, отправленная кардиналом Эуджением Пачелли (будущий Пий XII ) от имени Пия XI народу Англии после известия о смерти Честертона

Гилберт Кит Честертон умер от застойной сердечной недостаточности утром 14 июня 1936 года в своем доме в Беконсфилде , Бакингемшир , где он жил вместе с женой и приёмной дочерью. Его последние слова были приветствием супруги.

Проповедь на панихиде Гилберта Честертона в Вестминстерском соборе , проходящей 27 июня 1936 года, читал Рональд Нокс . Нокс сказал: «Всё наше поколение выросло под влиянием Честертона настолько, что мы даже не замечаем, когда начинаем думать о нём» . Также Нокс стал автором эпитафии на надгробии Честертона:

«Со мной он плакал», — Браунинг сказал,

«Со мной смеялся», — Диккенс подхватил,
«Со мною, — Блейк заметил, — он играл»,
«Со мной, — признался Чосер , — пиво пил»,

«Со мной, — воскликнул Коббет , — бунтовал»,
«Со мною, — Стивенсон проговорил, —
Он в сердце человеческом читал»,
«Со мною, — молвил Джонсон , — суд вершил».

А он, едва явившийся с земли,
У врат небесных терпеливо ждал,
Как ожидает истина сама,

Пока мудрейших двое не пришли.
«Он бедных возлюбил», — Франциск сказал,

«Он правде послужил», — сказал Фома .

Писатель был похоронен в Беконсфилде на католическом кладбище. Состояние Честертона во время процесса официального вступления в силу его завещания было оценено в 28 389 фунтов, что эквивалентно 1 894 691 фунтов в 2018 .

Ближе к концу жизни Гилберта Честертона Папа Пий XI наделил его статусом рыцаря-полководца звезды Папского ордена Святого Григория Великого (KC*SG). Честертоновское Общество предложило беатифицировать писателя , однако предложение было отклонено из-за отсутствия почитания Честертона как святого, отсутствия в его жизни «линии святости» и возможности того, что писатель был антисемитом . Гилберт Честертон был упомянут в литургии Епископальной Церкви от 13 июня .

Фрэнсис Блогг, жена Гилберта Кита Честертона с 1901 года , пережила мужа на 2 года и умерла 12 декабря 1938 года в возрасте 69 лет.

Взгляды и современники

Карикатура Честертона на самого себя, иллюстрирующая лозунг « Три акра и корова »

Авторский стиль Честертона, по мнению некоторых аналитиков , представляет собой соединённые воедино стиль Чарльза Диккенса, Оскара Уайльда и Джорджа Бернарда Шоу .

Однако стиль и мышление Честертона были его собственными, и его выводы часто противоречили выводам Оскара Уайльда и Джорджа Бернарда Шоу, с которыми он был знаком лично. В своей книге « Heretics » Честертон говорит об Уайльде так :

Этот самый урок пассивного поиска удовольствий преподал внушительный и унылый Оскар Уайльд. Это религия «Лови момент». Но эта «религия» — не о счастливых людях, а об несчастных. Великая радость состоит не в том, чтобы собирать розы, пока это возможно; великая радость узреть бессмертную розу Данте

Более кратко и наиболее приближенно к стилю Уайльда он пишет в « Orthodoxy » о символических жертвоприношениях за дар творения:

Оскар Уайльд сказал, что мы не ценим закаты, так как не можем платить за них. Но Оскар Уайльд ошибся: мы можем заплатить за закаты. Мы можем заплатить за них, не будучи Оскаром Уайльдом.

Гилберт Кит Честертон и Джордж Бернард Шоу были известными друзьями, наслаждавшиеся своими спорами, дебатами и дискуссиями . Хотя они редко сходились в едином мнении, оба всерьёз воспринимали друг друга. Однако в своём творчестве Честертон очень ясно высказался о том, в чём они расходятся и почему. В « Heretics » он пишет :

После долгих лет упреков многих по поводу того, что они не прогрессируют в своих начинаниях, господин Шоу сделал сомнительное заявление, что любой двуногий человек может прогрессировать при должном подходе. Усомнившись в том, что человечество может сочетаться с прогрессом, многие предпочли бы отказаться от прогресса как такового и остаться с себе подобными. Господин Шоу, которому не так-то легко угодить, решает бросить человечество со всеми его ограничениями и идти в ногу с прогрессом ради него самого. Когда человек, каким мы его знаем, неспособен понять философию прогресса, господин Шоу просит не о новом виде философии, а о новом виде человека. Это сопоставимо с тем, когда медсестра несколько лет кормит пациента отвратной едой, а обнаружив это, не приносит чего-нибудь получше, а выкидывает старого пациента в окно и требует нового, надеясь на более удачный исход.

Шоу представлял новую школу мысли, модернизм, который был популярен в то время. С другой стороны, взгляды Честертона все больше фокусировались на церкви. В «Orthodoxy» он пишет :

Поклонение является отрицанием воли. Если Бернард Шоу подойдет ко мне и скажет: «Что-то будет», это будет равносильно тому, если бы он сказал: «Я не против того, чем вы занимаетесь» или «Я не в силах ничего поделать в данном случае».

Аргументация того времени была названа Честертоном «необычной» и подразумевала, что многие философы и мыслители, несмотря на свой ум и образованность, иной раз говорили бессмысленно. Это ещё раз иллюстрируется в «Orthodoxy» :

...Таким образом, когда мистер Уэллс говорит (а это имело место быть), что «все стулья совершенно разные», он не искажает реальность, а противоречит ей. Если бы все стулья действительно бы были «совершенно разными», их нельзя было бы обобщить во «все стулья».

Или, опять же, из «Orthodoxy» :

Дикое поклонение беззаконию и материалистическое почитание закона заканчиваются в одной пустоши. Ницше масштабирует высоты, но в конечном итоге оказывается на вершине Тибета. Он сидит рядом с Толстым в стране пустоши и нирваны. И оба они беспомощны — один не может ничего взять, другой — отпустить. Безвольность Толстого обусловлена буддийским предрассудком, будто все действия - зло, тогда как безвольность Ницше объясняется его взглядами на то, что все действия хороши, из чего следует, что ни одно действие не является особенным. Они оба стоят на перекрёстке дорог и один ненавидит эти пути, другой же их почитает. Результат их действий ясен — они стоят на перекрёстке дорог.

Честертон отвергает как прогрессивизм , так и консерватизм , говоря: « весь современный мир разделился на консерваторов и прогрессистов. Призвание прогрессистов — продолжать делать ошибки; консерваторов — не допустить их решения ». Писатель был членом Фабианского общества , но ушёл из него во время Англо-бурской войны .

Другим современником и другом Честертона со школьных времён был Эдмунд Клерихью Бентли , изобретатель юмористической стихотворной биографии «клерихью». Сам Честертон также написал несколько клерихью и проиллюстрировал первый опубликованный сборник клерихью своего друга, « Biography for Beginners » (1905), который популяризировал форму «клерихью». Честертон также был крёстным отцом сына Бентли, Николаса Клерихью Бентли ( англ. Nicolas Clerihew Bentley ; 1907 1978 ). Свой роман « Человек, который был Четвергом » Честертон начинает посвящением Эдмунду Бентли.

Обвинения в антисемитизме

Честертон столкнулся с обвинениями в антисемитизме ещё при жизни. Он указывает на это, например, в главе 13 « The New Jerusalem »: « Это было что-то, за что меня и моих друзей упрекали и даже обвиняли ».

Большую роль в обвинениях в антисемитизме сыграл скандал Маркони. Высокопоставленные министры в либеральном правительстве тайно извлекали выгоду из передовых знаний о сделках, касающихся беспроводной телеграфии , и начались разговоры о том, что некоторые из ключевых лиц были евреями . По словам историка Тодда Эндельмана, который назвал Честертона одним из самых ярких юдофобов , «травля евреев во время Англо-бурской войны и скандал с Маркони была связана с более широким протестом, организованным в основном радикальным крылом Либеральной партии , против растущей видимости успешных бизнесменов-евреев и их вызова тому, что считалось традиционными английскими ценностями» .

В исторической работе « A Short History of England » (1917) Честертон рассматривает указ Эдуарда I от 1290 года , которым король изгоняет всех евреев из королевства. Честертон пишет, что популярное восприятие еврейских ростовщиков вполне могло заставить подданных Эдуарда считать его «нежным отцом своего народа» из-за «нарушения правил, которыми правители поддерживали богатство банкиров». Писатель также указал на тот факт, что евреи, «чувствительные и высоко развитые люди», которые «были капиталистами эпохи, люди с богатством, готовым к использованию», могли бы законно жаловаться на то, что «христианские короли и дворяне, и даже священники, использовали для своих христианских целей (к примеру, Крестовые походы) деньги, которые могли быть заработаны только ростовщиками; а затем, когда наступили худшие времена, евреев отдали на растерзание беднякам» .

В « The New Jerusalem » Честертон выделил главу для « еврейской проблемы »: «смысл в том, что евреи не имели своей родины и жили как иностранцы в странах, где всегда являли меньшинство» . Гилберт Честертон писал, что антисемитизм…

…Всегда называли антисемитизмом, хотя более корректным термином было бы «сионизм». Я и мои друзья имели в этом вопросе своего рода политику, которая сводилась к тому, чтобы дать евреям достоинство и статус отдельной нации. Мы хотели, чтобы евреи хоть каким-то способом и по мере возможностей были названы евреями, чтобы они жили в еврейском обществе, чтобы евреи судили их и управляли ими. Я антисемит, если это антисемитизм. Но гораздо правильнее называть это семитизмом.

Там же, в « The New Jerusalem », он предложил «мысленный эксперимент», называя это также как «притчу» и «легкомысленную задачку». Согласно «эксперименту», евреи должны были быть допущены к любой роли в английском обществе при условии, что будут носить ярко выраженную ближневосточную одежду, поскольку «дело в том, что мы должны знать, где мы находимся; и они будут знать, где находятся, — в чужой стране».

Честертон, подобно своему другу Хилэру Беллоку , открыто выразил отвращение к правлению Адольфа Гитлера, только оно успело начаться . Об этом также в своём отзыве о покойном Честертоне в 1937-м упоминал реформистский раввин и сионистский лидер Стивен Уайз (1874—1949) :

Когда пришел гитлеризм, он [Честертон] одним из первых заговорил со всей прямотой и откровенностью великого и недрогнувшего духа. Благословение его памяти!

В « The Truth about the Tribes » Честертон раскритиковал немецкие расовые теории, написав, что « сущность нацистского национализма состоит в том, чтобы сохранить чистоту расы на континенте, где все расы нечисты » .

Историк Саймон Майерс указывает на то, что Честертон в таких своих работах, как « The Crank », « The Heresy of Race » и « The Barbarian as Bore » идёт против концепции расового превосходства и выступает с критикой псевдонаучных расовых теорий, говоря, что подобное сродни новой религии. В « The Truth about the Tribes » Честертон писал: « проклятие расовой религии состоит в том, что она делает каждого отдельного человека священным образом, которому он поклоняется. Его собственные мощи — священная реликвия; его собственная кровь — та же кровь святого Януария ». Майерс пишет, что, несмотря на свою враждебность к нацистскому антисемитизму, Честертон заявлял, что «гитлеризм» являл собой форму иудаизма и что евреи были частично ответственны за расовую теорию. В « The Judaism of Hitler », а также в « A Queer Choice » и « The Crank », Честертон придавал большое значение тому факту, что само понятие «избранная раса» имело еврейское происхождение; там же он писал, что « если в гитлеризме и есть что-то выдающееся, так это его еврейство» и «новый нордический человек имеет все худшие недостатки худших евреев: ревность, жадность, манию заговора и, прежде всего, веру в Избранную расу ».

Майерс также указывал, что Честертон изображал евреев как отличающихся не только культурно и религиозно, но и расово. В « The Feud of the Foreigner » он писал, что еврей — « иностранец, гораздо более удалённый от нас, чем баварец от француза; мы разделены тем же типом разделения, что и между нами и китайцем или индусом. Мы не только не принадлежим к одной расе, но никогда таковыми и не были ».

В « The Everlasting Man », между рассуждениями о человеческих жертвоприношениях, Честертон также предположил, что средневековые истории о убивающих детей евреях были искажением подлинных случаев поклонения Дьяволу .

Американское Честертоновское общество посвятило отдельный номер издаваемого им журнала «Gilbert» защите Гилберта Честертона от обвинений в антисемитизме .

Отношение к евгенике

После принятия (англ.) Честерстон сформулировал критику евгеники в книге («Евгеника и другое зло») . Наличие призывов о принудительной стериализации «умственно отсталых», а также получившей распространение идеи об изоляции данной категории людей, препятствующей возможности иметь потомство, вызывало неприятие у Честертона, указавшего в том числе на возможное произвольное применение:

Не только открыто говорят, но и с энтузиазмом убеждают, что целью этой меры является пресечение возможности жениться и иметь детей каждого, кого эти пропагандисты не считают достаточно разумным. Любой угрюмый бродяга, робкий чернорабочий, чудаковатый крестьянин может быть с лёгкостью помещён в условия, предназначенные для одержимых убийством маньяков. Таково положение вещей; и в этом вся суть. … Но мы уже находимся во власти Евгенического Государства; и не остаётся ничего, кроме как восстать.

Честертон считал эти идеи бессмысленными, «дающими право карать и отправлять в рабство своих же сограждан в качестве химического эксперимента»(«…;as if one had a right to dragoon and enslave one’s fellow citizens as a kind of chemical experiment;…») . Честертон также высмеивал предположение, что бедность является результатом неудачного размножения:

Третьим доказательством выступает вызывающая недоумение склонность с недавних пор считать бедных расой, как будто они являются колониями японцев или китайских кули . … Бедные — это не раса, и даже не тип. Бесмысслено говорить об их выведении, так как они не являются породой. Беспристрастным будет признать факт того, что они, как описал Диккенс: «корзина, куда попадают из-за личных происшествий», униженного достоинства, и зачастую потерянной знатности .

Забор Честертона (Ограда Честертона)

Забор Честертона является выражением подхода к возможным реформам или изменениям, сходным с . В главе 4 («The Drift from Domesticity») вышедшего в 1929 году сборника эссе «Истина: Почему я католик» («The Thing: Why I am a Catholic») этот аргумент сформулирован следующим образом:

В вопросе направленных преобразований, в отличие от деформаций, существует один простой и очевидный принцип, который даже можно назвать парадоксом. Допустим, существует конкретный закон или институт , для простоты примера забор или ворота, расположенные поперёк дороги. Современный тип реформатора, с энтузиазмом предлагает: «Я не вижу никакой пользы от этого; давайте уберём его с дороги». На что более разумный реформатор способен ответить: «Если вы не видите пользы от этого сооружения, я точно не могу позволить вам избавиться от него. Найдите время и подумайте. Только затем, когда вы вернётесь и сможете объяснить мне, что вы видите применение ему, возможно, я позволю вам исполнить ваше намерение».

Произведения

см. Библиография Гилберта Кийта Честертона

Примечания

  1. (англ.) // Encyclopædia Britannica : a dictionary of arts, sciences, literature and general information / H. Chisholm — 11 — New York City, Cambridge: University Press , 1911. — Vol. 6. — P. 111—112.
  2. G.K. Chesterton // (англ.)
  3. Честертон Гилберт Кит // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. Deutsche Nationalbibliothek Record #118520393 // (нем.) — 2012—2016.
  5. "Obituary", , 17 June 1936
  6. Douglas, J. D. (англ.) // (англ.) : magazine. — 1974. — 24 May. 1 ноября 2014 года.
  7. , Time , 11 October 1943, Архивировано из 23 мая 2013 , Дата обращения: 24 октября 2008
  8. , p. 485.
  9. O'Connor, John. (неопр.) . — Frederick Muller Ltd., 1937. 3 апреля 2013 года.
  10. .
  11. Simkin, John . Spartacus Educational . Дата обращения: 22 сентября 2019. 4 февраля 2015 года.
  12. Haushalter, Walter M. (1912), , The University Magazine , XI : 236 – via Internet Archive
  13. , .
  14. wadecenterblog. (англ.) . Off the Shelf (15 апреля 2016). Дата обращения: 5 февраля 2022. 5 февраля 2022 года.
  15. "GK Chesterton's Conversion Story", ( World Wide Web log) , March 2007, из оригинала 17 октября 2010 , Дата обращения: 18 сентября 2010 .
  16. , p. 41.
  17. Chesterton, G. K. (1911), , The Innocence of Father Brown , London: Cassell & Company, Ltd., p. 118
  18. Do We agree? A Debate between G. K. Chesterton and Bernard Shaw, with Hilaire Belloc in the Chair , London: C. Palmer, 1928
  19. . American Chesterton Society. Дата обращения: 21 мая 2014. 21 мая 2014 года.
  20. . Clarence Darrow digital collection . . Дата обращения: 21 мая 2014. Архивировано из 21 мая 2014 года.
  21. Chesterton, G. K. (1936), Autobiography , London: Hutchinson & Co., Ltd., pp. 231—235
  22. Bridges, Horace J. (1914). In: Ethical Addresses. Philadelphia: The American Ethical Union, pp. 21-44.
  23. Caldecott, Stratford (1999). «Was G.K. Chesterton a Theologian?,» The Chesterton Review . (Rep. by от 13 июля 2013 на Wayback Machine .)
  24. Douglas, J. D. от 20 апреля 2016 на Wayback Machine Christianity Today , 8 January 2001.
  25. Gray, Robert. от 10 июня 2013 на Wayback Machine The American Conservative , 23 March 2009.
  26. Wilson, A. N. (1984), Hilaire Belloc , London: Hamish Hamilton, p. 219
  27. Cornelius, Judson K. Literary Humour (неопр.) . — Mumbai: St Paul's Books. — С. 144. — ISBN 978-81-7108-374-9 .
  28. (1972), The World of Mr. Mulliner , Barrie and Jenkins, p. 172 .
  29. , chapter XV.
  30. .
  31. . Catholic Authors . Дата обращения: 22 сентября 2019. 11 мая 2011 года.
  32. Lauer, Quentin (1991), G.K. Chesterton: Philosopher Without Portfolio , New York City, NY: Fordham University Press, p. 25
  33. . Дата обращения: 21 июля 2015. 17 февраля 2017 года.
  34. Barker, Dudley (1973), G. K. Chesterton: A Biography , New York: Stein and Day, p. 287
  35. Antonio, Gaspari. (англ.) // Zenit: The World Seen from Rome : journal. — Rome, 2009. — 14 July. 15 июня 2010 года.
  36. . KATOLIK.ru. Дата обращения: 23 сентября 2019. 23 сентября 2019 года.
  37. СКГ. . sib-catholic.ru. Дата обращения: 23 сентября 2019. 23 сентября 2019 года.
  38. (англ.) . www.romereports.com. Дата обращения: 23 сентября 2019. 15 октября 2016 года.
  39. . Дата обращения: 23 сентября 2019. 23 сентября 2019 года.
  40. . pravlife.org. Дата обращения: 23 сентября 2019. 23 сентября 2019 года.
  41. . www.catholicculture.org. Дата обращения: 23 сентября 2019. 2 августа 2019 года.
  42. Kiefer, James . The Lectionary . Charles Wohlers. Дата обращения: 22 сентября 2019. 13 марта 2015 года.
  43. , .
  44. , .
  45. , .
  46. , .
  47. . dmu.ac.uk . Дата обращения: 22 сентября 2019. 8 августа 2007 года.
  48. "The Blunders of Our Parties", Illustrated London News , 19 April 1924 .
  49. Holroyd, Michael. Bernard Shaw Vol 2 (неопр.) . — London: (англ.) , 1989. — С. 214. — ISBN 978-0701133504 .
  50. Frances Donaldson. (неопр.) . — Bloomsbury Publishing , 2011. — С. 51. — ISBN 9781448205547 .
  51. Todd M. Endelman. (неопр.) . — 2002. — С. 155. — ISBN 9780520227194 .
  52. (2010), , Oxford University Press, p. 422 .
  53. Chesterton, G. K. (1917), A Short History of England , Chatto and Windus, pp. 108—109
  54. , .
  55. (англ.) . Literary Giants, Literary Catholics (неопр.) . — San Francisco: Ignatius Press , 2005. — С. 95. — ISBN 978-1-58617-077-6 .
  56. , .
  57. , Volume 5, Ignatius Press , 1987, page 593
  58. Simon Mayers. (англ.) . — 2013. — P. 85—87. — ISBN 9781490392462 .
  59. G. K. Chesterton. The Everlasting Man (неопр.) . — Mineola, NY: Dover publications, 2007. — С. 117.
  60. от 29 апреля 2014 на Wayback Machine by Dale Ahlquist.
  61. Gilbert Keith Chesterton. . — London, UK : Cassell and Company, Ltd, 1922.
  62. Chesterton, G. K. (1929). от 6 ноября 2018 на Wayback Machine In: The Thing. London: , p. 35.

Литература

  • Ahlquist, Dale (2012), The Complete Thinker: The Marvelous Mind of G.K. Chesterton , Ignatius Press , ISBN 978-1-58617-675-4 .
  • ——— (2003), G.K. Chesterton: Apostle of Common Sense , Ignatius Press , ISBN 978-0-89870-857-8 .
  • Belmonte, Kevin (2011). Defiant Joy: The Remarkable Life and Impact of G.K. Chesterton. Nashville, Tenn.: Thomas Nelson.
  • Blackstock, Alan R. (2012). The Rhetoric of Redemption: Chesterton, Ethical Criticism, and the Common Man . New York. Peter Lang Publishing.
  • Braybrooke, Patrick (1922). . London: Chelsea Publishing Company.
  • (1937). The Laughing Prophet: The Seven Virtues And G. K. Chesterton . London: Methuen & Co., Ltd.
  • Campbell, W. E. (1908). The Catholic World, Vol. LXXXVIII, pp. 769—782.
  • Campbell, W. E. (1909). The Catholic World, Vol. LXXXIX, No. 529, pp. 1-12.
  • (1908). London: Alston Rivers (Rep. by , 1909).
  • Clipper, Lawrence J. (1974). G.K. Chesterton. New York: Twayne Publishers.
  • Coates, John (1984). Chesterton and the Edwardian Cultural Crisis . Hull University Press.
  • Coates, John (2002). G.K. Chesterton as Controversialist, Essayist, Novelist, and Critic . N.Y.: E. Mellen Press
  • Conlon, D. J. (1987). G.K. Chesterton: A Half Century of Views . Oxford University Press.
  • Cooney, A (1999), G.K. Chesterton, One Sword at Least , London: Third Way, ISBN 978-0-9535077-1-9 .
  • (2001) [1989], Gilbert: The Man who was G.K. Chesterton , Vancouver: Regent College Publishing, ISBN 9781573831956 , OCLC {{ citation }} : Недопустимый |ref=harv ( справка ) .
  • Corrin, Jay P. (1981). G.K. Chesterton & Hilaire Belloc: The Battle Against Modernity. Ohio University Press.
  • Ervine, St. John G. (1922). In: Some Impressions of my Elders. New York: The Macmillan Company, pp. 90-112.
  • Ffinch, Michael (1986), G.K. Chesterton , Harper & Row .
  • (2012). The Atlantic .
  • Herts, B. Russell (1914). In: Depreciations. New York: Albert & Charles Boni, pp. 65-86.
  • Hollis, Christopher (1970). The Mind of Chesterton . London: Hollis & Carter.
  • Hunter, Lynette (1979). G.K. Chesterton: Explorations in Allegory . London: Macmillan Press.
  • (1986). Chesterton: A Seer of Science. University of Illinois Press.
  • (1986). «Chesterton’s Landmark Year.» In: Chance or Reality and Other Essays. University Press of America.
  • (1947). Paradox in Chesterton. New York: .
  • (2011), G. K. Chesterton: A Biography , Oxford: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-960128-8
  • (2011). The New Criterion, Vol. XXX, p. 26.
  • (1971). Modern Age, Vol. XV, No. 1, pp. 6-16.
  • Knight, Mark (2004). Chesterton and Evil. Fordham University Press.
  • Lea, F.A. (1947). «G. K. Chesterton.» In: Donald Attwater (ed.) Modern Christian Revolutionaries. New York: Devin-Adair Co.
  • McCleary, Joseph R. (2009). The Historical Imagination of G.K. Chesterton: Locality, Patriotism, and Nationalism . Taylor & Francis.
  • McLuhan, Marshall (1936), "GK Chesterton: A Practical Mystic", Dalhousie Review , 15 (4) .
  • McNichol, J. (2008), The Young Chesterton Chronicles , vol. Book One: The Tripods Attack!, Manchester, NH: Sophia Institute, ISBN 978-1-933184-26-5 .
  • Oddie, William (2010). Chesterton and the Romance of Orthodoxy: The Making of GKC, 1874—1908. Oxford University Press.
  • (1922). In: Readers and Writers (1917—1921). London: George Allen & Unwin, pp. 155—161.
  • Oser, Lee (2007). The Return of Christian Humanism: Chesterton, Eliot, Tolkien, and the Romance of History . University of Missouri Press.
  • Paine, Randall (1999), The Universe and Mr. Chesterton , Sherwood Sugden, ISBN 978-0-89385-511-6 .
  • (1997), Wisdom and Innocence – A Life of GK Chesterton , Ignatius Press , ISBN 978-0-89870-700-7 .
  • Peck, William George (1920). In: From Chaos to Catholicism. London: George Allen & Unwin, pp. 52-92.
  • Raymond, E. T. (1919). In: All & Sundry. London: T. Fisher Unwin, pp. 68-76.
  • (2000). Schall on Chesterton: Timely Essays on Timeless Paradoxes. Catholic University of America Press.
  • Scott, William T. (1912). Cincinnati: Jennings & Graham.
  • Seaber, Luke (2011). G.K. Chesterton’s Literary Influence on George Orwell: A Surprising Irony . New York: Edwin Mellen Press.
  • (1971). "Chesterbelloc and the Jews, " The New York Review of Books, Vol. XVII, No. 3.
  • Shuster, Norman (1922). In: The Catholic Spirit in Modern English Literature. New York: The Macmillan Company, pp. 229—248.
  • (1917). In: Six Major Prophets. Boston: Little, Brown and Company, pp. 129—189.
  • (1921). The Catholic World, Vol. CXIII, No. 678, pp. 163—168.
  • Stapleton, Julia (2009). Christianity, Patriotism, and Nationhood: The England of G.K. Chesterton . Lanham, MD: Lexington Books.
  • Sullivan, John (1974), G.K. Chesterton: A Centenary Appraisal , London: Paul Elek, ISBN 978-0-236-17628-1 .
  • (1920). Nouvelle Librairie National.
  • (1944), , .
  • (1952). Return to Chesterton, London: Sheed & Ward.
  • West, Julius (1915). London: Martin Secker.
  • Williams, Donald T (2006), Mere Humanity: G.K. Chesterton, CS Lewis, and JRR Tolkien on the Human Condition .

Ссылки

  • (англ.) — официальный сайт Американского Честертоновского общества
  • в проекте «Гутенберг»
  • на портале HathiTrust
  • — статьи Честертона в периодических изданиях с критическими аннотациями
  • [www.belousenko.com/wr_Chesterton.htm Честертон в библиотеке А. Белоусенко]
  • на сайте « Лаборатория Фантастики »
Источник —

Same as Честертон, Гилберт Кит