Бутлег
(
англ.
bootleg
) — аудио- и видеозаписи, составленные и распространяемые без разрешения правообладателя. Выражение происходит от
жаргонного
названия подпольной торговли спиртными напитками во времена «
сухого закона
» в США в 1920-х — 1930-х гг.
Бутлег следует отличать от
пиратских копий
— несанкционированных копий легально выпущенной продукции.
Часто бутлеги являются нелегальными изданиями, однако некоторые музыкальные коллективы разрешают, например, некоммерческое распространение своих концертных записей или любительских ремиксов. Это привело к тому, что
коллекционеры
легально обмениваются копиями таких бутлегов по почте (сперва на
аудиокассетах
, затем на
CD-R
,
DVD-R
) и через
Интернет
.
Одним из первых известных бутлегов считается двойной альбом 1969 года, известный как «The Great White Wonder», на котором представлены фрагменты совместных студийных сессий
Боба Дилана
и группы
The Band
. Личности его издателей скрыты за именами
Ken
и
Dub
. Популярность бутлега вынудила лейбл
Columbia Records
в 1975 году официально издать эту запись под названием «Basement Tapes» («записи из подвала»).
Виды бутлегов
Концертные записи. По способу произведения записи различают более качественную запись с микшерного пульта («
soundboard
») и, зачастую менее качественную, запись, сделанную в зале на один
микрофон
с помощью портативного записывающего устройства («
audience
»). В 1990-х годах, когда стали широко распространены и доступны портативные устройства для звукозаписи (
мини-диск
,
DAT
), позволяющие сделать относительно качественную запись на небольшой (и не бросающийся в глаза) микрофон, существенно возросло количество бутлегов такого рода.
Записи музыкальных радиопрограмм или телепрограмм.
Студийные сессии и
(
англ.
) (песни или версии песен, не попавшие на номерные издания).
Неофициальные сборники материала, ранее издававшегося на альбомах (например, серия «
Архив популярной музыки
»
).
Записи других исполнителей или проектов, выдаваемые за альбом какого-либо исполнителя. Возможны два варианта:
Сторонний альбом, представленный как альбом исполнителя. Примеры — альбом «Tibet» проекта Waterbone, представленный как новый релиз Deep Forest с названием «Waterbone Tibet»; альбом голландского проекта Erotic Dreams — «Temple of Love» (1998), в 2005 году выпущенный пиратами как новый альбом проекта
Enigma
— «Erotic Dreams». В таких случаях исходный материал издаётся без всяких изменений, пираты лишь меняют обложку и, в некоторых случаях, названия треков. Бывает, доходит до абсурда, как, например, альбом шведской группы
Tribal Ink
, изданный пиратами как альбом
Linkin Park
— Erection. Пиратский «альбом
Prodigy
» Castbreeder — на самом деле компиляция треков из разных альбомов коллективов
Junkie XL
и
Lunatic Calm
.
[
источник не указан 1813 дней
]
«Новый альбом» компилируется из треков самых различных исполнителей. Треки не только получают новые названия (как, например, в распространённом бутлеге проекта
Era
— «Infinity»), но и подвергаются существенным изменениям: на них накладывают посторонние семплы, их разрезают, и сводят в единое произведение части разных композиций. Самый известный бутлег такого типа — альбом «Metamorphosis»
, введший в заблуждение сотни тысяч слушателей, ожидавших релиз четвёртого альбома проекта
Enigma
. Ещё один известный пример — альбом Blackmore’s Kingdom, который пираты выдавали за новый альбом группы
Blackmore's Night
. На самом деле диск содержал всего три инструментальных композиции
Ричи Блэкмора
, все остальные треки были взяты с альбомов
и
.