Карнавал в Майнце
- 1 year ago
- 0
- 0
Карнава́л (из фр. саrnаval от итал. саrnevalе от лат. сarrus navalis «повозка-корабль»; в народной этимологии от позднелат. саrnе «мясо» + vale «прощай») — праздник, связанный с переодеваниями , маскарадами и красочными шествиями , отмечаемый перед Великим постом . Аналогичен восточнославянской Масленице или Мясопусту у славян-католиков . Распространён в основном в католических странах. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.
Некоторые исследователи возводят карнавал к римским сатурналиям . Подъём карнавальной культуры в Западной Европе связан с развитием городов в высоком Средневековье . В XII веке регистрируются первые упоминания о городском «народно-религиозном» Празднике дураков и (входящем в него) Празднике Осла , которые рассматриваются историками как предшественники позднейших карнавалов.
Первые карнавалы появились в Италии — Венецианский карнавал , где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции , позже всего — в Германии : Майнце , Дюссельдорфе и Кёльне .
Происхождение слова «карнавал» однозначно не выяснено, предполагается связь либо с итальянским словом «carne» (мясо), либо с «carrus» (повозка) .
Сторонники происхождения от «carni» указывают на варианты этого слова в , утверждая, что источником являются слова carne levare «удалять мясо», запрещённое в Пост .
Существует версия происхождения от римского названия фестиваля — «carrus navalis» .
Народная этимология — происхождение слова от carne vale «прощание с мясом» (ср. мясопуст ).
Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений.
Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.
В каждом городе карнавал развивался по определённому сценарию, сложившемуся за многие годы. Во главе карнавала обычно стояли городские купеческие корпорации . Например, устроителем масляничного карнавала в Нюрнберге традиционно являлась корпорация мясников, а во Франции — виноделов .
Самый знаменитый карнавал в мире проводится в Рио-де-Жанейро . На этот широкомасштабный праздник, тщательно готовящийся в течение года и включающий оценку по конкурсной системе выступлений специальных крупных команд, в Бразилию съезжаются туристы со всего мира.
В прирейнских городах Германии, таких как Кёльн и Дюссельдорф, карнавал связан со множеством ритуалов. Карнавал там является завершением «пятого времени года», которое начинается 11 ноября в 11 часов 11 минут (11.11. 11:11) . Затем создаётся карнавальный комитет, который выбирает принца, крестьянина и девушку (Prinz, Bauer und Jungfrau). Все трое всегда играются мужчинами. Вершина карнавала — карнавальное шествие в первый понедельник поста — Rosenmontag. Сходная традиция существовала в 1920—1938 гг. в Великобритании, где была приурочена ко Дню Перемирия [ источник не указан 3664 дня ] .
Известны придворные петровские и екатерининские российские карнавалы. В современной России, на манер западно-европейских, карнавалы устраиваются в некоторых городах во время шествий, как одна из частей празднования Дня города, отдельные гражданские массовые карнавалы проводятся в Санкт-Петербурге — Пушкине ( ), Иркутске ( ), Самаре ( Самарский карнавал ), Геленджике (карнавал «Геленджику улыбается Солнце»), Новосибирске ( Монстрация ).
Города Европы (в том числе некоторые российские), проводящие традиционные карнавалы, объединяет Ассоциация европейских карнавальных городов ( ).
Подробное описание карнавала имеется в романе Франсуа Рабле « Гаргантюа и Пантагрюэль » .
Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы . Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи упиваются вином и вместе с народом своевольствуют» .