Interested Article - Повивальная бабка
- 2021-04-15
- 2
Повивальная бабка , или Повитуха ( приёмница, пупорезка, пуповязница ; серб. бабица ) — женщина, чья роль заключается в том, чтобы помочь ребёнку появиться на свет. Этим словом в России до начала XX века называли акушерок.
Одна из древнейших отраслей народной медицины , оставалась чрезвычайно распространённой до возникновения акушерства .
Иногда это занятие было наследственным, подчас совмещалось с ролью знахарки . Повитуха являлась главным персонажем родильного обряда , также руководила всей внехрамовой обрядностью крещения ребёнка.
В Российской империи
Выбор повитухи
Правила выбора повитухи зависят от местной традиции: в некоторых случаях всё село обращается к одной и той же женщине, обладающей репутацией « знающей », в других зовут к роженице кого-либо из родственниц или свойственниц. При таком подходе любая женщина может и даже обязана стать хотя бы раз в жизни повивальной бабкой: так, в Могилёвской области женщина, никогда не принимавшая родов, становится предметом насмешек своих товарок, которые грозят ей, что на «том свете» она будет пасти зайцев. Как и в случае крёстных родителей, часто стараются звать ко всем детям в семье одну и ту же повитуху (рус). Приглашение принять роды воспринимается как высокая честь, и отклонить его считается великим грехом; говорили, что в случае отказа «повитуха окаменеет» (Саратов. обл.) Если роды заканчивались летальным исходом, уклонившаяся от исполнения своих обязанностей повитуха могла предстать перед судом (укр.) Тем не менее у украинцев приглашение принять роды разрастается в целый ритуал, предполагающий долгие уговоры повитухи.
Повитухой выбирали рожавшую, но уже «чистую» женщину, то есть после менопаузы , не живущую половой жизнью, желательно вдовую . Если у неё продолжаются месячные, то полагают, что у принятой ею девочки месячные долго не наступят (волын.). В повседневной жизни поведение повитухи должно быть безупречным: если повитуха замужем, она должна хранить верность мужу, в противном случае повитые ею внуки будут косолапы, заболеют желтухой или вообще рано умрут (владимир., орлов.). Повитуха как женщина, «вышедшая из возраста», не имела права на сексуальные отношения. Если у неё рождался ребёнок, то он получал позорное прозвище бабич, бабинец, padbabicz , а она сама — бабычка (полес, бел.). Во искупление её «греха» вся деревня изготавливала огромный рушник , которым опоясывала церковь ( Полесье ). Особый случай ритуальной нечистоты представляет контакт со смертью. В повитухи стараются звать женщину, у которой остались в живых все её собственные дети. В противном случае не выживут и повитые дети. Из этих же соображений повитухе запрещалось обмывать покойников.
Учебные заведения
В середине XVIII века в Российской империи для подготовки повитух были созданы специальные высшие («Повивальные институты») и средние («Повивальные школы») учебные заведения — (существовали до 1917 года). В Российской империи было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: «повивальная бабка» (высшее медицинское образование), «сельская повивальная бабка» (среднее медицинское образование) и «повитуха» (заочное образование). Деятельность повивальных бабок регламентировалась специальным уставом («Устав повивальным Бабкам» ).
Должность городовой повивальной бабки числилась в штате полицейского управления .
Покровительница
В Библии, в Ветхом завете упомянута профессия повитухи (Исх. 1:15 - 21). В Новом завете речь идёт о непорочном зачатии Иисуса Христа - Саломея-повитуха, принимавшая роды Девы Марии , согласно раннехристианским апокрифам , является покровительницей профессии, хотя и не включена в православный месяцеслов.
Повитуха Саломея у русских крестьян стала главной покровительницей и помощницей в родах . Русские крестьяне на второй день Рождества Христова устраивали праздник для повивальных бабок (« бабины » или « бабьи каши ») на котором вспоминалась Саломея-повитуха, не имевшая своего дня памяти в православном месяцеслове.
Считалось, что Саломея совершала с младенцем Христом все те же действия, которые должна выполнять при родах деревенская повитуха . Народное творчество создало ряд легенд, подчёркивающих особую роль повитухи Саломеи при рождении Христа (на этих легендах частично базировался авторитет деревенских повитух).
Существуют заговоры , использовавшиеся при родах от имении Саломеи:
Не я тебя, младенец, принимала, не я тебя омывала, а бабушка Соломонида. Не я тебя парила, не я тебя правила,— тебя парила, правила бабушка Саламанидушка, она тебе приговаривала: «Рости, мое дитятко, по часам, по минуточкам» .
В народных поверьях безболезненное рождение Христа можно было с помощью заговоров спроецировать на любые роды. При начале схваток повитухи читали заговор : « Матушка Соломония, возьми ключи золотые, открой роды костяные рабе Божьей Марье » и кропили роженицу водой из ручья или реки. А когда ребёнок рождался, то повитуха, обмывая новорождённого, также читала соответствующий заговор: « Бабушка Соломонья мылась да парилась и нам жарку-парку баинку оставила на великую Божью милость, на великое здоровье Имярек, аминь ».
День повитух у славян
У восточных и южных славян был особый день, когда почитались повитухи и роженицы — Бабьи каши . Во многих местах по древнему обычаю русские женщины ходили к родильницам с пирогами. Согласно этому обычаю, во второй день Рождества в праздник пресвятой Богородицы в юго-западной Руси многие сельские женщины шли в церковь со специально приготовленными пирогами, «думая этим сделать честь св. Богородице» .
Женщины, имеющие детей, приносили повивальным бабкам подарки и угощения: пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». Повитуха варила кашу для рожениц из проса или гречихи, трапеза называлась трапезой Роду и роженицам . Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребёнка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорождённого) .
См. также
Примечания
- Мартынова И.А. . — С-Пб: Сборка, 2011. — 440 с. — ISBN 5888122106 . 9 апреля 2016 года.
- «Адрес-календарь должностных лиц правительственных и общественных установлений Степнаго Генерал-Губернаторства», 1892 год
- ↑ . Дата обращения: 6 октября 2013. Архивировано из 22 июня 2008 года.
- . Дата обращения: 6 октября 2013. 2 августа 2014 года.
- . Дата обращения: 6 октября 2013. 17 июня 2013 года.
- .
- от 6 октября 2018 на Wayback Machine // РЭМ
- , с. 66.
- , с. 23.
- , с. 271.
- .
Литература
- Чичеров В.И. . — М. : Издательство Академии Наук СССР , 1957. — 237 с.
- Листова Т.А. Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой (вторая половина XIX — 20-е годы XX в.) // Русские: семейный и общественный быт. — М. : Наука , 1989. — С. 142—171. — 335 с.
- Теплова Н. М., Королёва С. Ю. // Славянская традиционная культура и современный мир: Вып. 15. — М.: ГРЦРФ, 2012. — С. 226—241
- Milin A. Obicajni kalendar (серб.) // / Editori coordonatori din România: Aurel Turcuş, din Serbia: Andrei Milin. — Timişoara, 2007. — С. 68—95 .
- Калинский И. . — М. : Эксмо, 2008.
- Некрылова А. Ф. Круглый год. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
- Машкин А. С. Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда // Этнографический сборник Императорского Русского географического общества. — СПб. , 1862. — № 5 .
- Костомаров Н. И. // Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетии. — М. : Республика, 1992. — С. 271—302 . — ISBN 5-250-02013-5 .
- Баранов Д. А. . Российский этнографический музей. Дата обращения: 9 января 2012. 23 сентября 2009 года.
Ссылки
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- от 11 мая 2006 на Wayback Machine
- Акимова С. от 22 сентября 2012 на Wayback Machine
- 2021-04-15
- 2