Галибин, Александр Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Влади́мирович Гали́бин (род. 27 сентября 1955 год , Ленинград , РСФСР , СССР ) — советский и российский актёр театра , кино и озвучивания , режиссёр театра и кино , телеведущий . Народный артист Российской Федерации ( 2006 ) . Лауреат Премии Президента Российской Федерации (2023).
Родился 27 сентября 1955 года в Ленинграде , в семье плотника, работавшего декоратором-постановщиком на киностудии « Ленфильм ».
Актёрскую карьеру начал в Театре юношеского творчества при Ленинградском дворце пионеров под руководством Матвея Григорьевича Дубровина .
В 1977 году окончил актёрское отделение Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиКа) (мастерская профессора Рубена Сергеевича Агамирзяна ).
С 1977 по 1979 годы — актёр Академического драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской в Ленинграде. Играл в спектаклях: «Легенда о шутовском колпаке» (король Филипп), «Пять вечеров» (Слава), «Бумбараш» (Лёвка), «Царь Борис» (тень царевича Дмитрия, чеченец, Фёдор Годунов), «Десять нераспечатанных писем» (строитель БАМа ) и другие.
В кино дебютировал в 1976 году, исполнив роль Юрия Иванова в художественном фильме режиссёра Семёна Арановича « …И другие официальные лица ». После выхода на киноэкраны детективной художественной ленты режиссёра Александра Файнциммера « Трактир на Пятницкой »(1978), где Александр сыграл роль вора-щипача «Пашки-Америки», его имя стало широко известно советскому зрителю. Всего в кинокарьере артиста более 50 фильмов.
С 1981 по 1988 годы — актёр студии киноактёра при киностудии « Ленфильм ».
В 1985 году исполнил главную роль советского инженера Ильи Крутина в совместном советско - вьетнамском фильме « Координаты смерти » ( вьетн. Tọa độ chết ) режиссёров Самвела Гаспарова и .
Дважды сыграл роль Николая II : в многосерийном телевизионном художественном фильме « Жизнь Клима Самгина » (здесь же сыграл Диомидова, режиссёр Виктор Титов , 1986) и в картине « Романовы. Венценосная семья » (режиссёр Глеб Панфилов , 2000).
В 1988 году поступил в ГИТИС имени А. В. Луначарского в Москве на режиссёрское отделение. До 1992 года работал в «Лаборатории» московского театра « Школа драматического искусства ». В 1989 году дебютировал как режиссёр спектаклем «Эскориал» по пьесе бельгийского драматурга Мишеля де Гельдерода ( Гильдия актёров кино России ). В 1993 году выпустил радиоспектакль «Игроки» по одноимённой комедии Н. В. Гоголя .
В 1993 году в Санкт-Петербургском государственном Молодёжном театре на Фонтанке выпустил дипломный спектакль «Ла фюнф ин дер люфт» («Лавочкин-пять в воздухе») по пьесе Алексея Шипенко . Режиссёр вывел на сцену «грешных… слабых, загнанных… чернушной жизнью» героев и «осветил их измученные лица». Спектакль признан лучшей режиссёрской работой 1993 года, а исполнители главных ролей — Константин Воробьёв и Мария Шитова — лучшими актёрами сезона.
В 1994 году окончил режиссёрский факультет Российского института театрального искусства — ГИТИСа в Москве по специальности «Режиссура драмы» (мастерская Анатолия Александровича Васильева ) .
С 1993 по 1995 годы работал очередным режиссёром в Государственном драматическом театре «На Литейном» в Санкт-Петербурге . Первой постановкой в театре «На Литейном» стал «программный» для Галибина спектакль «Три сестры» А. П. Чехова , в котором режиссёр использовал «эффект скрещивания», введя в действие отрывки из знаменитого спектакля «Три сестры» Владимира Немировича-Данченко , поставленного во МХАТе в 1940 году. «В „Трёх сестрах“ режиссёр изменил привычный философский масштаб пьесы. Его спектакль — это „взгляд на чеховских героинь из вечности, из неопределённой эпохи“. Словно из другого времени, из другого измерения доносятся голоса мхатовского спектакля, в них смех, тепло. Совсем иное в галибинском спектакле: герои здесь не живут, а „вспоминают о чужой жизни, бесстрастно-отстранённо произносят чеховский текст, как чужую роль“». В 1994 году этот спектакль получил признание и первое место в конкурсе «Театр — Школа — Классика и Современность».
Затем обратился к современной драматургии: «Арфа приветствия» М. Богомольного (1994), «Городской романс» М. Угарова (спектакль был признан лучшим спектаклем сезона, побывал на гастролях в Германии, Польше, получив высокую оценку зарубежной театральной прессы), «Вера, Надежда, Любовь (Карамболь)» Ю. Князева (1999).
В Российском театре драмы имени А. С. Пушкина («Александринском театре») в Санкт-Петербурге поставил спектакли: «Воспитанница» А. Н. Островского (1995), где стилизовал театральный мир, наполненный страстями и обладающий недостижимой для жизни яркостью; «Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» по Фридриху Горенштейну (1997), где режиссёр выстроил свой спектакль на сопоставлениях, контрастах, ассоциациях и в результате известная схема взаимоотношений Петра I c сыном наполнилась новым, мощным трагическим содержанием; « Женитьба » (1998, новая редакция — 2004) — спектакль, в котором режиссёру удалось, сохранив гоголевский юмор, воссоздать временами гротескную, временами трагическую ткань жизни.
Став главным режиссёром « Александринского театра » (2003—2005), поставил три спектакля: «Ангажемент» по пьесе Ю. Князева «Динамо», комедии А. П. Чехова « Чайка » (2004) и «Нора» Г. Ибсена (2005).
В Государственном рижском театре русской драмы выпустил в стилистике немого кино спектакль «Глаза дня» («Мата Хари») Елены Греминой (1998). Им осуществлена постановка оперы « Пиковая дама » П. И. Чайковского (1999, « Мариинский театр », сценография Александра Орлова ). Другие постановки: «Плачевная повесть о Дон Кихоте Ламанчском» Елены Греминой (2000, Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус» ), «Фрёкен Жюли» Августа Стриндберга (2000, « Балтийский дом »), «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина (2002, Театр «На Литейном» , Санкт-Петербург), «Иоанн Креститель» Светланы Губайдуллиной (2002, « Мариинский театр »).
Выпустил несколько спектаклей за рубежом: « Преступление и наказание » Ф. Достоевского (1997, Театральная академия Цюриха , Швейцария), « Игроки » Н. В. Гоголя (1997, , Австрия), «Полоумный Журден» (1999, , Финляндия), « Дядя Ваня » А. П. Чехова, (2000, Ольштын , Польша).
В 2000 году выступил в качестве художественного руководителя и режиссёра проекта «Москва — открытый город», осуществлённого совместно с Британским советом, театром «Роял Корт» (Лондон) при участии национальной театральной премии « Золотая маска ».
На его счету два телевизионных проекта: трёхсерийный проект, посвящённый открытым совместным репетициям старейших актёров Санкт-Петербурга с молодым поколением артистов «Тише! Идёт репетиция» (режиссёр проекта; « Пятый канал », Санкт-Петербург); и проект, посвящённый работам ведущих режиссёров Санкт-Петербурга, «Серебряный век Петербургской режиссуры» (соавтор и ведущий проекта; телеканал « Россия-Культура »).
С 2000 по 2003 год главный режиссёр Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» . С его приходом театр не только не утратил своих принципов — открытость мировому художественному опыту, сотрудничество с мастерами различных направлений и школ, сознание и проведение культурно-просветительских проектов, но и приобрёл чёткую позицию в отношении репертуарной политики. Приверженность режиссёра русской и зарубежной классике обогатила театр следующими постановками: « Игроки » Н. В. Гоголя, «Царь Максимилиан» Елены Греминой (спектакль удостоен гран-при в номинации «Лучшая режиссура в драматических театрах» Новосибирского конкурса «Парадиз») и « Кроткая » Фёдора Достоевского (сценография Александра Орлова ) в 2001 году, « Женитьба Фигаро » П.-О. Бомарше (сценография Александра Орлова ), «Бульвар Преступлений» Э.-Э. Шмитта (сценография Александра Орлова ) в 2002 году.
В 2008 году назначен художественным руководителем Московского драматического театра имени К. С. Станиславского . В июле 2011 года контракт с Галибиным не был продлён Департаментом культуры города Москвы, и режиссёр покинул театр.
Набрал свой курс в Театральном институте имени Бориса Щукина в Москве .
В 2014 году стал художественным руководителем актёрско-режиссёрского курса в ГИТИСе при московском театре « Школа современной пьесы ».
С 21 ноября 2014 года по сентябрь 2017 года — ведущий программы « Жди меня » на « Первом канале » .
Член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации с 2016 года .
23 января 2018 года подписал обращение к Министру культуры России Владимиру Мединскому с просьбой о проведении дополнительной юридической экспертизы фильма « Смерть Сталина » на предмет соответствия законодательству Российской Федерации и временном отзыве прокатного удостоверения у этой кинокартины .