Сталинский ампир
- 1 year ago
- 0
- 0
Ампи́р ( фр. style Empire — «имперский стиль») — исторический художественный стиль , получивший распространение в странах Западной Европы и, отчасти, в России, в первой трети XIX века, главным образом в архитектуре , оформлении интерьера и декоративно-прикладном искусстве . Возник во Франции в период правления Наполеона Бонапарта . Это был последний из классических «королевских» художественных стилей, который сменился искусством периода историзма , неостилей и эклектики второй половины XIX века.
Стиль ампир является завершающим этапом развития позднего (высокого) классицизма . Его хронологические рамки узки, они ограничены, с одной стороны, завершением правления Директории во Франции (1799) или годом коронации и провозглашения Наполеона Бонапарта императором (1804), а с другой — первой реставрацией Бурбонов . За столь короткое время фактически волей одного лишь императора и двух его придворных архитекторов-декораторов, прозванных «братьями Диоскурами», Шарля Персье и Пьера Фонтена , был создан вполне оригинальный художественный стиль . В то же время следует отметить значительные различия в идеологии, эстетике, источниках и художественных формах стилей классицизма и ампира. Если художники классицизма и неоклассицизма эпохи Просвещения , усиленной гражданскими идеалами начала революции, в значительной степени ориентировались на искусство демократических Афин и республиканского Рима, то художникам ампира было строго указано брать за образцы формы искусства императорского Рима. Император Франции стремился к апофеозу и театральному великолепию римских императоров. Поэтому считать наполеоновский ампир высшей стадией искусства классицизма было бы неверным по существу и равносильно утверждению, что искусство Рима представляет собой высшую стадию искусства греческих Афин . П. Верле назвал ампир «затвердевшим стилем Людовика XVI» .
Французский ампир идеально отражает содержание эпохи времени Первой Империи. Это стиль жёсткий и холодный. Если в классицизме предыдущего периода доминировали плавные очертания и тонкие цветовые отношения, то ампирный декор дворцовых интерьеров и мебели, созданный по рисункам Персье и Фонтена, отличают резкие, контрастные цвета: ярко-красный, зелёный, синий, белый и обилие позолоты, и, что самое важное, чёткое, контрастное подразделение декора на заполняющие и обрамляющие элементы. На чистом поле поверхности стены, мебели, сосуда, костюма выделяются плотно скомпонованные орнаментальные пояса, как правило, подчёркивающие конструктивные узлы и членения формы.
Характерен также жёсткий, «колючий декор» из древнеримских военных атрибутов: щитов-пельт, мечей и копий, ликторских связок с топорами, шлемов и панцирей. Стены затягивали ярким шёлком; в орнаментах доминировали круги, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчёлы и звёзды из золотой и серебряной парчи.
И. Э. Грабарь писал, что «блестящее развитие классицизма во Франции было прервано холодной диктатурой ампира» . В. Я. Курбатов , напротив, считал, что возникновение стиля ампир не было переворотом в последовательном развитии «королевских» французских стилей, а, скорее, «видоизменением всё тех же элементов, известных во Франции ещё со времён Людовика XIV или даже Франциска I» .
Необычным для истории художественных стилей было и то, что главными создателями стиля ампир стали не столько архитекторы-проектировщики, сколько художники-декораторы, рисовальщики-орнаменталисты, мебельщики, бронзовщики. И. Э. Грабарь называл Персье и Фонтена неумелыми архитекторами и «педантичными компиляторами, не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах» .
Одной из главных фигур нового стиля был живописец Ж. Л. Давид , который в своей эволюции перешёл от положения «художника революции» и восхищения республиканскими идеалами к возвеличиванию фигуры императора. Давид делал рисунки мебели по мотивам археологических находок в раскопках Геркуланума и Помпей . По его рисункам мастер-мебельщик Ж. Жакоб изготавливал ампирную мебель. На кушетке работы Жакоба в «помпейском стиле» и в «римской тунике» Давид изобразил знаменитую парижскую красавицу мадам Рекамье . Под влиянием новой моды женщины стали носить такие же платья «на римский манер». Живописец Давид посредством своих картин стал диктовать моду в одежде, оформлении интерьеров и мебели, и даже в дамских причёсках и манере поведения. Платья шили с высокой талией, высоко под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелёными пальмовыми листьями. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу .
Архитектурных сооружений в период непрерывных войн в Париже возводили немного: триумфальная арка на площади Каррузель , Вандомская колонна , прототипами которых послужили Триумфальная арка Септимия Севера и Колонна Траяна в Риме. В 1806—1836 годах была возведена ещё одна триумфальная арка на площади Шарля де Голля (Звезды) в честь Великой армии по проекту Жана-Франсуа Шальгрена . За основу была взята композиция однопролётной Триумфальной арки Тита на римском Форуме. На вершине Вандомской колонны возвышается статуя Наполеона, выполненная скульптором Огюстом Дюмоном . Она представляет Бонапарта в виде древнеримского императора, задрапированного в короткий плащ и имеющего знаки славы — меч, крылатую богиню победы и лавровый венок .
Усилия архитекторов и декораторов были сосредоточены на переделке интерьеров старых королевских резиденций под покои императора и императрицы Жозефины. Так возникли новые ампирные интерьеры во дворцах Фонтенбло , Мальмезон , Компьень , Сен-Клу , дворцов Лувр и Тюильри в Париже и Большого дворца в Версале . Спальня императрицы Жозефины Бонапарт в её любимом Мальмезоне по проекту Персье и Фонтена была стилизована под походную палатку римского центуриона.
Бронзовые детали мебели, светильники, торшеры, канделябры, вазы, корпуса настенных и настольных часов изготавливала парижская мастерская Пьера-Филиппа Томира . С 1805 года Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта. В мебели его мастерской красное дерево сочеталось с позолоченной и матово-чёрной патинированной бронзой, напоминающей базальты Древнего Египта.
Помимо Древнего Рима источником вдохновения декораторов ампира стали египетские мотивы , вошедшие в моду после Египетского похода Наполеона Бонапарта 1798—1801 годов. Поход был неудачным в военном отношении, но исключительно плодотворным для развития науки и искусства. Вместе с Великой армией в Египет отправились 175 французских учёных самых разных специальностей. Научную и художественную часть экспедиции возглавил барон Доминик-Виван Денон , который стал открывателем древнеегипетского искусства. Он зарисовывал пирамиды и обелиски, снимал кальки с рельефов и росписей. Бонапарт назначил Денона директором художественного департамента Института Египта в Каире , а по возвращении в Париж, в 1804 году он стал директором Музея Наполеона, позднее переименованного в Музей Лувра.
В 1802—1813 и 1818—1828 годах в Париже издавалось «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» ( фр. Voyage dans la basse et la haute Egypte , 10 томов текста и 12 томов гравюр по рисункам Денона). В 1802 году — 24-томное « Описание Египта » Франсуа Жомара (переиздания 1810 и 1826 гг.), также иллюстрированное гравюрами с рисунков Денона и других художников. В 1809 году был опубликован альбом гравюр английского дипломата, путешественника и коллекционера У. Гамильтона «Египетские памятники». Этими материалами пользовались художники французского ампира и других стран.
В искусствоведении редко выделяют ампирную живопись как отдельный стиль, чаще рассматривают изобразительное искусство данного периода как часть неоклассицизма (в Европе) или русского классицизма. К собственно ампирной живописи можно отнести творчество французских художников первой четверти XIX века, например Энгра (ранний период творчества), Пюжоля , Мари Бенуа , Блонеделя , Викара , Жака Луи Давида (один из основоположников стиля), Ануана Гро (увековечившего на своих полотнах победы Наполеона), Франсуа Жерара и многих других.
Характерным для ампирной живописи является жанр портрета. Как правило, это изображение аристократа или, реже, военачальника, одетых либо по моде своей эпохи, либо, в случае если изображена дама, в псевдо-античные одеяния. Композиция проста, поза изображенного статична, на фоне присутствуют характерные элементы неоклассицизма — античные колонны, драпировки (часто красного цвета), парковые насаждения.
Поскольку ампир является официальным, придворным стилем большинство созданных произведений в этом стиле относится к оформлению дворцовых, репрезентативных интерьеров, парадной мебели, декоративным тканям и предметам обстановки. Декоративно прикладное искусство периода ампира представлено изделиями из фарфора, позолоченной бронзы, ювелирными украшениями.
Характерные черты:
Французские влияния проникали в русское искусство ещё до начала Отечественной войны 1812 года. Это были элементы неоклассицизма, стилей Директории и Консульства. Архитекторы Персье и Фонтен с разрешения Наполеона через французского посла в Санкт-Петербурге посылали императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже» . Русская аристократия подражала нравам парижских Салонов . Сам Наполеон присылал Александру описания своего Итальянского и Египетского походов с гравюрами.
После победы России над Наполеоном в войне 1812—1815 годов подъём патриотических настроений привёл к возникновению такого самостоятельного явления, как «русский ампир».
Существует определение «николаевский ампир» в отношении к периоду правления императора Николая I (1825—1855) .
Возрождение эстетики ампира в иных формах происходило в России в советское время, в период от середины 1930-х до середины 1950-х годов. Это направление в архитектуре, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве известно как советский, или « сталинский ампир ».