Нижнеднепровск-Узел
- 1 year ago
- 0
- 0
«Тугой узел» — художественный фильм , снятый в 1956 году Михаилом Швейцером по повести Владимира Тендрякова «Саша отправляется в путь». В 1957 году картина была отправлена на переработку, после которой вышла на экраны под названием «Саша вступает в жизнь». Изначальная версия и прежнее название ленты были восстановлены в 1988 году. Участие в фильме стало кинематографическим дебютом Олега Табакова .
В 1956 году в журнале « Новый мир » (№ 2, 3) была опубликована повесть Владимира Тендрякова «Саша отправляется в путь», посвящённая проблемам сельской жизни. Тема, связанная с ломкой старых устоев в хозяйствах и повсеместно возникающими «тугими узлами», была актуальной для того времени, и Михаил Швейцер охотно согласился перенести историю, рассказанную в произведении Тендрякова, на экран.
По воспоминаниям режиссёра, съёмки (фильм снимался в селе Красном Костромской области ) проходили без особых сложностей, киногруппа работала с опережением графика, студия приняла фильм почти без замечаний. Проблемы начались после того, как готовую ленту отправили на утверждение в Главное управление по производству фильмов .
Как писал впоследствии Швейцер, рабочая версия картины насторожила отдельных секретарей ЦК КПСС , присутствовавших на просмотре. Их реакция стала поводом для включения вопроса о «Тугом узле» в повестку дня на собрании парткома «Мосфильма», состоявшемся 4 января 1957 года. Фильм был признан «идейно порочным» . Через два месяца, в начале марта, на студии прошло расширенное заседание художественного совета, на которое явились не только кинематографисты, но и литераторы — Константин Паустовский , Эммануил Казакевич , Маргарита Алигер . К числу защитников картины относился и Александр Твардовский , заявивший во время выступления, что «фильм будет иметь триумфальное шествие по стране, что его поймут и в низах и в верхах, что он сделает большое дело» .
Поддержка писателей не помогла: худсовет «Мосфильма» отменил своё собственное решение о принятии «Тугого узла»; для устранения «идейных ошибок» картина была отправлена «на коренную переработку» . В отчёте, подготовленном министром культуры СССР Николаем Михайловым для ЦК КПСС, сообщалось, что «все члены совета категорически высказались против выпуска фильма на экран» . Отдельно были отмечены выступления писателей: в докладной записке от 31 мая 1957 года, направленной в Центральный комитет, упоминалось про присутствовавшую на худсовете « фрондирующую группу московских литераторов, пытавшихся оказать влияние на другие виды искусства» .
Партийные рецензенты вручили создателям картины список претензий на нескольких машинописных страницах, в котором, в частности, требовалось переиначить трактовку образов партийных деятелей, исключить реплики, негативно характеризующие систему взаимоотношений между райкомами и обкомом , перекроить историю самоубийства одного из председателей колхозов, переписать музыкальный фон, сделав его «светлым и оптимистическим», поменять некоторых актёров (в частности, вместо Владимира Емельянова привлечь к роли секретаря обкома Ивана Переверзева ). Преобразованный фильм был выпущен под названием «Саша вступает в жизнь» .
В 1986 году при Союзе кинематографистов СССР была создана конфликтная комиссия под председательством Андрея Плахова , занимавшаяся возвращением на экран так называемых «полочных фильмов». Комиссия изучала историю картин, запрещённых к показу в разные годы, и рассредотачивала их по условным категориям. В первую секцию — идеологическую — попали такие ленты, как « Застава Ильича » (режиссёр Марлен Хуциев ), « История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж » (режиссёр Андрей Кончаловский ), « Комиссар » (режиссёр Александр Аскольдов ) и «Тугой узел» , который был восстановлен и вышел на прокат в 1988 году .
Другим этапным произведением на идеологической полке следует считать «Тугой узел» Михаила Швейцера, где критика колхозных порядков оказалась явно слишком острой для самого начала хрущёвской оттепели . Фильм был варварски перемонтирован и выпущен под идиотским названием «Саша входит в жизнь», что навсегда отбило у Швейцера охоту делать острое социальное кино, и он посвятил себя экранизациям классики .
— Андрей Плахов
Вариант фильма, восстановленный в 1988 году, отличался от первоначального — он вышел на экраны чёрно-белым и с небольшими купюрами, сделанными на этот раз режиссёром по собственной инициативе.
Это удивительная картина в оригинале. Швейцер снял настоящее социальное советское кино, чего у нас долго не было. Заметьте — в цвете. Государство фильм не одобрило, и он был запрещён. Мы его утащили к себе. «Тугой узел» лежал у нас долгие годы и, поскольку был снят на «Кодаке», то долго не выцветал .
— Владимир Дмитриев
Первоначальный вариант фильма впервые был показан на телеканале « Культура » 7 апреля 2019 года.
После смерти старого секретаря райкома в должность партийного руководителя района вступает энергичный Павел Мансуров ( Виктор Авдюшко ) . Председатели крупных колхозов, входящих в состав района, поначалу с одобрением воспринимают деятельность молодого лидера. Однако вскоре они начинают понимать, что Мансуров интересуется не столько делами в хозяйствах, сколько выстраиванием собственной карьеры. Конфликты и чрезвычайные происшествия неуклонно нарастают: так, Павел берёт для района завышенные обязательства, с которыми при отсутствии необходимой инфраструктуры колхозы не справляются; после жёсткого разговора с секретарём райкома кончает жизнь самоубийством старейший из местных руководителей; ради дискредитации другого неугодного председателя Мансуров организует разоблачительную статью в газете. Одним из его оппонентов становится сын прежнего секретаря райкома — юный Саша Комелев ( Олег Табаков ) .
Отдельная сюжетная линия фильма связана с любовным треугольником. Саша ухаживает за звеньевой молодёжной бригады Катей Зеленцовой; дело постепенно движется к свадьбе. Внезапно Катя прерывает все отношения с Комелевым, объясняя, что её сердце отдано секретарю райкома. Девушка знает о негативном отношении односельчан к Мансурову, однако воспринимает его как внутренне одинокого человека, которого людская молва наделяет всевозможными пороками. В финале картины, случайно услышав, как Павел в кулуарах партсобрания пытается сплести очередную интригу с помощью доверенного человека, Катя не может сдержать слёз.
На роль Павла Мансурова Швейцер пригласил Виктора Авдюшко. Этот выбор удивил директора «Мосфильма» Ивана Пырьева , считавшего, что Авдюшко — актёр с «положительным обаянием», тогда как в образе секретаря райкома превалируют черты одержимого карьерными устремлениями администратора. Режиссёр, отстаивая собственное решение, вынужден был дать Пырьеву расписку, в которой гарантировал, что Виктор Антонович справится с ролью авантюриста, готового ради расположения вышестоящего начальства сметать со своего пути вчерашних единомышленников .
Для студента школы-студии МХАТ Олега Табакова участие в фильме «Тугой узел» стало кинематографическим дебютом, который, по словам театроведа Майи Туровской , оказался вполне удачным. Тем не менее роль Саши Комелева Туровская назвала не началом, а «в лучшем случае преддверием, очень приблизительным и бледным эскизом образа, который создал позже актёр Табаков и который создал Табакова-актёра». Возможно, причиной некоторой экранной нереализованности его героя является то, что режиссёр сконцентрировал своё внимание на раскрытии характера Мансурова, в тени которого поневоле остались другие персонажи. По сюжету картины Саше Комелеву приходится быть не столько деятелем, сколько наблюдателем .
Актёр с хорошей и достоверной безыскусственностью передавал первое отчаянное Сашино горе и неудержимую, непосредственную радость его семнадцати лет, его инфантильную взрослость, трогательные треволнения первой неудавшейся любви и срывающуюся мальчишескую принципиальность — все акварельные и нежные переливы едва мужающего, застенчивого и прямого характера. Но своей темы актёр в нём ещё не нащупал .
Актёр | Роль |
---|---|
Виктор Авдюшко | Павел Сергеевич Мансуров |
Николай Сергеев | Игнат Егорович Гмызин |
Олег Табаков | Саша Комелев |
Павел Волков | Феодосий Савельевич Мургин |
Валентина Пугачёва | Катя Зеленцова |
Валентина Березуцкая | Настя Баклушина |
Владимир Емельянов | Курганов |
Пётр Кирюткин | Евлампий Ногин |
Светлана Коновалова | Алла Мансурова |
Алексей Дудоров | Обыденнов |
Николай Хрящиков | Степан Комелев |
шофёр | |
Елена Максимова | мать Саши |
Гавриил Белов | Пятерский |
Антонина Богданова | жена Гмызина |
Лилия Гурова | Авдотья |
Игорь Безяев | начальник фермы |
Вера Бурлакова | скотница |
Юрий Медведев | Мешков |
Александра Денисова | Наталья |
Елена Вольская | телеграфистка |