Панченко, Борис Амфианович
- 1 year ago
- 0
- 0
Кирилл Маратович Панченко ( 22 января 1960 , Раменское — 6 августа 2014 , Севастополь ) — российский театральный режиссёр. Заслуженный артист Российской Федерации ( 1998 ), заслуженный артист Украины ( 2002 ). Один из создателей Московского драматического театра на Перовской .
Родился в г. Раменское Московской области. В 1974 году поступил в театральную студию, организованную Олегом Павловичем Табаковым . В 1976 году поступил на актёрский факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского (курс Табакова О. П.). Среди сокурсников — Виктор Никитин , , Сергей Газаров , Василий Мищенко , Елена Майорова , , Анна Гуляренко , Нина Нижерадзе , Игорь Нефёдов , , . Педагоги на курсе — Олег Табаков, Валерий Фокин , Владимир Поглазов , Сергей Сазонтьев , Авангард Леонтьев , Константин Райкин .
В 1978 году ушёл из ГИТИСа и поступил в Театральное училище им. Б. В. Щукина при Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова на дневное режиссёрское отделение. Руководители курса — Евгений Симонов и , педагоги на курсе — , Марианна Тер-Захарова , Людмила Ставская . Среди однокурсников — Михаил Борисов , Юрий Попов , Евгений Князев (актёрская группа), Андрей Житинкин (актёрская группа).
Режиссёрский диплом защитил в 1983 году спектаклем « » Эдварда Олби , поставленным на сцене чебоксарского Государственного ордена «Знак почёта» Русского драматического театра , в котором до 1986 года работал очередным режиссёром.
С 1986 по 1987 год — стажировался в Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова (руководитель стажировки Рубен Симонов ), а затем в Московском академическом театре имени Вл. Маяковского (руководитель стажировки Андрей Гончаров ).
Вдова Галина Александровна Чигасова, заслуженная артистка России, ведущая актриса Московского драматического театра на Перовской.
В период стажировки Кирилл Панченко задумывается о создании собственного театра, история которого начинается с создания Любительского объединения «Театр-лаборатория» Новогиреево (1987 год).
В качестве соратников в организации нового театра выступили Панченко Андрей Маратович (директор), Никитин Виктор Андреевич (актёр), Чигасова Галина Александровна (актриса), Лаптева Любовь Алексеевна (художник по костюмам), Белов Сергей Алексеевич (художник) и другие.
Впоследствии Любительское объединение «Театр-лаборатория» Новогиреево было реорганизовано в Драматический театр-студию на Перовской (1989 год). В 1992 году на её основе был учрежден муниципальный Драматический театр на Перовской. А в 1993 году на базе этого коллектива решением экспертного совета Комитета по культуре Москвы Московский драматический Театр на Перовской вошёл в структуру Комитета по культуре Москвы как государственная некоммерческая организация культуры.
Первым спектаклем Кирилла Панченко, с которого Театр на Перовской отсчитывает свою историю, стала постановка «Фрёкен Жюли» по пьесе Августа Стриндберга. Фрёкен Жюли сыграла актриса Галина Чигасова, Жана — актёр Виктор Никитин.
Среди других спектаклей режиссёра, которыми он заявил о своём художественном направлении, «Панночка» Н. Садур, «Сказка о мёртвой царевне» Н. Коляды, «Голос из ничто» и «Ночной пришелец или Свадьба с незнакомцем» Ю. Мамлеева, «Святополк Окаянный» В. Романова, «Димитрий Самозванец» А. Сумарокова и т. д.
Свою художественную идеологию и творческое кредо Кирилл Панченко сформулировал в интервью «Беря в руки пьесу, чувствую себя учеником…» в газете «Правда»: «Она очень проста и опирается на идеи, сформулированные в начале века Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Он говорил, что художественный театр — это прежде всего театр авторский. Я считаю, это и есть естественное состояние театра. Сколько бы книг не было написано по этому поводу, сколько бы копий ни было сломано, мы не можем не считаться с тем, что существует прямая наша зависимость от того материала, с которым мы работаем. В любом случае сначала мы пишем на афише автора пьесы, а уже потом режиссёра, актёров, художника и… Стало быть, единственное и естественное состояние театра — подчинять себя тому миру, в котором живёт автор. И в этом смысле мы оказываемся несколько богаче, чем любой театр, стремящийся „осовременить“ классиков».
Именно поэтому среди постановочных приоритетов режиссёра Кирилла Панченко — русская и зарубежная классика: произведения Александра Островского, Николая Гоголя, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Фёдора Достоевского, Дениса Фонвизина, Михаила Салтыкова-Щедрина, Александра Грибоедова, Аристофана, Уильяма Шекспира, Жана-Батиста Мольера, Августа Стриндберга. Одним из этапных в творчестве режиссёра Кирилла Панченко стал спектакль «Лес» Александра Островского, поставленный в 1996 году. Роль Гурмыжской в нём сыграла Заслуженная артистка УССР Светлана Загородняя, Улиту — Заслуженная артистка России Галина Чигасова, Счастливцева — Народный артист России Виктор Никитин. Спектакль «Лес» принес Кириллу Панченко почетное звание лауреата Премии Москвы в области литературы и искусства.
Алла Люден в своей статье «Сенсационная классика в Перове» в журнале «Век ХХ и мир» пишет: «Панченко понял, что огромное богатство русского театра остается за пределами нашего внимания. (…) В Театре на Перовской не просто реализуют то, что было принято во времена Сумарокова, Островского, других классиков, важно другое: здесь публике дают возможность понять, на что опираются сегодняшние театральные традиции. Это важно не только для данного театра, но и для всех нас, потому что таким образом мы познаем часть своей культуры, своей истории».
С целью изучения и пропаганды традиций украинского музыкально-драматического театра в 2000 году в структуре Театра на Перовской была создана Украинская экспериментальная студия «Травень».
Основной задачей студии режиссёр Кирилл Панченко задекларировал обращение к национальным традициям украинского театрально-исполнительского искусства и поиски эквивалентных выразительных средств в арсенале современного драматического театра.
В рамках исследовательско-творческой работы в Украинской экспериментальной студии «Травень» Кирилл Панченко осуществил постановки спектаклей «Мина Мазайло» М. Кулиша (2000), «Сватанье на Гончаровке» (2002) Г. Квитка-Основьяненко, «Москаль-чародей» И. Котляревского (2003), «Шельменко-денщик» (2006) Г. Квитка-Основьяненко, а также при участии студии — «Тарас Бульба» Н. Гоголя (2004).
Ориентируясь на развитие и взаимообогащение театральных культур славянских народов, в 1993 году Кирилл Панченко осуществляет в Театре на Перовской постановку спектакля «Панихида» по пьесе современного черногорского драматурга Будимира Дубака. С этим спектаклем в 1994 году Театр на Перовской принимает участие в Международном театральном фестивале «Стерийно позорье» в Нови Саде, где завоёвывает Большую золотую медаль фестиваля.
В 1995 году Кирилл Панченко осуществляет постановку спектакля «Лес» Александра Островского в Ужичко народно позориште (г. Ужице, Сербия).
В 2006 году он ставит «Маскарад» Михаила Лермонтова в Народен Театар Штип (г. Штип, Македония).
В 2002 году в рамках культурного обмена между столицами России и Молдовы Кирилл Панченко осуществил постановку спектакля «Горе от ума» Александра Грибоедова на сцене Русского драматического театра имени А. Чехова в Кишинёве.
Среди других постановок режиссёра за рубежом — «Александр» Ю. Рогозина в Житомирском академическом украинском музыкально-драматическом театре имени И. Кочерги (2000 год, Житомир, Украина); «Бригадир» Д. Фонвизина в Белорусском государственном молодёжном театре (2005 год, Минск, Беларусь) и «Не такой, как все» А. Слаповского в Гомельском городском экспериментальном молодёжном театре-студии — (Гомель, Беларусь).
В 2006 году осуществил постановку «Хомо эректус» Юрия Полякова на сцене Тамбовского драматического театра, после чего был приглашен на должность главного режиссёра театра.
С 2006 по 2009 годы совмещал работу в качестве художественного руководителя в Театре на Перовской и Тамбовском областном драматическом театре, где осуществил ряд постановок по произведениям русской и зарубежной драматургии.