Пашинцев, Михаил Николаевич (1962)
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Никола́евич Ке́дров ( 21 декабря 1893 ( 2 января 1894 ), Москва — 22 марта 1972 , там же) — советский театральный режиссёр , актёр и педагог. Главный режиссёр Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского (1938—1948) и МХАТа (1946—1955). Народный артист СССР (1948). Лауреат четырёх Сталинских премий первой степени (1946, 1949, 1950, 1952) .
Михаил Кедров родился в Москве в семье священника Николая Ивановича и его жены Анны Васильевны Кедровых. В 1908—1914 годах учился в Московской духовной семинарии .
В 1914—1920 годах обучался в Московском институте народного хозяйства . Одновременно участвовал в любительских драматических кружках как актёр и режиссёр, увлекался живописью и скульптурой.
С 1920 года занимался в Московской драматической студии имени А. С. Грибоедова под руководством Василия Лужского . Параллельно в 1921—1923 годах учился во ВХУТЕМАСе у скульптора Анны Голубкиной . В 1922 году был принят во 2-ю Студию МХАТ , которая в 1924 году влилась в Московский Художественный театр .
Его наиболее заметными ролями были Син Бин-у в спектакле « Бронепоезд 14-69 », Квасов в спектакле «Хлеб», Манилов в « Мёртвых душах », Захар Бардин во « Врагах » и Тартюф в одноимённой пьесе .
С 1930-х годов работал как театральный педагог и режиссёр. Его первая постановка « В людях » (1933) Максима Горького вошла в репертуар театра и получила высокую оценку самого автора . Кедров вёл педагогическую работу во ВГИКе на режиссёрском отделении под руководством Сергея Эйзенштейна .
В 1936 году возглавил группу актёров МХАТа , изучавших новый творческий метод Константина Станиславского . На основе этой экспериментальной работы Кедров поставил спектакль «Тартюф» (1939). В своём творчестве опирался на последние новаторские открытия Станиславского («метод физических действий» ), раскрывал идейное содержание спектакля прежде всего через искусство актёра. Вёл семинар при Всероссийском театральном обществе .
В 1936 году стал режиссёром-педагогом Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского , а после смерти учителя являлся её руководителем вплоть до 1948 года .
В 1946—1955 годах был художественным руководителем и главным режиссёром МХАТа. Его лучшими работами этого периода считаются постановки спектаклей «Глубокая разведка» (1943) и « Плоды просвещения » (1951) . С 1955 года являлся членом художественного совета театра, а в 1960—1963 годах — председателем художественной коллегии МХАТа .
С 1949 года служил педагогом-консультантом Школы-студии МХАТ .
В 1947—1963 годах был членом Комитета по Сталинским (позже Ленинским) премиям в области науки и искусства при Совете Министров СССР . С 1960 года руководил творческой лабораторией при Всероссийском театральном обществе . С 1963 года выступал как член президиума художественного совета при Министерстве культуры СССР .
Михаил Кедров скончался 22 марта 1972 года в Москве после продолжительной болезни. 24 марта после гражданской панихиды был, согласно последней воле, похоронен на Ваганьковском кладбище (26 уч.) .
В Театре « Современник » работал над «Пятью вечерами» А. М. Володина (1959).