Эванс, Эдвард, 1-й барон Маунтэванс
- 1 year ago
- 0
- 0
Э́двард О́лби ( англ. Edward Albee ; 12 марта 1928 , Вашингтон — 16 сентября 2016 , Монток ) — американский драматург.
Эдвард Олби родился 12 марта 1928 года в Вашингтоне . Через две недели и спустя после рождения был усыновлен семьёй богатого владельца театральных залов, Ридом и Фрэнсис Олби. Окончил школу Чоат и немногим более года посещал Тринити-колледж в Хартфорде (шт. Коннектикут ). Затем обосновался в Нью-Йорке , перебиваясь случайными заработками, служил клерком , барменом, продавцом книг и пластинок, работал для радио, хотя материально был обеспечен. Жил в Гринвич-Виллидж , пробовал себя в поэзии и прозе. Как драматург дебютировал в 1959 году, позднее выступал в поддержку перспективных драматургов через объединение Олби-Барр-Уайлдер.
В 1960 году выпустил первый сборник пьес, обозначив в предисловии к нему установку на «Необычное. Невероятное. Неожиданное».
Является представителем так называемого « театра абсурда ». Немотивированные столкновения персонажей и натуралистичные сценические эффекты передают в пьесах Олби бессмысленность современной жизни.
В них заметно влияние Э. Ионеско , и Олби охотно признаёт, что многим обязан французскому драматургу. За пьесу « » ( англ. A Delicate Balance , 1966) получил ежегодную премию «Тони» и Пулитцеровскую премию (1967); в 1975 получил Пулитцеровскую премию за « » ( англ. Seascape , 1975), в 1994 — за пьесу « Три высокие женщины » ( англ. Three Tall Women , 1994), которая удостоилась также ряда наград, присуждаемых критиками-театроведами.
Творчество Олби говорит об одиночестве людей и их неспособности к взаимопониманию. В остроумных, живых диалогах писатель изображает человеческое общение как борьбу за самоутверждение. Наиболее ярко она воплощена в пьесе « Кто боится Вирджинии Вулф? » ( англ. Who’s Afraid of Virginia Woolfe? , 1962, премия «Тони»), где университетский профессор и его озлобленная жена на протяжении всего действия словесно распинают друг друга и двух несчастных гостей. Многообразие творческой манеры Олби выявляют такие разные пьесы, как метафизическая аллегория « » ( англ. Tiny Alice , 1964), отвечающая требованиям сюжетной драмы, и « » (Box — Mao — Box, 1968), где речь персонажей на сцене и бесплотные закулисные голоса скорее переплетаются, как музыкальные темы в контрапункте, нежели выстраиваются в сколько-нибудь связный диалог.
Ранние одноактные пьесы Олби, в отличие от более поздних трёхактных, были сначала поставлены в Европе , где их высоко оценили, и уже потом в США . Кроме перечисленных, Олби написал также пьесы « » ( англ. The Zoo Story , 1959), « » ( англ. The Death of Bessie Smith , 1960), « » (Fam and Yam, 1960), « » (The American Dream, 1961), « » ( англ. The Lady from Dubuque , 1977) и « » ( англ. The Man With Three Arms , 1983). Ему принадлежат инсценировки «Баллада о невесёлом кабачке» ( англ. The Ballad of the Sad Cafe , 1963) по повести Карсон Мак-Калерс, «Малькольм» ( англ. Malcolm ) по роману Дж. Парди, «Завтрак у Тиффани» ( англ. Breakfast at Tiffany’s , 1966) по повести Трумена Капоте , переработка пьесы английского драматурга «Все в саду» (Everything in the Garden, 1967) и « Лолита » ( англ. Lolita , 1979) по роману В. В. Набокова , « » ( англ. The Play About the Baby , 2000) и другие. Одно из последних произведений Олби — «Me, myself and I» (с англ. — «Я, я сам и моя персона») было поставлено в Нью-Йорке в 2010 году .
Эдвард Олби скончался 16 сентября 2016 года после непродолжительной болезни в своём доме в пригороде Нью-Йорка . Ему было 88 лет.
С 1971 года Эдвард Олби жил с канадским скульптором, Джонатаном Томасом, который скончался в 2005 году . Олби не скрывал своей гомосексуальности . В то же время он открещивался от таких ярлыков, как «писатель-гей». В своей речи, получая награду от ЛГБТ -организации под названием Lambda Literary Foundation, Олби, в частности, заявил, что он «не писатель-гей, а писатель, который оказался геем» .