Interested Article - Нагибин, Юрий Маркович

Ю́рий Ма́ркович Наги́бин ( 3 апреля 1920 , Москва 17 июня 1994 , пос. «Советский писатель» , Московская область ) — советский и российский писатель, журналист и прозаик, сценарист, автор мемуаров.

Биография

По словам матери Юрия, его биологический отец, Кирилл Александрович Нагибин, погиб в 1920 году. Он был дворянином, и его расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии (по словам самого писателя, был расстрелян на реке Красивая Меча в 1920 году «за сочувствие мужикам» ). Родившегося в Москве 3 апреля 1920 года сына мать Ксения Алексеевна Каневская воспитывала вместе с Марком Яковлевичем Левенталем, которому, как писал Юрий Нагибин, «я обязан намного больше, чем случайно зачавшему меня „другу русских мужиков“» . Будущий писатель получил отчество Маркович и никто не узнал о его дворянском происхождении. Это позволило ему с отличием окончить школу и беспрепятственно поступить на сценарный факультет ВГИКа . Марка Левенталя в 1937 году сослали в Кохму Ивановской области , где он и умер в 1952 году.

О Ксении Алексеевне, матери Нагибина рассказывает в своих воспоминаниях «Четыре друга на фоне столетия», записанных писателем и журналистом Игорем Оболенским , близкий друг Юрия Марковича — Вера Прохорова:

Я хорошо знала его мать. Ксения Алексеевна красавица была невероятная — тонкие черты лица, золотые волосы. Она была жёстким человеком, довольно острым на язык. Юрку обожала. Хотя когда я спросила её, хотела ли она ребёнка, Ксения Алексеевна ответила: «Вы с ума сошли, Вера, я со всех шкафов прыгала, чтобы случился выкидыш. Но сын всё равно родился. Лишь когда мне его принесли покормить, я почувствовала к нему нежность».

В 1928 году мать Нагибина вышла замуж за писателя Якова Рыкачёва , который поощрял первые литературные опыты Юрия.

В 1930-х годах семья проживала в «Доме Печатника», ранее также известном как доходный дом Константинова, по адресу Армянский пер., д. 9/ Архангельский пер., д. 1/ Сверчков пер., д.1 (дом выходил сразу на три переулка), в районе Чистых Прудов в Москве. Юра учился в школе № 311 в Лобковском переулке (позднее — улица Макаренко). Воспоминаниям о своём довоенном детстве, друзьях и однокашниках, среди которых был целый ряд ставших позднее известными людей, в том числе Герой Советского Союза Евгения Руднева , Юрий Нагибин посвятил целый ряд произведений, таких как «Чистые пруды», «Школьный альбом», «Мой первый друг, мой друг бесценный». Особой строкой в творчестве и воспоминаниях писателя проходит образ его погибшего на войне лучшего друга Павлика, с которым он жил в одном доме и учился в одном классе. Имя друга получил и герой его фактически автобиографической повести с одноимённым названием «Павлик».

В 1938 году Юрий Нагибин окончил школу с отличием и поступил в Первый московский медицинский институт , но вскоре перевёлся на сценарный факультет ВГИКа , который не окончил из-за начавшейся войны .

В 1940 году опубликовал первый рассказ. Его дебют поддержали Юрий Олеша и Валентин Катаев . В 1940 году [ источник не указан 2241 день ] был принят в Союз писателей .

В начале войны институт эвакуировали в Алма-Ату , а Нагибин был призван в армию и осенью 1941 года отправлен на Волховский фронт в отдел политуправления. С января 1942 года — инструктор 7-го отдела Политуправления Волховского фронта, с июля 1942 года — старший инструктор 7-го отделения политотдела 60-й армии Воронежского фронта . В его фронтовые обязанности входили разбор вражеских документов, выпуск пропагандистских листовок, ведение радиопередач, адресованных войскам противника. После тяжёлой контузии в бою работал до конца войны специальным корреспондентом газеты « Труд ». В 1943 году вышел первый сборник рассказов.

Работал в малой форме (рассказы, изредка повести), писал киносценарии, по которым снято более 40 фильмов.

В 1960-х годах читал лекции слушателям Высших сценарных курсов , входил в состав Художественного совета ВКСР .

В начале 1963 года перенёс первый инфаркт после проблем со сценарием фильма « Председатель » .

Член редколлегии журналов « Знамя » (1955—1965), « Наш современник » (1966—1981). Член правления СП РСФСР с 1975 года, правления СП СССР с 1981 года. Заслуженный работник культуры ПНР.

В 1966 году поставил свою подпись под письмом в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля .

В 1981 году перенёс второй инфаркт .

В 1993 году подписал « Письмо сорока двух ».

В США читал лекции в 25 университетах. Последние годы Нагибин с женой жили в Италии .

Скончался 17 июня 1994 года в посёлке « Советский Писатель » . Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 10).

Семья

Отец — Кирилл Александрович Нагибин (умер в 1920), дворянин, расстрелян.

Отчим — Марк Яковлевич Левенталь (умер в 1952), репрессирован в 1937 году.

Отчим — Яков Рыкачев (1893—1976)

Мать — Ксения Алексеевна Каневская (1897—1975).

Юрий Нагибин официально был женат пять раз .

  • Первая жена (с 1940 по 1942 год) — Мария Асмус (умерла 1999), падчерица философа В. Ф. Асмуса, профессора Литературного института.
  • Вторая жена (с 1943 по 1948 год) — Валентина Ивановна Лихачёва, дочь И. А. Лихачёва , директора автозавода имени Сталина , министра автомобильной промышленности.
  • Третья жена — , племянница П. И. Старковского . В это время в жизни Нагибина появилась артистка эстрады , которую он называл своей женой.
  • Четвёртая жена (с 1960 по 1968 год) — Белла Ахмадулина , с которой, по свидетельствам самого писателя в его опубликованном «Дневнике» и мемуарах Василия Аксёнова «Таинственная страсть», Нагибин расстался из-за смелых сексуальных экспериментов поэтессы .
  • Пятая жена (с 1968 по 1994 год) — , ленинградская переводчица .

«Завтра в шестой раз сочетаюсь законным браком. Не отболел, не отвалился струп, а я снова лезу на рожон. Поистине каждый спасается, как может. Впервые я делаю это по собственному желанию, без всякого давления извне, с охотой, даже радостью и без всякой надежды на успех». Юрий Нагибин, «Дневник», 1969 год

У Нагибина не было детей. Его жена Алла заявила в интервью: «Во всяком случае, я могла иметь от него детей. Но это случилось после вторжения советских войск в Чехословакию . И он мне сказал: „В этой стране я не хочу иметь детей“. Он очень серьёзно относился к продолжению рода. В этой стране он не видел будущего для детей» .

Творчество

Нагибин переживал о том, что ему приходится писать не то, что он думает на самом деле. Он оправдывался: «Я мог зарабатывать только пером. И на мне было три человека. Берут — хорошо, дают деньги. Я приезжаю домой — там радовались».

Нагибин выдумывал статьи и выдавал их за реальную жизнь: «Один раз продержался на том, что писал месяц для газеты о Сталинском избирательном округе (это было в 1950 году). А там у меня какие-то цыгане табором приходят голосовать за Сталина с песнями-плясками, а их не пускают. Они кричат, что хотят отдать свои голоса за любимого вождя… Грузинский лётчик-инвалид, сбитый в бою, приползает на обрубках… Редактор спрашивает: „Скажите, что-нибудь из этого всё-таки было?“. Я говорю: „Как вы считаете, могло быть?“. Он: „Но мы же могли сесть!“. Но не только не сели, а ещё и премиальные получили!»

Нагибин делил литературу на халтуру и искусство. Халтуру в своём «Дневнике» сравнивал с водкой : « Халтура заменила для меня водку. Она почти столь же успешно хотя и с большим вредом позволяет отделаться от себя. Если бы родные это поняли, они должны были бы повести такую же самоотверженную борьбу с моим пребыванием за письменным столом, как прежде с моим пребыванием за бутылкой. Ведь и то, и другое — разрушение личности. Только халтура — более убийственное » .

Могила Нагибина на Новодевичьем кладбище Москвы.

Халтурой Нагибин называл литературную подёнщину советских писателей, сочинение газетных статей, — сначала посвящённых вождю, а позже восхваляющих социалистический строй , — и сценариев к советским кинофильмам. В то же время он осознавал другую сторону своей деятельности: « стоит подумать, что бездарно, холодно, дрянно исписанные листки могут превратиться в чудесный кусок кожи на каучуке, так красиво облегающий ногу, или в кусок отличнейшей шерсти, в котором невольно начинаешь себя уважать, или в какую-нибудь другую вещь из мягкой, тёплой, матовой, блестящей, хрусткой, нежной или грубой материи, тогда перестают быть противными измаранные чернилами листки, хочется марать много, много ».

Нагибин, по оценке Андрона Кончаловского , был талантливейшим писателем, журналистом и сценаристом , но ему дорого пришлось заплатить за тёплое место под солнцем в советской системе. Единственной отдушиной для Нагибина стал его «Дневник», который впоследствии оказался самым лучшим и самым откровенным произведением писателя .

Нагибин очень ответственно относился к писательскому творчеству, он до конца продумывал свои рассказы и фиксировал их в планах, прежде чем написать. Затем они претерпевали лишь стилистическую правку. Он пишет эпизоды, не судьбы, выявляя существенное в незначительном и повседневном. Благодаря этому, а также любви писателя к среднерусским лесам и болотам Мещерского края его проза обнаруживает родство с прозой Константина Паустовского . Но тот воспринимал природу как любитель пеших прогулок, а Нагибин — как охотник (напр., «Когда утки в поре», 1963). По содержанию рассказы Нагибина очень разнообразны, хотя преобладают у него темы войны, природы, любви; он показывал людей всех слоёв общества, занятий и возрастных групп, часто и детей. Объединяет все его произведения то, что центральное место в них занимают человеческие отношения, вера в доброе в человеке, удачные психологические мотивировки и безупречность писателя в вопросах совести, чести, долга. Основной темой своего творчества Нагибин назвал однажды «пробуждение человека», а значит, узнавание заново своего окружения, более осознанное, положительное отношение к другому, а через это — к самому себе.

Вольфганг Казак

Библиография

  • Избранные произведения в 2-х томах. — М. : Художественная литература, 1973
  • Собрание сочинений в 4-х томах. — М. : Художественная литература, 1980—1981
  • Сочинения. В 11-ти т. — М. : Мосгорпечать, 1989—1993
  • Избранное. — М. : Терра, 1994
  • Юрий Нагибин, Сергей Рыков. : интервью // Избранное : электр. изд.. — 2019. — 28 ноября.

Произведения

  • Человек с фронта. — М. : Советский писатель , 1943
  • Большое сердце. — М. : Советский писатель, 1944
  • Гвардейцы на Днепре. — М. : Молодая гвардия, 1944
  • Две силы. — М. : Молодая гвардия, 1944
  • Ценою жизни. — М. , 1944
  • Дважды рождённый. — М. , 1945
  • Слава Николая Чистова. — М. , 1945
  • Зерно жизни. Сб. рассказов. — М. : Московский рабочий , 1948
  • Государственное дело. — М. , 1950
  • Господствующая высота. — М. : Советский писатель, 1951
  • Партийное поручение. — М. : Воениздат , 1951
  • Всегда в строю. — М. : Воениздат, 1953
  • Рассказы. — М. : Молодая гвардия, 1953
  • Трубка. — М. : Правда, 1953
  • Рассказы о войне. — М. : Воениздат, 1954
  • Зимний дуб. Рассказы. — М. : Молодая гвардия, 1955
  • Рассказы. — М. : Советский писатель, 1955
  • Ночной гость. (1955) Рассказ. Снят одноимённый кинофильм ( 1958 )
  • Скалистый порог. — М. : Правда, 1955; М. : Молодая гвардия, 1958
  • Мальчики. — М. : Детгиз, 1955, 1956
  • На озёрах. — М. : Правда, 1957
  • Рассказы. — М. : Гослитиздат, 1957
  • На озере Великом. — М. : Детгиз, 1958
  • Бой за высоту. — М. : Советская Россия, 1958, 1959
  • Человек и дорога. — М. : Советский писатель, 1958
  • Трудное счастье. — М. : Детгиз, 1956, 1958
  • Великое посольство. — М. : Детгиз, 1959. (в соавторстве с Я. Рыкачёвым)
  • Последний штурм. — М. : Воениздат, 1959
  • Павлик. — М. : Воениздат, 1960
  • Перед праздником. — М. : Молодая гвардия, 1960
  • Друзья мои, люди. — М. : Советская Россия, 1961
  • Ранней весной. — М. : Гослитиздат, 1961
  • Чистые пруды. — М. : Московский рабочий, 1962. По мотивам рассказа снят фильм « Чистые пруды » (1965).
  • Погоня. Мещерские были. — М. , 1963
  • На тихом озере. — М. : ИХЛ, 1963; М. : Советская Россия, 1966
  • Страницы жизни Трубникова. — М. : Советская Россия, 1963. Экранизация — « Председатель ».
  • Далеко от войны. — М. : Советская Россия, 1964 Повесть (по мотивам повести снят фильм « Жди меня, Анна »)
  • Размышления о рассказе. — М. : Советская Россия, 1964
  • Эхо. — М. : Правда, 1964. По мотивам рассказа снят фильм .
  • Далёкое и близкое. — М. : Советский писатель, 1965
  • Трудный путь (Председатель). — М. : Искусство, 1965
  • Зелёная птица с красной головой. — М. : Московский рабочий, 1966
  • Ночной гость. — М. : Физкультура и спорт, 1966. По мотивам рассказа снят одноимённый фильм .
  • Срочно требуются седые человеческие волосы. (1968). По мотивам рассказа снят фильм « Поздняя встреча » ( 1979 )
  • Не дай ему погибнуть. — М. : Молодая гвардия, 1968
  • Чужое сердце. — М. : Молодая гвардия, 1969
  • Заброшенная дорога. — М. : Правда, 1970
  • Перекур. — М. : Советская Россия, 1970
  • Директор. Киносценарий фильма . — М. : Искусство, 1970
  • Переулки моего детства. Сборник рассказов. — М. : Современник,1971
  • Непобедимый Арсенов. — М. : Физкультура и спорт, 1972
  • Моя Африка. — М. : Наука, 1973
  • Ты будешь жить. — М. : Современник, 1974
  • Берендеев лес. — М. : Советский писатель, 1978. По мотивам рассказа снят фильм « Портрет жены художника » ( 1981 )
  • В апрельском лесу. — М. : Воениздат, 1974
  • Эхо. — М. : Детская литература, 1975
  • Где-то возле консерватории. — М. : Правда, 1975
  • Пик удачи. Повесть. — М. : Советская Россия,1975.
  • Маленькие рассказы о большой судьбе. — М. : Советская Россия, 1976
  • Комаров. — М. , 1977
  • Литературные раздумья. — М. , 1977
  • Остров любви. — М. : Молодая гвардия, 1977
  • Ливень. — Кишинев, 1979
  • Замолчавшая весна. — М. : Правда, 1979
  • Заброшенная дорога. — М. : Современник,1979
  • Царскосельское утро. — М. : Известия, 1979; М. : Советский писатель, 1983
  • Один на один. — М. , 1980 ( Роман-газета ).
  • Киносценарии. — М. : Искусство, 1980
  • Мягкая посадка. Повесть. (1980)
  • Наука дальних странствий. — М. : Молодая гвардия, 1982
  • Дорожное происшествие. — М. , 1983 (Роман-газета).
  • Не чужое ремесло. — М. : Современник, 1983
  • Дворы, переулки и весь мир. — М. : Детская литература, 1984
  • Перекур. — М. : Современник, 1984
  • Река Гераклита. — М. : Современник, 1984
  • Московская книга. — М. : Московский рабочий, 1985.
  • Посланец таинственной страны. — М. : Правда, 1985
  • Остров любви. — Кишинёв, 1985
  • Зимний дуб. — Иркутск, 1986
  • Лунный свет. — Минск, 1986
  • Музыканты. — М. : Современник,1986
  • Москва… Как много в этом звуке. — М. : Советская Россия, 1987
  • Время жить. — М. : Современник, 1987
  • Поездка на острова. — М. : Молодая гвардия, 1987
  • Терпение. — М. : Известия, 1987 (публикация). По мотивам рассказа снят фильм « Время отдыха с субботы до понедельника » ( 1984 )
  • В дождь. — М. : Правда, 1988
  • Испытание. — М. : Физкультура и спорт, 1988
  • Сильнее всех иных велений. — М. , 1988 (Роман-газета).
  • Человек с фронта. — М. : ДОСААФ, 1988
  • Рассказы о Гагарине. — М. : Детская литература, 1978, 1979, 1988
  • Вдали музыка и огни. — М. : Современник, 1989
  • Встань и иди. Сборник. рассказов. — М. : Художественная литература, 1989
  • Срочная командировка, или Дорогая Маргарет Тэтчер… Повесть. — М. : Киноцентр, 1989; М. : ,1991
  • Ильин день. — М. : Современник, 1990
  • Пророк будет сожжён. — М. : Книга, 1990
  • Недоделанный. Рассказ. Первая публикация // Журнал «Андрей». — 1991
  • Любовь вождей. Сборник рассказов. — М. : ПИК, 1991
  • Гардемарины, вперёд! М. , 1992; Тверь, 1992. Сценарий в соавторстве с Н. Соротокиной и С. Дружининой.
  • Старая черепаха. — М. : Малыш, 1992
  • Комаров. — М. : Киноцентр, 1993
  • Перевертень. Рассказ. Уникальная авторская редакция и предисловие. Написан по заказу редактора эксклюзивно для Журнала «Андрей», 1994
  • Тьма в конце тоннеля. — М. : ПИК, 1994
  • Моя золотая тёща. Автобиографическая повесть. — М. : ПИК, 1994
  • Бунташный остров. Повесть. — М. : Московский рабочий, 1994.
  • Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя. Роман. — М. : ПИК, 1995
  • Дневник. Книга. Первое издание Юрия Кувалдина. 1995

Критика

  • Штут С. Рассказ в строю. (1952)
  • Тарасенков А. Мнимые конфликты и правда жизни. (1953)
  • Атаров Н. Человек из глубины пейзажа. (1972)
  • Фоменко Л. Побеждает художник. (1973)
  • Герасимова Л. Сегодняшнее и вечное. (1978)
  • Богатко И. А. Ю. Нагибин: Литературный портрет. (1980)
  • Сахаров В. Мелодия прозы. (1980)
  • Кардин В. «По существу ли эти споры?» (1983)
  • Золотусский И. Возвышающее слово. (1988)
  • Иванова Т. Практик литературы. (1988)
  • Холопова В. Ф. Парадокс Любви: Новелистика Ю. Нагибина. (1990)
  • Лавров В. «С отвращением читая жизнь мою…» (1995)
  • Солженицын А. И. Двоенье Юрия Нагибина. (2003)

Киносценарии

¹,² — первая и вторая экранизации рассказа «Комаров»

Документалистика

  • Юрий Нагибин. Берег трамвая . Документальный фильм. Автор: Владимир Мелетин. ООО «Арт-Нуво студия» по заказу ВГТРК . 2010

Образ в искусстве

Юрий Нагибин выведен в телесериале « Таинственная страсть » (2016) под именем Марка Аврелова.

Примечания

  1. Нагибин Юрий Маркович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. М. : Советская энциклопедия , 1962.
  3. Jurij M. Nagibin // — 2005.
  4. Juri Markowitsch Nagibin // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  5. , с. 45.
  6. , с. 56.
  7. Яков Семёнович Рыкачёв (Шихман) (1893—1976) — прозаик, критик, активный член РАППа . В 1937 году был арестован. До 1940 года боролся с развитием приключенческой и научно-фантастической тематики в советской прозе («Наши Майн Риды и Жюль Верны» ( Молодая гвардия , 1929, № 5, с. 87—91), после войны изменил свои взгляды и сам стал автором нескольких подобных произведений («Коллекция геолога Картье» (1963), «Дело Гельмута Шрамма» (1966), «Возвышение и падение Андрея Полозова» и др.) ( от 24 марта 2018 на Wayback Machine )
  8. от 9 июля 2021 на Wayback Machine // Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  9. от 11 июня 2020 на Wayback Machine // Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  10. Наталья Дардыкина. . « Московский комсомолец ». — № 1133 (7 апреля 2001). Дата обращения: 15 августа 2018. 27 июня 2018 года.
  11. (рус.) . newokruga.ru . Новые Округа (3 апреля 2020). Дата обращения: 25 июня 2023. 25 июня 2023 года.
  12. .
  13. , с. 49.
  14. , с. 138—141.
  15. Анжелика Пахомова. . Собеседник.ру (14 июня 2012). Дата обращения: 14 февраля 2013. 15 февраля 2013 года.
  16. Огрызко В. . « Литературная Россия » № 23 (2006). Дата обращения: 17 февраля 2019. 18 февраля 2019 года.
  17. .
  18. Юрий Нагибин. . Дата обращения: 23 февраля 2013. 21 декабря 2014 года.
  19. . Дата обращения: 23 февраля 2013. Архивировано из 15 июля 2012 года.
  20. Олег Павлов. . Дата обращения: 23 февраля 2013. 17 января 2013 года.
  21. = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. ISBN 5-8334-0019-8 . — С. 271.
  22. Солженицын А. . Журнальный зал . Опубликовано в журнале: « Новый Мир » №4, 2003. Дата обращения: 3 октября 2020. 29 октября 2020 года.

Литература

  • Вера Прохорова. Четыре друга на фоне столетия: Рихтер, Пастернак, Булгаков, Нагибин и их жёны : мемуары в письмах и воспоминаниях / Литературная запись и оригинальный текст Игоря Оболенского . — М. : Астрель, 2012. — 316 с. — ISBN 978-5-271-40033-9 .
  • Юрий Нагибин. Дневник / Общ. ред. Ю. Кувалдина. — 2-е изд., доп. и сверен. — М. : Книжный сад, 1996. — 698 с. — ISBN 5-85676-043-3 .
  • Дардыкина Н. // Московский комсомолец : общероссийская газета. — 2004. — 17 июня.

Ссылки

Источник —

Same as Нагибин, Юрий Маркович