Поспелов, Геннадий Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Генна́дий Никола́евич Рожде́ственский ( 4 мая 1931 , Москва — 16 июня 2018 , там же) — советский и российский дирижёр , пианист , композитор , педагог , музыкально- общественный деятель . Герой Социалистического Труда ( 1990 ). Народный артист СССР ( 1976 ) . Лауреат Ленинской премии ( 1970 ) и Государственной премии РФ ( 1995 ). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» .
Родился в Москве, в семье дирижёра Н. П. Аносова и певицы Н. П. Рождественской .
Музыкальное образование получил в Музыкальной школе имени Гнесиных у Е. Ф. Гнесиной и в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу фортепиано . В 1949 году поступил в Московскую консерваторию , в класс фортепиано Л. Н. Оборина и оперно-симфонического дирижирования, где профессором был его отец Н. П. Аносов. В 1954 году окончил консерваторию, в 1957 году — аспирантуру.
Дебют в качестве дирижёра состоялся в 1951 году : в Большом театре под его управлением был исполнен балет П. И. Чайковского « Спящая красавица ».
Более полувека руководил советскими, российскими и зарубежными музыкальными коллективами:
Кроме того, в разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром , Королевским оркестром Концертгебау ( Амстердам ), симфоническими оркестрами Лондона , Чикаго , Кливленда , Токио (был почетным дирижёром оркестра «Иомиури») и другими коллективами.
В 1983 году Метрополитен-опера решила пригласить Рождественского открыть новый сезон оперой П. И. Чайковского « Евгений Онегин », однако советские чиновники не сочли нужным даже сообщить дирижёру об этом.
В сезоне 2000—2001 годов — главный дирижёр и генеральный художественный директор Большого театра.
С 1 сентября 2012 года — музыкальный руководитель Московского государственного академического камерного музыкального театра им. Б. Покровского .
Вёл активную педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность. С 1974 года — преподаватель на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 — профессор, с 2001 — заведующий кафедрой. Среди учеников — В. Понькин , В. Полянский , В. Кожин , Т. Зангиев , В. Урюпин , А. Кашаев , М. Емельянычев, , С. Кондрашов, К. Хватынец, Т. Абдрашев .
Скончался 16 июня 2018 года в Москве после продолжительной болезни . Отпевание и кремация прошли 19 июня. Урна с прахом захоронена на Введенском кладбище в могиле его матери (20 уч.) .
Под руководством Рождественского оркестр Большого театра сыграл около 40 опер и балетов, в том числе премьеры: балеты « Конёк-горбунок » Р. К. Щедрина (1960), « Кармен-сюита » на музыку Ж. Бизе в оркестровке Р. К. Щедрина (1967), « Спартак » А. И. Хачатуряна (1968), Щелкунчик П. И. Чайковского (1966), оперы « Человеческий голос » Ф. Пуленка , мировая премьера первой редакции оперы С. С. Прокофьева « Игрок » (2001). Дирижировал балетами « Бахчисарайский фонтан » Б. В. Асафьева , « Лебединое озеро » П. И. Чайковского, « Золушка » С. С. Прокофьева, « Сказ о каменном цветке » С. С. Прокофьева; участвовал в постановках ряда оперных спектаклей, среди них « Катерина Измайлова » Д. Д. Шостаковича (1980) и « Обручение в монастыре » С. С. Прокофьева (1982).
Популяризировал сочинения современных авторов, музыка которых в то время в СССР практически не исполнялась, — Ф. Пуленка , П. Хиндемита , К. Орфа . Под его управлением состоялись премьеры в СССР балета И. Ф. Стравинского « Весна священная » и оперы Б. Бриттена «Сон в летнюю ночь». Также дирижёр исполнял произведения С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича , имевших репутацию «опальных» после Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели» , но в годы карьеры дирижёра уже вернувшихся в официальный концертный репертуар. В частности, первым после постановления Политбюро 1948 года исполнил в СССР в 1974 году оперу Шостаковича « Нос ». Долгое время был единственным исполнителем оркестровой музыки А. Шнитке , в частности, в 1974 году в Горьком именно под его управлением состоялась премьера Первой симфонии композитора. На основе музыки С. С. Прокофьева к спектаклям «Евгений Онегин», «Борис Годунов» и фильму «Пиковая дама» создал оркестровую сюиту «Пушкиниана» (1961).
Вёл активную гастрольную деятельность, в частности, ещё в 1956 году руководил оркестром Большого театра на гастролях в Лондоне , а в 1971 году дирижировал Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии в трёх « Променад-концертах » в Королевском Альберт-холле .
Выступая со многими ведущими оркестрами мира, исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 — впервые в мире.
Помимо сочинений современных авторов, исполнял и классический оркестровый репертуар, а также возрождал забытые произведения композиторов прошлого, не исполнявшиеся в течение многих лет. Среди сочинений, исполненных в последние годы жизни:
Впервые в России исполнил несколько кантат Л. ван Бетховена («Прекрасное мгновение», «Коронационная», «На смерть Иосифа II») (2004).
Автор нескольких сочинений, среди которых наиболее известна оратория «Заповедное слово русскому народу» на слова А. М. Ремизова .
Увлекался историей и культурой Испании. В период работы в Большом театре одним из первых был приглашён выступить в Творческом клубе Большого театра — с искусствоведческой лекцией «Испанское искусство эпохи Возрождения» .
Рождественский — автор шести книг, которые публиковались на протяжении полувека (в том числе посмертно):
Дискография Рождественского включает более 800 дисков и пластинок, записанных с разными оркестрами. Среди записей — произведения Л. ван Бетховена , И. Брамса , А. Брукнера (все симфонии), Й. Гайдна , С. А. Губайдулиной , А. К. Глазунова (все симфонии), А. Дворжака , С. С. Прокофьева (все симфонии, все балеты), Я. Сибелиуса (все симфонии), В. Стенхаммара , П. И. Чайковского (все симфонии), А. Г. Шнитке , Д. Д. Шостаковича (все симфонии, все сценические произведения). По состоянию на апрель 2023 г. полная дискография Рождественского не опубликована .
Почётные звания:
Государственные награды Российской Федерации и СССР:
Премии:
Иностранные награды:
Прочее: