Interested Article - Триллер

Кадр из фильма « Безопасность прениже всего! » (1923)

Три́ллер (от англ. thrill «трепет, волнение») — жанр произведений литературы и кино , нацеленный вызвать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания саспенса »), волнения или страха . Жанр не имеет чётких границ, элементы триллера присутствуют во многих произведениях других жанров. В кинематографе к триллерам зачастую относят детективные и шпионские фильмы, фильмы ужасов , приключенческие фильмы , а также боевики .

Определение

По тематике триллеры разделяют на судебные, шпионские, детективные, приключенческие, медицинские, полицейские, психологические, романтические, исторические, политические, корпоративные, религиозные, мистические, научно-фантастические, «хай-тек» и военные.

Что их всех объединяет — интенсивность порождаемых эмоций … Если триллер не в состоянии щекотать нервы, значит, он не справляется со своей работой. пишет в книге «Триллер» Джеймс Паттерсон

По определению Росса Макдональда , в детективе действие движется во времени назад, к разгадке; в триллере — вперёд, к катастрофе. Разграничить эти жанры не всегда легко, и один часто содержит элементы другого. По мнению Дэйва Кера , триллер является по преимуществу жанром американским :

Американскому кино свойственны непосредственность и сила воздействия, которые редко встречаются в европейском, — прощупывание физических и эмоциональных пределов жизни, упоение опасностью, осознание её роковой притягательной силы. Росс Макдональд

Владимир Набоков отмечал, что хотя по законам жанра добро должно восторжествовать, а хитроумный злодей должен быть наказан, читателю свойственно в глубине души таить надежду, что «романтический злодей всё-таки останется безнаказанным, а туповатый добряга так и не заполучит своенравную девчонку» .

История кинотриллера

Яркие образцы триллера в киноискусстве 1-й половины XX века создали Альфред Хичкок и Фриц Ланг (« », 1928; « Город ищет убийцу », 1931), с 1936 года работавший в Голливуде (« », 1944 и др.).

Хичкок мастерски использовал технику кино для нагнетания сюжетного напряжения (« саспенса ») и управления эмоциями зрителей. Для его картин характерен тонкий чёрный юмор и вторичность сюжета по отношению к виртуозной разработке ключевых эпизодов. Хичкок ввёл в жанр понятие « макгаффина » — повода или предлога для развития действия (например, вымышленный агент в фильме « На север через северо-запад »).

Если в 30-е годы для голливудского триллера были характерны комедийные элементы (« », 1939 и др.), то с началом войны жанр приобрёл более мрачные тона: « » ( 1942 ), « Большие часы » ( 1948 ) и др. Традиции триллера были переработаны в стилистике «чёрного фильма» ( нуар ).

Зародился поджанр — фильмы об ограблениях ( англ. heist movie ), например, « Асфальтовые джунгли » ( 1950 ). В Великобритании Т. Дикинсон снял классический фильм « » ( 1940 ), ставший основой для голливудского ремейка 1944 года. В жанре комедийного триллера работали Ф. Лондер и С. Гиллиат: « Я вижу незнакомца » (1946), « Государственная тайна » ( 1950 ). Кэрол Рид поставил картину « Третий человек » ( 1949 ) — один из лучших триллеров в мировом кино.

С 1940-х годов благодаря фильмам Вэла Льютона и Альфреда Хичкока зарождается новый поджанр — психологический триллер , где основой является психология главных героев, их эмоциональная нестабильность, психологическая напряженность .

Среди разновидностей жанра также можно выделить шпионский триллер, лучшие образцы которого связаны со Второй мировой войной: « » ( 1952 ), « » (Великобритания, 1958); или холодной войной: « Шпион, пришедший с холода » (1965, Великобритания, по Джону Ле Карре ).

Поджанры триллера в кино

Остросюжетный боевик

Остросюжетный боевик — поджанр боевика и триллера, в котором главный герой сталкивается с опасными противниками, препятствиями или ситуациями, которые он должен преодолеть, как правило, в боевике. Для остросюжетных боевиков обычно характерны гонки на время, оружие, взрывы, частое насилие и явный антагонист .

Комедийный триллер

Комедийный триллер — жанр, сочетающий элементы комедии и триллера.

Параноидальный триллер

Параноидальный триллер — жанр, в котором герой/героиня сталкивается с большой, мощной группой врагов, истинную степень которых признаёт только он/она.

Криминальный триллер

Криминальный триллер — поджанр криминального кино и триллеров, который предлагает напряженный отчёт об успешном или неудачном преступлении или преступлениях. Такие фильмы часто сосредоточены на преступнике (преступниках). Центральные темы: серийные убийцы/убийства, грабежи, погони, перестрелки, ограбления.

Эротический триллер

Эротический триллер — триллер, в котором особое внимание уделяется эротизму и где сексуальные отношения играют важную роль в сюжете. Он стал популярным с 1980-х годов с ростом проникновения на рынок видеомагнитофонов.

Джалло

Джалло — итальянский триллер, который содержит элементы детектива, криминала, слэшера, психологического триллера и ужасов. Речь идёт о неизвестном убийце, который терроризирует город, а главному герою приходится выяснять его личность. Жанр был популярен в 1960-1970-х годах и до сих пор производится, хотя и реже.

Триллер ужасов

Поджанр, включающий ужасы .

Юридический триллер

Юридический триллер — напряжённый фильм, в котором главными героями являются юристы и их сотрудники. Сама система правосудия всегда является важной частью этих работ, иногда почти функционирующей как один из персонажей.

Пандемический триллер

Пандемический триллер — тип фильма-катастрофы и триллера, в котором с напряжением используется популярность пандемической тематики.

Политический триллер

Политический триллер — поджанр, в котором герой/героиня должен/должна обеспечить стабильность правительства.

Психологический триллер

Психологический триллер — поджанр триллера, в котором конфликт между главными героями ментальный и эмоциональный, а не физический. Персонажи либо случайно, либо по собственному любопытству втягиваются в опасный конфликт или ситуацию, которую они не готовы разрешить. Чтобы одолеть своих жестоких врагов, персонажи прибегают не к физической силе, а к своим умственным способностям. Этот поджанр обычно имеет элементы драмы, так как существует углублённое развитие личностей персонажей, которые должны иметь дело с эмоциональной борьбой .

Социальный триллер

Социальный триллер — триллер, использующий напряжение, чтобы привлечь внимание к злоупотреблениям властью и случаям угнетения в обществе.

Сверхъестественный триллер

Сверхъестественные триллеры включают потусторонний элемент (например, фэнтези или сверхъестественное), смешанный с напряжением или сюжетными поворотами. Иногда главный герой или злодей обладает некоторыми психическими способностями и сверхспособностями.

Технотриллер

Технотриллер — триллер, в котором манипуляции сложными технологиями играют заметную роль.

Развитие жанра

В 1960—70-е годы, во многом в связи с такими событиями, как убийство Кеннеди и Уотергейт , приобрёл популярность политический триллер, «золотым стандартом» которого можно считать фильм Джона Франкенхаймера « Маньчжурский кандидат » (1962).

Однако в этот же период жанр всё чаще использовался для эксплуатации острых или просто модных тем, выигрывая в актуальности, но порой теряя в качестве. Выделялись работы Брайана Де Пальмы , которого критики называли преемником Хичкока (« Одетый для убийства », 1980 и др.). Элементы триллера присутствуют во многих фильмах Романа Поланского : « Нож в воде » ( Польша , 1962 ), « Неистовый » ( США , 1988 ) и др.

Во Франции одним из первых мастеров жанра был Анри-Жорж Клузо : « Ворон » ( 1943 ), « Плата за страх » ( 1953 ). С начала 1950-х годов приобрёл популярность французский гангстерский цикл, во многом связанный с именем актёра Жана Габена . Среди первых и лучших фильмов этого цикла была картина Ж. Беккера « Не тронь добычу » ( 1953 ). К жанру триллера обращались такие режиссёры, как Луи Маль Лифт на эшафот », 1957 ), Рене Клеман На ярком солнце », 1960 , по Патриции Хайсмит ) и Франсуа Трюффо Невеста была в чёрном », 1968 ).

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 27 марта 2012. 21 мая 2020 года.
  2. Patterson, James, ed. Thriller . Ontario, Canada: MIRA Books (2006) at p. iii. ISBN 0-7783-2299-8 .
  3. Dave Kehr. When Movies Mattered: Reviews from a Transformative Decade . University of Chicago Press , 2011. ISBN 9780226429410 . Pages 174—175.
  4. Набоков В. В. , лекция «Русские писатели, цензоры и читатели».
  5. Комм Д. Е. Формулы страха. Введение в историю и терию фильма ужасов. -СПб.: БХВ-Петербург, 2015. — 224 с. ISBN 978-5-9775-0656-4
  6. . AllRovi. Дата обращения: 6 ноября 2015. 2 мая 2013 года.
  7. Rubin, Martin. . — Cambridge University Press , 1999. — P. 4.
  8. . — , 2014. — P. 172.
  9. . AllRovi (24 октября 2011). Дата обращения: 13 ноября 2011. Архивировано из 2 ноября 2011 года.

Литература

  • Ю. А. Кравцов. Основы Киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие. — СПб. , 2006.
  • Триллер // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 1097. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .

Ссылки

Источник —

Same as Триллер