Interested Article - Синдром Феникса

«Синдро́м Фе́никса» — десятый роман российского писателя Алексея Слаповского , опубликованный в 2006—2007 годах . В нём рассказывается история мужчины, потерявшего во время пожара память и страдающего неизвестным заболеванием, названным местным врачом-психиатром «синдромом Феникса», вследствие которого пострадавший теряет память заново каждый раз, когда контактирует с огнём . Роман вышел в финал российской литературной премии « Большая книга » 2007 года . По нему поставлен одноимённый четырёхсерийный мини-телесериал .

Издания

Роман был впервые опубликован в конце 2006 года в журнале « Знамя ». Первая половина романа вошла в одиннадцатый номер , концепцией которого стала публикация произведений в жанре «ultra-fiction» , суть которого — применение приёмов жанровой литературы к литературе мейнстрима , окончание романа вышло в двенадцатом номере . Отдельной книгой «Синдром Феникса» издан в 2007 году . В 2009 году роман вошёл в состав авторского сборника Слаповского «Закодированный» .

Сюжет

Действие книги происходит в некоем подмосковном городке, условно названном Чихов, куда и приходит её главный герой — бомж , потерявший память , не знающий, кто он и откуда и, во многом, впавший в детство. Он появляется в магазине у Татьяны Лавриной, а потом приходит к порогу её дома, и сидит там, пока Татьяна из жалости не оставляет его у себя в сарае, назвав Гошей (герой среагировал на это имя, когда она перебирала мужские имена). Одежда Гоши пахнет пожаром , сам он боится огня, а в воротнике его куртки оказывается зашита пачка долларов . Сама Татьяна — тридцатипятилетняя привлекательная женщина, мать двоих сыновей, выгнавшая мужа за пьянство и тунеядство .

Переживая прямой контакт с огнём, Гоша каждый раз теряет память заново, начиная жизнь с чистого листа. При этом с каждой потерей памяти он взрослеет: от непосредственного детского восприятия мира переходит к агрессивному подростковому , затем — к взрослой рассудительности и, наконец, становится человеком действия, человеком, принимающим решения . Эта странная болезнь, не имеющая аналогов среди известных науке заболеваний , и была названа чиховским врачом- психиатром «синдромом Феникса». Четыре возникших в результате действия этого синдрома возрастных состояний героя и определяют композицию романа, поделённого на четыре части .

В поисках себя и своего дела Гоша последовательно показывает себя как умелый столяр , автомеханик , становится на какое-то время звездой футбольной команды, добивается успеха в качестве ландшафтного дизайнера , проявив во всём этом недюжинные дарования . При этом он ориентируется в мире уголовных и тюремных « понятий » и порой даже проявляет соответствующие наклонности, испытывает тягу к азартным играм . С самого начала книги начинается расследование с целью выяснить забытое прошлое Гоши, в котором участвует как милиция , так и соседи-чиховцы . Татьяна посылает фотографию Гоши на телевидение . На основании некоторых улик у участкового возникает подозрение, что Гоша — скрывающийся бандит и убийца, однако всё поведение героя противоречит этой идее , он проявляет не агрессию, но любопытство , доброту и здравомыслие . А когда, вопреки своему страху перед огнём, спасает сыновей Татьяны, устроивших пожар, играя со списанной пиротехникой — подлинный героизм .

На этом фоне развивается и любовная линия книги. Гоша явно выделяется на фоне окружающих мужчин, большинство из которых погрязли в пьянстве, лени и паразитизме. У Татьяны возникает вполне понятное желание воспитать из Гоши честного, порядочного мужчину «своей мечты», в то время как её бывший муж, находясь в постоянном поиске денег на очередную пьянку, всё ещё играет в хозяина в её доме . При этом до самого конца книги отношения Гоши и Татьяны остаются целомудренными . Интерес к загадочному пришельцу проявляют и другие женщины Чихова, из которых ближе всех к успеху оказывается бизнес-вумен Рената, двор которой обустраивает герой книги в качестве ландшафтного дизайнера .

В это время, опознав показанное в телепередаче фото, героя книги находят родственники — жена и её брат. Выясняется, что его настоящее имя — Виктор, он — бизнесмен, вовлечённый в политику губернского масштаба, и пропал, имея при себе большую сумму денег, предназначенных в качестве взятки . У Виктора — действительно уголовное прошлое, но оно оказывается сравнительно невинным, он — не бандит, и не убийца . Герой (оказавшийся детдомовцем ) находит следы своей родной матери и выясняет, что Татьяна похожа на неё внешне . Пресытившись своей прежней жизнью, Виктор-Георгий после очередного контакта с огнём разыгрывает полную потерю памяти (хотя на самом деле он вспомнил всё забытое им ранее). Он подписывает бумаги о передаче своего имущества жене и сбегает из принадлежавшего ему особняка в город Чихов, к Татьяне .

Аллюзии и параллели

Имя главной героини «Синдрома Феникса» — очевидная отсылка к « Евгению Онегину » Пушкина , это Татьяна Ларина в фамилию которой добавили одну букву, намекнув тем самым на лавровый венец . Данная ассоциация вполне органична для понимания романа . Как пишет Ольга Мазовская, несмотря на столь резкую смену социальной идентичности, превращение воспитанной вдали от « высшего света » юной аристократки в зрелую, разочаровавшуюся в семейном счастье провинциальную продавщицу — Татьяна у Слаповского отнюдь не пародия на пушкинский идеал — но настоящая героиня нашего времени .

Андрей Немзер фокусируется на месте романа в творчестве Слаповского в целом, выделяет своего рода цикл романов о поиске героем себя, «своего скрытого Я », начатый романом « » , в котором измученный безвременьем эпохи застоя герой , жизням и судьбам, пытаясь вернуться к себе, и законченный «Синдромом Феникса». Немзер отмечает эту тему как сквозную для Слаповского, в том или ином виде присутствующую во всех его романах, написанных между этими двумя произведениями .

Немецкий филолог-славист, исследователь творчества Горького Армин Книгге обратил внимание на прямую отсылку к « Песне о Соколе ». Рассказчик перед тем, как описать, как Гоша, вопреки своей пирофобии , спасает из огня детей Татьяны, говорит о том, что «с детства не любит подвигов» и не стал бы описывать ещё один, если бы этого не требовала правдивая история, и приводит в качестве примера противоположного подхода поэму Горького. Книгге пишет, что хотя Слаповский вроде бы противопоставляет себя « Буревестнику » Максиму Горькому, его протагонистам , ценящим своё человеческое достоинство «людям русской классики » не слишком чужд и горьковский романтизм .

Реакция

Наталья Иванова в статье, которой открывался номер « Знамени », где начал публиковаться роман, обозначила его жанр как — уточнив, что Слаповский использовал приёмы жанровой литературы во всех своих романах, и что при этом ему не всегда удаётся удерживаться в рамках мейнстрима. Она отметила, что в данном романе именно * является основным двигателем и «ускорителем» его сюжета . Сторонние обозреватели согласились с тем, что роман написан достаточно обычным образом как для автора (подтвердив колебания автора между « жанровой » и «большой» литературой ), так и для современной прозы в целом ( Андрей Немзер сравнил его с романами, публикуемыми в то же время в других « толстых журналах ») . Евгений Ермолин , заместитель главного редактора журнала « Континент », в обзоре художественной прозы 2006 года поместил роман Слаповского в ряд авантюрных произведений о противостоянии личности и общества совмещающих социальный подтекст с фантастическим допущением . Евгения Щеглова в обзоре периодики в том же «Континенте» писала: «Слаповский — отличный беллетрист . Напрасно ждать от него глубины», однако отметила нетривиальный сюжет книги и то, как автор, по её выражению, «в очерковом регистре», показывает убедительную панораму современной жизни . Василина Орлова в « Новом мире » отнесла роман, вместе с большей частью книг 2006—2007 годов, ставших предметом обсуждения литературных критиков, к книгам, действие которых происходит в «понарошечном» мире, внешне реалистичной «заведомой фантастике » .

Ольга Маховская в « Книжном обозрении », будучи социальным психологом , отметила психологическую достоверность «Синдрома Феникса», сравнив Андрея Слаповского по точности описания социально-психологических типов с такими русскими классиками, как Толстой , Достоевский , Островский и Горький . Высоко оценил роман и Андрей Немзер . Споры вызвал и финал книги, если Немзер и Маховская сочли его органичным итогом поиска протагонистом своего истинного я, о том же пишет и Армин Книгге , ряд литературоведов увидели в нём стандартный happy end , дань массовой культуре . Так Лев Данилкин , отметив «фонтанирующий витализм » романа, живость характеров, потенциал превращения города Чихова в подмосковную Йокнапатофу , сетует, что «Слаповский спешит, будто его кто в спину толкает» (связав подобную торопливость с холерическим темпераментом автора) и то, что могло стать сагой остаётся «коллекцией анекдотов » . Вторит ему и Анастасия Рогова, написавшая в « Вопросах литературы », что « „Синдром Феникса“, который начинается как вдумчивая проза, поднимая глубокие внутренние вопросы одиночества в толпе, беспамятства от беззаботности, — по мере развития сюжета бодро скатывается в остросюжетный романчик, в лучших традициях отечественных мыльных опер » .

Роман вошёл в короткий список премии Большая книга 2007 года .

Экранизация

В 2009 году режиссёр снял по роману «Синдром Феникса» одноимённый четырёхсерийный комедийный телевизионный художественный фильм . Слаповский назвал сценарий по своему роману «почти авторской работой», в которой ему не пришлось слишком уж сильно подстраиваться под законы жанрового кино . Съёмки проходили в Калужской области , в городе Тарусе . Оператором картины был Дмитрий Масс , а музыку к картине написал Фёдор Чистяков , его песня «Цвет моей мечты» звучит в финале каждой серии . Пилотная серия картины вышла в эфир на « Первом канале » 19 октября 2009 года . В 2011 году фильм был отмечен на первой церемонии вручения премии « Золотой носорог » за лучший телефильм и лучшую режиссёрскую работу, Галина Польских и Роман Мадянов были отмечены «Носорогами» за лучшие роли второго плана .

В ролях

Примечания

  1. Подсчёт зависит от того, учитывать ли опубликованное в 1989 году в саратовском журнале « Волга » произведение « Искренний художник », вышедшее с подзаголовком «Ненаписанный роман». Однако «художник» не только остался почти незамеченным критикой и широкой читательской публикой, но и является скорей повестью , именно так он и был обозначен в аннотации антологии «„Внутренний“ человек» , выпущенной издательством « Молодая гвардия » в 1990 году, в составе которой он и был переиздан .
Источники
  1. Андрей Немзер . . Официальная страница Андрея Немзера «Немзерески» // ruthenia.ru (25 декабря 2006). Дата обращения: 21 сентября 2017. 21 сентября 2017 года.
  2. «„Внутренний“ человек». — М .: « Молодая гвардия », 1990. — 478 с. — (серия «Категория жизни»). — 100 000 экз. ISBN 5-235-01393-X .
  3. Алексей Слаповский . // « Знамя » : журнал. — 2006. — № 11 . 21 сентября 2017 года.
  4. Наталья Иванова. // « Знамя » : журнал. — 2006. — № 11 . 22 сентября 2017 года.
  5. Андрей Немзер . . Официальная страница Андрея Немзера «Немзерески» // ruthenia.ru (1 декабря 2006). Дата обращения: 21 сентября 2017. 22 сентября 2017 года.
  6. Инна Булкина . . « Русский журнал » // russ.ru (22 ноября 2006). Дата обращения: 27 сентября 2017. 27 сентября 2017 года.
  7. Алексей Слаповский . // « Знамя » : журнал. — 2006. — № 12 . 22 сентября 2017 года.
  8. Алексей Слаповский . «Синдром Феникса». — М. : « Эксмо », 2007. — 352 с. — (серия «Современная проза»). — 5100 экз. ISBN 978-5-699-20067-3 .
  9. Алексей Слаповский . «Закодированный». — М. : « АСТ », « Астрель », 2009. — 512 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-17-061467-7 . — ISBN 978-5-271-24945-7 .
  10. Ольга Маховская. . Статья из газеты « Книжное обозрение » . Национальная литературная премия « Большая книга » // bigbook.ru (21 мая 2007). Дата обращения: 21 сентября 2017. 21 сентября 2017 года.
  11. Армин Книгге . . Блог «Неизвестный Горький» Армина Книгге ( ФРГ ) // neizvestnyj-gorkij.de (2 декабря 2011). Дата обращения: 21 сентября 2017. 21 сентября 2017 года.
  12. Лев Данилкин . . afisha.ru (26 марта 2007). Дата обращения: 21 сентября 2017. 21 сентября 2017 года.
  13. Екатерина Качур. « Первый канал » // 1tv.ru (19 октября 2009). Дата обращения: 22 сентября 2017. 22 сентября 2017 года.
  14. Расторгуева В. С. «Герой нашего времени» в современной прозе // Филологический класс. — 2009. — № 21 . — С. 12 .
  15. Инна Булкина. // Знамя . — 2007. — № 8 . 3 декабря 2017 года.
  16. Евгений Ермолин. // Континент . — 2007. — № 134 . 22 сентября 2017 года.
  17. Евгения Щеглова. // Континент . — 2007. — № 131 . 22 сентября 2017 года.
  18. Василина Орлова. // Новый мир . — 2007. — № 11 . 27 июня 2017 года.
  19. Рогова А. // Вопросы литературы . — 2012. — № 4 . 4 декабря 2017 года.
  20. . Российская газета . 2007-08-22. из оригинала 21 сентября 2017 . Дата обращения: 21 сентября 2017 .
  21. Ольга Маховская. . Книжное обозрение . Большая книга (21 мая 2007). Дата обращения: 21 сентября 2017. 21 сентября 2017 года.
  22. Андрей Немзер . . Время новостей . Немзерески (31 мая 2007). Дата обращения: 21 сентября 2017. 22 сентября 2017 года.
  23. . lenta.ru . 2017-05-29. из оригинала 27 октября 2020 . Дата обращения: 21 сентября 2017 .
  24. . // ruskino.ru. Дата обращения: 21 сентября 2017. 21 сентября 2017 года.
  25. // « Дружба народов » : журнал. — 2016. — № 10 . 22 сентября 2017 года.
  26. Лидия Павленко-Бахтина (2009-10-22). . Газета « Комсомольская правда » // kp.ru . из оригинала 22 сентября 2017 . Дата обращения: 22 сентября 2017 .
  27. . « Первый канал » (зарубежное вещание) // 1tv.com. Дата обращения: 22 сентября 2017. 22 сентября 2017 года.
  28. . // telesem.ru. Дата обращения: 21 сентября 2017. 21 сентября 2017 года.
  29. Анна Горбашова (2011-03-01). . « РИА Новости » // ria.ru . из оригинала 22 сентября 2017 . Дата обращения: 22 сентября 2017 .
  30. Лика Светлова. . // kleo.ru (3 марта 2011). Дата обращения: 22 сентября 2017. 22 сентября 2017 года.

Ссылки

Источник —

Same as Синдром Феникса