Бородянский, Владимир Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Эммануи́лович Бородя́нский (род. 3 февраля 1944 , Воркута ) — советский и российский сценарист, кинорежиссёр и педагог. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации ( 1994 ) .
Александр Бородянский родился в Воркуте, Коми АССР (ныне Республика Коми России). Отец — Эммануил Яковлевич Бородянский (1915—?), сотрудник воркутинского НКВД , позже работал начальником жилищно-коммунального управления; оказывал помощь сосланному в Воркуту Алексею Каплеру , который впоследствии помог Александру пробиться в кино . Мать — Надежда Ефимовна Бородянская (1921—?).
Решил стать сценаристом после того, как в 14 лет увидел картину « Летят журавли »; также среди фильмов, которые повлияли на его творчество, называет « Восемь с половиной », « Сладкая жизнь » и « Ночи Кабирии » Федерико Феллини , « Скромное обаяние буржуазии » и « Призрак свободы » Луиса Бунюэля , « Сердце Ангела » Алана Паркера и « Четыреста ударов » Франсуа Трюффо .
Окончил строительный техникум в Киеве , в 1963—1966 служил в армии, награжден юбилейной медалью «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне», работал маляром, проектировщиком в институте «ПечорНИИпроект» . В 1973 году заочно окончил сценарный факультет ВГИКа , мастерскую Ильи Вайсфельда и Веры Туляковой . Чтобы Бородянский смог получить московскую прописку, Георгий Данелия пригласил его на должность главного редактора в созданную им комедийную мастерскую на « Мосфильме », откуда тот уволился через три года .
Дипломный (в других источниках курсовой ) сценарий «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭК-2» завоевал приз на конкурсе сценариев о рабочем классе, после чего его захотели экранизировать сразу два режиссёра: Леонид Осыка на Киностудии Довженко и Георгий Данелия на «Мосфильме». Как рассказывал Бородянский, он вынужден был отказать Данелии, однако по настоянию Госкино сценарий всё-таки передали в Москву . Получившуюся комедию « Афоня » (1975) в год выхода посмотрели 62,2 млн человек, она стала лидером проката и одним из самых кассовых советских фильмов .
В 1977 году сложился творческий дуэт Бородянского и Карена Шахназарова : по рекомендации Данелии они написали сценарий комедии « Дамы приглашают кавалеров », и с тех пор на протяжении 40 лет работали вместе . Трижды фильмы, созданные по их сценариям, выдвигались на « Оскар » в номинации лучший фильм на иностранном языке : « Город Зеро » — от СССР в 1989 году, « Палата № 6 » и « Белый тигр » — от России в 2009 и 2012 годах соответственно (ни один из них в итоге не попал в шорт-лист премии). Исполнил несколько эпизодических ролей по просьбе друзей-режиссёров .
По собственным словам, в творчестве руководствуется «методом айсберга» Эрнеста Хемингуэя («Семь восьмых его скрыто под водой, и только восьмая часть — на виду» ), поэтому старается досконально изучить своего героя. Так, в оригинальном сценарии «Афони» герой был маляром-штукатуром, как и сам Бородянский когда-то, ради сценария для « Инспектора ГАИ » он три месяца изучал работу ГАИ в Ярославле , а при работе над « Цареубийцей » вместе с Шахназаровым много времени провёл в рассекреченных архивах, читая дневник Александры Фёдоровны , записки и воспоминания Якова Юровского .
С 1990-х годов руководит мастерской на кафедре драматургии кино во ВГИКе . Ведёт курсы подготовки специалистов на « Мосфильме » . В 2012—2013 годах с Владимиром Грамматиковым руководил мастерской режиссуры и драматургии семейного фильма на Высших курсах сценаристов и режиссёров .
В 1996 году был назначен членом коллегии Роскомкино .
С 1994 по 1997 год занимал пост председателя Совета директоров Киноцентра на Красной Пресне ; не будучи переизбранным в 1997 году, возглавил борьбу за передачу Киноцентра в собственность Союза кинематографистов России , на тот момент являвшегося лишь одним из акционеров .
Супруга — Татьяна Дмитриевна Бородянская (род. 1949), помощница режиссёра воркутинского телевидения.
Дети — Денис Александрович Бородянский (род. 1970), Мария Александровна Бородянская (род. 1977). Внук — Дмитрий Бородянский (род. 2005).
Искажение образа поэта Давида Самойлова , изображённого Бородянским (при участии ещё нескольких авторов) в сценарии к телесериалу «Светлана» под прозрачным «псевдонимом» «Давид Смолов», вызвало возмущение семьи поэта. Старший сын Самойлова Александр Давыдов обратился к Бородянскому с открытым письмом в « Новой газете » .