Interested Article - Агуреева, Полина Владимировна

Поли́на Влади́мировна Агуреева (род. 9 сентября 1976 , Волгоград ) — российская актриса театра и кино, исполнительница романсов. Заслуженная артистка Российской Федерации ( 2019 ). Лауреат Государственной премии Российской Федерации ( 2001 ).

Актёрскую манеру Агуреевой, по мнению критиков, характеризуют дар проникать в другие эпохи, способность творить в разнообразных амплуа, незаурядные вокальные данные, пластика, лиричность и волнующий эротизм. Преобладающие в творчестве актрисы трагедийные и драматические роли утверждают неповторимость любви как высшей ценности на свете, пронизаны символикой милосердия, сострадания и вечной женственности .

Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая женская роль» за роль Ларисы в спектакле «Бесприданница», 2009.

Лауреат премии «Золотой орёл» Национальной Академии кинематографических искусств и наук России за лучшую женскую роль — в телесериале « Жизнь и судьба » .

Биография и обзор творчества

Детские и студенческие годы

По происхождению донская казачка , Полина Агуреева родилась 9 сентября 1976 года в Волгограде в семье учительницы русского языка и физики . Имеет младших брата и сестру. Вспоминала впоследствии, что «детство — это тоскливое, грустное время и что-то не так, чувствуешь себя лишним на этом празднике жизни», но вместе с тем называла детство самым счастливым временем в жизни человека . После развода родителей некоторое время с мамой жила в городе Михайловке Волгоградской области, на реке Медведица . С семи лет живёт в Москве . Будучи актрисой, Агуреева привезла в степной край своего детства съёмочную группу фильма « Эйфория »; мелодрама с трагическим финалом разворачивается на фоне эпических пейзажей задонских степей . В зрелые годы Агуреева признавалась, как счастлива, что её раннее детство прошло в провинции .

В школе, по собственному признанию, была «книжной девочкой». В пятом классе избиралась председателем школьного совета дружины . В детские годы в комнате Агуреевой висел портрет Станислава Любшина , став постарше, увлекалась творчеством Нонны Мордюковой и Евгения Самойлова . Подростковый возраст провела в уверенности, что станет актрисой. Как сама шутила, ей нравилось «не выступать, а публично пострадать» .

В 1993 году поступила на режиссёрский факультет ГИТИС (мастерская Петра Фоменко ), училась в актёрской группе . Среди ролей, сыгранных Агуреевой в годы студенчества — Аликс в «Идее господина Дома» Ф. Кроммелинка , Нимфея в «Школе для дураков» С. Соколова, Утрата в «Зимней сказке» У. Шекспира , Юлия в «Гарпагониаде» К. Вагинова, Соня в «Дачниках» М. Горького , Пирогова в «Ю» О. Мухиной .

В театре и кинематографе

С 1997 года — актриса театра « Мастерская П. Фоменко ». Дебютировала в спектакле «Варвары». В спектакле «Одна абсолютно счастливая деревня» впервые сыграла главную женскую роль . Эта пьеса оставила запоминающийся след в биографии актрисы также и тем, что во время гастролей на большой сцене в Санкт-Петербурге [ уточнить ] сильно переволновалась, неверно распределила голос и получила кровоизлияние голосовых связок , что повлекло месячную паузу в выступлениях. Спектакль оказался одним из самых удачных и «долгоиграющих», находится в репертуаре «Мастерской» до настоящего времени [ уточнить ] .

Несмотря на занятость в театре Фоменко, Агуреева откликнулась на предложение Олега Меньшикова , сыграв в его антрепризе Лизу в « Горе от ума ». В Риге приняла участие в постановке Е. Невежиной по пьесе британского драматурга Тома Стоппарда .

Свою первую награду, премию «Дебют», Агуреева получила за роль в спектакле «Холодно и горячо, или Идея господина Дома» (Гран-при театрального фестиваля «Московские дебюты-97») .

Кинематографическая карьера Агуреевой началась в 2003 году. Снимается у режиссёра Сергея Урсуляка — фильм « Долгое прощание » (дебют актрисы в кино, где Агуреева впервые пела с экрана — романс на стихи Марины Цветаевой), телесериалы « Ликвидация », « Исаев », « Жизнь и судьба ». Видит Урсуляка близким, «абсолютно искренним и подлинным», безумно остроумным человеком . По мнению критика Григория Заславского , в спектакле Агуреевой удаётся добиться « некоей уже внетеатральной меры искренности » .

Партнёрами Агуреевой в кино не раз были Михаил Пореченков , Сергей Маковецкий , Александр Балуев , Евгений Дятлов .

Артистическая слава в кинематографе пришла к Агуреевой в 2007 году после выхода в эфир первого широко популярного телесериала Урсуляка «Ликвидация». Агуреева снялась в роли возлюбленной майора Кречетова — певицы Тони. С этого фильма стала известна как исполнительница романсов . Спустя два года почти в той же актёрской команде снялась в роли роковой женщины графа Воронцова в остросюжетном телесериале С. Урсуляка «Исаев». Образ падшей красавицы актриса воплотила снова через пять лет в телесериале « Куприн. Яма » (2014). « Любопытно было сыграть женщину, которая извращённую чувственность воспринимает как норму и своё асоциальное положение воспринимает как данность », — сказала исполнительница о персонаже. Ради пространной и пафосной эскапады с экрана на языке Вольтера и Дюма актриса, приложив усилия, освоила французский .

В 2009 году была членом жюри на кинофестивале «Завтра/2morrow3», на котором отдала предпочтение фильму «Хадевич» французского режиссёра Брюно Дюмона .

До мая 2012 года несколько сезонов была занята в театре « Практика » в спектакле «Июль», поставленным по пьесе Ивана Вырыпаева режиссёром Виктором Рыжаковым . В этом представлении Агуреева, выходящая на сцену, как на концерте, под торжественное объявление диктора филармонии в чёрном вечернем платье, — перевоплощается в сумасшедшего серийного убийцу, погружается в реальность жестокой стороны жизни. Согласно замыслу драматурга, монолог должен исполняться молодой и прекрасной актрисой, хотя исповедь серийного убийцы и людоеда идёт от лица пожилого мужчины 62 лет. Критик Ольга Галахова, задаваясь вопросом, зачем режиссёру понадобилось «этот нежный цветок поместить в навозную жижу», приходит к выводу: Полина с её отзывчивой душой, с присущим ей детским удивлением нужна спектаклю не только для контраста, для противопоставления красоты и нежности, мрака и отчаяния. Звучание чудовищного текста в устах утончённой исполнительницы Агуреевой, полагает критик, незаметно подводит зрителя к неожиданному выводу — в обществе больны все, включая и здоровых .

Театроведы выделяли необычную трактовку режиссёром Фоменко и актрисой Агуреевой образа Ларисы в «Бесприданнице», которая противопоставляется царству настолько сонному, что в нём вообще нет ни одного живого человека, а умерев, она превращается в куклу, которую бессмысленно тащит за собой карикатурный Карандышев .

К своему учителю по театральному вузу Петру Фоменко , ещё будучи студенткой, относилась « с пиететом, доходящим до маразма » . В июле 2012, поздравляя Фоменко с 80-летним юбилеем, отметила близкие и любимые ею качества личности учителя: детскость, нетерпение к фальши и подозрительность ко всему пафосному, парадоксальность проявления мыслей и чувств, жёсткость в работе, умение признавать свои неудачи, способность оценить и признать чужие творческие достижения, любовь к « неправильному, но интересному » . Менее, чем через месяц Фоменко скончался. Смерть учителя актриса назвала потерей всей своей жизни .

В телесериале Сергея Урсуляка « Жизнь и судьба » по роману Василия Гроссмана , вышедшем в эфир осенью 2012 года , с участием Агуреевой развивается одна из главных любовных линий сюжета . Агуреева входит в образ обольстительной женщины, запутавшейся в военное лихолетье в своих чувствах и ощущениях, в том, что хочется и в том, что должна, не долюбившей одного боевого офицера и не исполнившей долга перед другим. Женю Шапошникову, изящную героиню Агуреевой, «утонувшую в своих феромонах » , потрясения не облагораживают, как многих на фронте и в тылу, а наоборот, разрушают. И коль скоро, по житейскому опыту Полины, за всё несёшь какую-то ответственность, то и жизнь « этого не прощает, она всегда за это мстит ». Для актрисы мятущаяся в годы роковые Женя Шапошникова олицетворяет человека, который должен был и силы душевные имел, но так и не смог донести свой крест . По оценке критика Игоря Вирабова из « Российской газеты », многим из среднего поколения телезрителей взгляды на жизнь и судьбу покажутся созвучными разуму и чувствам Агуреевой: « Она молода, а непростая всё-таки штучка » .

В спектакле «Король-олень», поставленном Урсуляком на площадке Концертного зала им. П. И. Чайковского , Агуреева впервые исполнила вокальные фрагменты и на сцене.

В 2013 году в «Мастерской» занималась инсценировкой и репетировала спектакль-композицию по стихам Александра Блока . В 2013 году Агуреева упоминала о планах создать эротический спектакль о нюансах отношений мужчины и женщины «Сказки Шахерезады », задуманный в ироничной стилистике .

В 2014 году Агуреева второй раз выступила в качестве театрального режиссёра, поставив в Мастерской вместе с Евгением Каменьковичем спектакль «Гиганты горы» по пьесе Луиджи Пиранделло (премьера состоялась 15 апреля 2014). По жанру спектакль, в котором сама Агуреева играет роль графини Илсе, представлен как незаконченный миф об искусстве .

Агуреева является одной из наиболее известных актрис «Мастерской П. Фоменко», фильмы с её участием регулярно транслируются по центральным каналам, она часто и охотно даёт интервью в российской печати и на телевидении. [ источник не указан 1086 дней ] В театре по состоянию на 2015 год Агуреева была занята также в спектаклях «Белые ночи» (Настенька), «Бесприданница» (Лариса), «Война и мир. Начало романа» (Наташа Ростова, Жюли Карагина, Элен Курагина), «Одна абсолютно счастливая деревня» (Полина), «Пять вечеров» (Тамара) . В беседе с театроведом Агуреева как актриса и режиссёр выражала концептуальное недовольство аплодисментами , звучащими в ходе спектаклей в неподобающих, по её мнению, местах (что сбивает актёров) и даже после окончания спектакля: Агурееву не покидает тревога, что овации — это всего лишь отражение нелицемерной радости зрителей по поводу того, что спектакль, наконец, окончился .

В 2015 году Агуреева снималась в биографической киноповести «Алмазный крест», в центре которой судьба хирурга и православного епископа Луки (Войно-Ясенецкого) (в исполнении Александра Балуева), принявшего священный сан в разгар гонений на церковь. Агуреева исполнила роль помощницы врача Софьи Велецкой. Фильм не был закончен из-за внезапно возникших проблем с его финансированием и отказа в предоставлении гранта Министерства культуры РФ. [ источник не указан 1086 дней ]

Романсы

Романсы, звучащие в фильмах в исполнении Агуреевой, критика назвала ещё одной гранью таланта актрисы. Популярность завоевали романсы на стихи Марины Цветаевой «Мне тебя уже не надо» и Иосифа Бродского «Колечко», под гитару исполненные Агуреевой проникновенно, необычайно интимной интонацией и на высоком вокальном уровне в сериале « Исаев », 2009. Сама Агуреева по этому поводу заметила, что очень любит петь, но не считает, что это ей здорово удаётся: « Я всем говорю, что не хорошо пою, а хорошо вздыхаю, когда пою » . Известность получил также самобытный вокальный номер из капустника театра Фоменко (2011 год) на песню «Девушка из Нагасаки» (стихи Веры Инбер ), исполнявшуюся в 1960-х годах Владимиром Высоцким и Аркадием Северным .

Критика

«Хрупкость, ненаигранная трепетность и лиризм в этой молодой актрисе удивительно сочетаются с последовательностью, упорством и волей» — Роман Должанский .

«Разнообразная, нездешняя, особая, отдельная…Особенность кроется в её нездешности, в зазоре между нею и нашим временем. Не очень вписывается в тот типаж, который сегодня востребован» — Сергей Урсуляк .

«В ней удивительным образом сочетаются нравственная чистота и волнующий эротизм, граничащий с бесстыдством» — Ксения Ларина .

Кредо

А я и не говорю, что во мне нет тщеславия. Просто существует очень тонкая грань между тщеславием и честолюбием. Я сейчас скажу фразу, которую — обратите внимание! — нужно воспринимать прежде всего как шутку. Так вот: я не хочу быть популярной, потому что у меня более тщеславные мысли — я хочу остаться в вечности… Хочу, чтобы люди пересматривали мои спектакли и плакали над ними.

Полина Агуреева, «Известия», 9 октября 2006 года

Личная жизнь

В 2003—2007 годах была замужем за режиссёром Иваном Вырыпаевым , у которого, в частности, снималась обнажённой в фильме « Эйфория » . Брак, который Вырыпаев называл «патриархальным», по мнению Агуреевой «существовал в борьбе — и в жизни, и в творчестве» . От распавшегося союза есть сын Пётр (р. 2005, назван в честь П. Н. Фоменко ) . Агуреева живёт на юго-западе Москвы, а её родители — в большом деревянном доме посреди леса в Подмосковье .

С 2013 года — замужем за актёром «Мастерской Петра Фоменко» Фёдором Малышевым (р. 12 марта 1991) .

Летом 2015 года у них родился сын Тимофей .

Увлечения, взгляды, хобби

По своему признанию, «мама-фанат». Свободное время проводит с сыновьями . Детские спектакли, качество которых отметила Агуреева, — «Сказка, которая не была написана» в театре « Практика » , «Алиса в Зазеркалье» и «Руслан и Людмила», поставленные Мастерской Фоменко . Любимые фильмы Агуреевой — « Летят журавли », « Отец солдата », «Белый Бим Чёрное ухо », « Они сражались за Родину », другие военные фильмы с батальными сценами , а также философский шедевр мультипликатора Ю. Норштейна « Ёжик в тумане ». Слушает музыку Сен-Санса , Моцарта , Шостаковича . Нравятся режиссёры Феллини , Бергман , Блие , Бертолуччи , Альмодовар , Кустурица .

Увлекается восточной философией и идеями Карла Густава Юнга . Предпочитает читать философские книжки по ночам, среди любимых авторов — Лосев , Флоренский , Бахтин , Венгерова , Шмеман , Пелевин . Из классиков предпочитает Пушкина, Достоевского, Ницше, сказки Андерсена — «Русалочка» и «Оловянный солдатик», а также старые русские аутентичные сказки. Дружит с актёрами Антоном Шагиным , Игорем Гординым , Артёмом Цукановым, Яной Гладких .

Агуреева считает, что чаще всего люди со временем меняются только в одну сторону — худшую. Ей неприятен рационализм в личности, особенно в мужской, но всегда интересны те, кто « пытается прорваться к настоящему, бежать от суеты, говорить жестокую правду о себе и мире » . Агуреева, которую критика называла одной из самых ярких актрис на московской театральной сцене , к салонам красоты, йоге и фитнесу равнодушна: « Ничего в этом плане для себя не делаю, даже кремом не всегда пользуюсь — умылась и спать ».

Общественная позиция

Поддержала вторжение России на Украину , заявив что «люди предпочитали ничего не знать о трагедии Донбасса в течение восьми лет », приехала выступать с концертом на аннексированные территории Украины .

Санкции

17 марта 2023 года, на фоне вторжения России на Украину, Агуреева внесена в санкционный список Латвии за «поддержку зверств совершенных кремлевским режимом», с запретом въезда в страну .

Признание и награды

Творчество

Роли в театре

Роли в кино

Телеспектакли

  • 2000 — — Лизонька, служанка
  • 2003 — — Полина

Озвучивание

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. Polina Agurejeva // (чеш.) — 2001.
  3. . Дата обращения: 17 декабря 2012. Архивировано из 24 ноября 2003 года.
  4. 27 апреля 2011 года.
  5. 7 января 2015 года.
  6. . Дата обращения: 20 сентября 2011. 7 января 2015 года.
  7. . fomenko.theatre.ru. Дата обращения: 29 января 2016. 18 января 2016 года.
  8. 16 февраля 2016 года.
  9. Олег Перанов. . Интервью . «Моя семья» (12 октября 2015). Дата обращения: 18 октября 2015. 4 марта 2016 года.
  10. 22 января 2012 года.
  11. . Дата обращения: 19 сентября 2011. 12 апреля 2012 года.
  12. . Дата обращения: 1 июня 2013. 6 июня 2013 года.
  13. Лариса Каневская. . Интервью . Театраll (5 марта 2014). Дата обращения: 22 февраля 2017. 23 февраля 2017 года.
  14. от 30 марта 2012 на Wayback Machine , 9 октября 2006
  15. . Дата обращения: 12 января 2015. 12 января 2015 года.
  16. . Дата обращения: 5 января 2013. 5 января 2013 года.
  17. . Дата обращения: 10 августа 2012. 22 июня 2013 года.
  18. . Дата обращения: 13 декабря 2012. 26 марта 2013 года.
  19. . Дата обращения: 5 января 2013. 11 января 2013 года.
  20. . Дата обращения: 5 января 2013. 11 января 2013 года.
  21. . Дата обращения: 12 января 2015. 12 января 2015 года.
  22. . Дата обращения: 17 декабря 2012. 7 января 2015 года.
  23. . Дата обращения: 10 августа 2012. 11 августа 2012 года.
  24. Дата обращения: 10 августа 2012. 22 июня 2013 года.
  25. Дата обращения: 5 января 2013. 5 января 2013 года.
  26. Дата обращения: 5 января 2013. 26 марта 2013 года.
  27. . Дата обращения: 5 января 2013. 11 января 2013 года.
  28. . Дата обращения: 11 января 2008. 2 марта 2008 года.
  29. Дата обращения: 31 августа 2018. 25 декабря 2018 года.
  30. . Дата обращения: 5 января 2013. 11 января 2013 года.
  31. . Дата обращения: 18 октября 2015. 4 марта 2016 года.
  32. от 28 мая 2014 на Wayback Machine // Новая газета, 2 сентября 2013
  33. Глеб Ситковский. от 25 сентября 2011 на Wayback Machine // Труд , № 076, 30 апреля 2009 г.
  34. Светлана Полякова. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Новые Известия , 10 апреля 2012 г.
  35. . Дата обращения: 18 июля 2022. 13 июля 2022 года.
  36. . Культурная Эволюция . Дата обращения: 3 сентября 2023. 3 сентября 2023 года.
  37. . RFI (17 марта 2023). Дата обращения: 8 апреля 2023. 8 апреля 2023 года.
  38. . LSM.lv . Дата обращения: 8 апреля 2023. 8 апреля 2023 года.
  39. . Дата обращения: 13 июня 2019. 23 января 2022 года.

Ссылки

Источник —

Same as Агуреева, Полина Владимировна