Прославилась как «королева эпизода» за появления в небольших, но ярких ролях в кино. Обладатель многогранного характерного амплуа с выраженным драматическим и танцевальным даром, как и
Людмила Гурченко
.
Содержание
Ранняя жизнь
Родилась 21 мая 1949 года в
Омске
в семье строительного рабочего Григория Мефодьевича Полищука и швеи Ольги Пантелеевны Полищук (1928—2020). С детства хотела стать артисткой, любила танцевать и петь. Из-за слишком высокого роста её не приняли в балетную школу, и тогда она записалась в школьный хор, став его солисткой
.
После окончания школы Полищук поехала в Москву поступать в театральный институт, но опоздала на вступительные экзамены. Вернувшись домой, работала в Омской филармонии в коллективе «Омичи на эстраде». Позднее вместе с группой артистов филармонии поступила во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ) при
Росконцерте
(разговорный жанр). Учёбу окончила в 1967 году и вернулась в Омск, где выступала в качестве артистки разговорного жанра
. Вела театрализованные программы, исполняла монологи, которые писал для неё
Марьян Беленький
.
Карьера
После того, как в ноябре 1971 года руководитель Омской филармонии Юрий Юровский стал директором Росконцерта, он пригласил в Москву нескольких омских актёров, в том числе и Любовь Полищук. Она стала артисткой Московского
мюзик-холла
, где, в частности, играла главную роль в спектакле «Красная стрела прибывает в Москву». Монолог Полищук для этой постановки написал
Михаил Жванецкий
.
В кино Любовь Полищук дебютировала в 1974 году, сыграв эпизодическую роль в фильме
Григория Александрова
«
Скворец и Лира
»
. Известность пришла к Полищук спустя два года после появления в эпизоде телефильма «
12 стульев
», в котором она танцевала танго с главным героем в исполнении
Андрея Миронова
. Однако после съёмок в «12 стульях» актрису запретили снимать в главных ролях из-за её «несоветской» внешности. Cама Полищук эту ситуацию не комментировала, однако ходила легенда, что причиной была месть со стороны некоего начальника, домогательства которого она отвергла. По другой версии, у Полищук случился конфликт с одним из руководителей
Мосфильма
. После этого Любовь Полищук несколько лет снималась только в эпизодах, хотя нередко запоминалась зрителю не меньше, чем главные герои. Так, после съёмок Полищук в фильме «
Моя морячка
» её разбитную отдыхающую многие цитировали и копировали, а в «
Интердевочке
» она сама добавила некоторые реплики своей героине-проститутке (актриса наблюдала за ними в своём московском дворе и скопировала их манеру поведения)
.
В 1990—1997 годах Полищук являлась актрисой театра «
Школа современной пьесы
» под руководством
Иосифа Райхельгауза
. В 1997 году в спектакле «Квартет для Лауры» в антрепризной постановке
Андрея Житинкина
сыграла в дуэте с сыном Алексеем, к тому времени выпускником ГИТИСа. В спектакле он играл роль её мужа. Спектакль был успешным,
антреприза
объездила с ним всю страну
.
С 2004 по 2006 год актриса снималась в ситкоме «
Моя прекрасная няня
», где она играла Любовь Прутковскую, мать героини Виктории.
Личная жизнь
Любовь Полищук дважды была замужем. В 1971 году она вышла замуж за актёра
Валерия Макарова
, с которым выступала в дуэте «Омичи на эстраде»
. 15 февраля 1972 года у супругов родился сын
Алексей Макаров
. В 1976 году Полищук и Макаров развелись из-за возросшей популярности и востребованности актрисы. В дальнейшем Валерий Макаров не поддерживал контактов с бывшей женой и сыном
.
С 1984 года до своей смерти Полищук была замужем за художником
Сергеем Цигалём
. Они поженились по причине беременности актрисы
. В этом браке 15 октября 1984 года родилась дочь
Мариэтта Цигаль-Полищук
.
Болезнь и смерть
В 2000 году актриса попала в автомобильную аварию, после чего была вынуждена использовать
ортопедический корсет
. В 2005 году, в связи с выявленным онкологическим заболеванием, Полищук лечилась в
Боткинской больнице
и в
Институте хирургии имени А. В. Вишневского
, а в
Институте нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко
ей была сделана операция по удалению части позвоночника. Затем она проходила реабилитацию в частной израильской клинике, но безуспешно. В начале марта 2006 года по возвращении в Москву актриса продолжала, уже будучи тяжело больной, сниматься в своей последней роли — сериале «Моя прекрасная няня»; в конце месяца на финальный съёмочный день она отпросилась из больницы.
Последние месяцы Любовь Полищук жила на сильных обезболивающих препаратах
. Поняв, что не сможет победить болезнь, она выписалась из больницы и вернулась домой к родным. 25 ноября 2006 года родственники не смогли разбудить актрису, и её вновь госпитализировали в состоянии комы
с
гипертоническим кризом
. После оказания надлежащей медицинской помощи она была выписана домой
.
2007 — Народная артистка Республики Карелия (посмертно).
Память
26 мая 2016 года в Москве установили мемориальную доску на доме № 8 строение 2 по
Большому Казённому переулку
, где Любовь Полищук жила в последние годы
.
2009 — документальный фильм
Первого канала
«Любовь Полищук. Женщина-праздник».
28 ноября 2007 года в
Омске
на здании средней школы № 97, где училась Любовь Полищук (1960—1966), открыли мемориальную доску
.
2007 — ежегодно присуждаемая премия правительства Омской области имени народной артистки России Л. Г. Полищук (за лучшую женскую театральную роль).
В августе 2022 года на одном из центральных домов в Омске по
улице Валиханова
, прозванной «омским Арбатом»
, появилось
граффити
с изображением Полищук — уроженки города
.
Литература
Юлия Андреева
. Любовь Полищук. Одна, но пламенная, страсть. — Москва: Алгоритм, 2017. — 288 с. —
ISBN 978-5-906947-00-0
.