Родился 25 июня 1937 года в Свердловске (ныне —
Екатеринбург
) в семье поляка-эмигранта, который в 1933 году приехал в
СССР
строить новый мир. В 1937 году отца репрессировали. Мать, украинка, происходила из зажиточной семьи
столыпинских переселенцев
в Сибирь; в период
коллективизации
дед по материнской линии переехал в Свердловск
.
После смерти мужа мать Филозова часто поневоле меняла работу, была и
киномехаником
. Маленький Альберт пристрастился к кино, когда смотрел фильмы из кинобудки. Он рано увлёкся книгами, благодаря хорошему голосу попал в хор; но в переходном возрасте голос пропал, и Альберт перешёл в театральный кружок. Окончив 8 классов (учился он средне), Альберт устроился
токарем
на
, среднее образование завершал в вечерней школе
.
Ещё в студенческом спектакле был замечен начинающими тогда режиссёрами
А. Аловым
и
В. Наумовым
, искавшими исполнителя роли романтического героя в фильме «
Ветер
». Но тогда кинодебют не состоялся
. На третьем курсе успешно прошёл пробы к фильму «Зелёный фургон» Одесской киностудии, однако руководство МХАТа строго-настрого запрещало студентам сниматься в кино, поэтому во время подписания договора он сбежал обратно в Москву.
В
1963 году
вернулся в Московский драматический театр им. К. С. Станиславского (в котором формально числился до
1990 года
). В профессию входил трудно, однажды после очередной неудачи на сцене услышал от старшего коллеги по театру в утешение, «что хотя большого художника из него не выйдет, он может пригодиться на вторых, на третьих ролях»
.
В
1972 году
сыграл первую главную роль в кино («
Вид на жительство
»). Актёр обратил на себя внимание, создав образ на сильнейшем контрасте внутреннего и внешнего, выражаемого прямо противоположными — мягкими, некричащими — пластическими средствами. Став востребованным в кино, постепенно научился отказываться от проходных ролей
.
В
2007 году
дебютировал как режиссёр, поставив на сцене театра «Школа современной пьесы» совместно с
пьесу
Ксении Степанычевой
«
»
.
Последние годы жизни Филозов боролся с
онкологическим заболеванием
, пережил период
ремиссии
, затем его состояние снова ухудшилось. Скончался 11 апреля 2016 года в Москве на 79-м году жизни
. Последние дни артист находился в больнице
, а за два дня до смерти был оттуда выписан
.
Ускользающая характерность как бы смытых черт, отрешённый взгляд белесоватых, почти прозрачных глаз — «знаковый» облик Альберта Филозова задал ему
амплуа
постороннего
: иностранца (первая роль в кино — Отто Тальвиг из
) или чужого среди своих (инженер Петухов из телесериала «
И это всё о нём
»). А. Ф., впрочем, и сам прекрасно понимает, что он «другой», и в стаю не тянется. Представитель редкого у нас племени
перфекционистов
, искатель совершенства — прежде всего в себе самом. Уже известный актёр, он профессионально обучался музыке и танцам — чтобы сыграть, может быть,
единственную роль
, где эти умения пригодятся. В кино у него сложились доверительные отношения с режиссёрами негромкой славы, но, видимо, одной с ним группы крови. Скорлупка детского кино (
Чёрная курица…
,
Вам и не снилось
,
Мэри Поппинс…
,
Рыжий честный влюблённый
) стала для него уютным прибежищем, тем «отдельным» миром, где ему дозволено вести частное существование, играя некую свою историю для самого себя. Он добровольно запер себя в футляр немецкой фабрикации, объявив тихую войну излишествам — узорчатой пластике, игривости голосовых модуляций: даже в самых камерных ролях А. Ф. не опускается до утеплённой «проникновенности», даже в самых патетических эпизодах не глаголит и не рубит руками воздух. Но его футляр — штука в высшей степени практичная: он впору и негодяю-перебежчику (
Вид на жительство
), и добропорядочному секретарю (
Никколо Паганини
), и фашиствующему изуверу (
Тегеран-43
), и рохле (
Вам и не снилось
), и монструозному директору новорусского колледжа (
Кто, если не мы
). Фокус — в незаметной подсветке изнутри, преображающей матовую поверхность. Скупость не наличных, но востребованных средств; богатство скудного — режиссёр
Гамлет
Датский остался бы доволен актёром А. Ф. Тем более что главное сыграно им всё же не в кино, а в театре — во «
Взрослой дочери молодого человека
» и в «
» у
Анатолия Васильева
. Здесь у него другая жизнь; здесь он заодно с самыми знаменитыми и модными режиссёрами, здесь он отважно пускается в самые отчаянные авантюры.