Interested Article - Очевидное — невероятное
- 2020-12-11
- 1
«Очеви́дное — невероя́тное» — советская и российская научно-популярная телепрограмма, выходившая с 1973 по 2012 год. Первый выпуск передачи («Космос») вышел на экраны 24 февраля 1973 года . Бессменным ведущим передачи был советский и российский учёный-физик, профессор Сергей Петрович Капица (1928—2012), автором и вдохновителем — учёный-физик и лимнолог , журналист, популяризатор науки Лев Николаевич Николаев (1937—2011).
История
В передаче рассказывалось о науке и технике, изобретениях, освещались философские, культурные и психологические проблемы научно-технического прогресса, делались прогнозы на будущее. Информация тщательно проверялась профессионалами в своих областях.
Изначально идея заключалась в объединении в регулярную телепрограмму разрозненных научно-популярных фильмов, которые показывались в небольших просмотровых залах в городах СССР. По задумке авторов программы ведущий должен был произносить перед показом фильма вступительное слово. Но позже формат изменился — основой передач стали интервью с учёными и специалистами, не столько популяризирующими науку, сколько объясняющими, как наука существует в обществе. Главной идеей программы стала наука как часть культуры .
Первыми режиссёрами программы были Борис Левкович и Виктор Есин. Текстовое и иллюстративное содержание лежало на Сергее Капице. Через три месяца после создания программы к творческой команде присоединился учёный-физик Лев Николаев . «У Петра Капицы было не два сына, а три, потому что Николаев был прямым продолжателем его дела, популяризатором науки», — свидетельствует автор программы, лауреат премии « ТЭФИ » Наталия Спиридонова .
В советское время программа «Очевидное — невероятное», ориентированная на широкую аудиторию, имела сравнительно высокую для научно-образовательных программ популярность . В 2009 году Капица замечал, что тогда аудитория программы составляла «миллионов двадцать. Первый канал, хорошее время. У нас и сейчас рейтинги довольно приличные. Порядка пяти-шести миллионов телезрителей» .
В 1980 году создатели программы Сергей Капица и Лев Николаев были удостоены Государственной премии СССР .
В 1992—1995 годах передача выходила на 1-м канале Останкино , в 1995—1998 годах — на канале ОРТ (в 1996 году номинировалась на премию «ТЭФИ» в категории «Лучшая авторская программа»), в 1998 году — на канале РТР , в 1998—1999 годах — на канале « Культура » (под названием «Очевидное — невероятное: XXI век»), в 1999—2000 годах — на дециметровом телеканале « Прометей АСТ » .
О закрытии программы на первой кнопке Капица впоследствии вспоминал следующим образом:
— «Первый канал» требовал, чтобы я, во-первых, громил советскую науку и, во-вторых, не возражал против всякой лженауки . Я отказался категорически. Тогда меня выгнали оттуда.
— Просто так поставили вопрос ребром?
— Именно так. Циничными они были.
— Молодёжь, которая пришла на телевидение?
— Да, новое руководство. Какие у них были политические установки, можно видеть по результатам их деятельности. Это интеллектуальный разгром России. Иначе я характеризовать их деятельность не могу .
С 25 мая 2002 по 12 августа 2006 года программа под оригинальным названием выходила на ТВЦ по субботам в дневное время, реже в вечернее или ночное время будних дней . Формат программы при этом был обновлён в соответствии с реалиями современного телевидения:
Из неё ушли сон и покой, которые часто навеивал на зрителей милый, но очень старомодный ведущий. Теперь энергетика «Очевидного — невероятного» полностью организована режиссёрской волей. Никто не любуется пространными планами ведущего, излишне длинно и витиевато задающего простой вопрос своему визави. Из диалогов, не менее содержательных, чем прежде, изгнаны пафос и велеречивость. Они смонтированы в жёстком и динамичном современном ритме. И, надо заметить, академической дискуссии это идёт необыкновенно. Сказанное приобретает характер обязательного знания — информации, так же жизненно необходимой каждому, как выпуски программы новостей. Режиссёр перемежает диалог сюжетами, снятыми и смонтированными не как иллюстрация к выше- или нижесказанному. Они — контрапункт программы, то, что объединяет разговор учёных мужей с реальностью, заставляет заинтересоваться им человека, мыслящего тоскливыми среднеарифметическими категориями, а не только тех, кто с утра до вечера думает исключительно об общественном благе. И это, конечно же, благо не только для программы, но и для тех, во имя кого она делается .
В августе 2006 года после изменения концепции вещания на ТВЦ программа была убрана из сетки вещания телеканала . Перед уходом программы с ТВЦ руководство канала просило Капицу и творческий коллектив пересмотреть её структуру и обновить в соответствии с новой концепцией вещания — разбавить беседу с гостем тематическими спецрепортажами на широкий спектр тем. Продюсер Светлана Попова рассказывала об этом так:
Мы обновили проект. После первой беседы с гендиректором канала Александром Пономарёвым наша программа стала динамична, половина беседы ушла за кадр. Не могу понять логики ТВЦ — программа недорогая, и проблема не в деньгах. Наверное, кому-то хочется воспитывать телезрителей без умных программ …
Генеральный продюсер канала Александр Олейников заявил, что «Очевидное — невероятное» было закрыто на ТВЦ из-за неконкурентоспособности, как проект, не приносящий каналу прибыли .
12 февраля 2007 года программа вышла в эфир на телеканале « Россия » и просуществовала в его эфире до 26 июня 2010 года. Формат передачи был вновь изменён: она стала представлять собой обсуждение на какую-либо тему в формате круглого стола (вместе с ведущим в дискуссии участвовало от 1 до 3 человек). Изначально программа выходила на «России» в ночное время, но со временем стала выходить по субботам утром или днём , при этом в регионах перекрывалась включением региональных филиалов ВГТРК .
24 февраля 2008 года программе исполнилось 35 лет. В том же году Сергей Капица получил специальный приз « ТЭФИ » за личный вклад в развитие российского телевидения как бессменный ведущий программы .
С 7 августа 2010 по 26 мая 2012 года программа выходила в эфир еженедельно по субботам в обеденное время на канале «Россия-Культура» в прежнем формате (в данный период времени она производилась при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям ), после чего ушла в летний отпуск. После смерти Сергея Капицы была закрыта окончательно.
О программе
Название
- Название «Очевидное — невероятное» дословно перекликается с названием постоянной рубрики «Что видим? — Нечто странное!», посвящённой оптическим иллюзиям и изображениям «невозможных» геометрических тел, в ведущем научно-популярном журнале СССР « Наука и жизнь ». Во вступлении к первому материалу рубрики, опубликованному в 5-м номере журнала за 1969 год, сообщалось: «— Что видим? Изящное решение задачи! — говаривал, бывало, студентам преподаватель курса „Детали машин“, закончив вывод очередной формулы. Но бывало и так, что монолог заканчивался несколько иначе. После вопроса „Что видим?“ следовало „Нечто странное!“. Это означало: где-то допущена ошибка, изящного решения не получилось. В рисунках, помещённых на этой странице, ошибок нет, вернее, они допущены специально. Именно для того, чтобы увидеть „нечто странное“» .
- Капица вспоминал, что название передачи предложила его помощница Железова: «По-моему, до этого оно появлялось в фильмах, снятых Киевской киностудией » .
- В заставках передачи 1970—1980-х годов тире в названии отсутствовало. На официальном сайте одноимённого медиахолдинга варьируются написания «Очевидное невероятное», «Очевидное - невероятное», «Очевидное-невероятное» и «Очевидное-Невероятное». Написание с длинным тире также не встречается .
Эпиграф
С 1970-х годов и вплоть до закрытия телепередачи в качестве её эпиграфа использовалось неоконченное стихотворение А. С. Пушкина «О, сколько нам открытий чудных…» (1829) .
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
При этом до 1988 года вторая строка стихотворения цитировалась неточно («готовит» вместо «готовят»), а последняя строка опускалась ввиду цензурирования слова «бог» на советском телевидении .
Заставка
В 1970—1980-е годы в заставке «Очевидного — невероятного» звучала мелодия-лейтмотив из популярного в СССР западногерманского документального фильма « Воспоминания о будущем », посвящённого гипотезе палеоконтакта (режиссёр Харальд Райнль , 1970). С начала 1980-х годов передачу открывали композиции «Chasing the Dream» Петера Баумана (альбом Trans Harmonic Nights , 1979), «Сладолед» болгарской группы « ФСБ » (альбом « », 1987) и другие образцы современной электронной музыки .
«Курьер „Очевидного — невероятного“»
В 1980—1990-е годы выходило приложение к передаче — «Курьер „Очевидного — невероятного“», представлявший собой ежемесячный дайджест советских (затем российских) и мировых научно-технических новостей . В приложении демонстрировались короткие документальные и анимационные фильмы, посвящённые развитию науки и технологий, фрагменты западных научно-популярных видеосюжетов.
В популярной культуре
- Строки «Говорил, ломая руки, краснобай и баламут / про бессилие науки перед тайною Бермуд» из песни Владимира Высоцкого « Письмо в редакцию телевизионной передачи „Очевидное — невероятное“ из сумасшедшего дома — с Канатчиковой дачи » относятся к уфологу (1927—2018) — участнику резонансного выпуска передачи от 13 ноября 1976 года, посвящённого Бермудскому треугольнику .
- В одном из эпизодов советского мультфильма « Савушкин, который не верил в чудеса » (1983), снятого режиссёром Еленой Бариновой на студии « Киевнаучфильм » в технике тотальной анимации , фигурирует телевизор с началом передачи «Очевидное — невероятное», где ведущий произносит фразу «Добрый день!» с присущей Сергею Капице своеобразной интонацией .
- В начале 1980-х годов пользовалась популярностью пародия на ведущего передачи в исполнении Геннадия Хазанова . Позднее в программе « Весёлые ребята » с пародией на Сергея Капицу выступил актёр Алексей Неклюдов .
Примечания
- . Аргументы и факты (29 января 2003). Дата обращения: 24 мая 2018. 24 мая 2018 года.
- . Московский комсомолец (23 мая 2002). Дата обращения: 9 ноября 2014. 9 ноября 2014 года.
- // Культура . — 1998. — 19 февраля.
- . ТВЦ (19 апреля 2003). 19 апреля 2003 года.
- ↑ . Дата обращения: 31 января 2011. 9 сентября 2008 года.
- ↑ Капица С. П. Невероятное и неочевидное // Эфир Отечества : Создатели и звёзды отечественного телевидения о себе и своей работе : сб. интервью / сост. В. Т. Третьяков. — М. : Алгоритм, 2010. — Кн. 1. — С. 109—126.
- . Radio Baltkom I Mixnews. «Очевидец» с Людмилой Прибыльской @ YouTube (8 апреля 2021). Дата обращения: 15 декабря 2022. 15 декабря 2022 года.
- . Собеседник (25 мая 2010). Дата обращения: 17 мая 2015. 22 декабря 2015 года.
- ↑ Фонтанка.ру (13 июля 2009). Дата обращения: 26 сентября 2023. 26 сентября 2023 года.
- . Новая газета (23 мая 2002). Дата обращения: 12 января 2014. Архивировано из 12 января 2014 года.
- . Независимая издательская группа (4 марта 2003). — «Конфликт же учёного с „Первым каналом“, в результате которого программа „Очевидное — невероятное“ сначала ушла на „неуловимый“ в Москве и Петербурге газпромовский канал АСТ, а затем и вовсе в никуда, состоял в том, что её хотели повернуть в сторону модной мистики, рассказов про колдуний и ведьм». Дата обращения: 13 января 2021. Архивировано 29 апреля 2005 года.
- . Аргументы и факты (29 мая 2002). Дата обращения: 14 мая 2017. 23 мая 2017 года.
- . Известия (6 июля 2005). Дата обращения: 8 апреля 2019. 8 апреля 2019 года.
- . Время новостей (4 апреля 2006). Дата обращения: 30 ноября 2013. 4 марта 2016 года.
- . Русский журнал (12 июля 2002). Дата обращения: 30 марта 2019. 30 марта 2019 года.
- . РИА Новости (22 августа 2006). Дата обращения: 16 сентября 2014. 8 апреля 2016 года.
- ↑ . Собеседник (13 сентября 2006). Дата обращения: 18 января 2020. 30 сентября 2019 года.
- . Независимая газета (12 октября 2007). Дата обращения: 2 мая 2014. 8 мая 2016 года.
- . Время новостей (7 марта 2007). Дата обращения: 20 января 2021. Архивировано 19 февраля 2020 года.
- Собеседник (13 апреля 2008). Дата обращения: 12 ноября 2017. 12 ноября 2017 года.
- . Дата обращения: 23 марта 2022. 4 декабря 2008 года.
- . Огонёк (6 сентября 2010). Дата обращения: 5 декабря 2018. 5 декабря 2018 года.
- . Московский комсомолец (14 августа 2012). Дата обращения: 20 апреля 2016. 11 мая 2017 года.
- Константинов И. Что видим? — Нечто странное! // Наука и жизнь. — 1969. — № 5. — С. 126—127.
- . Медиа-холдинг «Очевидное - невероятное». Дата обращения: 21 апреля 2018. 21 апреля 2018 года.
- Пушкин А. С. // Стихотворения, 1827—1836. — Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. — С. 153. — (Полное собрание сочинений. 4-е изд. : в 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. [Пушкин. дом]; текст проверен и примеч. сост. Б. В. Томашевским ; 1977—1979, т. 3).
- . Призыв (21 октября 2004). Дата обращения: 24 апреля 2021. Архивировано из 24 апреля 2021 года.
- . Независимая газета (9 октября 2018). Дата обращения: 24 апреля 2021. 24 апреля 2021 года.
- . bakunenanarh @ YouTube (28 сентября 2013). Дата обращения: 7 мая 2018. 24 марта 2022 года.
- Связь будущего // Российская газета . — 1996. — 1 ноября.
- . Владимир Высоцкий @ YouTube (22 октября 2013). Дата обращения: 7 мая 2018. 3 апреля 2018 года.
- . Гостелерадиофонд @ YouTube (18 августа 2020). Дата обращения: 23 сентября 2021. 24 марта 2022 года.
- . Вечерняя Москва (17 августа 2012). Дата обращения: 20 апреля 2018. Архивировано из 21 апреля 2018 года.
- . Dmitry Maximov @ YouTube. Дата обращения: 30 октября 2022. 30 октября 2022 года.
- . Российская академия наук (24 июня 2012). Дата обращения: 27 октября 2022. 27 октября 2022 года.
- . Советский юмор @ YouTube (25 августа 2022). Дата обращения: 7 июля 2023. 7 июня 2023 года.
Ссылки
- от 16 сентября 2008 на Wayback Machine
- от 7 марта 2021 на Wayback Machine на онлайн-платформе « Смотрим »
- от 27 декабря 2007 на Wayback Machine — РИА Новости
- от 3 мая 2013 на Wayback Machine
- 2020-12-11
- 1