Interested Article - Дискотека

вращающийся зеркальный шар — символ первых дискотек
атмосфера на молодёжной дискотеке

Дискоте́ка (от фр. discothèque от фр. disque « грампластинка » + θήκη «хранилище») — культурно-развлекательное танцевальное мероприятие, проводимое в специально отведённом месте (зрелищном или увеселительном учреждении) либо на открытом воздухе ( танцплощадке ). Начальное значение слова — собрание грампластинок (дисков) .

История

Дух сопротивления

В 30-х годах XX века, слово «discoteque» на сленге французских поклонников джаза обозначало собрания любителей джаза. Во времена падения Франции это слово на время приобрело ещё и дух протеста захватчикам , организованного движением Сопротивления , так как джаз был запрещён нацистами . В составе джазовых оркестров выступали в основном музыканты еврейского и негритянского происхождения, которым запрещалась трудовая деятельность в нацистской Германии , в связи с чем проведение танцевальных вечеров под живую джазовую музыку фактически оказалось невозможным. Полный запрет на проведение государственных и частных танцевальных вечеров вышел 17 января 1942 года .

На смену живой музыке пришли грампластинки . Если верить книге Альберта Голдмана «Disco», вышедшей в 1978 году, то самой первой в мире дискотекой было заведение, расположенное на улице Юшетт ( фр. Huchette ) в Париже и носившее название « La Discoteque ». Это был бар, существовавший во время Второй мировой войны , в котором при заказе выпивки клиент мог попросить поставить его любимую джазовую пластинку .

Период элитарности

С появлением электрофонов и усовершенствованием громкоговорителей появилась возможность более качественного воспроизведения виниловых пластинок, что послужило толчком для развития дискотек. Большую известность, уже после войны, в Париже приобрело заведение « Whiskey-A-Go-Go », которое в 1947 году открыл Пол Пасин (Paul Pacine), и целевой аудиторией которого являлись богатые и знаменитые люди города. Несколько позднее пальму первенства в звании самой престижной дискотеки города перехватил Жан Касл (Jean Castle), открывший свою дискотеку под названием «Chez Castle». Французские дискотеки того времени (и вплоть до шестидесятых годов) вовсю пестовали элитарность. Именно в этот период были придуманы все главные отличительные черты фешенебельной дискотеки: строгий фейс-контроль, определённого рода антураж и внутренняя отделка клуба . В 1958 году французская сеть «Whiskey A Go-Go» появилась в США , сначала в Чикаго , затем в 1964 году в Западном Голливуде , а в 1966 году в Вашингтоне . Клубы этой сети стали активно продвигать стиль Go-Go с танцовщицами в специальных клетках над танцполом. В Нью-Йорке первая дискотека открылась в канун нового 1960 года и называлась «Le Club». Эта дискотека копировала элитарные парижские дискотеки и была нацелена прежде всего на местную городскую элиту.

Эпоха диск-жокеев

По мнению Федерального союза немецких дискотек и танцевальных залов (BDT) первая дискотека в современном понимании, то есть без живой музыки и с обязательным участием диджеев , появилась 19 октября 1959 года в городе Ахене на месте ресторана «Scotch Club», владелец которого австриец Франц-Карл Швендингер ( нем. Franzkarl Schwendinger ) полностью сменил формат заведения, превратив его в «Jockey-Tanz-Bar». Швендингер пригласил ведущего, который объявлял название очередной музыкальной композиции и вёл живой диалог с публикой . До этого диск-жокеи работали только на радиостанциях .

Первым ведущим дискотеки в «Scotch Club» был немецкий оперный певец, выступление которого прошло крайне неудачно, после чего владелец пригласил восемнадцатилетнего внештатного корреспондента местной газеты «Aachener Zeitung» Клауса Кирини ( нем. Klaus Quirini ), который присутствовал на первой вечеринке и написал об этом критическую статью. Клаус родился в семье известных политиков, которые не хотели, чтобы их фамилия ассоциировалась с увеселительными заведениями, в связи с чем Кирини взял псевдоним Генрих ( нем. Heinrich ) .

Быстрому росту популярности дискотеки способствовало её выгодное местоположение в земле Северный Рейн-Вестфалия на границе Германии , Бельгии и Нидерландов . На вечеринки к DJ Heinrich съезжались со всей Западной Европы. «Scotch Club» проработал на одном месте 33 года вплоть до 1992 года . А диджеи стали неотъемлемыми участниками дискотек во всём мире.

В стиле диско

В середине семидесятых годов XX века в моду входит танцевальный жанр диско и соответствующее направление молодёжной моды диско-стиль . Дискотека и диско остаются неразрывным целым вплоть до середины восьмидесятых годов.

В этот же период волна дискотечного движения докатывается до Советского Союза . Укрепилось мнение, что первые дискотеки проводились в домах культуры на территории прибалтийских республик под эгидой местных комсомольских и студенческих организаций. Но уже в 1976 г. дискогруппа из Ташкента приняла участие в Межреспубликанском фестивале-конкурсе в Риге. В 1977 г. при гостинице ЦК ЛКСМ Узбекистана «Шодлик» был создан дискоклуб «Ильхом» (он был переименован в «Оникс» впоследствии). Следующий фестиваль прошел в 1978 году в Новосибирске .

Одним из первых известных советских диск-жокеев был Сергей Минаев , начинавший свою музыкальную карьеру в 1980 году на дискотеках в МАИ и в дискобаре гостиницы « Молодёжная » в Москве . К числу первых коллективов, профессионально занимавшихся проведением дискотек, относится образованный в 1980 году в Красногорске «Диско-7», один из организаторов которого Андрей Статуев (DJ Василич) до сих пор работает диск-жокеем в ночных клубах и на радиостанциях .

Дискотеки сегодня

Постепенно популярность термина раздвинуло границы его употребления. На сегодняшний день понятие «дискотека» понимается в основном в качестве синонима клубной танцевальной вечеринки. Повзрослевшие «дисколюбы» расширили и возрастные дискотечные рамки, сейчас никого не удивляют дискотеки для уже зрелых людей.

Дискотеки в кинофильмах

Литература

  • Б. Брюстер, Ф. Броутон . « История диджеев »; «Белое Яблоко», 2020. — 640 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-604-37010-0
  • Тим Лоуренс . = Love Saves the Day: A History of American Dance Music Culture, 1970-79. — Москва: Белое Яблоко, 2023. — 432 с. — ISBN 978-5-6048272-4-6 .

См. также

Примечания

  1. Т. Ф. Ефремова. «ГРАМОТА.РУ» (2001–2002). Дата обращения: 17 апреля 2021. Архивировано из 22 февраля 2012 года.
  2. Martin James. La Discoteque // French Connections. — 1-е изд. — United Kingdom: Sanctuary Publishing, 2003. — С. 14. — 320 с. — ISBN 1-86074-449-4 .
  3. от 30 января 2020 на Wayback Machine // Музыка периода холокоста
  4. Alan Jones & Jussi Kantonen. Saturday Night Forever: the story of disco. — 2-е изд. — Chicago, Illinois, USA: A Cappella Books, 1999. — 320 с. — ISBN 1-55652-411-0 .
  5. от 2 августа 2009 на Wayback Machine // РИА Новости, 29 июля 2009
  6. от 18 апреля 2010 на Wayback Machine // Die Frankfurter Allgemeine 19 октября 2009 г.
  7. от 20 октября 2020 на Wayback Machine // Академия новостей 12 октября 2006 г.
  8. от 26 июля 2010 на Wayback Machine // Официальный сайт Сергея Минаева
  9. от 16 декабря 2013 на Wayback Machine // Журнал «Интеррос», № 02, 2008
Источник —

Same as Дискотека