Гарик Асса
- 1 year ago
- 0
- 0
«А́сса» — советская двухсерийная драма 1987 года режиссёра Сергея Соловьёва по сценарию Сергея Ливнева и Соловьёва. Снят Творческим объединением «Круг» киностудии « Мосфильм » в Ялте за два с половиной месяца в период с декабря 1986 по февраль 1987 года .
В октябре 1987 года лента впервые была представлена на первом Всесоюзном кинофестивале зрелищных фильмов « Одесская альтернатива » , где удостоилась специального приза газет « Знамя коммунизма » и « Вечерняя Одесса » . Экспериментальная премьера картины должна была состояться в московском кинотеатре « Ударник » в декабре 1987 года, но была сорвана по воле чиновников . В итоге премьерные показы прошли в московском ДК МЭЛЗ с 25 марта по 17 апреля 1988 года в рамках арт-рок-парада «Асса» с участием художников и рок-музыкантов, который посетило 40 тысяч зрителей . По словам Соловьёва, он потратил восемь месяцев на переговоры ради этого события .
В широкий прокат картина вышла 16 сентября 1988 года . Телевизионная премьера фильма состоялась 25 ноября 1989 года по Первой программе ЦТ . В апреле 1989 года был назван «одним из лучших фильмов 1988 года» читателями журнала « Советский экран », заняв 11 место в списке лауреатов конкурса. Помимо этого за исполнение роли Алики актриса Татьяна Друбич заняла второе место на звание «Лучшей актрисы года» .
В картине приняли участие рок -группы « Аквариум », « Кино », « Браво », «Союз композиторов» . Оригинальная музыка написана Борисом Гребенщиковым и ансамблем «Аквариум» . Фильм «Асса» стал одним из основных киносвидетельств русского рока , достигшего пика своего развития во второй половине 1980-х годов. Первая часть трилогии Соловьёва, в которую входят также фильмы « Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви » (1989) и « Дом под звёздным небом » (1991) . В 2009 году вышло продолжение — « 2-Асса-2 » (с отсылкой к кинокартине « Анна Каренина »).
Действие фильма происходит в начале 1980 года в Ялте . Молодая медсестра Алика за три года до описываемых событий сошлась со своим пациентом Андреем Валентиновичем Крымовым — цеховиком , криминальным авторитетом и крупным финансовым махинатором. Ожидая любовника в зимней Ялте, она на одну ночь снимает комнату в доме случайного знакомого, молодого человека по прозвищу Бананан.
Постепенно Алика увлекается Банананом и всё меньше времени проводит с Крымовым, вызывая у того ревность и раздражение. Бананан работает ночным сторожем в театре и поёт со своими друзьями в одном из городских ресторанов. Про себя он говорит: «Я живу в заповедном мире моих снов». В это же время в самом театре проходят гастроли труппы артистов-лилипутов. Один из них, Альберт, является давним другом и бывшим сообщником Крымова.
Между тем за самим Крымовым пристально наблюдают сотрудники спецслужб ( милиции и КГБ ). В Ялте Крымов планирует осуществить кражу скрипки Гварнери . Саму операцию он поручает Альберту в оплату недавно всплывшего старого долга. Альберт, не желая возвращаться к криминалу, кончает жизнь самоубийством, выбросившись за борт теплохода. Его жена Зоя тяжело воспринимает смерть мужа. После её отъезда Алика находит в их комнате пистолет, переданный Альберту Крымовым на тайное хранение.
Один из сообщников передаёт Крымову снимок Алики и Бананана, сфотографировавшихся вместе в фотоавтомате , что выводит его из себя. Сначала Крымов пытается запугать Бананана, чуть не утопив его во время дальнего заплыва в зимнем Чёрном море, а после пытается подкупить, подстраивая ему крупный выигрыш на скачках и предлагая на пару недель покинуть Ялту, пока он с Аликой не уедет. Но Бананан отказывается, и подручные Крымова убивают его, а тело бросают в море. Крымов уговаривает Алику уехать с ним, но, получив отказ, сообщает об убийстве Бананана. Потрясённая Алика в состоянии аффекта убивает Крымова из пистолета, а затем звонит в милицию (звонок остаётся за кадром). Милиционеры производят осмотр места происшествия и личный досмотр, после чего уводят арестованную Алику. Перед тем как покинуть номер, она ставит кассету с песней Жанны Агузаровой «Чудесная страна», которую когда-то дал ей Бананан, и плачет.
В эпилоге фильма негр Витя, друг Бананана, приводит в ресторанную группу нового исполнителя — Виктора Цоя . Не дожидаясь конца инструктажа директора ресторана о правилах поведения артиста эстрады, Цой выходит на сцену ресторана и поёт с группой « Кино » свою песню « Мы ждём перемен ». Во время исполнения кадры сменяются — перед Цоем появляется огромная аудитория зрителей с огоньками в поднятых руках .
Параллельно в фильме присутствует ещё одна сюжетная линия, переносящая на экран эпизоды книги, которую читает Крымов, — «Грань веков» Натана Эйдельмана (о последних днях жизни и убийстве российского императора Павла I 12 (24) марта 1801 года).
Рабочее название фильма «Асса» — «Здравствуй, мальчик Бананан!»; под этим названием проходили кинопробы. Имя главного героя фильма — «Бананан» — было у персонажа песни « Здравствуй, мальчик Бананан » (прозвучавшей в фильме), сочинённой и исполненной Юрием Чернавским на его известном рок-альбоме « Банановые острова » , который был записан в феврале 1983 года .
— Кстати, откуда это название «Асса» вообще взялось?
— Это всё благодаря Серёже Бугаеву, «Африке». Поначалу фильм назывался «Здравствуй, мальчик Бананан» или ещё как-то, в том смысле, что «здравствуй, новый мальчик». А как-то ночью Серёжа пришёл ко мне и говорит: «Назовите фильм „Асса“!» — «Но почему „Асса“?» — «Не важно, если хотите фильму успеха, назовите „Асса“, — твердит Африка. — А почему, я вам завтра скажу». Только чтобы отвязаться, я пообещал ему. На следующий день он разродился каким-то словоблудием про «чистых» и «нечистых» спасённых тварей, про ветхозаветного Ноя , который, сойдя на землю со своего ковчега , вскричал: «Ас-с-са!!» А потом, поняв, как он меня всем этим утомил, Бугаев сказал: «Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру: „Автор Соловьёв Сергей Александрович“» .
Мы когда снимали картину в Ялте, то много выпивали массандровского вина. Однажды в слове «Массандра» зачеркнули первую букву, а потом и несколько последних. И получился красивый напиток «Асса». Мы потом даже предлагали переименовать винзавод в «Ассу» и выпускать напиток с таким красивым названием.
— С. Бугаев в интервью газете «Летняя столица». — 2012. — 23 августа. — № 32(321)
Все вокальные партии песен героя Сергея Бугаева — Бананана — исполняет Сергей Рыженко , снявшийся в роли самого себя . Первоначально на роль Бананана планировалось взять Бориса Гребенщикова, а на роль Крымова режиссёру предлагали пригласить Александра Розенбаума . По поводу последнего у Соловьёва были опасения, а Гребенщиков отказался, сославшись на то, что между им и героем большая разница в возрасте и что каждый должен заниматься своим делом. Вместо себя музыкант отправил к Соловьёву молодого художника Сергея Бугаева . Одна из песен, которую за кадром исполнил в фильме Гребенщиков — « Город золотой », в сцене, где влюблённые Алика и Бананан, предчувствуя, что ничему не суждено сбыться, безмолвно «плывут» то вверх, то вниз в кабинке ялтинской канатки . В трактовке киноведа Александра Казакевича песня в исполнении Гребенщикова выступает в фильме лейтмотивом истории любви так ни разу и не поцеловавшихся в кадре Алики и Бананана — любви мучительной, страстной, жертвенной .
Главную героиню зовут Алика — так автор сценария Сергей Ливнев, у которого в то время был роман с актрисой Аликой Смеховой , решил запечатлеть имя возлюбленной, впоследствии ставшей его женой . Татьяна Друбич устами своей героини Алики в фильме говорит о своём имени: « Дурацкое имя, вот и всё. Мама хотела назвать Александрой, а отец — Ликой. Сошлись на среднем. Получилось Алика. Дикость, как, впрочем, любой компромисс ».
Фильм снимался в Ялте зимой 1986—1987 годов. Алика и Крымов жили в гостинице « Ореанда ». Ресторан, в котором играл Бананан, где обедали Крымов с Аликой, а также происходила драка с Бабакиным и куда устраивался на работу Виктор Цой (на место Бананана), находился в правом крыле гостиницы «Таврида». Рядом расположена канатная дорога «Ялта — Горка» (от набережной Ялты до холма Дарсан), на которой катались Алика и Бананан. Она стала достопримечательностью города после выхода фильма на экраны. Сцены, где за Крымовым ведут видеонаблюдение, сняты в Никитском ботаническом саду .
Небольшая неточность связана с поездкой Крымова и Бананана из Ялты в Симферополь , на ипподром. События фильма происходят в 1980 году, тогда как Симферопольский ипподром прекратил своё существование ещё в начале 1970-х годов . Эпизод снимали на московском ипподроме .
Эпизод с исполнением песни «Хочу перемен» снимался в Зелёном театре ЦПКиО имени Горького в Москве. Вместо оплаты массовки съёмочная группа организовала бесплатный концерт «Кино», в ходе которого и был снят эпизод. В связи со съёмочной спецификой песня исполнялась под фонограмму. Остальной концерт был отыгран вживую . Публика, пришедшая на бесплатный концерт, была так возмущена долгой подготовкой к съёмке сцены, что перевернула пожарную машину, стоявшую наготове по соображениям техники безопасности .
Исторические сцены снимались в Михайловском замке в Ленинграде .
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так…
По ходу фильма персонажи картины цитируют и исполняют многие литературные и музыкальные произведения.
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струёю
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал;
Татьяна пред окном стояла,
На стёкла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е .— Пушкин А. С. Евгений Онегин . — . — Строфа XXXVII.
В 1988 году в мартовском номере журнала « Спутник кинозрителя » кинокритик Григорий Симанович сформулировал жанр картины так: детективно-приключенческая, социально-психологическая, музыкально-поэтическая мелодрама с элементами публицистики, мистики и юмористики. По мнению критика, фильм пытается ответить на вопрос о месте молодёжной массовой рок-культуры в борьбе за « перестройку » .
Публицист Александр Нефедов отмечал: «Цой погиб очень вовремя, Бананан вовремя получил удар в сердце и отправился на дно. Потому что через несколько лет после того как „Асса“ начала собирать зрителей, наступило время Крымовых, в котором Банананам места нет… Оптимистический пафос „Ассы“ стал реальностью трагической. Мы хотели перемен, мы хотели жить в стране очарованных Банананов — а оказались в стране циничных и нечистых на руку Крымовых. В этом глубокая трагедия „Ассы“ и всех нас» .