Ферри, Брайан
- 1 year ago
- 0
- 0
Брайан Ферри ( англ. Bryan Ferry ; род. 26 сентября 1945 , Вашингтон , Англия ) — британский музыкант , певец , клавишник и автор песен, получивший известность как сооснователь и лидер группы Roxy Music . С группой Ферри выпустил 8 альбомов (три из которых — Stranded , Flesh and Blood и Avalon — поднимались на вершину британских чартов) и 24 сингла (включая чарттоппер Jealous Guy) . Ещё будучи в Roxy Music Ферри начал успешную сольную карьеру (выпустив 12 успешных альбомов и 39 синглов), которая продолжается по сей день .
Брайан Ферри родился 26 сентября 1945 года в селении Вашингтон неподалёку от Сандерленда в семье фермера Фреда Ферри, подрабатывавшего на местной шахте . С лучшими образцами поп- и джаз- музыки мальчика знакомила тетя Этель. Брайан был восприимичивым учеником. В 11 лет он победил в местном радиоконкурсе и выиграл билеты на концерт Билла Хейли .
В выпускном классе школы Washington Grammar-Technical School (сейчас известной как просто Washington School) на улице Спаут-лейн Брайан, отлично рисовавший, подумывал о профессии художника. В 1963 году он стал студентом Даремского университета , но проучился здесь год, вскоре став студентом факультета живописи Ньюкастлского университета , где занимался под руководством известного британского художника Ричарда Хамилтона . Осенью 1967 года Брайан Ферри продемонстрировал успехи на артистическом поприще, проведя в Дареме двухнедельную выставку своих художественных работ .
Спустя полгода уже как дипломированный художник Ферри приехал в Лондон, где продолжал писать картины и заниматься керамикой. В 1969 в столице прошли ещё две выставки его работ . В свободное от живописи время Ферри давал уроки гончарного мастерства в женской школе, реставрировал антиквариат и подрабатывал водителем грузовика. Будучи педагогом, он устраивал на уроках самовольные прослушивания музыкальных записей, из-за чего, в конечном итоге, и лишился места .
В 1964 году Ферри образовал группу The Banshees , которая играла ритм-энд-блюз и композиции Чака Берри (часть из этих вещей позже вошла в альбом «These Foolish Things») [ источник не указан 1023 дня ] . Будучи студентом университета, по-прежнему разрываясь между живописью и музыкой, он стал участником университетской ритм-н-блюзовой команды The Gas Board, в которой играл также будущий бас-гитарист Roxy Music и будущий кинорежиссёр Майк Фиггис. Менеджером группы — соул -октета с обширной ритм-секцией (где Брайан не только пел, но и играл на саксофоне) — некоторое время был Крис Райт, позже один из сопредседателей фирмы Chrysalis .
Прежде чем образовать Roxy Music, Ферри прошёл прослушивание в King Crimson , которые после ухода Грега Лэйка искали басиста: в качестве такового он был отвергнут, но получил хорошие рекомендации от Роберта Фриппа — для Дэвида Эйнховена, руководителя компании EG Records, дочерней по отношению к Island. Здесь Ферри сначала попросили записать сольный альбом с сессионными музыкантами, но когда тот отверг все кандидатуры, предоставили ему свободу выбора. Первым, к кому обратился Ферри, был басист Грэм Симпсон, также из Gas Board. Ферри вспоминал о нём как о «парне со странностями», который всё более уходил в себя и постепенно утратил способность общаться с окружающими. (Впоследствии Симпсон выпал из поля зрения всех, кто его знал, и о том, что стало с ним позже, ничего не известно) . За неделю до Большого Западного фестиваля он ушёл из состава. На его место прибыл Джон Портер, гитарист Gas Board, но был заменен Риком Кентоном, приятелем Пита Синфилда , продюсера первого альбома. В ходе европейского тура группа также использовала американца Сэла Мейда, который до этого был практически неизвестен даже в родном Нью-Йорке [ источник не указан 1023 дня ] .
В начале 1971 года к Roxy Music присоединились саксофонист и гобоист Энди Маккей , электронщик Брайан Ино (севший за синтезатор, принадлежавший Маккею), а летом — ударник Декстер Флойд, которого ещё до начала работы над первым альбомом сменил Пол Томпсон. Гитаристом после многочисленных прослушиваний был выбран Фил Манзанера . Некоторое время в группу входил Дэвид О’Лист (экс- The Nice ; ранние записи у Джона Пила были сделаны с его участием), после ухода которого к составу присоединились гитарист Фил Манзанера и ударник Пол Томпсон .
Первая реакция на группу, составленную из прежде никому не известных музыкантов, была очень теплой: на радио её поддержал Джон Пил, в прессе — журналист Ричард Уильямс. Roxy Music приписали к глэм-движению, но критики признавали, что группа исполняла гораздо более сложную, экспериментальную музыку, чем Дэвид Боуи и другие представители глэма. Отмечались юмор и самоирония, — в текстах, имидже и дизайне.
Первые два альбома, Roxy Music и For Your Pleasure принесли группе авторитет авангардистов-новаторов, избравших для своих экспериментов поп-формат. Своим успехом группа во многом была обязана необычному вокалу и имиджу фронтмена, обладавшего, кроме того, своеобразным поэтическим даром, реализовавшимся в ироничных текстах ранних Roxy Music. Ярким «фасадом» творчества Roxy Music стали обложки альбомов с фотографиями моделей: инициатором этого гиммика был Ферри, который со многими из этих девушек имел близкие отношения. В частности, Амандой Лир , выходящей из «ягуара» на обложке For Your Pleasure .
После выхода двух первых альбомов Ино, разочарованный тем, что его радикальные идеи не находят должного отклика у коллег, покинул состав и Ферри остался здесь неоспоримым лидером. В это время начались его отношения с моделью Джерри Холл , которая снялась в нескольких видео к его сольным синглам, в том числе «Let’s Stick Together» и «The Price of Love» . Ферри познакомился с Холл в тот день, когда та позировала для обложки альбома Siren в Уэльсе летом 1975 года. В автобиографии («Tall Tales») Холл рассказала, как в студии она не могла смыть голубую краску, которой её покрыли для съёмок. Ферри отвез её домой в лондонском Холланд-парке, пообещав, что там-то краска отмоется: так начался их роман .
По возвращении в Англию с первых американских гастролей в начале 1973 года Ферри (параллельно со вторым альбомом группы) подготовил и первый сольник , вышедший в октябре 1973 года. Здесь он предстал в роли интерпретатора, перезаписав в характерной драматичной манере композиции Rolling Stones («Sympathy for the Devil»), The Beatles (« You Won’t See Me ») и других артистов. Альбом поднялся до #4 в британском хит-параде (год спустя став «золотым») , а сингл « A Hard Rain’s a-Gonna Fall » (кавер-версия песни Боба Дилана ) стал Тор 10-хитом. Активное участие в работе над этим и дальнейшими сольными альбомами певца принимали участие Томпсон, Манзанера и Эдди Джобсон, так что в каком-то смысле их можно считать альтернативной ветвью творчества Roxy Music .
В перерывах между успешными гастролями Roxy Music по Европе и относительно удачным туром по Штатам Ферри подготовил вторую сольную пластинку (#14) . В альбоме была представлена одна авторская композиция, заглавный трек. Остальной материал составили кавер-версии поп- и ритм-н-блюзовых стандартов. Композиция из репертуара группы The Platters «Smoke Gets in Your Eyes», выпущенная синглом, поднялась до #17 в английском поп-чарте.
В декабре 1974 года Брайан Ферри вышел в серию сольных концертов, один из которых с аншлагом прошёл в лондонском Ройал Алберт-холле . Здесь Ферри выступил в сопровождении симфонического оркестра, облаченный в смокинг: этот сценический имидж стал вскоре его фирменным стилем. Для последовавшего мирового турне Roxy Music он использовал иной образ, одевшись в военную форму американской армии и меняя её на экипировку гаучо (потомков испанцев и американских индейцев).
Коммерческий успех Ферри принес альбом , подготовленный и записанный им весной 1976 года в сотрудничестве с гитаристом Крисом Спеддингом. Заглавный трек поднялся до 4-го места в британском хит-параде. В 1976 году композиция Леннона-Маккартни « She’s Leaving Home » в исполнении Ферри вошла в документальный фильм «All This and World War II».
Вслед за лонгплеем вышел мини-альбом «Extended Play» (1976), куда вновь были включены кавер версии, в частности, «The Price of Love» The Everly Brothers (получившая наибольшую раскрутку на радио), «Shame Shame Shame» Джимми Рида , « It’s Only Love » The Beatles и «Heart on My Sleeve», написанный дуэтом .
В конце 1977 года Холл ушла от Ферри к Мику Джаггеру . До сих пор он старается не комментировать этот эпизод своей жизни, но считается, что «Kiss and Tell» из альбома Bête Noire — его ответ на книгу Холл, в котором та обнародовала многие подробности их интимных отношений. Сольный альбом был также во многом навеян его чувствами, связанными с разрывом.
В декабре 1977 Ферри прибыл в Швейцарию, и, арендовав этаж одного из отелей в Монтре , три месяца работал над новым альбомом с сессионными музыкантами (Уодди Уотчел, Рик Маротта, Нил Хаббард, Алан Спеннер). Альбом The Bride Stripped Bare (c синглом «Sign of the Times») не имели большого успеха (из-за чего Ферри отменил запланированный на лето 1978 года британский тур), но получили полную поддержку музыкальной критики.
Четвёртый сольный альбом Ферри (1977) поднялся на вершину хит-парада Австралии и в Британии был пятым. Но гастроли по Англии и США (в которых Ферри аккомпанировали, в числе прочих, Крис Спеддинг, Джон Уэттон, Энн Оделл, Крис Мерсер, Мел Коллинз и Мартин Дровер) оказались самыми неудачными за всю его карьеру .
Когда стало ясно, что альбом не оправдывает коммерческих ожиданий (сингл «Sign of the Times» поднялся в Британии лишь до 37 места), Ферри решил возродить Roxy Music — с Манзанерой, Томпсоном и Маккеем. Альбомы Manifesto (1978), Flesh and Blood (1980) и Avalon (1982) имели значительный коммерческий успех; два последних поднимались на вершину британских альбомных чартов . Пика новой популярности группы ознаменовал успех сингла « Jealous Guy », записанного как трибьют Джону Леннону .
После продолжительных и изнурительных гастролей в поддержку Avalon, Ферри решил распустить группу. Он женился на Люси Хэлмор, младшей дочери знаменитого британского издательского магната Гиннеса и окончательно переселился в Нью-Йорк.
В 1984 году Брайана постиг удар: умер его отец, живший в последние годы в доме певца и игравший очень важную роль в его жизни. Альбом 1985 года , посвященный памяти отца, поднялся в Британии до первого места и не выходил из чартов более года. Отсюда же вышел «Slave to Love», один из самых известных сольных хитов Ферри . Также в 1985 году Ферри выступил на благотворительном концерте Live Aid в Лондоне, где его сет прошёл с многочисленными техническими накладками (у барабанщика сломалась палочка, пропал звук у стратокастера Дэвида Гилмора , аккомпанировавшего Ферри).
Следующий альбом , как и предыдущий, стилистически мало отличался от музыки поздних Roxy Music: обе пластинки были танцевальными, выразительными, изящно аранжированными и несли в себе общее настроение изящной непринужденности. Между тем, идею первого сингла «The Right Stuff» была подсказана песней The Smiths «Money Changes Everything». Гитарист Джонни Марр , соавтор трека, записал здесь гитарные партии и с Ферри сыграл эту композицию (наряду с «Kiss and Tell») в телешоу NBC "Saturday Night Live .
В конце 1988 году Брайан Ферри впервые за пять лет вышел на гастроли, которые стартовали четырьмя концертами на лондонском стадионе «Уэмбли». По окончании гастролей он занялся подготовкой восьмого сольного альбома, с рабочим названием «Horoscope». Финансовые проблемы, некоммерческий характер некоторой части материала и перфекционизм Брайана Ферри в конце концов завели его в творческий тупик. На помощь пришёл бывший гитарист Procol Harum Робин Трауэр, взявший на себя функции сопродюсера. Результаты сессий не устроили Ферри, и тогда Трауэр предложил отложить работу и вернуться к кавер-версиям поп-стандартов, из которых и была собрана компиляция (1993), поднявшаяся в Британии до 2-го места. Первым синглом из альбома вышла композиция Скримин Джей Хокинса «I Put а Spell on You».
Летом 1994 года Трауэр и Ферри провели ревизию записей, сделанных для «Horoscope», и часть материала переписали заново. Десятый сольный альбом, дополненный несколькими новыми композициями и озаглавленный , был выпущен осенью 1994 года. В работе над пластинкой принял участие и Брайан Ино, с которым Ферри до этого не общался 21 год. Пока Ферри находился в мировом турне, в Англии вышел сборник , вскоре ставший платиновым.
В 1996 году Ферри приступил к студийному сотрудничеству с Дэйвом Стюартом из Eurythmics в проекте Alphaville. Дуэт не выпустил своих записей, но некоторые песни из этих сессий («This Love», «Sonnet 18», «Mother of Pearl») появлялись впоследствии на разных компиляциях
В 1996 Брайан Ферри записал композицию Берни Топина и Мартина Пэйджа «Dance With Life» для саундтрека « Phenomenon ». В 1999 году он снялся с в Comic Relief , благотворительном комедийном релизе компании ВВС. Песня «Which Way to Turn» (альбом «Mamouna») позже вошла в звуковую дорожку к фильму «The Walker» (2007, с Вуди Харрельсоном ). В 1999 году Ферри выпустил сборник каверов «As Time Goes By», вдохновленный записями 20-х и 30-х годов (пластинка была номинирована на Грэмми ), и принял участие в благотворительном шоу Net Aid , проходившем в Женеве. В 2000-м году концерты продолжились в Великобритании, Европе и в Южной Африке. 26 сентября 2000 года Брайан Ферри отметил свой 55-летний юбилей концертом в Санкт-Петербурге , который стал финальным в его мировом турне.
В 2001 году Ферри, Mанзанера, Маккей и Томпсон реформировали Roxy Music и следующие два года провели в турне, первом за 18 лет.
При поддержке Манзанеры и Томпсона Ферри записал и сольный альбом (2002): наряду с двумя кавер-версиями Боба Дилана, здесь были представлены вещи, созданные в соавторстве — в частности, с Дэйвом Стюартом и Брайаном Ино («I Thought»).
После разрыва с Люси Ферри начал отношения с танцовщицей Кэти Тёрнер, на 35 лет его моложе (её можно видеть на DVD концерта Roxy Music 2001 года). Этот союз длился недолго; Ферри некоторое время встречался со светской дамой леди Эмили Комптон, затем с Алекс Кингстон. В 2006 году он возобновил отношения с Кэти Тёрнер.
Год спустя Roxy Music выступили на фестивале Isle Of Wight, а Ино рассказал о том, что работает с Roxy Music над новым материалом, заметив, что «динамическая гармония» в группе осталась такой же, как в начале 70-х.
В 2006 году Ферри подписал контракт с торговым домом Marks & Spencer на рекламу коллекции мужской одежды Autograph. В честь этого события был перевыпущен альбом Slave To Love: Best Of The Ballads .
В марте 2007 года Брайан Ферри выпустил сборник кавер-версий Боба Дилана и вошёл с ним в первую британскую десятку. 7 и 8 ноября 2007 года материал пластинки был представлен российским фэнам в клубе «Б1 Maximum». Брайан Ферри так прокомментировал свой релиз:
Это сборник по преимуществу ранних песен Боба Дилана. Я выбрал несколько хитов и несколько менее известных композиций, так что в результате получилась довольно сбалансированная картинка. Записывались мы в том же составе, в каком ездим на гастроли, в студии Townhouse в Лондоне. Это было очень приятно, весело и непосредственно. Некоторые из моих музыкантов очень молоды, и сталкиваться с ранними композициями Дилана им не приходилось, так что подход у них был очень свежий. Вдобавок, у этих песен замечательные слова - очень яркий язык, очень поэтичные образы.
На сцену с Барайаном Ферри вышли: барабанщик Энди Ньюмарк, принимавший участие в записи последних альбомов Roxy Music, басист Гай Пратт (известный по сотрудничеству с Pink Floyd ), гитаристы Крис Спеддинг, Лео Эбрахамс (сотрудничающий с Ино) и 19-летний Оливер Томпсон, пианист Колин Гуд и саксофонист Йэн Диксон (оба — джазмены), клавишник и альтист Мэнди Драммонд, а также Сара Браун и Меша Брайан (бэк-вокал) .
В ноябре 2009 года вышел новый сборник The Best Of Bryan Ferry (CD/DVD), куда вошли песни только из его сольных альбомов, в том числе сингловые версии, на CD издающиеся впервые .
После трёхлетнего молчания Брайан Ферри выпускает новый альбом, для записи которого фактически снова собрал группу Roxy Music. Релиз альбома (на Virgin Records ) состоялся 25 октября 2010 года . 9 августа вышел первый сингл из него «You Can Dance», ставший популярным клубным хитом в Европе. В записи альбома приняли участие, в числе прочих, Фил Манзанера, Энди Маккей и Брайан Ино, а также приглашённые музыканты: Scissor Sisters («Heartache By Numbers») и Groove Armada («Shameless»), Дэвид Гилмор , Джонни Гринвуд из Radiohead , Найл Роджерс ( Chic ), Мани (экс- Stone Roses ), Фли ( Red Hot Chili Peppers )
В 2011 году Брайан Ферри стал Командором ордена Британской империи . Узнав об этом, 65-летний певец выразил благодарность всем музыкантам, с которыми ему довелось работать на протяжении своей карьеры . Список представленных к высокой награде составляется ежегодно, по случаю дня рождения королевы Елизаветы II .
В марте 2007 года в газетах появились сообщения о том, что Ферри называет свою лондонскую студию «Фюрербункер». В интервью германской газете Welt am Sonntag , певец восторженно отозвался о фильмах Лени Рифеншталь и зданиях Альберта Шпеера . Последовали протесты еврейских организаций и призывы к Marks & Spencer разорвать с ним контракт. «Пусть себе занимается пением и воздерживается от оскорбительных комментариев такого рода. Любое восхваление нацистского режима недопустимо для евреев» , — заявил лорд Джаннер. 17 апреля 2007 года Брайан Ферри принес свои извинения, объяснив, что эти замечания были сделаны исключительно в контексте истории искусства. Он заявил, что считает «нацистский режим и его принципы порочными и отвратительными». Выступая в программе «Stina» шведского телевидения 28 апреля 2007 года, Ферри заявил, что никогда не называл свою студию «Фюрербункером» и снова повторил, что в газетном интервью говорил исключительно об искусстве, а не о нацизме вообще. 14 мая появились слухи, что Marks and Spencer разорвали контракт с Ферри по идеологическим причинам, но представитель компании объяснил, что у певца закончился контракт, и что для них нормально менять модель после двух сезонов. 29 июня Daily Mirror принесла извинения за свою статью от 16 апреля, признав, что утверждение о том, что «…мистер Ферри восхвалял нацизм» не соответствовало действительности.