Interested Article - Постапокалиптика
- 2020-04-11
- 1
Постапокали́птика — поджанр фантастики , совмещающий элементы научной фантастики , научного фэнтези , антиутопии и ужасов , в котором сюжет развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу . Постапокалиптическим называют также творческий стиль, несущий настроение пустынности, одиночества и ужаса в образах постаревшей и покинутой техники или зданий.
Самый популярный сюжет в Постапокалиптическим мире — Зомби-Апокалипсис или Третья Мировая Война
Термин «Постапокалиптика» ( англ. post-apocalyptic ) применительно к фантастике впервые использовал в 1978 году американский критик Алан Франк в журнале SciFiNow . Термин, однако, вошёл в обиход на рубеже 1990—2000-х годов, прочно укоренился в бытовой речи и проник в научный язык .
Произведения о глобальной катастрофе получили широкую популярность после Второй мировой войны в связи с опасениями по поводу использования ядерного оружия , однако подобные произведения начали писать ещё в XIX веке (среди них, к примеру, — « Последний человек » Мэри Шелли ).
Особенности
Основная идея
Основным характеристическим признаком постапокалиптики является развитие сюжета в мире (или ограниченной его части) с особенной историей. В прошлом этого мира цивилизация достигла высокого уровня социального и технического развития, но затем мир пережил некую глобальную катастрофу , в результате которой цивилизация и большинство созданных ею богатств уничтожены. В качестве катастрофы, уничтожившей мир, чаще всего фигурируют: Третья мировая война с применением оружия массового поражения ( ядерного , химического или биологического ), вторжение инопланетян , восстание машин под предводительством искусственного разума ( роботов ; см. тж. проблема контроля искусственного интеллекта ), пандемия , падение астероида , массовое появление каких-нибудь чудовищ (в том числе созданных людьми, из параллельной вселенной , доисторических или из других времён , или др.), климатическая, вызванная воздействием из другого времени, космической природы (неживой) или иные катастрофы.
Типичный постапокалиптический сюжет начинает развиваться, как правило, спустя значительное время после катастрофы, когда её « » сами по себе уже перестали действовать. В том или ином виде до читателя (зрителя) обычно доводится в сжатом виде история общества с момента катастрофы: непосредственно за ней следует период дикости, затем выжившие концентрируются вокруг сохранившихся источников жизнеобеспечения, стихийно образуются те или иные новые социальные структуры. К моменту начала сюжета этот процесс уже обычно завершён, на пригодной для жизни территории создался определённый конгломерат сообществ, сложилось более или менее устойчивое равновесие сил.
Характерные детали
- Сельские общины или феодальные ( Новое Средневековье , неофеодализм ) хозяйства, производящие продукты питания.
- Городские поселения — центры торговли, ремёсел, обычно достаточно криминогенные, но живущие по определённым законам и имеющие силы поддержания порядка.
- Банды — чисто криминальные сообщества под предводительством сильного лидера, базирующиеся на сохранившихся технологических объектах, предоставляющих минимум, необходимый для выживания (развалины заводов, выброшенные на берег или находящиеся на плаву гигантские корабли и т. п.), и живущие за счёт грабежа на торговых путях, налётов на оседлые поселения и нелегальной торговли.
- Дикие племена , обитающие обычно в пустынях, горах, другой труднодоступной местности и состоящие из одичавших и/или мутировавших людей.
- Более или менее изолированные высокотехнологичные компактные сообщества, образовавшиеся на основе крупных военных баз, научных городков, орбитальных станций или созданных специально в преддверии катастрофы убежищ. Обычно описываются как относительно цивилизованные (в отличие от большинства других общественных образований, они не восстанавливали общественную организацию, а сохранили и модифицировали то, что было до катастрофы). Могут быть как демократическими, так и тоталитарными, управляемыми радикальными военными или учёными. В их руках находятся наиболее опасные технологии, сохранённые с докатастрофических времён. Как правило, такие сообщества по возможности поддерживают изоляцию от окружающего мира. Иногда они достаточно сильны, чтобы не только противостоять возможной агрессии, но и проводить в отношении ближайших соседей политику с позиции силы.
- Крупные города или даже более значительные территориальные образования, в силу тех или иных причин не затронутые или мало затронутые катастрофой и сохранившие «старый» уклад жизни, постепенно изменяющийся под воздействием внешних факторов.
В описании места действия, как правило, присутствуют:
- Обширные пустыни на месте ранее заселённых территорий.
- Заброшенные, частично разрушенные города , предприятия, военные объекты.
- Территории, ранее находившиеся на суше, но в результате катастрофы затопленные морем. Здания и техногенные объекты на морском дне.
- Мутировавшие люди, животные, растения, целые леса-мутанты.
- Многочисленные артефакты погибшей цивилизации, частью опасные, частью полезные, но обычно просто служащие фоном для повествования.
Сюжеты
Сюжет может строиться вокруг приключений героев в мире, в частности, достаточно распространённый мотив — путешествие героя в поисках некоего «Святого Грааля» — места или объекта, которое обеспечит ему долгую и безбедную жизнь, даст возможность спасти собственное сообщество, находящееся на грани гибели, либо может помочь в возрождении всей цивилизации. Иногда средства и технологии, приведшие к катастрофе, считаются в обществе запретными, и спокойствие такого пасторального общества подрывают молодые бунтари, намеренные возродить запрещённую технологию (уже в рассказе Стивена Винсента Бене «На реках Вавилонских» есть намёк на такое развитие, классические примеры — «Долгое завтра» Ли Брэкетт и « Отклонение от нормы » Джона Уиндема ).
Часто в одном произведении апокалиптика сочетается с постапокалиптикой, изображение катастрофы как таковой — с изображением её непосредственных последствий и её влияния на жизнь выживших. Иногда в повествовании рассматривается срез современной действительности через призму восприятия далёких поколений. В литературе этот жанр близко примыкает и иногда смешивается с киберпанком .
Постапокалиптическими можно назвать и образы заброшенных территорий, остановившихся предприятий, «городов-призраков», в прошлом построенных и живших активной жизнью, но в силу тех или иных причин покинутых населением — с полуразвалившимися зданиями, заросшими травой, с валяющимися тут и там ржавыми остовами техники и механизмов. К этой ветви постапокалиптики принадлежат и образ «безлюдных пространств» Крапивина , и «Пикник на обочине» братьев Стругацких .
История
Первым современным произведением в истории этого жанра, возможно, является недавно экранизированный трёхтомный роман Мэри Шелли « Последний человек » (1826) .
Формирование постапокалиптики как жанра относится к периоду конца XIX — начала XX веков . Классическое произведение жанра — роман Ричарда Джеффериса «После Лондона» (1885), в котором действие происходит спустя тысячи лет после катастрофы. Сценарий Джеффериса, согласно которому сразу же после катастрофы следует период варварства , а вслед за ним новый (неурбанизированный) феодализм , многократно использовался впоследствии, в том числе и в « Войне в воздухе » Герберта Уэллса , « Алой чуме » Джека Лондона , «Смерти травы» Джона Кристофера , «Мальвиле» Робера Мерля , «Земле без людей» Джорджа Стюарта. Сползания к этому сценарию изо всех сил стараются не допустить герои «Молота Люцифера» Ларри Нивена и Джерри Пурнеля .
На постапокалиптическую образность отчасти повлияли картины деградировавшего человечества и остывающей Земли в романе Уэллса « Машина времени » (а в его экранизации, в отличие от оригинала, причиной деградации становится именно глобальная катастрофа). Во второй половине XX века на одно из первых мест в числе причин глобальной катастрофы, предшествующей сюжету постапокалиптических произведений, вышла война с применением ядерного оружия или иных видов ОМП .
В советской фантастике, где преобладало позитивное, оптимистическое видение будущего человечества, глобальная катастрофа, обычно военная, переносилась в иные миры, посещаемые землянами, а сами такие произведения получили собирательное название «романов-предупреждений», возможно, более точно отражающее идейную составляющую этих произведений и предполагающее, что автор использует данную художественную форму как средство «обличения политики империалистов, ради своих барышей толкающих человечество к пропасти». В качестве примеров можно назвать такие произведения как « Фаэты » Казанцева, «Последняя война» Кира Булычёва , «День свершений» Виктора Жилина. После распада СССР появились произведения российских фантастов, в явном виде относящиеся к постапокалиптическому жанру, такие как « Метро 2033 » Дмитрия Глуховского или значительная часть фантастических книг Александра Бушкова . Несколько особняком стоят на общем фоне современного российского постапокалипсиса посвящённые ему книги Олега Верещагина , в которых ядерная война с последующей цепочкой глобальных экологических катастроф подаётся как тяжкое, но в конечном счёте благотворное для «сбившегося с пути» человечества макровоздействие, позволяющее ему спастись от дегенерации и вымирания и впоследствии построить разумный и справедливый (по крайней мере, в понимании автора) мир.
« Новая волна » добавила к постапокалиптическому пейзажу банды байкеров (« Долина проклятий » Роджера Желязны ) — черта, популяризованная в « Безумных Максах ».
С появлением кино, а позже — компьютерных игр жанр оказался востребован и там. Одними из самых известных кинопроизведений жанра являются серия фильмов « Безумный Макс », « Почтальон », « Поле битвы: Земля », « Парень и его собака », « Дорога проклятий », « Машина времени » (по книге Герберта Уэллса ), « 2019: После падения Нью-Йорка », « Стальной рассвет », « Дорога », « Книга Илая », « Я — легенда », « Водный мир », « 28 дней спустя », « Обитель зла », « Планета обезьян » (по роману Пьера Буля ). Жанр довольно широко представлен в мультипликации, особенно японской — классическими примерами могут послужить « Навсикая из Долины ветров », « Конан — мальчик из будущего » « Волчий дождь », « Время приключений » и « Эрго Прокси ». Среди игр — серии Fallout (о жизни после третьей мировой между Соединёнными Штатами Америки и КНР), Half-Life , Ex Machina , Metro 2033 (основанная на одноимённой книге Дмитрия Глуховского « Метро 2033 »), Soldiers of Anarchy , The Last of Us (о выживании людей в мире, разрушенном эпидемией) и игра Rage (в которой апокалипсис произошёл из-за падения метеорита). Один из самых известных постапокалиптических комиксов — Y. Последний мужчина Брайана Вона и Пии Гуерры (издательство DC / Vertigo ), по сюжету которого на Земле умирают все мужчины, кроме одного.
В 2013 году почти одновременно стартовали два одноимённых проекта: многопользовательская компьютерная игра и телесериал Defiance. В русском переводе « Вызов ».
См. также
Примечания
- . library.vladimir.ru. Дата обращения: 10 декабря 2016. Архивировано из 20 декабря 2016 года.
- С.С. Ильин. // Ярославский педагогический вестник : Журнал. — 2012. — Т. I , № 2 . — С. 302—306 . 22 декабря 2016 года.
- ↑ M. Keith Booker, Anne-Marie Thomas от 15 мая 2016 на Wayback Machine John Wiley and Sons, 2009
Ссылки
- Ксения Аташева. . Мир фантастики . Дата обращения: 23 июня 2012.
- Виталий Шишкин, Борис Невский. . Мир фантастики . Дата обращения: 28 июня 2012.
- Березовская Л. С., Демченков С. А. Постапокалиптика как жанр научной/паранаучной фантастики // . С. 64-67.
|
В статье есть список
источников
, но
не хватает
сносок
.
|
- 2020-04-11
- 1