Interested Article - Перформанс

Перформанс Йозефа Бойса , 1978

Перфо́рманс ( англ. performance исполнение , представление, выступление) — форма современного искусства , жанр театрально-художественного представления, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и времени. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время , место, тело художника и отношения художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства , как картина или скульптура , где произведение определяется выставленным объектом. Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественно-артистической деятельности, как театр , танец , музыка , цирковые выступления и т. п, однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства , наследующим традицию изобразительного искусства. [ источник не указан 311 дней ]

Появление перформанса связано с проблемами живописи авангарда: преодоление живописного пространства картины, выход к конструкции как основная тенденция авангардного искусства. Истоки перформанса восходят к практикам уличных выступлений футуристов , клоунады дадаистов, театру Баухауза. Впервые слово «перформанс» было применено к своему произведению-действию композитором Дж. Кейджем в 1952 году , исполнившим на сцене « 4′33″ » [ уточнить (обс.) ] . В афише этого концерта значилось — перформанс . Как направление искусства перформанс возник в 1960-е годы в творчестве таких художников, как Ив Кляйн , Вито Аккончи , Герман Нич , Крис Бурден , Йоко Оно , Йозеф Бойс и др. B наше время Олег Кулик , Марина Абрамович , Ваграм Зарян , Стивен Коэн и др.

Виды перформанса

Экзистенциальный перформанс

К данному виду перформанса можно причислить перформанс Б.Наумана «Мужчина/женщина, случай насилия» (1985 год) и Марины Абрамович «Балканское барокко». Характерной особенностью данного вида является стремление к крайнему проявлению тактильного садизма, активная подвижность и продуманный сценарий, выраженный в жесткой фиксации конца.

Концептуальный (классический) перформанс

Характерной особенностью присущей концептуальному перформансу, является создание жестких пародий на социальные, политические и идеологические темы. Сама концепция заключалась в нарушении общественных норм посредством нарушения общественных границ личности. Сюда можно отнести перформанс Лори Андерсон под названием «Дуэты на льду», на котором Лори играя на скрипке, стояла на коньках, вмерзших в ледяной блок.

Происхождение

Искусство перформанса не ограничивается европейскими и американскими традициями искусства. Выдающихся практиков перформанса можно найти в Азии и Латинской Америке . Исполнители и теоретики перформанса полагают, что искусство перформанса зародилось на основе таких практик, как ритуальные, религиозно-мистические и спортивные действа.

В эпизоде (BBC Radio 4, 20.10.2005, ЧТ, 21:30) , доцент философских наук университета Уорика; , член совета колледжа Сомервиля, Оксфорд; и Джон Моулз , профессор античной истории Ньюкаслского университета, обсуждали с Мелвином Браггом предположение, что древнегреческие философы Антисфен и Диоген практиковали форму перформанса. Также они выдвинули теорию, что название « киники », происходящее от слова «собака», было дано философам из-за «собачьего» образа жизни, которому подражал в своих перформансах Диоген.

Западные теоретики культуры обычно прослеживают историю искусства перформанса с начала XX века, когда зародилось творчество русских конструктивистов , футуристов и дадаистов . Нестандартные поэтические выступления дадаистов, обычно происходившие в Кабаре Вольтер , можно считать предвестниками перформансов. Родоначальниками искусства перформанса также можно назвать представителей русского футуризма, таких как Давид Бурлюк , Александр Родченко и Варвара Степанова . Эльзу фон Фрейтаг-Лорингофен (1874—1927) можно считать одной из первых европейских и североамериканских исполнительниц перформанса. В своих выступлениях она подвергала сомнению традиционно устоявшиеся представления о культуре, феминности и самом понятии здравого смысла. Согласно мысли критика искусства живопись действия (1940-е — 1950-е) позволила художникам стать исполнителями перформанса. Холст стал «ареной для выступления». Поэтому критик считает, что можно говорить о картинах как о запечатлённых перформансах художников.

Абстрактный экспрессионизм и живопись действия также оказали влияние на формирование и развитие таких направлений, как флуксус , хеппенинг и перформанс.

Появление искусства перформанса было предвосхищено, если не полностью выражено, в творчестве японской группы Гутай в 1950-х, проект Electric Dress (1956). Предвестниками перформанса были также такие работы Ива Кляйна , как 1959-62, Anthropométries (Антропометрии) (1960) и Saut dans le vide (Прыжок в пустоту) .

В конце 1960-х такие представители направления ленд-арт , как Роберт Смитсон , Деннис Оппенгейм , Майкл Хейзер и Карл Андре создавали произведения искусства на экологическую тему, которые предсказали искусство перформанса 1970-х. Произведения Ива Кляйна и представителей ленд-арта повлияли на работы концептуальных художников ранних 1980-х, таких как Сол Левитт , который превратил стенную роспись в акт перформанса.

С появлением множества новых работ и концепций увеличивающегося числа художников возникли новые виды и формы искусства перформанса. Прототипами для того вида искусства, которое позднее будет охарактеризовано непосредственно как «перформанс» послужили такие произведения, как Wall piece for orchestra (1962) Йоко Оно , Meat Joy (1964) и Interior Scroll (1975) , Happening YOU [ нет в источнике ] Вольфа Фостеля (1964, Нью Йорк), How to Explain Pictures to a Dead Hare (1965) Йозефа Бойса , многочисленные хеппенинги Аллана Капроу и акт сжигания флага на Бруклинском Мосту (1968) Яёи Кусама .

См. также

Примечания

  1. Русский орфографический словарь Российской академии наук . Отв. ред. В. В. Лопатин. от 14 марта 2022 на Wayback Machine , « Грамота.ру », 2001 2007 .
  2. Гниренко Ю. от 20 февраля 2020 на Wayback Machine // gif.ru. — 1999.
  3. By Mark Stevens. . NYMag.com. Дата обращения: 19 марта 2019. 15 декабря 2018 года.
  4. Media Art Net. (англ.) . www.medienkunstnetz.de (19 марта 2019). Дата обращения: 19 марта 2019. 3 марта 2019 года.

Литература

  • Гниренко Ю. .
  • Кикодзе Е. Новый русский перформанс // Комод. — 1999. — № 8 .
  • Нитч Г. Визуальное чувство театра О. М. // Художественный журнал. — .
  • Савчук В. Метакритическая решительность // Художественный журнал. — .
  • Майр Х. Перформанс как насилие // Художественный журнал. — .
  • Гройс Б. Московский романтический концептуализм // В сб.: Утопия и обмен. — Москва, 1993.
  • Фрай М. // Арт-азбука современного искусства.
  • Фрай М. // Арт-азбука современного искусства.
  • Петров В. О. Музыкальный акционизм: перформанс, хепенинг, мультимедийное событие // Материалы Международной научно-практической конференции «VII Серебряковские научные чтения», г. Волгоград, 17—19 апреля 2008 г. В 2 кн. Кн. 1: Музыковедение. — Волгоград: ООО «Экспо», 2010. — С. 37—61 .
  • Генезис и эволюция перформанса как жанра // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том ХII: по материалам III Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART III». Art-Barocco. 4 ноября 2020 года / Редакторы-составители О.А. Белецкая, А.И. Демченко. − Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. С. 356-373.
  • Исторические истоки современного перформанса // Культура и искусство. — 2015. — № 2. — С. 198—208.
  • Итальянское Возрождение и Барокко – эпохи-прототипы современного перформанса // Текст художественный: смысл и структура. К 100-летию со дня рождения Ю.Г. Кона: Сб. научных статей / / Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова / Науч. ред.: Е.Г. Окунева, И.В. Копосова, Н.П. Хилько. – Петрозаводск: VPPrint, 2021. С. 322-339.
  • Перформанс в искусстве: генезис и эволюция // Philharmonica. Междуна-родный музыкальный журнал. – 2016. – № 1. С. 29-41.
  • Перформанс и хэппенинг — основные жанры акционизма в искусстве XX века // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия: Сб. материалов Международной научной конференции 13—18 апреля 2015 года / Ред.-сост. Г. Р. Консон. — М.: Liteo, 2014. — С. 348—357.
  • Performance Art: Genesis and Evolution // Sententia. European Journal of Humanities and Social Sciences. — 2015. — № 2. — С. 200—211.
  • Goldberg R. Performance Art: From Futurism to the Present. // London; New York: Thames & Hudson. — 2001 (1-е изд. 1979).
  • Klein G., Sting W. Performance: Positionen zur zeitgenössischen szenischen Kunst. // Bielefeld: Transcript. — 2005.

Ссылки

Источник —

Same as Перформанс