Interested Article - Атабаски
- 2021-07-30
- 2
Атаба́ски , также атапа́ски — группа родственных по языку индейских народов , проживающих в западных районах США и Канады . Общая численность — 220 тысяч человек, из которых 204 тыс. живут в США . В настоящее время на Аляске , в Юконе и в Северо-Западных территориях охватывают 76 поселений и представляют около 45 тыс. человек . Говорят на атабаскских языках . Самоназвание — дене / на-дене , что означает «люди» . Этот же термин используется для обозначения в науке языковой семьи, в которую языки этих народов входят. Часть атапасков исповедуют католицизм , протестантизм , часть сохраняет традиционные верования .
Область расселения
Атабаски расселены на большой территории от Аляски до Мексики , на о. Ванкувер , как на побережье Тихого океана, так и во внутренних районах. На севере их ареал доходит до Северного полярного круга, где с ними соседствуют эскимосы , а на юге достигает зоны степей. Таким образом, атабаски занимают разные по рельефу и климатическим условиям области. Теперь они живут небольшими «островами» вперемешку с англоязычным населением или индейцами других языковых семей .
Происхождение и языки
Происхождение
Атабаски — потомки последней волны переселенцев из Северо-Восточной Азии по сухопутному перешейку Берингии в Америку 5-4 тысячелетия до н. э. В процессе переселения они разделились на 3 группы :
-
Северные
атабаски расселились на западе субарктической зоны и сегодня занимают часть своих исконных земель, в отличие от других индейцев, переселённых в резервации. Для северных атабасков характерна культура, сходная с культурой других
индейцев субарктической зоны
. Включают три подгруппы
:
- восточная расселена в бассейне р. Макензи: племена чипевайан , тацанотины (жёлтые ножи), этчареотины (невольники), догриб, каучадины (зайцы), тцатины (бобры).
- кордильерская включает племена назани, секани, тальтаны, цецаут, такулли, чилкотины
- атабаски внутренней Аляски : кенайцы ( танаина ), танана, атена, коюкон, кучины, ингалики, тутчоны и др.
- Южные атабаски — апачи и навахо — мигрировали из бассейна реки Маккензи до XIV в. на юго-запад США и в северную Мексику . Это типично степные индейцы .
- Тихоокеанская группа — толова, хупа , чилула, вилкут, като и др. племена — мигрировала в северную Калифорнию и Южный Орегон в конце I в. н. э.. Их культура типична для индейцев Калифорнии .
Монголоиды Сибири активно смешивались с индейцами Северной Америки . Некоторые элементы культуры индейцев и сибирских народов имеют сходство. Самоназвание народа кеты на Енисее дянь созвучно самоназванию атабасков на-дене / дене [ источник не указан 2399 дней ] .
Традиционная социальная организация имеет все черты материнского рода и сейчас [ источник не указан 2399 дней ] .
В литературе народы эяк и тлинкиты нередко рассматриваются как отдельные, но у них с атабасками общие предки [ источник не указан 2399 дней ] .
Языки
По разным классификациям языки атабасков рассматривают то как подветвь семьи на-дене (в таком случае к языкам на-дене также относят эякский язык ), то как отдельную семью.
Список языков : ампква, ариваипа, атена, бивер, бэр-лейк, галис, догриб, дакубтун, ингалик, каска, като, квалиоква, койотеро, кокилль, коюкон, кускоквим, кучин, кэрриер , лаквейп, лассик, липан, маттоле, маунтин, мескалеро, мимбреньо, набесна, навахо , нальтуинатуине, никола, нонгатль, ойхр-крик, сан-карлос, сарси, секани, синкионе, слейв, сума, тагиш, таку, тальтан, танаина , танана, тлингит , тобосо, толова, тсетсаут, тутутни, тучон, уайлаки, хайда , хан, хикарилья , холикчук, холи-кросс, хупа, хэр, часта-коста, четко, чилькотин, чипевайан , чирикауа, эяк, юмано.
Всего более 70 языков и диалектов. Современный уровень изученности языков не позволяет сделать вывод о том, что считать языком, а что диалектом.
Примечание: могут встречаться разные варианты произношения, например — тлинкит, тлингит, чипевьян, чипевайян, чайпевьян, чипуайян, карриер, кэрриер и т. д.
Контакты с другими народами
Значительную роль в истории индейцев этого региона сыграли контакты с европейцами , в том числе с русскими . Известно, что ещё в XVI веке к берегам Аляски подходили испанские суда, но в контакт с туземцами испанцы не вступали. Индейцы могли иметь контакты с японцами или китайцами . Европейцы неоднократно встречали у берегов Америки японские джонки , затерявшиеся или потерпевшие крушение.
Настоящее освоение региона началось после русских экспедиций, М. С. Гвоздева, И. Фёдорова, В. И. Беринга , А. И. Чирикова (с 1741 г.). Опасаясь, что русские опередят их, испанцы, претендовавшие на всё западное побережье Америки, тоже начали посылать туда экспедиции. Маркиз А. М. Букарелли, вице-король Новой Испании (Мексики), снарядил экспедицию в 1774 г. В конце XVIII в. здесь также появляются французские, английские и американские скупщики пушнины . Однако на побережье господствовали русские. Их позиции начали ослабевать в начале XIX в. В 1802 г. произошло восстание тлинкитов, а также ссора с алеутами, которые находились под протекцией русских, и похищали у индейцев запасы рыбы.
В период контактов с русскими ряд племён был обращён в православие, которое сохраняется до сих пор у кускоквимцев .
Хозяйство, быт и культура
У северных атабасков основные занятия — охота на крупного таёжного зверя и другие виды дичи , на Аляске — промысел лосося .
Жилище — полусферическое, или коническое, из шкур . Строят также полуземлянки, крытые дёрном . У всех индейцев Северной Америки, кроме тех, что живут в каменных или деревянных домах, два классических индейских типов жилища — типи и вигвам . Европейцы иногда их путают. Типи — палатка из полотна или кожи , натянутая на каркас из деревянных жердей, конической формы. Внутри разводится костёр, а сверху есть отверстие для вытяжки. Вигвам — куполообразный или конусный шалаш из веток и шкур. Первый характерен больше для степных районов, второй — для лесных.
Одежда — рубахи из кожи, накидки и плащи, из кожи и меха , в силу климатических условий (накидки характерны для многих индейских племен и в других регионах). Отличительная черта — штаны, соединенные с обувью.
Важнейший обряд — погребение . Покойника сжигали или помещали на деревянные платформы.
У тихоокеанских народов занятия — сбор желудей , ловля лосося, охота; у береговых также — промысел морского зверя, корюшки , сбор моллюсков и яиц чаек .
Главные ритуалы — присвоение имени, женские инициации , похороны, ежегодное обновление церемонии мира, ритуальные бани.
Апачи и навахо переняли культуру южных народов, земледелие , охоту на бизона , но сохранили черты исконной атабаскской культуры. Кроме того, генетические тесты показывают для них признаки высокого смешения с местными племенами.
Лидерство у атабасков базируется на личном богатстве. Эквивалент денег — раковины , лезвия из обсидиана , кремня , скальпы дятлов , шкуры оленя. Для апачей характерны меркантилизм, индивидуализм, дистанция в отношениях с соседними народами, высокая адаптивная способность и восприимчивость к новому. Память о недавней миграции с севера они не сохранили.
У народов северо-западного побережья, в сравнении другими народами, был более свободный товарообмен и значительное имущественное неравенство.
Национальные культы и мифология
Существуют промысловые культы, культ личных и родовых духов-покровителей, шаманизм и анимизм. Из внешних форм культа очень характерны обрядовые пляски. У каждого племени были свои пляски, они всегда имели религиозное значение и выполнялись на всех церемониях. В качестве культурного героя в мифах чаще всего выступал койот или ворон (в частности — у атабасков).
Сильно развит шаманизм .
В прошлом у атабасков существовал Обряд воздушного погребения , такой же как у некоторых финно-угорских народов , некоторых народов Кавказа и индейцев Северной Америки .
См. также
- Уоллис, Велма — писательница, индианка из группы народов Атабаски, автор романа « Две старые женщины ».
Примечания
- ↑ Расы и народы. — ОЛМА Медиа Групп, 2007. — С. 67. — 638 с. — (Иллюстрированная энциклопедия Руссика). — ISBN 5373006548 .
- . Дата обращения: 2 октября 2014. Архивировано из 6 октября 2014 года.
Литература
- Гринев А. В. Индейцы тлинкиты в период Русской Америки, М.-1991.
- Токарев С. А. Религия в истории народов мира, М.-1976.
- Энциклопедия « Народы и религии мира », М.-1998.
- Языки и диалекты мира, справочник, М.-1982.
- // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . — М. : Советская энциклопедия , 1926—1947.
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2021-07-30
- 2