Interested Article - Сирони, Марио

Марио Сирони ( итал. Mario Sironi ; 12 марта 1885, Сассари , Сардиния — 13 августа 1961, Милан , Ломбардия ) — итальянский художник: живописец, скульптор, архитектор, книжный график, художник монументального искусства и сценограф. Один из зачинателей итальянского футуризма и движения новеченто .

Биография

Марио Сирони родился в семье Энрико (1847—1898) и Джулии Вилла (1860—1943), и был вторым из шести детей. Это была семья архитекторов, живописцев и музыкантов. Его дед по материнской линии, Иньяцио Вилла (1813—1895) из Милана, скульптор и учёный, построил в 1850—1852 годах «Красный дом» (Casa Rossa) во Флоренции, замечательный образец итальянской неоготики . Его дядя по отцовской линии Эудженио Сирони (1828—1894), сводный брат Энрико, является автором Палаццо делла Провинция ди Сассари (Palazzo della Provincia di Sassari, 1873—1880). Его отец Энрико в 1873 году получил диплом инженера и работал в Сассари и Риме . Мать, Джулия Вилла, с которой художник всегда будет очень близок, училась пению, а её сестра Кристина была пианисткой.

Обучение Сирони проходило в Риме, куда семья переехала через год после его рождения. После безвременной кончины отца в 1898 году, Марио Сирони учился на инженерном факультете Римского университета . В свободное время читал Шопенгауэра, Ницше, Гейне, Леопарди, французских романистов, учился игре на фортепиано, предпочитая музыку Р. Вагнера, и увлёкся рисованием. Вскоре он покинул университет и поступил в «Свободную школу обнажённой натуры» (Scuola Libera del Nudo) на Виа ди Рипетта . В этот период он познакомился с будущими основоположниками итальянского футуризма Филиппо Маринетти , Джино Северини и Умберто Боччони , с которыми его связали узы дружбы на долгие годы. В 1906 году художник уехал с У. Боччони в Германию и Францию .

Слева направо: Филиппо Маринетти, Антонио Сант-Элиа, неизвестный, Марио Сирони и Умберто Боччони. Фотография 1916 года

В 1906 году Марио Сирони прибыл в Париж , где испытал воздействие дивизионизма . Летом 1908 года и в течение нескольких месяцев 1910—1911 годов Сирони был в Эрфурте в гостях у своего друга-скульптора Феликса Танненбаума.

В 1914 году Марио Сирони принял участие в «Свободной международной выставке футуристов» (Libera Esposizione Internazionale Futurista) в Риме, организованной галеристом Джузеппе Спровиери. В 1915 году ненадолго переехал в Милан, где сотрудничал с журналом «События» (Gli Avvenimenti) и стал одним из главных представителей итальянского футуризма. В начале войны Сирони записался в батальон добровольцев-велосипедистов, в котором также служили Боччони, Маринетти, Сант-Элиа, Фуни, Руссоло, а в декабре подписал футуристический манифест «Итальянский проект» (L’proglio italiano).

В марте 1919 года Марио Сирони вернулся в Рим. Он участвовал в Большой национальной выставке футуристов, выставив пятнадцать работ, в основном, посвящённых теме войны. В июле состоялась его первая персональная выставка в Риме. Тогда же он женился на Матильде Фаббрини, от которой у него родятся две дочери: Аглая в 1921 году и Россана в 1929 году. Сирони сблизился с фашистской идеологией, о чём вспоминал Маринетти в октябре 1919 года на собраниях Миланской организации фашистов (Fascio milanese) .

Помимо живописи Марио Сирони занимался книжной иллюстрацией: с 1922 года по 25 июля 1943 года он работал главным иллюстратором газеты «Народ Италии» ( Il Popolo d'Italia ), основанной Бенито Муссолини . Он рисовал карикатуры на антифашистов, оформлял обложку и содержание иллюстрированного журнала «Il Popolo d’Italia». С 1922 года в течение почти двадцати лет он иллюстрировал и оформлял обложку ежемесячного журнала «Иерархия» (Hierarchy), также созданного Муссолини. На протяжении всего периода режима Сирони был «главным создателем и пропагандистом фашистского стиля даже на выставках» .

В декабре 1922 года в Милане была образована группа художников «Наши девятисотые» (Nostro Novecento), задуманная как альтернатива футуризму и инициировавшая «возвращение к порядку». В группу вошли семь художников: Ансельмо Буччи , Леонардо Дудревилль , Джан-Эмилио Малерба , Пьетро Маруссиг , Марио Сирони, Убальдо Оппи , Акилле Фуни .

Новое движение, воодушевленное Маргеритой Сарфатти основывалось на идеях своеобразного «современного классицизма» и на художественных формах, «прекрасных сами по себе» . В 1924 году Сирони участвовал с группой «Новеченто» в Венецианской биеннале, но его присутствие осталось почти незамеченным. С 1925 года Марио Сирони вошел в состав Руководящего комитета и участвовал в национальных и международных выставках группы «Mostra del Novecento Italiano» в Париже, в 1927 году в Женеве, Цюрихе, Амстердаме, Гааге; в 1929 году в Милане на II выставке Италии XX века и на выставках в Ницце, Женеве, Берлине, Париже; в 1930 году в Базеле, Берне, Буэнос-Айресе; в 1931 году в Стокгольме, Осло и Хельсинки.

В 1932 году Сирони, совместно с художниками Энрико Прамполини и Джерардо Доттори , принял участие в организованной в Риме грандиозной « Выставке фашистской революции » (Mostra della Rivoluzione Fascista). В годы правления в Италии фашистского режима Марио Сирони пользовался покровительством властей и выполнял многочисленные заказы по монументальной настенной росписи, создавал мозаики и барельефы. После Второй мировой войны работы художника экспонировались на выставках современной живописи Документа I, II и III в Касселе (соответственно в 1955 , 1959 и 1964 годах ).

В 1956 году Марио Сирони был избран в Академию Святого Луки . Тем временем его здоровье ухудшилось из-за прогрессирующего артрита. В августе 1961 года он был госпитализирован в Милане и умер через несколько дней, 13 августа.

Творчество

В произведениях Марио Сирони 1917—1918 годов ощущается влияние метафизической живописи Джорджо де Кирико и Карло Карра . Первая персональная выставка художника прошла в 1919 году в «Каза д’арте Брагалья» (Casa d’arte Bragaglia) — единственном существовавшем тогда в Италии футуристическом художественном салоне. Эта выставка была освящена в журнале «Пластические ценности» (Valori Plastici) и подвергнута резкой критике.

В 1916 году появились первые похвальные комментарии творчества Марио Сирони: Боччони, который определяет рисунки Сирони как «исключительно оригинальное и мощное художественное явление»; Маргериты Сарфатти, которая подчёркивает «искусство синтеза и крайнего упрощения» .

С 1920 года художник постепенно отходил от футуристического искусства. В том же году, совместно с Леонардо Дудревиллем , Акилле Фуни и Луиджи Руссоло опубликовал манифест «Против любого повторения в живописи» (Contra tutti i ritorni in pittura).

В период 1927—1931 годов Сирони писал критические статьи в газете «Il Popolo d’Italia». Его картины этого периода отличаются жёсткой манерой и огрублением форм, сближающих его творчество с экспрессионизмом . Он всё более внимания уделял монументальным работам. Настенная живопись для него — не просто техника, а радикально особый способ (древний и классический, но также новый и фашистский) выражения, не зависящий от индивидуального владения и частного коллекционирования, как он сам говорил, «социальный по преимуществу». Это искусство, которое меняет значение рынка и выставок (стена не может быть продана или выставлена (если только в эфемерной форме) и стимулирует государственных заказчиков. Наконец, это искусство, «которое побуждает художников соревноваться с высокими и мощными темами и с новой концепцией пространства, способствующей преодолению интимизма» .

Марио Сирони обобщил свои мысли о монументальном искусстве в двух программных текстах: «Настенная живопись» («Il Popolo d’Italia», 1 января 1932) и «Манифест настенной живописи», также подписанном Кампильи, Карра и Фуни («Колонна», декабрь 1933). В течение всего десятилетия Сирони работал над серией монументальных работ, в которых, преодолев увлечение экспрессионизмом, использовал строгую композицию, «управляемую до-ренессансной пространственностью и перспективой». В 1932 году он создал два горельефа для Дома фашистских союзов (la Casa dei Sindacati Fascisti) в Милане .

В 1934 году М. Сирони вместе с Дж. Терраньи участвовал в конкурсе на оформление Палаццо дель Литторио в Риме рельефами и росписями. Во второй половине десятилетия он написал фреску «Италия среди искусств и наук» в Aктовом зале Римского университета (1935); а также создал мозаику L’Italia corporativa (1936—1937, ныне в Палаццо деи Джорнали, Милан); фрески в Ка 'Фоскари в Венеции (1936—1937); мозаику «Правосудие между законом, силой и истиной» для Палаццо ди Джустиция в Милане (1936—1939); два больших барельефа для Парижской Всемирной выставки 1937 года; витраж Благовещения для церкви больницы Нигуарда в Милане (1938—1939). В 1939 году он разработал скульптурные композиции для конкурса Дантеума в рабочей группе под руководством Терраньи. В период с 1939 по 1942 год он сотрудничал с Муцио в Палаццо-де-Пополо д’Италия, выполняя украшения фасада и некоторых интерьеров. В 1934 году в Зале авиации Великой войны на выставке ВВС Италии; в 1935 году Зала почета Всероссийской спортивной выставки; в 1936 году в павильоне Fiat на Миланской торговой ярмарке и многое другое.

Марио Сирони выполнял декорации и костюмы для театра («Тристан и Изольда» для Ла Скала в Милане, 1947; I Lombardi alla Prima Crociata, 1948, и Дон Карлос, 1950, для Театро Комунале во Флоренции; Медея, 1949, для Римского театра в Остии).

Галерея

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Mario Sironi // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. — 2003.
  4. Mario Sironi // (порт.) — São Paulo: , 2001. — ISBN 978-85-7979-060-7
  5. Mario Sironi // (англ.) — 1995.
  6. — 2012.
  7. (англ.)
  8. — 1808.
  9. Bucarelli P. NOVECENTO, in Enciclopedia Italiana. Istituto dell’Enciclopedia Italiana, 1934. — от 13 мая 2021 на Wayback Machine
  10. F. T. Marinetti. Taccuini 1915—1921. — Bologna, 1987. — Р. 446
  11. Gentile Е. L’Italia tra le arti e le scienze di Mario Sironi: Miti grandiosi e giganteschi rivolgimenti. — Gius. Laterza & Figli, 16 giugno 2014. ISBN 9788858110751 . от 18 ноября 2018 на Wayback Machine
  12. Pontiggia Е. Mario Sironi. Regesto 1919—1931, in Il «Novecento» milanese, catalogo della mostra. — Milano, 2003. — Рp. 279—290
  13. U. Boccioni. Arti plastiche. I disegni di Sironi, «Gli Avvenimenti». Milano, 6 febbraio 1916; M. Sarfatti. Il bianco e nero alla mostra degli Alleati, «Gli Avvenimenti». Milano, 17 dicembre 1916
  14. Sironi, Campigli, Carrà, Funi, Manifesto della pittura murale. «Colonna». — Milano, dicembre 1933
  15. Paniconi М. Il nuovo palazzo dei Sindacati dell’industria a Milano. — Architettura. — Rivista del Sindacato nazionale fascista architetti, Fascicolo I, Roma, XI gennaio 1933

Литература

  • Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Т.2, М. «Советская энциклопедия», 1965. С.283.
  • Муромцева О. В.РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НОВЕЧЕНТО ИТАЛЬЯНО» В ПРОЦЕССЕ ОФОРМЛЕНИЯ ТОТАЛИТАРНОГО ИСКУССТВА В ИТАЛИИ //Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2012. № 2. С. 304—309.
  • Тараканова Е. В. Штрихи к парадному портрету режима (наглядная агитация фашистской Италии) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2016. № 25. С. 166—176.
  • Sylvia Martin «Futurismus», Köln, 2005
  • Braun, Emily. Mario Sironi and Italian Modernism: Art and Politics under Fascism, Cambridge University Press, 2000
Источник —

Same as Сирони, Марио