Interested Article - Произведение с недоступным правообладателем

Произведе́ние с недосту́пным правооблада́телем ( англ. orphan work — «бесхозное произведение, сиротское произведение») — произведение, в отношении которого, вероятно, не истёк срок действия авторского права , но в то же время не существует возможности найти правообладателя . Такие произведения нельзя публиковать; доступ к ним возможен только в библиотеках , архивах или частных коллекциях. В частности, такие работы не могут быть разрешены к публикации в интернете , как и не разрешено включать их в антологии или использовать частично в других работах. Проблема таких произведений сильно ограничивает сферу общественного достояния , поскольку ввиду отсутствия зарегистрированных данных о владельцах имущественных прав значительная часть произведений, которые могли бы быть доступны как общественное достояние, имеют неопределённый правовой статус.

Проблема работ с недоступным правообладателем возникла вследствие постоянного продления срока охраны авторских прав при отсутствии новых и отказе существующих систем регистрации владельцев этих прав .

Точный процент работ, которые попадают в эту категорию, подсчитать невозможно, однако он весьма велик. Например, по данным Библиотеки Конгресса на 2006 год, около 85 % музыкальных записей, созданных до 1968 года , хранящихся в этой библиотеке, не могут быть распространены среди общественности вне стен учреждения именно в связи с невозможностью установить правообладателей .

Законодательство США

В США проблему сиротских произведений пытались решить многократно. В частности, в конце 1990-х годов был принят закон Fairness in Music Licensing Act, расширивший сферу добросовестного использования музыкальных произведений с недоступным правообладателем, а также таких, которые давно не переиздавались.

В 2000 году Европейская комиссия подала иск в ВТО по поводу нарушения Бернской конвенции со стороны Соединённых Штатов, принявших Fairness in Music Licensing Act. Иск был удовлетворён, и это существенно замедлило решения проблемы произведений с недоступным правообладателем в США.

Новая попытка решения проблемы была осуществлена в США в 2005 году , когда Copyright Office при Библиотеке Конгресса предложил создать т. н. «Фонд мёртвой руки», которому перечислялся бы определённый процент выгоды от продажи или предоставления доступа к сиротским произведеням. Эти средства были бы направлены на выплату роялти авторам, которые заявили бы о своих имущественных правах. Однако в 2006 году соответствующий законопроект был отклонён Конгрессом в результате протестов со стороны организаций, представляющих интересы групп художников и издателей. Работы по реализации этого закона, однако, продолжаются .

Законодательство Европейского Союза

Страны Европейского союза пытались различными способами решить проблему бесхозных произведений, однако каждая из этих попыток имела различные недостатки. В двух странах ( Дания , Венгрия ) правовые системы предоставляли некоторые возможности для публикации произведений с недоступным правообладателем, в других (Франция, Нидерланды) пытались обойти проблему с помощью специальных правительственных постановлений, которые позволяли «общественное лицензирование» произведений с недоступным правообладателем определёнными государственными учреждениями .

Венгерская система, которая вступила в силу в 1999 году, обязывала документировать поиски правообладателей путём публикации в национальной газете факта обнаружения произведения с недоступным правообладателем, и, если правообладатель не находился, предлагала подавать соответствующее заявление и вносить оплату (в размере около 350 евро) в Патентную службу. В случае принятия заявления Патентная служба предоставляла произведению статус произведения с недоступным правообладателем, что означало возможность его публикации, в частности в коммерческих целях . Эта система оказалась малоэффективной: ею воспользовались лишь несколько институтов по относительно небольшому количеству произведений, ещё меньше — коммерческих компаний. В 2009 году эта система была изменена с целью унификации с практикой Евросоюза .

В 2007 году Еврокомиссия опубликовала отчёт о бесхозных произведениях и трудностях их оцифровки , который впоследствии был расширен в 2008 и 2009 годах . В мае 2011 года Комиссия объявила окончательный проект директивы , который, несмотря на многочисленные критические замечания, поступившие в ходе общественных обсуждений, был принят Европейским парламентом 13 сентября 2012 года. Согласно директиве, право распространения произведений с недоступным правообладателем имеют исключительно некоммерческие культурные учреждения (музеи, архивы, библиотеки) после попытки найти владельца имущественных авторских прав, при этом предоставление доступа может осуществляться только в электронной форме .

Другие страны

Другое решение этой проблемы было принято в Канаде, где появилось бюро «мёртвой руки», к которому можно обращаться с информацией о том, что, несмотря на приложенные усилия, правообладателя произведения найти не удалось, после чего бюро, осуществив проверку данных, предоставляет произведению статус бесхозного .

Подобно Канаде, Индия , Япония и Южная Корея установили параметры государственного лицензирования для бесхозных работ.

Проблема произведений с недоступным правообладателем поднималась также в России, однако не нашла пока правового решения .

Примечания

  1. Barbara Szczepańska. от 6 октября 2014 на Wayback Machine . «EBiB». 94 (3), 2008. Stowarzyszenie Bibliotekarzy Polskich. ISSN 1507-7187
  2. Marybeth Peters. (англ.) . U.S. Copyright Office. Дата обращения: 3 января 2010. 5 января 2010 года.
  3. . Report prepared for the British Film Institute (BFI) (май 2011). Дата обращения: 22 ноября 2012. Архивировано из 9 декабря 2012 года.
  4. Dr. Ágnes Dudás. (англ.) . iffOSS (1 февраля 2010). Дата обращения: 22 ноября 2012. 16 апреля 2012 года.
  5. (англ.) . (Presentation at the ES Presidency conference on „Digitisation of cultural material. Digital libraries and copyright” 14 March 2010, Madrid (14 марта 2012). Дата обращения: 22 ноября 2012. 9 января 2012 года.
  6. (англ.) . European Commission (18 апреля 2007). Дата обращения: 4 января 2010. 16 октября 2009 года.
  7. (англ.) . European Commission. Дата обращения: 4 января 2010. 15 октября 2009 года.
  8. (польск.) . Komisja Europejska (21 мая 2011). Дата обращения: 29 декабря 2011. 22 февраля 2014 года.
  9. (польск.) . Parlament Europejski (13 сентября 2012). Дата обращения: 22 ноября 2012.
  10. Maciej Narloch. . niematerialne.pl. Дата обращения: 3 января 2010. Архивировано из 6 октября 2014 года.
  11. Art. 31a, Indian Copyright Act.
  12. Art. 67, Japanese Copyright Act.
  13. South Korean Copyright Act, Art. 47.
  14. . российская ассоциация электронных библиотек. Дата обращения: 24 сентября 2013. 28 октября 2013 года.
Источник —

Same as Произведение с недоступным правообладателем