Этно́нимы
(от
греч.
έθνος
—
племя
,
народ
и
ὄνυμα
) — названия различных видов
этнических общностей
, как
народов
и
народностей
, так и племён, племенных союзов, родов и тому подобное.
Изучение истории этнонимов, их употребления, распространения и современного состояния важно для решения проблем этнической истории,
этно-
и
и
ономастики
.
Изучение этнонимов даёт возможность проследить эволюцию имени, объяснить его происхождение, проследить пути этнических миграций, культурные и языковые контакты. Этнонимы, будучи древними терминами, несут в себе ценную историческую и лингвистическую информацию. При многотысячелетнем развитии приблизительно на одних и тех же территориях население в различные периоды может трансформировать свои этнонимы.
По мнению ряда исследователей, этнонимы не относят к
собственным именам
.
Происхождение и функционирование этнонимов изучает
этнонимика
, раздел
ономастики
.
Различают
макроэтнонимы
— названия крупных этнических общностей и
микроэтнонимы
, обозначающие небольшие этнические объединения.
Макроэтнонимы
Этнонимы обычно соотносятся с
макротопонимами
(
россияне
—
Россия
,
болгары
—
Болгария
). Соотнесённость бывает прямой, когда название страны образовано от этнонима (
франки
—
Франция
,
чехи
—
Чехия
,
греки
—
Греция
), и обратной, когда этноним произведён от названия страны (
Америка
—
американцы
,
Австралия
—
австралийцы
,
Белоруссия
—
белорусы
,
Украина
—
украинцы
).
Эндоэтнонимы
Особую группу составляют самоназвания народов или племён (
эндоэтнонимы
), которым противопоставлены названия, данные соседями этих племён или народов — например, самоназвание Deutschen по отношению к
польскому
«Niemcy» и
русскому
«немцы»,
французскому
«Allemand» и
испанскому
«aleman».
Различия
По своему значению, этнонимы отличаются от
названия местожителей
, которые называются: катойконимы или демонимы. Названия жителей относятся ко всем жителям определённой местности, независимо от этнического разделения, а образуются от
топонимов
(
Москва
— москвич,
Новгород
— новгородец,
Смоленск
— смолянин,
Одесса
— одессит). За названия жителей употребляется также термин
жантиле
(от
фр.
gents
— «люди»), это название жителя того или иного города, например, парижанин, веронец, марселец и т. д.
См. также
Примечания
Литература
-
Алексеев В. П.
Становление человечества. М., 1984.
-
Алексеев В. П.
Этногенез. М., 1986.
-
Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине М., 1987.
-
Арутюнов С. А.
Народы и культуры Развитие и взаимодействие М., 1989.
-
Барт Р. Избранные работы Семиотика. Поэтика. М., 1989.
-
Бурыкин А. А.
О происхождения этнонима Камчадалы // Русский язык конца XVII-начала XIX веков (вопросы изучения и описания). СПб., 1999. С. 102—115.
-
В. Б. Кашкин, Этноним в наивной философии языка и картине мира
-
Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
-
Владимир Хънтов (Велико-Тырново) Этнонимы, связанные с названиями квазигосударственных административно-территориальных единиц в современном русском и в современном болгарском языках.
-
Герд А. С.
Введение в этнолингвистику. СПб., 1995.
-
Грацианская А. Н.
Этнографические группы Моравии. К истории этнического развития. М., 1975.
-
Этническая экология питания: Традиционная пища русских старожилов и народов Закавказья. М., 1996.
-
Древние системы письма. Этническая семиотика / Отв. ред. Ю. В. Кнорозов. А., 1986.
-
Зеленин Д. К.
Восточнославянская этнография. М., 1991.
-
Иванов Вяч. Вс.
Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. М., 1989
-
Иванов Вяч. Вс.
Очерки истории семиотики в СССР. М., 1976.
-
Имя и этнос / Отв. ред.
Р. Ш. Джарылгасинова
, В Н Шинкарёв. М., 1996.
-
Этническая ономистика / Отв. ред.
Р. Ш. Джарылгасинова
, В. А. Никонов. М., 1984.
-
Куббехь Л. Е.
Этнические общности и потестарно-политические структуры доклассовых и раннеклассовых обществ // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982.
-
Культура жизнеобеспечения и этнос / Отв. ред.
С. А. Арутюнов
, Э. С. Маркарян. Ереван, 1983.
-
Левин М. Г., Чебоксаров Н. Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области (К постановке проблемы) //
Советская этнография
. 1955. № 4.
-
Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме опыт сопоставления структур. М., 1984.
-
Першиц А. И.
Этнос в раннеклассовых оседло-кочевнических общностях // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982
-
Пропп В. Я.
Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
-
Русские. Историко-этнографическии атлас. М., 1964.
-
Свод этнографических понятий и терминов:
-
Социально-экономические понятия и соционормативная культура. М., 1986, Этнография и смежные дисциплины
-
Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988.
-
Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991.
-
Религиозные верования. М., 1993.
-
Этнические и этно-социальные категории. М., 1995.
-
Столяр А. Д.
Происхождение искусства. Л., 1980.
-
Традиции в истории культуры. М., 1978.
-
Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
-
Фрэзер Дж.
Золотая ветвь
: исследования магии и религии М., 1980.
-
Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985.
-
Фрейденберг О. М.
Миф и литература древности. М., 1978.
-
Чеснов Я. В.
Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие / Институт «Открытое общество». М.: Гардарика, 1998. 400 с. 6000 экз.
ISBN 5-7762-0056-3
.
-
Чистов К. В.
Народные традиции и фольклор. Л., 1986.
-
Шавхелишвили Бела (Тбилиси). Вайнахи и связанные с ними некоторые этнонимы.
-
Шилов Ю. Прародина ариев. М., 1995.
-
Шнирельман К. А. Проблема доклассового и раннеклассового этноса в зарубежной этнографии // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982.
-
Этнография имён / Отв. ред. В А. Никонов, Г. Г. Стратанович. М., 1971.
-
Этнонимы / Отв ред В. А. Никонов. М., 1970.
Ссылки
|
Виды имён
|
|
Национальные
|
|
Монархов и знати
|
|
|
|
Псевдоним
|
|
Обычаи
|
|
В юриспруденции
|
|
См. также
|
|