Гагаузы в Румынии
- 1 year ago
- 0
- 0
Гагау́зы ( гаг. Gagauzlar ) — тюркоязычный народ , исторически сформировавшийся на севере Балканского полуострова вблизи Черноморского побережья в таких городах, как Варна , Каварна , Балчик и др. Современная территория компактного проживания гагаузов сконцентрирована, преимущественно, в Бессарабии (юг Молдавии и Одесская область Украины ). В том числе, проживают в Болгарии , Греции , Румынии и других странах. Общая численность современных гагаузов — около 250 тысяч человек. Религия — православие . В составе Молдавии существует автономное территориальное образование Гагаузия со столицей в городе Комрат .
О происхождении гагаузов существует множество различных гипотез:
Наиболее вероятно, что в этногенезе гагаузского народа принимали участие все вышеназванные группы .
Последнее исследование генетической составляющей, проводившееся с гагаузами из разных населённых пунктов, не внесло ясности в вопрос об их происхождении. Исследователи отметили, что генетически гагаузы крайне неоднородны. В одной выборке у гагаузов обнаружились балканские корни, в других — тюркские (сельджукские) . Это заметно и во внешних, физических чертах гагаузов. Гагаузы принадлежат к Y-ДНК гаплогруппам: I2 (23,6 %), R1a (19,1 %), G (13,5 %), R1b (12,4 %), E1b1b1a (11,1 %), J2 (5,6 %) и N (2,2 %). Филогенетический анализ Y-ДНК указывает на наибольшее родство гагаузов с болгарами и другими балканскими народами. Детальное исследование гаплотипов выявило некоторые связи гагаузских и турецких ветвей, что даёт некоторое подтверждение сельджукской гипотезе.
Логично предположить, что объединяющими факторами становления гагаузов как народа были тюркский язык и христианская религия, которые и отличали их от остальных жителей Балкан . Авторы исследования также выдвигают гипотезу, что тюркский язык является заимствованием, а предки гагаузов — это коренные жители Балкан .
В связи с тем, что на сегодняшний день не найдено исторических документов, датирующихся ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история гагаузов до сих пор является предметом спора у историков. Ниже приведены основные предположения:
XIII век (1259—1320) — период христианизации предков гагаузов на Балканском полуострове , оказавшейся возможным главным образом в результате многолетней миссионерской деятельности легендарного , который в различных балканских легендах отождествляется с такими христианскими святыми, как святой Георгий , святой Илья , святитель Николай , святой Симеон , святой Наум или святитель Спиридон .
XIV век (1320—1347) — предки гагаузов находились в независимом болгарском Карвунском княжестве под предводительством тюркоязычного христианина кыпчакского происхождения Балык Бей. Карвунская земля (Karvunum Terra) находилась на северо-востоке сегодняшней Болгарии с центром в городе Карвуна .
XIV век (1347—1400) — гагаузы в независимом болгарском Добруджанском княжестве под предводительством Добрича (сына Балыка), а после него c 1386 года Иванко (сын Добрича). Добруджа — ныне географическая область северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии.
XIV—XIX век (1400—1812) — гагаузы внутри Османской империи , в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «их родина или их семья».
По статистике численности населения внутри Османской империи, датируемой 1597 годом, в г. Варна проживали:
Так как по данной статистике болгар среди народов проживающих в Варне в 1597 году нет, следует вывод, что болгары начали заселять Варну относительно недавно. Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы.
В конце XVIII и начале XIX века, в связи с ослабеванием Османской империи, территория Балканского полуострова фактически впала в анархию . Этот период известен в истории Балкан как кырджалийство, по бандам Кырджалы , терроризировавшим народы балканского полуострова. В связи с этим явлением, а также в связи с тем, что на Балканах уже много лет шла война между Российской и Османской империями, а Россия предлагала выгодные условия жизни в Бессарабии , часть крестьян , в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали с территории Балканского полуострова на территорию Бессарабии.
Не мигрировавшая в Бессарабию основная часть гагаузов в дальнейшем была разделена в границах исторической Добруджи между Румынией и Болгарией и постепенно была ассимилирована в румын и болгар соответственно.
XIX—XX век (1812—1917) — эмигрировавшие гагаузы в Российской империи на территории Бессарабии.
XX век:
В августе 1940 года из Молдавской АССР формируется Молдавская Советская Социалистическая Республика (МССР). Большая часть гагаузов находилось на её территории
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называет гагаузов отуреченными болгарами и отмечает, что «они православные, но в дни храмовых праздников совершают курбаны — род языческих жертвоприношений» . Описывая же этнический состав населения болгарского города Варны , ЭСБЭ сообщает:
Варна принадлежит к числу приморских городов Болгарии, в которых живёт много греков; последние составляют более ⅓ всего числа жителей города, причём к ним причисляют себя и так называемые гагаузы — потомки, как полагают, древних куманов, исповедующие православие, но говорящие на турецком языке .
После поражения Османской империи в войне с Россией 1877—1878 годов Болгария получила право административной автономии в составе Османской империи.
Статистика населения гагаузов в г. Варна и её окрестностях до 1878 года:
Статистика населения гагаузов в Варне после 1878 года (статистика Градешлиева):
По переписи 1897 года в Бессарабской губернии гагаузы составляли 2,9 % населения .
В 1990 году в местах компактного проживания гагаузов на территории Бессарабии была провозглашена Республика Гагаузия , которая спустя четыре года мирно реинтегрировалась. 23 декабря 1994 года в составе Молдавии была образована автономия — Автономно-территориальное образование Гагаузия .
Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков . Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгско-комратский (центральный) и вулканештский (южный).
До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. 30 июля 1957 года указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР была введена письменность для гагаузского языка на основе русской графики . Издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974 ), «Узун керван» (Длинный караван, 1985 ), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990 ) и многие другие. В настоящее время официально используется алфавит на основе латинской графики.
В конце XIX века женщины носили полотняную рубаху, безрукавное платье с фартуком, большой чёрный платок (чемьберь) поверх тонкого белого платка (мода). В зимнее время надевали платье с рукавами, суконную кофту и меховую безрукавку. Обязательны серьги, браслеты, бусы, в том числе ожерелье из золотых монет (лифт). Мужская одежда: рубаха, широкие суконные штаны, широкий красный пояс ( кушак ), шляпа — летом, каракулевая меховая шапка (калпак) — зимой. У пастухов обычная рубаха сочеталась со штанами из овчины (мешин) мехом внутрь; меховая безрукавка и короткая куртка из овчины (кюрк), иногда декорированная красной или зелёной строчкой.
Важное место в питании занимал хлеб, делавшийся из пресного и дрожжевого теста. Хлебные лепёшки считаются одним из древних хлебных продуктов. Из квашеного теста изготовляли пирожки (karmyarik), внутри которых находилась брынза, капуста, творог, обжаренные в масле. Также были популярны слоёные пироги из пресного теста с начинкой из брынзы и творога ( pidä/pide , kivirma, plaçinta , kirdä) .
Из мясных блюд выделяется kaurma — сперва обжаренное, а затем тушёное мясо баранины, приправленное укропом и другими травами. Из свиных или куриных голов и ножек варился холодец paça (пача). Под общим названием manca ( манджа ) известны соусы с различными основами — луковый соус, соус со щавелем, соус со сливками, соус из яиц с брынзой, и другие .
До переселения в Бессарабию гагаузы на Балканах принадлежали к Болгарской и Греческой православным церквям. После переселения в начале XIX века части населения гагаузов из территории южной Добруджи на территорию Бессарабии гагаузы на новой территории вместе с остальными переселенцами перешли в лоно Русской православной церкви . Большинство гагаузов Молдавии в настоящее время исповедует православие. Также широко распространены протестантские общины: баптисты и пятидесятники .
Для гагаузов Молдавии было долгое время характерно преобладание моноэтничных браков: из 100 браков, заключённых в 1970 году, моноэтничными были 73, а из 100 браков, заключённых в 2003 году такими являлись 77 . В 2003 году гагаузские мужчины Молдавии чаще вступали в брак с женщинами своей национальности (78 %), реже с молдаванками (9 %), болгарками (5 %), русскими (4 %) и украинками (3 %) . Для гагаузских женщин Молдавии в 2003 году эти показатели составили соответственно: 75 %, 8 %, 5 %, 4 % и 5 % . Для гагаузов Кишинёва характерны, напротив, преимущественно национально-смешанные браки, на которые в 2000 году пришлось 97 % всех браков гагаузов обоего пола . На 2018 год количество моноэтничных браков снизилось.
Гагаузское имя состоит из личного имени , отчества и фамилии . Наиболее узнаваемая форма имени, как правило, состоит из имени и фамилии. Такая система у гагаузов закрепилась во второй половине XX века. Современные личные гагаузские имена принадлежат различным эпохам. Все имена относятся к христианским. В основном имена имеют греческое, болгарское, латинское происхождение. В последние время гагаузы все чаще заимствуют иностранные имена.
Имя ребёнку даётся двумя способами:
Гагаузские фамилии имеют балканское происхождение. В основном они из гагаузского, болгарского и греческого языков. Кроме того, фамилии происходят от профессий, уличных прозвищ, имени отца. При заключении гражданского брака женщина принимает фамилию своего супруга.
Конгресс гагаузов проводится раз в три года (начиная с 2006 года) в столице АТО Гагаузия городе Комрат . Он собирает гагаузов со всего мира.