Геворкян, Татьяна Григорьевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Татья́на Григо́рьевна Виноку́р ( 10 июля 1924 , Москва — 22 мая 1992 , там же) — советский и российский лингвист , доктор филологических наук (1980), сотрудник Института русского языка АН СССР , специалист в области стилистики художественной речи, лингвостилистики, современной разговорной речи и истории русского языка .
Родилась в семье известного советского лингвиста и литературоведа Григория Осиповича Винокура (1896—1947), одного из основателей Московской лингвистической школы . В годы Великой Отечественной войны вместе с семьёй находилась в эвакуации в Чистополе , который приютил многих литературных деятелей СССР. По воспоминаниям её подруги и одноклассницы Неи Зоркой , Татьяна Винокур сбежала из Чистополя в Москву, нанявшись судомойкой на пароход .
В 1942—1943 годах училась на теоретическом отделении Московской государственной консерватории П. И. Чайковского . В 1948 году окончила филологический факультет МГУ .
В 1953 году защитила кандидатскую диссертацию «О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи в современном русском языке». С 1960 года — сотрудник Института русского языка АН СССР. Доктор филологических наук (1980, диссертация «Закономерности стилистического использования языковых единиц»).
В начале 1960-х годов переписывалась с К. И. Чуковским . Из его писем следует, что он рецензировал книгу Татьяны Георгиевны «Древнерусский язык»:
Книга очень изящная, чувствуется, что где-то за кулисами Вы проделали большую работу и могли бы каждую главу сделать в десять раз длиннее. Именно пропорциональность всех частей больше всего импонирует мне: нужны огромные запасы исподволь накопленных знаний, чтобы так умело распорядиться своим материалом — сказать главное и не сказать ничего лишнего. Книжка Ваша многому научила меня. Я не знал, что капуста происходит от capitum , что верблюд от готского ulblandis , что первичное значение ноги — копыто.
— К. Чуковский
Позднее Т. Г. Винокур состояла в переписке с А. И. Солженициным , творчеству которого она посвятила свою книгу. Три неопубликованных письма представляют собой библиографическую ценность и продаются на аукционах .
В начале 1990-х годов Т. Г. Винокур стала одним из авторов цикла передач «Беседы о русском языке» на « Радио России ». Темой передач были речевое поведение, культура речи и нормы общения, принятые в обществе, а также особенности русского этикета.
Татьяна Винокур сформулировала так называемые «десять заповедей культуры речевого поведения»:
- Избегай многословия, старайся это делать во всех случаях жизни.
- Всегда знай, зачем ты вступил в разговор, какова цель твоей речи.
- Говори не только кратко, но говори просто, понятно и по возможности точно.
- Избегай речевого однообразия; выбирая речевые средства, сообразуйся с ситуацией речи. Помни, что положение обязывает, что в разной ситуации тебя слушают разные люди и что в разной обстановке нужно себя вести по-разному и говорить по-разному.
- Умей находить общий язык с любым собеседником.
- Помни, что вежливость и благожелательность — основа культуры речевого поведения.
- Владей культурой языка. Это основа культуры речевого поведения.
- Владей нормами вежливого общения.
- Умей не только говорить, но и слушать.
- Отстаивай право нарушить любую из заповедей, если это нарушение поможет тебе добиться особой выразительности речи, поможет наилучшим образом выполнить задачу, ради которой ты вступил в разговор.
— Татьяна Винокур
Необычной манере рассказа и особенностям голоса Винокур посвящено несколько статей . По словам профессора филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена С. Г. Ильенко , Винокур: «обладала ни с чем не сравнимым обаянием коренной москвички из семьи с большой университетской историей» .
22 мая 1992 года Татьяна Григорьевна погибла в центре Москвы под колёсами автомобиля. Похоронена на Введенском кладбище (23 уч.) .
Её памяти было посвящено 2-е издание «Справочника по правописанию и литературной правке» Д. Э. Розенталя .
В 2005 году в библиотеке РГГУ прошла выставка «Дарственные надписи на книгах из собрания Г. О. Винокура и Т. Г. Винокур», на которой были представлены книги из личного собрания знаменитых филологов. По мнению устроителей выставки дарственные надписи позволяют увидеть живую историю филологической мысли XX века .