Флинт, Алтея
- 1 year ago
- 0
- 0
Алте́я Ги́бсон ( англ. Althea Gibson ; 25 августа 1927 , , Южная Каролина — 28 сентября 2003 , Ист-Ориндж , Нью-Джерси ) — американская теннисистка -любительница и гольфистка , лидер мирового женского тенниса во второй половине 1950-х годов.
Гибсон, выросшая в семье гаражного механика в Гарлеме , училась играть в теннис самостоятельно, но рано начала демонстрировать значительные способности. Благодаря поддержке ценителей её таланта окончила среднюю школу и колледж, одновременно выступая в соревнованиях Американской теннисной ассоциации, членами которой были чернокожие спортсмены, десять раз выиграв её чемпионат. В 1950 году благодаря громкой общественной кампании была впервые допущена к участию в чемпионате США , а спустя год в Уимблдонском турнире , в обоих случаях став первой в истории участницей-афроамериканкой. На пике карьеры в 1956—1958 годах выиграла 5 турниров Большого шлема в одиночном и 6 в парных разрядах, дважды становилась первой ракеткой мира и спортсменкой года по версии « Ассошиэйтед Пресс ». Введена в ряд Залов славы, включая Национальный (позже Международный) зал теннисной славы в 1971 и Национальный зал славы женщин США в 2001 году.
Завершив любительскую карьеру, не сумела достичь аналогичного успеха в профессиональном теннисе и гольфе, где в 1960-е годы возможности для женщин были ограничены. Не преуспела также как эстрадная певица, сменила ряд мест работы в частных компаниях и государственных учреждениях и последние годы жизни провела в бедности, усугубляемой перенесённым инсультом .
Алтея Гибсон родилась в августе 1927 года в Силвере (Южная Каролина) в семье фермеров- издольщиков Дэниэла и Энни Гибсон . Она была старшим ребёнком из пяти . Родители работали на арендованном участке хлопковой плантации, отдавая часть урожая владельцу в качестве арендной платы за землю и жильё. Первые три года жизни Алтея провела на ферме, но после падения цен на сельскохозяйственную продукцию с началом Великой депрессии и неурожая в 1930 году её родители приняли решение перебраться в Нью-Йорк , где Дэниэл нашёл работу механиком в гараже за 10 долларов в неделю. Несколько лет детства Алтея провела также в Филадельфии , где она жила у тётки Дэйзи Келли. В Нью-Йорке семья жила в Гарлеме у Салли Вашингтон (тётки со стороны матери ), вплоть до 1933 года занимавшейся подпольной продажей алкоголя . Район, где они жили, был неблагополучным, в нём действовали уличные банды, и Алтея со временем стала сначала членом , а потом и лидером одной из них, занимаясь мелкими кражами в местных лавках. Отец часто бил её, в особенности если она не ночевала дома , а в более хорошем расположении духа учил боксу, как будто она была мальчиком . Алтея рано бросила школу и уже к 14 годам сменила несколько мест работы . К 15 годам врачи сообщили ей, что она никогда не сможет родить .
В 1946 году двое чернокожих врачей Хьюберт Итон и Роберт Джонсон убедили Алтею завершить школьное образование. С этой целью она переехала в Уилмингтон (Северная Каролина) , где жила у Итона дома на протяжении трёх лет . В расово сегрегированной Северной Каролине Гибсон училась в школе Уиллистон, учениками которой были дети из обеспеченных негритянских семей, играла на саксофоне в школьном духовом оркестре и джаз-банде и выступала за баскетбольную сборную Уиллистона, где, согласно устной традиции, побила рекорд по количеству набранных очков за сезон. За три года, пока Алтея училась в школе Уиллистон, её команда не проиграла ни одной встречи. Она была старше других учеников и к моменту окончания школы, в 1949 году, ей уже было 22 года .
После окончания школы Алтея получила как баскетболистка спортивную стипендию от Сельскохозяйственного и механического колледжа Флориды в Таллахасси , открытого для чернокожих студентов , и окончила его в 1953 году — в год, когда он получил статус университета , — по специальности «физическое воспитание» . После этого она два года (с 1953 по 1955) тренировала мужскую теннисную сборную Университета Линкольна в Джефферсон-Сити , также готовившего чернокожих студентов .
Поскольку любительская теннисная карьера не приносила доходов (в лучшем случае турниры оплачивали дорогу и проживание), Гибсон даже на пике успеха приходилось искать другие способы заработка. Некоторое время она числилась членом правления фирмы спортивного снаряжения Harry C. Lee, но получаемых в этой должности 75 долларов в месяц не хватало. Гибсон попыталась начать карьеру эстрадной певицы и в мае 1958 года выпустила альбом Althea Gibson Sings , пользовавшийся некоторой популярностью благодаря её известности как теннисистки. В этот же период она также дважды выступала на телевизионном « Шоу Эда Салливана », но дальнейшего развития её эстрадная карьера не получила: её голос был недостаточно хорош, а её подготовка как певицы — рудиментарна . За три месяца было продано немногим более тысячи экземпляров Althea Gibson Sings и менее полусотни экземпляров сингла «Around the World», и звукозапизывающая компания Dot Records отказалась продлевать контракт с Гибсон . В 1958 году она также издала автобиографическую книгу «Я всегда хотела стать Кем-то» ( англ. I Always Wanted to Be Somebody ) и снялась в художественном фильме Джона Форда о гражданской войне « Кавалеристы » (роль служанки в доме рабовладельцев-южан, однако, вызвала пренебрежительные отзывы и критику в афроамериканской прессе ). Вторая автобиография, «Так много вещей, ради которых стоит жить» ( англ. So Much to Live For ), вышла десятью годами позже .
Активисты движения за гражданские права критиковали теннисистку за то, что та не участвует более активно в борьбе за цветную общину США, но на пике карьеры она избегала занимать однозначную позицию по политическим вопросам и сознательно избегала акцентирования собственной расы . Даже выпуская свою первую автобиографию, она пригласила для литературной обработки материала белого спортивного журналиста Эдварда Фицджеральда, а не одного из многочисленных чёрных журналистов, подробно освещавших её карьеру . В самой автобиографии Гибсон писала, что расовая принадлежность её не интересует, что она рассматривает себя как индивидуума и не собирается заниматься защитой дела расовых меньшинств — «я теннисистка, не теннисистка-негритянка». Лишь по завершении теннисной карьеры, в 1960-е годы, она стала более активно участвовать в жизни негритянской общины, в частности, тренируя молодых чёрных теннисистов и вместе с Артуром Эшем занимаясь сбором средств на поддержку тёмнокожих спортсменов .
Как на протяжении спортивной карьеры Гибсон, так и после её завершения вопрос о её сексуальной ориентации оставался открытым. В годы учёбы в колледже широко ходили слухи о том, что она предлагает секс другим студенткам, а ещё один чернокожий теннисист Роберт Райленд рассказывал, что в начале 1950-х годов застал её в постели с женщиной. Тем не менее официально она никогда не признавала своей гомосексуальности . Во время работы в Университете Линкольна у Гибсон был бурный роман с профессором военного искусства и тактики капитаном Довой Джонсом , а в дальнейшем она вышла замуж за Уильяма Дарбена, брата своей подруги Розмари Дарбен, с которым периодически встречалась и до этого . Этот брак был заключён в 1965 году и продлился до 1976 года , но значительную его часть супруги прожили порознь, так как в эти годы Гибсон участвовала в профессиональном туре по гольфу . В 1983 году Гибсон вышла замуж вторично за своего бывшего тренера Сидни Ллевеллина, но уже в 1988 году развелась и с ним . Этот брак многими расценивался как фиктивный, заключённый с целью получения Ллевеллином, уроженцем Ямайки , американского гражданства. Алтея и Сидни на его протяжении не жили вместе, а после развода у неё возобновился роман с Дарбеном .
В конце 1950-х годов, одновременно с участием в профессиональном теннисном туре, Гибсон попыталась начать карьеру в спортивной журналистике и два года вела репортажи с Уимблдонского турнира для газеты Evening Standard , но в дальнейшем редакция предпочла услуги Ярослава Дробного . В 1970 году она заняла должность консультанта при комиссии по делам парков округа Эссекс (Нью-Джерси) , а в 1972 году стала директором теннисной программы и главным тренером спортивного клуба в этом же штате. Пытаясь заняться частным предпринимательством, Гибсон вложила большую часть своих средств в съёмки часового документального фильма, рассказывающего её историю (фильм так и не был выпущен), а позже в быстро разорившуюся телерадиокомпанию .
В 1975 году по приглашению Билли Джин Кинг Гибсон приняла участие в съёмках женской версии шоу компании ABC Superstars с участием многих известных спортсменок. Она показала хорошие результаты на отборочных этапах, вошла в десятку финалисток и заработала более 4 тысяч долларов (победительница, конькобежка Энн Хеннинг , получила 30 тысяч) . С середины десятилетия бывшая чемпионка занимала административные должности на уровне штата Нью-Джерси (комиссар по делам спорта , затем член комиссии по контролю за спортом, помощник комиссара по социальным вопросам и, наконец, спикер совета по делам физподготовки и спорта при губернаторе ). Она также баллотировалась в сенат штата, выступая против действующего сенатора Фрэнка Додда, но выборы проиграла .
В 1992 году Гибсон потеряла работу в ходе массовых увольнений государственных служащих в Нью-Джерси, когда республиканская администрация приняла решение о сокращении бюджета . Примерно в это же время она перенесла инсульт . Проблемы со здоровьем подорвали её финансовое положение, её средств не хватало даже на оплату коммунальных и медицинских счетов, она больше не могла водить машину и с трудом поднималась с кровати. Задумав покончить с собой, Гибсон весной 1995 года позвонила Анджеле Бакстон , своей партнёрше по корту в 1950-х годах и подруге на протяжении следующих сорока лет, чтобы попрощаться. Однако Бакстон предприняла с помощью спортивного комментатора и энциклопедиста Бада Коллинза сбор средств среди других известных теннисистов, чтобы поддержать подругу. В следующем году в журнале Tennis Week появилось открытое письмо журналиста Пола Фейна, благодаря которому о тяжёлом положении Гибсон узнали многочисленные поклонники спорта. Благодаря этой публикации и вышедшему в 1999 году документальному фильму было собрано достаточно денег, чтобы обеспечить Гибсон до конца жизни . Согласно Фран Грей, одной из оставшихся подруг Гибсон, которая вела повседневные дела больной чемпионки, общая сумма пожертвований в 1996—1997 годах составила около 150 тысяч долларов; Бакстон оценивала её в миллион долларов .
В последние годы жизни Гибсон утратила значительную часть мышечной массы, исхудала и съёжилась. Стремясь, чтобы в памяти остался её образ времён теннисных побед, она не посещала публичных мероприятий и почти ни с кем не встречалась — исключение составляли немногие из ближайших друзей, чернокожая теннисистка Зина Гаррисон и, изредка, Билли Джин Кинг. Гибсон умерла в многопрофильной больнице Ист-Оринджа (Нью-Джерси) в сентябре 2003 года; свидетельство о смерти указывало в качестве причины септисемию и септический шок , вероятно, вызванные хронической инфекцией мочевыводящих путей . Похоронена на кладбище Роуздейл в Ориндже рядом с Уильямом Дарбеном .
Алтея Гибсон с детства увлекалась спортом, играя в софтбол и баскетбол (в том числе в составе любительской районной команды «Мистириос Файв») . Ещё одним видом спорта, которому она уделяла внимание, был падел-теннис , где используются цельные деревянные ракетки и резиновый мяч. В этом спорте она достигла значительных успехов уже к 1938 году, когда стала чемпионкой Нью-Йорка, и удерживала этот титул на протяжении следующих четырёх лет. Алтея играла также в софтбол, где была питчером и единственной девушкой в команде, выигравшей городской чемпионат . В большой теннис она начала играть подростком, получив две подержанных ракетки в подарок .
В 14 лет сотрудники управления социальной помощи Нью-Йорка не только помогли Гибсон найти работу в качестве охранницы, но и дали ей направление в спортивную секцию местного отделения полиции. Там она привлекла внимание тренера из клуба «Космополитен» — лучшего негритянского теннисного клуба в Нью-Йорке. Он организовал сбор средств, позволивших Гибсон в 1941 году приобрести членский абонемент в клуб . Постоянный тренер клуба «Космополитен» Фред Джонсон стал регулярно с ней заниматься летом того же года . Джонсон, потерявший руку в молодости, был самоучкой и держал ракетку так называемой континентальной хваткой, не меняя её, когда выполнял бэкхенд . Алтея переняла у него и этот способ держать ракетку, и многие другие неэффективные технические приёмы, от которых последующим тренерам пришлось её отучать .
В 1942 году Гибсон выиграла свой первый молодёжный турнир под эгидой Американской теннисной ассоциации (ATA) — открытый чемпионат штата Нью-Йорк, проходивший в клубе «Космополитен». В этом турнире участвовали как чернокожие, так и белые, и именно белую теннисистку, Нину Ирвин, Гибсон победила в финале . Спустя несколько недель клуб спонсировал её поездку в Пенсильванию на чемпионат ATA среди девушек (в этих турнирах играли только чернокожие спортсмены, тогда как белые выступали в соревнованиях Ассоциации лаун-тенниса Соединённых Штатов, или USLTA ). В этом турнире Алтея дошла до полуфинала, проиграв фаворитке Нане Дэвис .
После того как чемпионат ATA был отменён в 1943 году из-за войны , Гибсон приняла в нём участие в 1944 и 1945 годах, дважды подряд завоевав чемпионское звание среди девушек . В 1946 году она уже дошла до финала чемпионата ATA среди женщин, где встретилась с двукратной чемпионкой ATA Романией Питерс, сумевшей переиграть физически развитую девушку тактически и завоевать свой третий титул в трёх сетах . Позже в том же году, после переезда на Юг, Гибсон начала тренироваться в Уилмингтоне у доктора Итона, в летние месяцы переезжая для продолжения тренировок в Линчберг к доктору Роберту Джонсону. Не обладая талантами, сравнимыми с талантом своей подопечной, Итон и Джонсон были опытными игроками, чемпионами ATA в парном разряде (Итон в своё время также был чемпионом среди юношей), и многому научили её с точки зрения игровой стратегии и умения контролировать эмоции . Джонсон, основавший к тому времени тренировочную группу для молодых чернокожих теннисистов со всей страны, обеспечивал не только физическую подготовку, но и турнирную практику для лучших из своих учеников, лично развозя их по соревнованиям в разных городах .
Уже летом 1947 года, к концу первого года тренировок у Итона и Джонсона, молодая теннисистка начала выигрывать один турнир ATA за другим. В августе она впервые завоевала звание чемпионки ATA и затем удерживала его десять лет подряд . Гибсон также несколько раз подряд стала чемпионкой в миксте , где в качестве её партнёра выступал Роберт Джонсон . Уже к 1949 году у неё не осталось достойных соперниц среди участниц турниров ATA, и это угрожало замедлить её собственный прогресс .
В 1949 году Гибсон сыграла два турнира под эгидой USLTA — чемпионат Восточных штатов в помещениях и чемпионат США в помещениях . В обоих на её счету были победы над белыми спортсменками, но приглашений на другие подобные турниры ей не поступало. В начале следующего года она снова приняла участие в этих же двух турнирах, выиграв первый и дойдя до финала во втором (чемпионкой стала Нэнси Чаффи , будущая четвёртая ракетка мира) . , бывший игрок сборной Великобритании в Кубке Дэвиса и администратор в компании Wilson Sporting Goods , организовал также её участие в чемпионате США на грунтовых кортах . Примерно в это же время знаменитый боксёр Шугар Рэй Робинсон оплатил поездки Гибсон в Детройт, где она начала тренироваться у Джин Хокси — белого тренера, которая впоследствии учила одну из основательниц женского профессионального тура Джейн Барткович .
Однако Гибсон всё ещё отказывали в приглашении на главный любительский турнир под эгидой USLTA — международный чемпионат США . В результате в июльском номере журнала American Lawn Tennis за 1950 год появилась статья, написанная белой теннисисткой Элис Марбл , 18-кратной чемпионкой США и Уимблдонского турнира во всех разрядах. Марбл раскритиковала бюрократическую позицию USLTA, которая приглашала участвовать в чемпионате США только игроков со «значительным теннисным опытом»: под этим подразумевалось участие в летнем цикле любительских турниров на Востоке США, которые в свою очередь тоже были пригласительными и отказывали в участии чернокожим теннисистам. В статье говорилось, что приход цветных игроков в теннис неизбежен, как ранее он был неизбежен в бейсболе и футболе . Марбл писала: «Со временем теннисный мир в массе своей восстанет, протестуя против несправедливости, которую искусственно продлевают наши законодатели». Она призывала руководство USLTA вспомнить, что теннис — «игра леди и джентльменов», и «вести себя как джентльмены, а не как лицемерные ханжи» . Среди других бывших звёзд тенниса, поддержавших Гибсон, была Сара Палфри Кук , взявшаяся работать с ней как тренер .
Статья Марбл вызвала живой отклик, её цитировали ведущие газеты и журналы США. После публикации в American Lawn Tennis Гибсон получила приглашение участвовать в чемпионате Восточных штатов на травяных кортах, проходившем в Нью-Джерси. С учётом участия в этом соревновании, а также в чемпионате США на грунтовых кортах, где она дошла до четвертьфинала (проиграв там одной из ведущих теннисисток мира Дорис Харт ), у организаторов чемпионата США не осталось даже формальных поводов отказывать чернокожей теннисистке в участии в главном соревновании года . Согласно мемуарам Сидни Вуда , на тот момент входившего в правление USLTA, в кулуарах предложение отклонить её заявку всё же было выдвинуто, но на голосование (в том числе благодаря его возражениям) не поставлено, и заявка была принята . Более того, на будущее правила допуска были изменены так, что со следующего года чемпионы ATA получали право участия в чемпионате USLTA автоматически .
Свой первый матч чемпионата США, против британки , Гибсон провела на 14-м корте — одном из самых дальних от главного стадиона, но это не помешало присустствовать на игре большому количеству журналистов. Этот матч Гибсон выиграла, после чего во втором круге жребий свёл её с действующей чемпионкой Уимблдонского турнира и чемпионкой США 1947 года Луизой Браф . Встреча с Браф на главном корте теннисного комплекса растянулась на три сета, концовка последнего из которых была перенесена на следующий день из-за грозы. Проиграв первый сет 1:6, Гибсон победила во втором 6:3 и отыгралась из счёта 3:5 в третьем, но в итоге более опытная соперница победила, выиграв третий, решающий сет со счётом 9:7 .
В 1951 году Гибсон приняла участие в Уимблдонском турнире, став первой афроамериканкой в его истории (первый чернокожий теннисист, Бертран Милборн Кларк, появился на уимблдонских кортах ещё в 1924 году, но представлял Ямайку — на тот момент британскую колонию) . Полёт в Англию оплатил боксёр Джо Луис , а затраты на пребывание в Лондоне взяла на себя чёрная община Детройта . На Уимблдоне, как и в чемпионате США, чернокожая теннисистка выиграла свой первый матч и проиграла во втором — на этот раз посеянной под 5-м номером Беверли Бейкер . Джон Барретт , тогда сам молодой игрок, а позже известный историк тенниса, вспоминал, что дебютантка произвела на него впечатление атлетическим телосложением, в те времена редким в женском теннисе, и он уверился, что её ждёт большое будущее . Позже Гибсон дошла до четвертьфинала чемпионата США, проиграв там 16-летней Морин Коннолли , а в турнирах более низкого уровня завоевала за 1951 год пять титулов. Она легко справлялась с соперницами, не входившими в мировую теннисную элиту, но у ведущих белых теннисисток (Бейкер, Ширли Фрай , Дорис Харт, Морин Коннолли ) ей выигрывать на этом этапе не удавалось .
За 1951 год Гибсон провела 41 игру в турнирах с участием белых спортсменок (её биограф Салли Джейкобс даже предполагает, что частота выступлений в этих соревнованиях и турнирах ATA могла привести к переутомлению и падению результатов ). В следующие несколько лет, однако, она играла в таких соревнованиях реже. Активному графику препятствовали нехватка времени в последние годы учёбы и необходимость зарабатывать на жизнь по окончании вуза . Статус Гибсон в американском теннисе при этом практически не менялся: её игра не улучшалась, но этого было достаточно, чтобы выигрывать чемпионаты ATA и на чистой самоуверенности преодолевать первые раунды в турнирах USLTA, пока на её пути не оказывалась одна из представительниц теннисной элиты . Чернокожая теннисистка была, несмотря на это, убеждена, что играет лучше этих соперниц и обязана у них выигрывать, открыто недоумевая, когда этого не происходило. Хотя внутри группы лидеров рейтинга отношения были вполне дружескими, никто из них не относился хорошо к Гибсон, чья заносчивость только усугубляла эту отстранённость .
Лучшим для Гибсон в первой половине десятилетия стал 1953 год, когда она пробилась в финалы чемпионата Западных штатов в Милуоки и чемпионата США на грунтовых кортах. Там она проиграла соответственно австралийке Тельме Койн-Лонг и Коннолли. Этот год Алтея закончила на 7-м месте в национальном рейтинге, оставшись 9-й в 1952 и 13-й в 1954 году . Её успехи в турнирах для белых вызывали в руководстве ATA, наряду с гордостью, опасения, что ведущие чернокожие игроки начнут массово уходить из сегрегированной лиги в USLTA. Аналогичный процесс происходил в бейсболе, где интеграция цветных спортсменов в MLB привела к упадку негритянских лиг. Некоторые из функционеров ATA даже грозили помешать участию Гибсон в чемпионате США, если та откажется от участия в турнирах их ассоциации .
Неудачные сезоны привели к тому, что Гибсон начала терять интерес к соревновательному теннису. Она перестала соблюдать тренировочный режим и планировала бросить теннис, присоединившись к . Однако после одного из турниров в 1955 году тренер Сидни Ллевеллин предложил помочь ей с техникой. Благодаря ему она отказалась от многих элементов игры, которые переняла ещё у своего первого тренера, включая континентальную хватку ракетки, и получила представление о теории и стратегии тенниса .
В конце 1955 и начале 1956 года Гибсон приняла участие в показательном турне команды американских теннисистов по Юго-Восточной Азии, организованном Госдепартаментом США (биографы пишут, что одной из причин её включения в команду было обострение расовых противоречий в США, заставившее правительство совершать «жесты доброй воли») . Одним из участников турне был опытный игрок Хэм Ричардсон , использовавший время поездки, чтобы помочь Гибсон в понимании стратегии и тактики игры. Эти уроки пошли теннисистке на пользу, и её игра заметно улучшилась за короткое время. В Индии американская команда провела несколько встреч с аналогичной четвёркой из Великобритании, в состав которой входила британская еврейка Анджела Бакстон . Бакстон сошлась с Гибсон за время этих встреч и убедила её продолжить выступления в Европе после азиатского турне. На крытых кортах в зимней Европе Гибсон уже демонстрировала возросший класс. Проиграв Анджеле Мортимер в трёх сетах в финале чемпионата Скандинавии в Стокгольме , американка выиграла следующие четыре турнира на континенте — в Кёльне , Париже (где впервые сыграла в парах с Бакстон, завоевав титул и в этом разряде), Лионе и Каннах . Мортимер помешала ей продолжить эту серию в Египте, дважды победив Гибсон в мартовских финалах в Каире и Александрии . Однако после возвращения в Европу американка в преддверии чемпионата Франции завоевала шесть титулов подряд на грунтовых кортах .
На самом чемпионате Франции Гибсон в четвертьфинале отдала только три гейма британке Ширли Блумер и в полуфинале встречалась с Бакстон, которая победила немку Эдду Будинг . Они поделили первые два сета, а в начале третьего у Гибсон лопнула бретелька на лифчике. Бакстон помогла ей прикрыться и отвела в раздевалку, где американка переоделась. Когда они вернулись на корт, судейская бригада предложила Бакстон потребовать дисквалификации соперницы, которая формально нарушила несколько правил, приняв помощь от постороннего человека и покинув корт до конца матча. Британка категорически отказалась от победы на формальных основаниях, и матч был продолжен. Гибсон выиграла третий сет 6:4. В финале против Мортимер она взяла первый сет всухую, во втором завязалась долгая равная борьба, но при счёте 10:10 британка отдала гейм на своей подаче, и в следующем гейме Гибсон завоевала чемпионский титул, выиграв первый в карьере турнир Большого шлема ). Она также стала чемпионкой Франции в паре с Бакстон, победив в финале в трёх сетах американскую пару Дарлин Хард / Дороти Хед-Нод .
После победы на «Ролан Гаррос» Гибсон отправилась в Англию, где 2 июня выиграла восьмой турнир подряд. Напряжённый график, однако, стал сказываться на её физической форме, и в финале она, выигрывая 1:0 по сетам и 5:0 во втором сете, проиграла шесть геймов подряд. Лишь с трудом ей удалось довести матч до победы со счётом 12:10 во втором сете. Спустя ещё неделю, на чемпионате Северной Англии в Манчестере , Алтея за один турнир обыграла двух игроков с первых строчек национального рейтинга — Ширли Фрай (в полуфинале) и Луизу Браф (в финале). После этого, в отсутствие сильнейших американских и британских теннисисток, участвовавших в матче за ежегодный Кубок Уайтмен , она легко победила в Бристоле , выиграв 10-й турнир подряд и 16-й с начала сезона .
На Уимблдоне Гибсон была посеяна под четвёртым номером в одиночном разряде и под третьим — в паре с Бакстон. В четвертьфинале она играла против Фрай, посеянной строчкой ниже, но в американском рейтинге занимавшей первое место. Гибсон удалось выиграть первый сет, но в следующих двух Фрай оказалась сильнее . В женских парах Гибсон и Бакстон победили Фрай и Браф в полуфинале , а в финале играли против австралийской пары / . После легко выигранного первого сета они повели 4:2 во втором, но в этот момент в игре Гибсон наступил спад. Австралийки сравняли счёт, затем, проигрывая 5:6, отыграли пять матчболов , и лишь после счёта 6:6 Гибсон и Бакстон сумели выиграть два гейма подряд и завоевать титул . Их победа была отмечена статьёй в « Таймс », озаглавленной «Меньшинства побеждают» . Гибсон также дошла до финала в миксте с 42-летним Гарднаром Маллоем , но там они в трёх сетах проиграли Фрай и Вику Сейксасу .
Гибсон продолжила успешно выступать и после Уимблдона, выиграв за отрезок времени, включавший чемпионаты США и Австралии , 70 матчей из последующих 75 и 10 турниров на трёх континентах. Как и на Уимблдоне, главным камнем преткновения для неё оставалась Фрай, исповедовавшая спокойный оборонительный стиль и демонстрировавшая выдающееся умение играть против физически более сильных соперниц . Во встречах с Гибсон Фрай, в частности, умело использовала слабую игру закрытой ракеткой, от которой та страдала . Именно она выиграла оба следующих турнира Большого шлема, победив Гибсон в финалах в Нью-Йорке и Мельбурне с одинаковым счётом 6:3, 6:4 .
После чемпионата Австралии, однако, соперничество Фрай и Гибсон завершилось: Ширли, завершившая с этим титулом завоевание карьерного Большого шлема, вышла замуж и оставила соревновательный теннис . Сама Гибсон после победы в 1956 году не стала возвращаться на «Ролан Гаррос», вопреки прошлогоднему опыту, объясняя это тем, что грунтовые корты якобы не подходят для её стиля игры. Однако на травяных кортах в преддверии Уимблдонского турнира она, как и за сезон до этого, завоевала три титула и на самом Уимблдоне была посеяна под первым номером .
На Уимблдоне публика на матчах Гибсон шумно поддерживала её соперниц, аплодируя её ошибкам. Британские журналисты оправдывали это поведение привычкой своих соотечественников болеть против фаворитов и отказывались признавать его расовую подоплёку, но в самой британской прессе перед турниром и на его протяжении неоднократно появлялись карикатуры расистского содержания . Несмотря на такое отношение трибун, американка за весь турнир не отдала соперницам ни одного сета. В полуфинале хозяйка корта Кристин Труман сумела выиграть у Гибсон только два гейма, не получилось борьбы и в финале против Дарлин Хард, которая оказалась далека от своей лучшей формы, но уступала Гибсон даже в ней . Гибсон, таким образом, стала первой в истории чернокожей чемпионкой Уимблдонского турнира в одиночном разряде . Она также была первой теннисисткой, которая получила награду за победу из рук королевы Елизаветы II . В парах Гибсон выиграла этот турнир второй год подряд — на этот раз с Хард, а в финале смешанных пар, где выступала с австралийцем Нилом Фрейзером , уступила ей же и ещё одному представителю Австралии Мервину Роузу . На балу чемпионов по завершении турнира она танцевала с победителем в мужском одиночном разряде Лью Хоудом , который, по воспоминаниям его жены, после этого получил сотни гневных писем, ставивших ему в вину этот факт .
По возвращении Гибсон в США в её честь был устроен парад в Нью-Йорке , однако уже через несколько дней, отправившись на турнир в Чикаго, она снова столкнулась с расовой дискриминацией. Фешенебельные отели в центре города, вблизи теннисного стадиона, отказались сдавать ей номер, и ей пришлось остановиться в гостинице в 20 км от места проведения соревнований. У неё также обострились отношения с афроамериканскими репортёрами, которые обвиняли её в эгоизме, надменности и нежелании выступить в защиту прав людей своей расы. Несмотря на отрицательную атмосферу, Гибсон продолжала побеждать. Её пригласили в сборную США для участия в Кубке Уайтмен, где она также стала первой негритянкой . Она выиграла все три своих встречи (две в одиночном разряде и одну в паре с Хард), и американки победили с общим счётом 6-1 (форменный жакет сборной США 1957 года, который носила Гибсон, хранится в Национальном музее афроамериканской истории и культуры ).
В итоге после поражения в финале чемпионата Австралии Гибсон не проиграла до конца года больше ни одного матча в одиночном разряде. В паре с Хард они также выиграли 37 матчей подряд в девяти турнирах, прежде чем проиграть Луизе Браф и Маргарет Дюпон в финале национального чемпионата США среди пар . За концовку сезона Гибсон четырежды обыграла Браф, завершавшую игровую карьеру, в финалах турниров. Иногда их встречи проходили в достаточно равной борьбе благодаря сложной подаче Браф, но в финале чемпионата США Гибсон разгромила её со счётом 6:3, 6:2 . Как и на Уимблдоне, она не отдала соперницам за весь турнир ни одного сета. Она также первенствовала на этом турнире в соревновании смешанных пар , где её партнёром был датчанин Курт Нильсен — этот титул в миксте остался единственным в карьере Гибсон в турнирах Большого шлема . Гибсон стала второй афроамериканкой в истории, чья фотография появилась на обложке журнала Time (после Мариан Андерсон в 1946 году), и первой — на обложке журнала Sports Illustrated . По итогам сезона она заняла первое место в рейтинге USLTA и международном рейтинге теннисисток, составляемом газетой Daily Telegraph , и была объявлена агентством « Ассошиэйтед Пресс » «спортсменкой года», став также первой цветной обладательницей этого звания .
В начале 1958 года Гибсон потерпела два неожиданных поражения на турнирах в странах Карибского бассейна от и одно от Беверли Бейкер . В целом, однако, она воспринимала поездку по экзотическим странам, как отдых. В Каракасе американка обратила внимание на молодую теннисистку из Бразилии Марию Буэно , заставившую её потрудиться в финале, продолжавшемся три сета. Узнав, что Буэно собирается летом выступать в Англии, Гибсон предложила ей вместе сыграть там в парном разряде и получила согласие .
За период с мая по август Гибсон одержала 33 победы подряд в личных турнирах, за четыре месяца отдав соперницам только три сета . Один из них был потерян на Уимблдоне, где в четвертьфинале посеянная первой Гибсон играла с пятой ракеткой турнира Ширли Блумер. В финале, куда неожиданно для специалистов вышла уже пережившая свои лучшие годы Мортимер, у Гибсон в первом сете начались проблемы с подачей — за этот сет судьи на линии 11 раз фиксировали у неё заступ. Мортимер вела 5:3, но американка сумела отыграть сетбол , переломить ход игры и победить со счётом 8:6, 6:2 . В паре с Буэно Гибсон также в третий раз подряд стала чемпионкой Уимблдонского турнира в женском парном разряде — такого результата с тремя разными партнёршами до неё добивалась только Элизабет Райан . Как и за год до этого, американка затем проиграла финал в миксте, где с ней на этот раз играл Курт Нильсен .
Одно из немногочисленных поражений в сезоне Гибсон потерпела в июне, второй год подряд играя за сборную США в Кубке Уайтмен, где неожиданно уступила 17-летней Кристин Труман. Это позволило британкам завоевать этот трофей впервые за 28 лет . Не считая поражения от Труман, в общей сложности за два года в составе сборной Гибсон выиграла три встречи в одиночном и две в парном разряде с общим балансом побед и поражений 5-1 . Позже на чемпионате США Гибсон взяла реванш у Труман, которую победила в четвертьфинале 11:9, 6:1 . На этом турнире, как и на Уимблдоне, она успешно защитила титул, обыграв Хард со счётом 3:6, 6:1, 6:2 — первый раз за пять финалов, когда ей потребовались три сета для победы. По итогам сезона она второй раз подряд была названа спортсменкой года «Ассошиэйтед Пресс» и заняла первое место в национальном и международном рейтингах .
К концу 1958 года на счету Гибсон было уже 58 титулов в одиночном и парных разрядах в турнирах USLTA и международных соревнованиях. В турнирах Большого шлема она одержала 53 победы при 9 поражениях, из которых большинство приходилось на чемпионат США . Однако, несмотря на победы в крупнейших любительских турнирах, первая ракетка мира постоянно нуждалась в деньгах. Она объявила о намерении расстаться с любительским теннисом сразу после чемпионата США 1958 года , но в начале 1959 года по приглашению госдепартамента приняла участие в ещё одном выставочном туре, на этот раз по странам Латинской Америки , и в итоге завершила любительскую карьеру только после победы на Панамериканских играх в Чикаго .
В планы Гибсон входило присоединиться к турне популярной баскетбольной команды « Гарлем Глобтроттерс » и проводить показательные встречи перед началом баскетбольных матчей, но для этого ей нужна была соперница, желательно белая. Первой, к кому обратилась Гибсон, была Ширли Фрай-Ирвин, но она полностью погрузилась в семейную жизнь и уже нянчила первого сына, даже не задумываясь о возвращении в теннис. В итоге Гибсон договорилась о совместных выступлениях с Кэрол Фагерос, своей спутницей по азиатскому турне 1955—1956 годов. По условиям контракта, спортсменки должны были провести 90 встреч, за которые Гибсон получала в сумме около 100 тысяч долларов, а Фагерос 30 тысяч. В итоге они провели с «Гарлемом» чуть дольше и сыграли 118 матчей, из которых Гибсон выиграла 114. В среднем она заработала около 800 долларов за игру. После того как выступления с «Глобтроттерс» были завершены (разные биографы возлагают ответственность за разрыв на «Гарлем» и на саму Гибсон ), теннисистки при помощи Сидни Ллевеллина организовали своё собственное турне. Однако оно привлекло мало внимания и завершилось через несколько месяцев с большими убытками — Гибсон потеряла почти все деньги, заработанные за время выступлений с «Глобтроттерс». Участие в двух турне растянулось на последние месяцы 1959 и весь 1960 год .
После этого Гибсон, стремившаяся продолжать спортивную карьеру, приняла решение заняться гольфом — на тот момент единственным видом спорта, в котором женщины-профессионалы могли зарабатывать значительные суммы. В 1962 году она уже играла в любительском чемпионате США, а на следующий год получила право участвовать в соревнованиях лиге Ladies Professional Golf Association (LPGA), где, как перед этим в USLTA, стала первой чернокожей участницей. Её отличные физические данные позволяли ей до определённой степени компенсировать недостатки техники. До 1978 года Гибсон приняла участие в более чем 170 турнирах LPGA. Она показывала достаточно хорошие результаты, чтобы с 1964 по 1969 год входить в число 50 сильнейших участниц тура, но не выиграла ни одного турнира, лишь однажды заняв второе место. Поскольку основная масса призовых приходилась именно на долю победительниц, за всю 15-летнюю карьеру в гольфе Гибсон заработала менее 25 тысяч долларов . Прекратив участие в LPGA в 1978 году после 13-й подряд неудачи в квалификационном турнире, она затем попыталась вернуться в тур в 1990 году, в возрасте 63 лет, но это ей уже не удалось .
После начала Открытой эры в теннисе Билли Джин Кинг , вместе со своим мужем Ларри организовавшая в 1968 году профессиональный турнир в Окленде (Калифорния), пригласила среди прочих знаменитостей участвовать в нём и Гибсон. Та не выиграла ни одного матча, но возможность вернуться в теннис в качестве профессионала оценила по достоинству. В 1972 году, в возрасте 44 лет, она приняла участие в Открытом чемпионате США в миксте ; её партнёром стал ещё более возрастной Гарднар Маллой, они выиграли первый сет в первом раунде, но проиграли матч. Спустя год Гибсон участвовала в Открытом чемпионате США уже и в миксте (с чернокожим чемпионом Артуром Эшем ), и в женских парах (с Дарлин Хард), но также выбыла из борьбы в первом же круге в обоих разрядах . Одним из её последних теннисных выступлений стал в 1974 году выставочный матч против Крис Эверт , которая была почти на три десятилетия моложе её. Эверт легко выиграла эту встречу (финальный счёт 6:1, 6:2) . Она окончательно перешла на тренерскую и административную работу на следующий год .
Год | Турнир | Соперница в финале | Счёт в финале |
---|---|---|---|
1956 | Чемпионат Франции | Анджела Мортимер | 6-0, 12-10 |
1957 | Уимблдонский турнир | Дарлин Хард | 6-3, 6-2 |
1957 | Чемпионат США | Луиза Браф | 6-3, 6-2 |
1958 | Уимблдонский турнир (2) | Анджела Мортимер | 8-6, 6-2 |
1958 | Чемпионат США (2) | Дарлин Хард | 3-6, 6-1, 6-2 |
Год | Турнир | Соперница в финале | Счёт в финале |
---|---|---|---|
1956 | Чемпионат США | Ширли Фрай | 3-6, 4-6 |
1957 | Чемпионат Австралии | Ширли Фрай | 3-6, 4-6 |
Год | Турнир | Партнёр | Соперницы в финале | Счёт в финале |
---|---|---|---|---|
1956 | Чемпионат Франции | Анджела Бакстон |
Дарлин Хард
Дороти Хед-Нод |
6-8, 8-6, 6-1 |
1956 | Уимблдонский турнир | Анджела Бакстон |
|
6-1, 8-6 |
1957 | Чемпионат Австралии | Ширли Фрай |
Мэри Бевис-Хотон
Фэй Мюллер |
6-2, 6-1 |
1957 | Уимблдонский турнир (2) | Дарлин Хард |
Мэри Бевис-Хотон
Тельма Койн-Лонг |
6-1, 6-2 |
1958 | Уимблдонский турнир (3) | Мария Буэно |
Маргарет Осборн-Дюпон |
6-3, 7-5 |
Год | Турнир | Партнёр | Соперницы в финале | Счёт в финале |
---|---|---|---|---|
1957 | Чемпионат США | Дарлин Хард |
Луиза Браф
Маргарет Осборн-Дюпон |
2-6, 5-7 |
1958 | Чемпионат США (2) | Мария Буэно |
Дарлин Хард |
6-2, 3-6, 4-6 |
Год | Турнир | Партнёр | Соперницы в финале | Счёт в финале |
---|---|---|---|---|
1957 | Чемпионат США | Курт Нильсен |
Дарлин Хард
Боб Хоу |
6-3, 9-7 |
Год | Турнир | Партнёр | Соперницы в финале | Счёт в финале |
---|---|---|---|---|
1956 | Уимблдонский турнир | Гарднар Маллой |
Ширли Фрай
Вик Сейксас |
6-2, 2-6, 5-7 |
1957 | Уимблдонский турнир (2) | Нил Фрейзер |
Дарлин Хард
Мервин Роуз |
4-6, 5-7 |
1958 | Уимблдонский турнир (3) | Курт Нильсен |
Боб Хоу |
3-6, 11-13 |
Теннисные журналисты и биографы отмечают врождённый талант Гибсон, её атлетизм и агрессивную манеру игры. Она передвигалась по корту быстрее соперниц и наносила более сильные удары , уже к концу 1940-х годов став обладательницей одной из лучших подач в женском теннисе в США. Её игру также отличали высокая зрительно-моторная координация и блестящая интуиция при выходах к сетке, однако в молодости это сочеталось с нестабильностью и отсутствием дисциплины на корте . В отсутствие богатого арсенала ударов ей приходилось в основном полагаться на их силу, что способствовало зрелищности игры, но не её надёжности, и в своих играх Гибсон, как правило, не только выполняла больше виннеров (ударов, которые соперник не может отбить), чем её противницы, но и совершала больше невынужденных ошибок .
После первых лет выступлений прогресс теннисистки начала также затруднять неадекватная техника, которую она ещё подростком переняла у своего первого тренера Фреда Джонсона. Это включало устаревшую континентальную хватку ракетки и отсутствие подкрутки мяча ; Джонсон также не преподал своей ученице основных принципов игровой тактики . Эти недостатки пришлось исправлять будущим тренерам Гибсон — докторам Итону и Джонсону , Сидни Ллевеллину и Хэму Ричардсону. Ллевеллин заставил её перейти с континентальной хватки на восточную, что сделало её удары не только более сильными, но и менее предсказуемыми. Он же преподал ей идеи «теннисной геометрии», включавшей выбор места на корте и оптимальные углы ударов . Представления Гибсон о стратегии игры и психологической борьбе на корте позже развил Ричардсон во время азиатского турне 1955—1956 годов . В итоге она достигла достаточного технического совершенства, которое в сочетании с эмоциональной, атлетичной манерой игры заставило после её расставания с соревновательным теннисом скучать по ней даже журналистов, которые критиковали её на протяжении карьеры. После ухода Гибсон, как они единодушно заключали, женский теннис заметно потускнел .
Хотя в лучшие свои годы Гибсон превосходила всех соперниц в женском теннисе, её самооценка оставалась очень высокой и в периоды, предшествовавшие этим годам, и позже. Так, в 1950 году на чемпионате США на грунтовых кортах , проиграв в одном из первых своих матчей против Дорис Харт , она в разговоре с соперницей удивлялась: «Я играю намного лучше, чем ты. Я бью по мячу сильнее. Я двигаюсь лучше. Почему же ты меня обыгрываешь?» . В 1974 году, в возрасте 47 лет , Гибсон проиграла выставочный матч молодой Крис Эверт со счётом 1:6, 2:6, но после встречи заявила, что убеждена в своей способности её обыграть, и намекнула, что надеется на матч-реванш . Такая высокая уверенность в себе помогала спортсменке оставаться среди лидеров национального тенниса в первой половине 1950-х годов, когда она проходила первые круги благодаря трепету, который внушала соперницам . Аналогичным образом её самооценка превосходила её истинные возможности и в других сферах, включая эстрадную карьеру, где она винила в неудаче своего альбома простуду и плохие условия записи , и гольф, где, проигрывая в квалификационных турнирах, она заверяла журналистов, что по классу игры близка к лидерам LPGA .
Наряду с расовыми предрассудками эпохи Гибсон и нежеланием ведущих теннисисток США принимать чернокожую спортсменку в свой закрытый круг её биограф Салли Джейкобс называет её постоянное стремление к доминированию в качестве одной из основных причин того, что теннисистка на протяжении карьеры редко играла в женских парах. Помимо одиночного разряда, она регулярно участвовала только в соревнованиях в миксте , где стремилась играть главную роль даже в одной команде с мужчинами, как об этом вспоминали Нил Фрейзер и Гарднар Маллой . В женских же парах нетерпимость Гибсон к слабостям партнёрши едва не оборвала уже в начале её сотрудничество с её близкой подругой Анджелой Бакстон .
В 1971 году имя Алтеи Гибсон было включено в списки Национального (впоследствии Международного) зала теннисной славы , а в 1980 году стало одним из первых в списках Международного зала славы женского спорта . Она также является членом Международного зала славы женщин (в числе первых внесённых в его списки в 1980 году) , Национального зала славы женщин США (с 2001 года) , Зала славы чернокожих спортсменов (1974) и Залов спортивной славы Южной Каролины (1983), Флориды (1984) и Нью-Джерси . В 2013 году Почтовая служба США выпустила в серии «Афроамериканское наследие» марку с изображением Гибсон .
Имя Гибсон носит ряд кортов и спортивных комплексов, в основном на Восточном побережье США, и турнир для теннисисток в возрастной категории старше 70 лет, учреждённый в 1998 году Международной федерацией тенниса . За пределами США имя Гибсон носит спортивный зал в XII округе Парижа . В её честь также установлены памятники в Ньюарке и Ист-Ориндже (Нью-Джерси) и на территории Национального теннисного центра имени Билли Джин Кинг (Нью-Йорк). С начала XXI века неоднократно выдвигались предложения назвать в её честь стадионный корт Национального теннисного центра — третий по количеству зрительских мест и крупнейший из не имеющих собственного имени .