Interested Article - Декарт, Рене
- 2020-09-06
- 1
Рене́ Дека́рт ( фр. René Descartes , МФА: [ʁəne dekaʁt] (инф.) ; латинизированное имя : Renatus Cartesius ; 31 марта 1596, Лаэ (ныне Декарт) , Королевство Франция — 11 февраля 1650, Стокгольм , Королевство Швеция :58 ) — французский философ , математик и естествоиспытатель ; один из основоположников философии Нового времени , создатель аналитической геометрии , одна из ключевых фигур научной революции .
Его вклад как «отца философии Нового времени» отмечен нехарактерным для ранней философии фокусом на эпистемологии . Он заложил основы континентального рационализма XVII века, который развили Спиноза и Лейбниц , а позже ему противостояла эмпирическая школа мысли, представленная Гоббсом , Локком , Беркли и Юмом . Рост рационализма раннего Нового времени — как впервые в истории высоко систематизированной философской школы — оказал огромное и глубокое влияние на современную западную мысль в целом с рождением двух влиятельных рационалистических философских систем Декарта и Спинозы, а именно картезианства и спинозизма; наряду со Спинозой и Лейбницем дал « Веку разума » имя и место в истории . « Размышления о первой философии » Декарта (1641) продолжают оставаться стандартным текстом на философских факультетах большинства университетов.
Столь же огромно влияние Декарта на математику; его именем названа разработанная им прямоугольная система координат , а созданная им аналитическая геометрия стала мостом между алгеброй и геометрией , сыгравшим важную роль в открытии исчисления бесконечно малых и анализа .
Биография
Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода, был младшим (третьим) сыном в семье.
Родился 31 марта 1596 года в городе Ла-Э-ан-Турен (сейчас Декарт ), департамент Эндр и Луара , Франция . Его мать Жанна Брошар умерла, когда ему был 1 год. Отец, Жоаким Декарт , был судьёй и советником парламента в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью , его стремление к науке было настолько сильно, что отец в шутку стал называть Рене своим маленьким философом .
Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла-Флеш , где его учителем был Жан Франсуа . В коллеже Декарт познакомился с Мареном Мерсенном (тогда — учеником, позже — священником), будущим координатором научной жизни Франции, и Жаком Валле де Барро . Религиозное образование только укрепило в молодом Декарте скептическое отношение к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов .
В 1612 году Декарт окончил коллеж , некоторое время изучал право в Пуатье , затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военную службу (1617) — сначала в революционной Голландии (в те годы — союзнице Франции), затем в Германии , где участвовал в недолгой битве за Прагу ( Тридцатилетняя война ). В Голландии в 1618 году Декарт познакомился с выдающимся физиком и натурфилософом Исааком Бекманом , оказавшим значительное влияние на его формирование как учёного. Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе, где, помимо прочего, открыл принцип виртуальных скоростей , который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству.
Затем — ещё несколько лет участия в войне ( осада Ла-Рошели ). По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам , и те обвинили его в ереси . Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где проводит 20 лет в уединённых научных занятиях.
Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые различные науки — от медицины до метеорологии . Наконец, в 1634 году он заканчивает свою первую, программную книгу под названием «Мир» ( Le Monde ), состоящую из двух частей: «Трактат о свете» и «Трактат о человеке». Но момент для издания был неудачным — годом ранее инквизиция осудила Галилея . Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд. Он писал Мерсенну об осуждении Галилея:
Это меня так поразило, что я решил сжечь все мои бумаги, по крайней мере никому их не показывать; ибо я не в состоянии был вообразить себе, что он, итальянец, пользовавшийся расположением даже Папы , мог быть осуждён за то, без сомнения, что хотел доказать движение Земли… Признаюсь, если движение Земли есть ложь, то ложь и все основания моей философии, так как они явно ведут к этому же заключению.
Вскоре, однако, одна за другой, появляются другие книги Декарта:
- « Рассуждение о методе… » (1637)
- « Размышления о первой философии… » (1641)
- « Первоначала философии » (1644)
В «Первоначалах философии» сформулированы главные тезисы Декарта:
- Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм;
- В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления;
- Математика — мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.
Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бы нелегко.
В 1635 году у Декарта родилась незаконная дочь Франсина (от служанки). Прожила она всего 5 лет (умерла от скарлатины ); смерть дочери Декарт расценил как величайшее горе в своей жизни.
В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм . Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония . Существует также гипотеза о его отравлении, поскольку симптомы болезни Декарта были сходны с симптомами, возникающими при остром отравлении мышьяком . Эту гипотезу выдвинул , немецкий учёный , а затем поддержал . Поводом для отравления, по этой версии, послужило опасение католических агентов, что вольнодумство Декарта может помешать их усилиям по обращению королевы Кристины в католичество (это обращение действительно произошло в 1654 году).
К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в « Индекс запрещённых книг », а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта (« картезианства ») во всех учебных заведениях Франции.
Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены из Стокгольма в Париж и захоронены в часовне аббатства Сен-Жермен-де-Пре . Хотя Национальный конвент ещё в 1792 году планировал перенести прах Декарта в Пантеон , сейчас, спустя два с лишним века, он всё так же продолжает покоиться в часовне аббатства.
Научная деятельность
Математика
В 1637 году вышел в свет главный философско-математический труд Декарта, « Рассуждение о методе » (полное название: «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках»). В приложении « Геометрия » к этой книге излагались аналитическая геометрия , многочисленные результаты в алгебре и геометрии , в другом приложении — открытия в оптике (в том числе — правильная формулировка закона преломления света) и многое другое.
Особо следует отметить переработанную им математическую символику , с этого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a , b , c …, а неизвестные — x , y , z . Натуральный показатель степени принял современный вид (дробные и отрицательные утвердились благодаря Ньютону ). Появилась черта над подкоренным выражением. Уравнения приводятся к канонической форме (в правой части — ноль).
Символическую алгебру Декарт называл «Всеобщей математикой», и писал, что она должна объяснить « всё относящееся к порядку и мере ».
Создание аналитической геометрии позволило перевести исследование геометрических свойств кривых и тел на алгебраический язык, то есть анализировать уравнение кривой в некоторой системе координат . Этот перевод имел тот недостаток, что теперь надо было аккуратно определять подлинные геометрические свойства, не зависящие от системы координат ( инварианты ). Однако достоинства нового метода были исключительно велики, и Декарт продемонстрировал их в той же книге, открыв множество положений, неизвестных древним и современным ему математикам.
В « Геометрии » были даны методы решения алгебраических уравнений (в том числе геометрические и механические), классификация алгебраических кривых . Новый способ задания кривой — с помощью уравнения — был решающим шагом к понятию функции. Декарт формулирует точное « правило знаков » для определения числа положительных корней уравнения, хотя и не доказывает его.
Декарт исследовал алгебраические функции ( многочлены ), а также ряд «механических» ( спирали , циклоида ). Для трансцендентных функций , по мнению Декарта, общего метода исследования не существует.
Комплексные числа ещё не рассматривались Декартом на равных правах с вещественными, однако он сформулировал (хотя и не доказал) основную теорему алгебры : общее число вещественных и комплексных корней многочлена равно его степени. Отрицательные корни Декарт по традиции именовал ложными , однако объединял их с положительными термином действительные числа , отделяя от мнимых (комплексных). Этот термин вошёл в математику. Впрочем, Декарт проявил некоторую непоследовательность: коэффициенты a , b , c … у него считались положительными, а случай неизвестного знака специально отмечался многоточием слева.
Все неотрицательные вещественные числа, не исключая иррациональные, рассматриваются Декартом как равноправные; они определяются как отношения длины некоторого отрезка к эталону длины. Позже аналогичное определение числа приняли Ньютон и Эйлер . Декарт пока ещё не отделяет алгебру от геометрии, хотя и меняет их приоритеты; решение уравнения он понимает как построение отрезка с длиной, равной корню уравнения. Этот анахронизм был вскоре отброшен его учениками, прежде всего — английскими, для которых геометрические построения — чисто вспомогательный приём.
«Геометрия» сразу сделала Декарта признанным авторитетом в математике и оптике. Издана она была на французском, а не на латинском языке. « Геометрия » была, однако, тут же переведена на латинский и неоднократно издавалась отдельно, разрастаясь от комментариев и став настольной книгой европейских учёных. Труды математиков второй половины XVII века отражают сильнейшее влияние Декарта.
Механика и физика
Физические исследования Декарта относятся главным образом к механике , оптике и общему строению Вселенной . Физика Декарта, в отличие от его метафизики, была материалистической: Вселенная целиком заполнена движущейся материей и в своих проявлениях самодостаточна. Неделимых атомов и пустоты Декарт не признавал и в своих трудах резко критиковал атомистов , как античных, так и современных ему. Кроме обычной материи, Декарт выделил обширный класс невидимых тонких материй , с помощью которых пытался объяснить действие теплоты, тяготения, электричества и магнетизма.
Основными видами движения Декарт считал движение по инерции, которое сформулировал (1644) так же, как позднее Ньютон , и материальные вихри, возникающие при взаимодействии одной материи с другой . Взаимодействие он рассматривал чисто механически, как соударение. Декарт ввёл понятие количества движения , сформулировал (в нестрогой формулировке) закон сохранения движения (количества движения), однако толковал его неточно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664).
В 1637 году вышла в свет «Диоптрика», где содержались законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги. Декарт первым математически вывел закон преломления света (независимо от В. Снеллиуса ) на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии).
Исследовал законы удара . Высказал предположение, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается. Теплоту и теплопередачу Декарт совершенно правильно рассматривал как происходящую от движения мелких частиц вещества .
Другие научные достижения
- Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».
- Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния.
Философия
Философия Декарта была дуалистической : дуализм души и тела, — то есть двойственность идеального и материального, признающего и то и другое независимыми самостоятельными началами, о чём впоследствии писал и Иммануил Кант . Декарт признавал наличие в мире двух родов субстанций : протяжённой ( res extensa ) и мыслящей ( res cogitans ), при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, являющийся высшей субстанцией, формирует обе субстанции по одним и тем же законам. Бог, сотворивший материю вместе с движением и покоем и сохраняющий их.
Многие элементы философии Декарта имеют место в позднем аристотелизме , возрождённом стоицизме XVI века или у более ранних философов, таких как Августин . В своей натурфилософии он отличался от схоластики по двум основным пунктам: во-первых, он отвергал расщепление телесной субстанции на материю и форму; во-вторых, он отвергал всякую апелляцию к конечным целям , божественным или естественным, при объяснении природных явлений .
Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Конечной целью определялось знание . Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. Могущество разума ограничено лишь несовершенством человека по сравнению с Богом, который как раз несёт в себе все совершенные характеристики. Учение Декарта о познании было первым кирпичом в фундаменте рационализма.
В своём богословии он настаивает на абсолютной свободе акта творения Бога . Отказываясь признать авторитет предыдущих философов, Декарт часто отделял свои взгляды от философов, предшествовавших ему. В первом разделе «Страстей души», трактата об эмоциях раннего Нового времени , Декарт заходит так далеко, что утверждает, что он будет писать на эту тему, «как будто никто не писал об этом раньше». Его наиболее известное философское утверждение — « cogito, ergo sum » («Я мыслю, следовательно, я существую»; фр. Je pense, donc je suis ), написанное в « Рассуждении о методе » (1637, на французском и латинском языках) и « Первоначалах философии » (1644, на латыни) .
Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм . Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм , критика предшествующей схоластической философской традиции.
Самодостоверность сознания, cogito (декартовское «мыслю, следовательно, существую» — лат. Cogito, ergo sum ), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии . Картезианская физика , в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия «вихрь»; физика картезианства впоследствии нашла своё выражение в теории близкодействия .
В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции:
- к материалистическому монизму ( Х. Де Руа , Б. Спиноза ),
- и к идеалистическому окказионализму ( А. Гейлинкс , Н. Мальбранш ).
Мировоззрение Декарта положило начало т. н. картезианству , представленному
- голландской ( Барух де Спиноза ),
- немецкой ( Готтфрид Вильгельм Лейбниц ),
- и французской ( Николя Мальбранш )
школами.
Метод радикального сомнения
Исходной точкой рассуждений Декарта является поиск несомненных оснований всякого знания. В эпоху Возрождения Монтень и Шаррон пересадили во французскую литературу скептицизм греческой школы Пиррона .
Скептицизм и поиски идеальной математической точности — два различных выражения одной и той же черты человеческого ума: напряжённого стремления достигнуть абсолютно достоверной и логически непоколебимой истины . Им совершенно противоположны:
- с одной стороны — эмпиризм , довольствующийся истиной приблизительной и относительной ,
- с другой — мистицизм , находящий особое упоение в непосредственном сверхчувственном, надрациональном знании.
Ничего общего ни с эмпиризмом, ни с мистицизмом Декарт не имел. Если он искал высшего абсолютного принципа знания в непосредственном самосознании человека, то речь шла не о каком-либо мистическом откровении неведомой основы вещей, а о ясном, аналитическом раскрытии самой общей, логически неопровержимой истины. Её открытие являлось для Декарта условием преодоления сомнений, с которыми боролся его ум.
Сомнения эти и выход из них он окончательно формулирует в « Первоначалах философии » следующим образом:
Так как мы рождаемся детьми и составляем разные суждения о вещах прежде, чем достигнем полного употребления своего разума, то многие предрассудки отклоняют нас от познания истины; избавиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как постаравшись раз в жизни усомниться во всём том, в чём найдём хотя бы малейшее подозрение недостоверности…. Если мы станем отвергать всё то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать всё это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую , — есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке. И это — лучший путь для познания природы души и её отличия от тела; ибо, исследуя, что же такое мы, предполагающие ложным всё, что от нас отлично, мы увидим совершенно ясно, что к нашей природе не принадлежит ни протяжение, ни форма, ни перемещение, ничто подобное, но одно мышление, которое вследствие того и познаётся первее и вернее всяких вещественных предметов, ибо его мы уже знаем, а во всём другом ещё сомневаемся.
Таким образом, Декартом был найден первый твёрдый пункт для построения его миросозерцания — не требующая никакого дальнейшего доказательства основная истина нашего ума. От этой истины уже можно, по мнению Декарта, пойти далее к построению новых истин.
Прежде всего, разбирая смысл положения « cogito, ergo sum », Декарт устанавливает критерий достоверности . Почему известное положение ума безусловно достоверно? Никакого другого критерия, кроме психологического , внутреннего критерия ясности и раздельности представления , мы не имеем. В нашем бытии как мыслящего существа убеждает нас не опыт , а лишь отчётливое разложение непосредственного факта самосознания на два одинаково неизбежных и ясных представления, или идеи, — мышления и бытия. Против силлогизма как источника новых знаний Декарт вооружается почти так же энергично, как ранее Бэкон , считая его не орудием открытия новых фактов, а лишь средством изложения истин уже известных, добытых другими путями. Соединение упомянутых идей в сознании есть, таким образом, не умозаключение , а синтез , есть акт творчества, так же как усмотрение величины суммы углов треугольника в геометрии. Декарт первым намекнул на значение вопроса, игравшего затем главную роль у Канта , — а именно вопроса о значении априорных синтетических суждений .
Доказательство существования Бога
Найдя критерий достоверности в отчётливых, ясных идеях ( ideae clarae et distinctae ), Декарт берётся затем доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира. Так как убеждение в существовании телесного мира основывается на данных нашего чувственного восприятия , а о последнем мы ещё не знаем, не обманывает ли оно нас безусловно, то надо прежде найти гарантию хотя бы относительной достоверности чувственных восприятий. Такой гарантией может быть только сотворившее нас, с нашими чувствами, совершенное существо, идея о котором несовместима была бы с идеей обмана. Ясная и отчётливая идея такого существа в нас есть, а между тем, откуда же она взялась? Мы сами сознаем себя несовершенными лишь потому, что измеряем своё существо идеей всесовершенного существа. Значит, эта последняя не есть наша выдумка, не есть и вывод из опыта. Она могла быть внушена нам, вложена в нас только самим всесовершенным существом. С другой стороны, эта идея настолько реальна, что мы можем расчленить её на логически ясные элементы: полное совершенство мыслимо лишь под условием обладания всеми свойствами в высшей степени, а следовательно и полной реальностью, бесконечно превосходящей нашу собственную реальность.
Таким образом из ясной идеи всесовершенного существа двояким путём выводится реальность бытия Бога:
- во-первых, как источника самой идеи о нём — это доказательство, так сказать, психологическое;
- во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, — это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого.
Всё же вместе Декартово доказательство бытия Божия должно быть признано, по выражению Виндельбанда , «соединением антропологической (психологической) и онтологической точек зрения».
Установив бытие всесовершенного Творца, Декарт уже без труда приходит к признанию относительной достоверности наших ощущений телесного мира, причём строит идею материи как субстанции или сущности , противоположной духу . Наши ощущения материальных явлений далеко не во всём своём составе годны для определения природы вещества. Ощущения цветов, звуков и проч. — субъективны; истинный, объективный атрибут телесных субстанций заключается только в их протяжённости, так как только сознание протяжённости тел сопровождает все разнообразные чувственные восприятия наши и только это одно свойство может быть предметом ясной, отчётливой мысли.
Таким образом, в понимании свойств материальности сказывается у Декарта всё тот же математический или геометрический строй представлений : тела суть протяжённые величины. Геометрическая односторонность Декартова определения материи сама собой бросается в глаза и достаточно выяснена новейшей критикой; но нельзя отрицать, что Декарт верно указал на самый существенный и основной признак идеи «материальности». Выясняя противоположные свойства той реальности, которую мы находим в самосознании своём, в сознании своего мыслящего субъекта, Декарт, как мы видим, признаёт мышление главным атрибутом духовной субстанции.
Обе эти субстанции — дух и материя — для Декарта с его учением о всесовершенном существе являются субстанциями конечными , созданными; бесконечной же и основной является только субстанция Бога.
Этические взгляды
Что касается этических взглядов Декарта, то Фуллье метко реконструирует основоположения морали Декарта по его сочинениям и письмам. Строго отделяя и в этой области откровенную теологию от рациональной философии, Декарт в обосновании нравственных истин также ссылается на «естественный свет» разума (la lumière naturelle).
В « Рассуждении о методе » («Discours de la méthode») y Декарта преобладает ещё утилитарная тенденция открытия путей здравой житейской мудрости, причём заметно сказывается влияние стоицизма . Но в письмах к принцессе Елизавете он пытается установить основные идеи собственной морали. Таковыми являются:
- идея «совершенного существа как истинного объекта любви»;
- идея «противоположности духа материи», предписывающая нам удаляться от всего телесного;
- идея «бесконечности вселенной», предписывающая «возвышение над всем земным и смирение перед Божественной мудростью»;
- наконец, идея «солидарности нашей с другими существами и всем миром, зависимости от них и необходимости жертв общему благу».
В письмах к Шаню , по просьбе королевы Кристины , Декарт обстоятельно отвечает на вопросы:
- «Что такое любовь?»
- «Оправдывается ли любовь к Богу единственно естественным светом разума?»
- «Какая крайность хуже — беспорядочная любовь или беспорядочная ненависть?»
Отличая интеллектуальную любовь от страстной, он видит первую «в добровольном духовном единении существа с предметом, как частью одного с ним целого». Такая любовь находится в антагонизме со страстью и желанием. Высшая форма такой любви — любовь к Богу как бесконечно великому целому, ничтожную часть которого мы составляем. Отсюда вытекает, что как чистая мысль наша душа может любить Бога по свойствам собственной природы своей: это даёт ей высшие радости и уничтожает в ней всякие желания. Любовь, как бы беспорядочна она ни была, всё же лучше ненависти, которая делает даже хороших людей дурными. Ненависть — признак слабости и трусости. Смысл морали заключается в том, чтобы учить любить то, что достойно любви. Это даёт нам истинную радость и счастье, которое сводится к внутреннему свидетельству какого-либо достигнутого совершенства, при этом Декарт нападает на тех, кто заглушает свою совесть посредством вина и табака. Фуллье справедливо говорит, что в этих идеях Декарта содержатся уже все главнейшие положения этики Спинозы и, в частности, его учения об интеллектуальной любви к Богу.
Экзистенциальная парадигма
С точки зрения Мераба Мамардашвили , Декарта можно отнести к основоположникам ранней экзистенциальной традиции .
Декарт в своей системе, как и Хайдеггер позднее, выделял два модуса существования, — прямой и криволинейный. Последний определяется отсутствием какой-либо базовой ориентации, поскольку вектор его распространения меняется в зависимости от столкновений идентичностей с породившим их социумом. Прямой модус бытия утилизирует механизм длящегося волевого акта в условиях вселенского безразличия духа, что даёт человеку возможность действовать в контексте свободной необходимости.
Несмотря на кажущийся парадокс, это наиболее экологичная форма жизнедеятельности, поскольку через необходимость она определяет оптимальное аутентичное состояние здесь-и-сейчас. Равно как Бог в процессе творения не имел над собой никаких законов, объясняет Декарт, так и человек трансцендирует то, что не может в этот момент, на этом шаге быть другим.
Переход от одного состояния к другому происходит через нахождение в фиксированных точках избыточности — помещение в свою жизнь понятий, таких как добродетель, любовь и т. д., не имеющих причин к своему существованию помимо той, которая извлекается из человеческой души. Неизбежность существования в социуме предполагает наличие «маски», которая предотвращает нивелирование медитативного опыта в процессе продолжающейся социализации.
Помимо описания модели человеческого бытия, Декарт также даёт возможность её интериоризации, отвечая на вопрос «мог ли Бог создать мир, недоступный нашему пониманию» в контексте апостериорного опыта — теперь (когда человек осознаёт себя мыслящим существом) нет.
Основные труды в русском переводе
-
Декарт Р.
Сочинения в двух томах. — М.: Мысль, 1989.
-
[publ.lib.ru/ARCHIVES/D/DEKART_Rene/Dekart_R._Sochineniya_v_2_tt._T.1.(1989).%5Bdjv%5D.zip Том 1]. Серия: Философское наследие, том 106.
- Соколов В. В. Философия духа и материи Рене Декарта (3).
- Правила для руководства ума (77).
- Разыскание истины посредством естественного света (154).
- Мир, или Трактат о свете (179).
- Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (250).
- Первоначала философии (297).
- Описание человеческого тела. об образовании животного (423).
- Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года под заглавием: Объяснение человеческого ума, или разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть (461).
- Страсти души (481).
- Небольшие сочинения 1619—1621 гг. (573).
- Из переписки 1619—1643 гг. (581).
-
[publ.lib.ru/ARCHIVES/D/DEKART_Rene/Dekart_R._Sochineniya_v_2_tt._T.2.(1994).%5Bdjv%5D.zip Том 2]. Серия: Философское наследие, том 119.
- Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом (3).
- Возражения некоторых учёных мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора (73).
- Глубокочтимому отцу Дине, провинциальному настоятелю Франции (418).
- Беседа с Бурманом (447).
- Из переписки 1643—1649 гг. (489).
-
[publ.lib.ru/ARCHIVES/D/DEKART_Rene/Dekart_R._Sochineniya_v_2_tt._T.1.(1989).%5Bdjv%5D.zip Том 1]. Серия: Философское наследие, том 106.
- Декарт Р. « Геометрия ». С приложением избранных работ П. Ферма и переписки Декарта. М.-Л.: Гостехиздат, 1938. Серия: Классики естествознания.
- Декарт Р. [publ.lib.ru/ARCHIVES/D/DEKART_Rene/Dekart_R._Kosmogoniya._Dva_traktata.(1934).%5Bdjv%5D.zip Космогония: Два трактата]. М.-Л.: Гостехиздат, 1934. Серия: Классики естествознания.
- Декарт Р. Первоначала философии ( 1644 )
- Декарт Р. Размышления о первой философии … ( 1641 )
-
Ренэ Декарт.
Рассуждение о методе
…" (
1637
) Издательство Академии Наук СССР, 1953. Серия: Классики науки, 655 с..
- .
- .
- Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы / Пер. с лат., М.: Академический проект, 2011. 335 с., Серия «Философские технологии», 1500 экз., ISBN 978-5-8291-1327-8 .
Переводчики Декарта на русский язык
Оценки и память
Великий физиолог И. П. Павлов поставил памятник-бюст Декарту возле своей лаборатории ( Институт физиологии им. И. П. Павлова , Колтуши ), потому что считал его предтечей своих исследований.
В честь учёного названы его родной город, кратер на Луне , 4 июня 1993 года назван астероид , открытый 8 сентября 1981 года Л. В. Журавлёвой в Крымской астрофизической обсерватории . Его имя носит также ряд научных терминов.
Главный герой романа знаменитого фантаста Филипа Дика « Мечтают ли андроиды об электроовцах? » ( Бегущий по лезвию бритвы ), Рик Декард назван в честь Рене Декарта. Такую аллюзию автор романа внёс из-за схожести философских вопросов на которые пытается ответить главный герой романа Дика, с идеями самого Декарта. В 1982 году режиссёр Ридли Скотт экранизировал роман. Главную роль исполнил Харрисон Форд . Его герой также носит фамилию Декард.
См. также
Примечания
- (швед.) — 1917.
- Wells, John. Longman Pronunciation Dictionary. — 3rd. — Pearson Longman, 3 April 2008. — ISBN 978-1-4058-8118-0 .
- . Collins English Dictionary . HarperCollins . Дата обращения: 5 ноября 2021. 9 августа 2017 года.
- « (недоступная ссылка) » (US English). Lexico . Oxford University Press . 2020.
- Colie, Rosalie L. Light and Enlightenment. — Cambridge University Press, 1957. — P. .
- Bertrand Russell (2004) от 16 августа 2021 на Wayback Machine , p. 511, 516—517.
- See also: .
- Moorman, R. H. 1943. « от 3 марта 2016 на Wayback Machine .» National Mathematics Magazine , 18(3):108—115.
- Grondin, J., Introduction to Metaphysics: From Parmenides to Levinas ( New York : Columbia University Press , 2004), от 16 августа 2021 на Wayback Machine .
- , с. 155.
- ↑ , с. 154.
- Грот Н. Я. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- , с. 156.
- Никифоровский В. А., Фрейман Л. С. Рождение новой математики. — М. : Наука , 1976. — С. 43—44, 53. — 199 с. — (Из истории мировой культуры).
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- Шаров А. от 23 декабря 2007 на Wayback Machine // Наука и жизнь , № 4, 1994.
- . Дата обращения: 15 февраля 2010. 17 февраля 2010 года.
- . Дата обращения: 18 февраля 2010. 18 февраля 2010 года.
- ↑ Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. Указ. соч., с. 146, 151—152.
- Carlson, Neil R. . — Needham Heights, Massachusetts : Pearson: Allyn & Bacon, 2001. — P. . — ISBN 978-0-205-30840-8 .
- Рене Декарт. C. 1. Дата обращения: 24 января 2018. 27 января 2018 года.
-
Эта идея уже была предложена
испанским философом
Гомесом Перейрой
сто лет назад в форме: «Я знаю, что я что-то знаю, любой, кто знает, существует, значит, я существую» (
nosco me aliquid noscere, & quidquid noscit, est, ergo ego sum
).
- Pereira, Gómez. 1749 [1554]. "De Immortalitate Animae." Antoniana Margarita . p. 277.
- Santos López, Modesto. 1986. "Gómez Pereira, médico y filósofo medinense." In Historia de Medina del Campo y su Tierra, volumen I: Nacimiento y expansión , edited by E. L. Sanz.
- Петрова М. К. от 12 августа 2014 на Wayback Machine // Вестник Российской академии наук . Т. 65, № 11, 1995. — С. 1016—1023.
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine — в документе надо выполнить поиск Циркуляра № 22245 (M.P.C. 22245)
Литература
- на русском языке
- Асмус В. Ф. Декарт. — М.: 1956. Переиздание: Асмус В. Ф. Декарт. — М. : Высшая школа , 2006. — 335 с. — (Классика философской мысли.). — 3000 экз. — ISBN 5-06-005113-7 .
- Барабанов О. О., Петрова Е. В. Два математических письма Декарта принцессе Елизавете Богемской // История науки и техники , № 1, 2011, С. 20—32.
- Барабанов О. О., Барабанова Л. П. История теоремы Декарта о кругах // История науки и техники , № 5, 2011. — С. 2—15.
- Бессмертие философских идей Декарта (Материалы Международной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта) / Отв. ред. Н. В. Мотрошилова . — М. : ЦОП Института философии РАН , 1997. — 181 с. — (Научное издание). — 500 экз. — ISBN 5-201-01958-7 .
- Гайденко П. П. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- / Гайденко П. П. // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 443. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5 .
- Грот Н. Я. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // История математики / под ред. А. П. Юшкевича в трёх томах, том II. — М.: Наука , 1970
- Катасонов В. Н. Метафизическая математика XVII в. — М.: Наука , 1993.
- Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. — М.: Наука , 1987.
- Колчинский И. Г., Корсунь А. А., Родригес М. Г. Астрономы: Биографический справочник. — 2-е изд., перераб. и доп.. — К. : Наукова думка , 1986. — 512 с.
- Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. Глава 7: Картезианское естествознание. — М. : Издательство АН СССР , 1961 (2-е издание: УРСС, 2010). — 352 с. — (Из наследия мировой философской мысли: философия науки). — ISBN 978-5-397-01479-3 .
- Леденева Е. В. . — Credo new . 2010, № 3.
- Ляткер Я. А. Декарт. — М.: Мысль, 1975.
- Мамардашвили М. К.
- Матвиевская Г. П. . — М.: Наука , 1976.
- Никифоровский В. А. . Из истории алгебры XVI-XVII вв. — М. : Наука , 1979. — С. 119—160. — 208 с. — (История науки и техники).
- Пырков В. Е. // Математика. — 2021. — Вып. 3(822) . — С. 4—8 .
- Фишер К. Декарт, его жизнь, сочинения и учение / пер. с нем. под ред. Н. Н. Полилова. — СПб. : Д. Е. Жуковского, 1906. — 460 с.
- Фролова Е. А. Декарт и некоторые аспекты концепций человека в средневековой арабской философии // Сравнительная философия. — М., 2000. — С. 229—244.
- Фролова Е. А. Проблема Декарта в современной арабской философии. // Вопросы философии . 1969. № 5.
- Храмов Ю. А. Декарт Рене (Descartes Rene) // Физики : Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера . — Изд. 2-е, испр. и доп. — М. : Наука , 1983. — С. 100. — 400 с. — 200 000 экз.
- Яновская С. А. О роли математической строгости в творческом развитии математики и специально о «Геометрии» Декарта. // Историко-математические исследования , 17, 1966. — С. 151—184.
- Гутнер Г. Б. // "Свет Христов просвещает всех": Альманах Свято-Филаретовского института. 2014. Вып. 10. С. 11-34.
- на других языках
- Le Gaufey, Guy. — Paris: Distique, 1991.
Ссылки
- от 11 октября 2004 на Wayback Machine (англ.) в Проекте Гутенберг
- от 3 ноября 2004 на Wayback Machine (англ.) в Проекте Гутенберг
- 2020-09-06
- 1