Парадо́кс
(
др.-греч.
παράδοξος
— «неожиданный; странный», от
др.-греч.
παρα
— «против, вопреки» и
др.-греч.
δόξα
— «
мнение
; представление; предположение») в широком смысле — высказывание, мнение, рассуждение, которое расходится с общепринятым мнением и кажется нелогичным или противоречащим
здравому смыслу
(зачастую лишь при поверхностном понимании)
.
В
логике
«парадоксом» называют формально-логические противоречия, которые возникают при сохранении логической правильности рассуждения
. Парадокс возникает, когда два взаимоисключающих (противоречащих) суждения оказываются в равной мере
доказуемыми
.
Логический парадокс —
противоречие
, имеющее статус логически корректного вывода и, вместе с тем, представляющее собой рассуждение, приводящее к взаимно исключающим заключениям. Логическая ошибка парадокса объясняется неверным выбором
логических посылок
, например, когда речь идёт о предметах, не имеющих чёткого определения (см.
стрела Зенона
).
Различают такие разновидности логических парадоксов, как
апория
и
антиномия
.
Апория
характеризуется наличием аргумента, противоречащего очевидному, общепринятому мнению, здравому
смыслу
.
Антиномия
— наличием двух противоречащих друг другу, одинаково доказуемых суждений.
Виды апорий
Парадокс лжеца
— семейство логических парадоксов, классический вариант которого гласит: «Я лгу», или, более точно: «Данное утверждение — ложно». Если предположить, что утверждение истинно, то, поскольку оно гласит свою ложность, оно — ложно, что является противоречием. Напротив, если предположить его ложность, то оно соответствует тому, что само гласит, а потому истинно, что также является противоречием. Подобные парадоксу лжеца утверждения часто использовали на протяжении
истории философии
— он был известен
древним грекам
и использован как головоломка средневековыми логиками, а также стал основополагающим объектом исследования современной логики
.
Парадокс кучи
— логический парадокс, сформулированный
Евбулидом
из
Милета
(
IV век до н. э.
)
, связанный с
неопределённостью
предиката
«быть кучей»
. Формулировка парадокса основана на базисной
предпосылке
, согласно которой одно зёрнышко не образует кучи и
индуктивной
предпосылке, по которой добавление одного зёрнышка к совокупности, кучей не являющейся, несущественно для образования кучи. При принятии этих предпосылок никакая совокупность из сколь угодно большого количества зёрен не будет образовывать кучи, что противоречит представлению о существовании кучи из зёрен. Парадокс используют как одно из обоснований рассмотрения
нечёткой логики
.
Парадоксы в науке
Современные
науки
, использующие
логику
в качестве инструмента познания, нередко наталкиваются на
теоретические
противоречия либо на противоречия следствий из теории с вербализованными результатами
опыта
, эксперимента. Это бывает обусловлено
логическими ошибками
в построении суждений, несовершенством существующих в настоящее время научных
методов
или недостаточной точностью используемых в опытах инструментов, а также неадекватностью принятой идеализации, то есть неверной
аксиоматизацией
теорий.
Наличие парадокса стимулирует к новым исследованиям, более глубокому осмыслению теории, её «очевидных»
постулатов
и нередко приводит к полному её пересмотру.
Парадоксальность — чрезвычайно распространённое качество, присущее произведениям самых разных жанров
искусства
. В силу своей необычности парадоксальные высказывания, названия, содержания произведений неизменно привлекают к себе внимание людей. Это широко используется в
, в
театральном
и
цирковом
искусствах, в
живописи
и
фольклоре
. Хороший
оратор
обязательно использует этот приём в своих выступлениях для поддержания живого интереса слушателей.
Комизм
большинства
анекдотов
заключается в описании необычной, оригинальной ситуации. Популярная детская «
»
Льюиса Кэрролла
и
Корнея Чуковского
также построена на этом художественном приёме.
Парадоксальны многие
афоризмы
известных мыслителей. Например, высказывания
Вольтера
: «
Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью
» или
Ницше
: «
Нищих надобно удалять — неприятно давать им и неприятно не давать им
»,
: «
Мужчина от женщины отличается тем, что перед совершением ошибки он всё тщательно продумывает
». Парадоксальностью отличаются и афоризмы
Козьмы Пруткова
,
Бернарда Шоу
.
Парадокс в музыке
В
классической музыке
«парадоксом» принято называть изысканные, странные произведения или фрагменты, отличающиеся от традиционного звучания.
Парадоксы: логико-семантический анализ. // Системные исследования. Ежегодник-1979. — М., 1979. — С. 344—357.
Роль парадоксов в дискуссионных моделях образования. // Противоположности и парадоксы (методологический анализ). — С. 392—412.
Крушинский А. А.
Парадоксы ГСЛ как рефлексия над спецификой китайского обобщения. // Противоположности и парадоксы (методологический анализ). — С. 205—215.
// Противоположности и парадоксы (методологический анализ). — С. 318—353.
Новосёлов М. М.
Аргументы от абстракции и парадоксы (интервальный подход). // Противоположности и парадоксы (методологический анализ). — С. 243—286.
Панфилов В. С.
Парадоксы Дао дэ цзина. // Петербургское востоковедение: Альманах. Вып. 9. 1997. — С. 436—446.
Пигулевский В. О.
Символ, пародия и парадокс в неклассической философии // Эстетические категории и искусство. Кишинев, 1989. С. 115—135.
Секей Г.
Парадоксы в теории вероятностей и математической статистике / пер. с англ. В. В. Ульянова под ред. В. В. Сазонова. — М., 1990. — 240 с., ил.
Смирнова Е. Д.
К вопросу об анализе семантических парадоксов //
Вестник МГУ
. Сер. 8. Философия. 1993. № 5. — С. 37—43.
Ханагов А. А.
Существуют ли в формальной логике парадоксы? // Природа. 1978. № 10. С. 118—124.
Хлебалин А. В.
Проблема основания и условия решения парадокса Крипке. // Философия: история и современность. 2004—2005. Сб. науч. тр. — Новосибирск; Омск, 2005. — С. 3—13.
Черепанов С. К.
Основания и парадоксы: новый подход к решению проблемы логического обоснования математики. — Красноярск, 1995.
Чупахин И. Я.
Теория понятия и парадоксы //
Вестник Ленинградского университета
. // Серия Экономика, философия, право. 1975. № 5. Вып. 1. — С. 55-63.
Шалак В. И.
Против апорий // Противоположности и парадоксы (методологический анализ). — С. 189—204.
Butzenberger Klaus.
Some general remarks on negation and paradox in Chinese logic //
20: 313—347 (1993).
Chung-Ying Cheng.
On Zen (Ch’an) Language and Zen Paradoxes //
. V. 1 (1973). P. 77—102.
Chen Bo
(2014). Six Groups of Paradoxes in Ancient China From the Perspective of Comparative Philosophy. // Asian Philosophy 24 (4):363-392.