Золото́е сече́ние
(
золота́я
пропо́рция
, иначе:
деле́ние в кра́йнем и сре́днем отноше́нии
,
) — отношение частей и целого, при котором отношения частей между собой и наибольшей части к целому равны. Такие отношения наблюдаются в природе, открыты в науке и соблюдаются в искусстве. На «золотых отрезках» основываются различные системы и способы
пропорционирования
в архитектуре.
Соотношение
двух величин
и
, при котором бо́льшая величина относится к меньшей так же, как сумма этих величин к бо́льшей, то есть
, является универсальным. Отсюда название, которое впервые появилось в эпоху
Возрождения
, в частности в трактате францисканского монаха, математика
Луки Пачоли
Божественная пропорция
(
лат.
De Divina Proportione
(1509 год), но закономерность подобных отношений была известна гораздо раньше: в Древней Месопотамии, Египте и античной Греции.
Исторически в
древнегреческой математике
золотым сечением именовалось деление отрезка
точкой
на две части так, что
бо́льшая часть относится к меньшей, как весь отрезок к большей
:
Это понятие было распространено не только на отрезки, но и на произвольные величины.
Число, равное отношению
обычно обозначается прописной греческой буквой
(
фи
), в честь древнегреческого скульптора и архитектора
Фидия
, реже — греческой буквой
(
тау
).
Из исходного равенства (например, принимая
за 1,
за неизвестную переменную
и
за
и решая получившуюся систему уравнений
) получается квадратное уравнение:
а после его решения и число:
Обратное число, обозначаемое строчной буквой
,
Легко видеть, что
Число
называется также
золотым числом
.
Для практических целей обычно ограничиваются приблизительным значением
или
В процентах округлённое значение золотое сечение — это деление некоторой величины в отношении
62 %
и
38 %.
Золотое сечение имеет множество замечательных свойств (например,
2
=
+ 1), но, кроме того, ему приписывают и многие вымышленные свойства
.
Содержание
История
В дошедшей до нас античной литературе деление отрезка в крайнем и среднем отношении (
ἄκρος καὶ μέσος λόγος
) впервые встречается в
«Началах» Евклида
(около 300 лет до н. э.), где оно применяется для построения
правильного пятиугольника
.
Неизвестно точно, кто и когда именно впервые ввёл в обращение термин «золотое сечение». Несмотря на то, что некоторые авторитетные авторы связывают появление этого термина с
Леонардо да Винчи
в XV веке
или относят появление этого термина к XVI веку
, самое раннее употребление этого термина находится у
Мартина Ома
в 1835 году, а именно в примечании ко второму изданию его книги «Чистая элементарная математика»
, в котором Ом пишет, что это сечение часто называют золотым сечением (
нем.
goldener Schnitt
). Из текста этого примечания следует, что Ом не придумал этот термин сам
, хотя некоторые авторы утверждают обратное
. Тем не менее, исходя из того, что в первом издании своей книги Ом уже не употреблял этот термин
, Роджер Герц-Фишлер делает вывод о том, что этот термин, возможно, появился в первой четверти XIX века
.
Марио Ливио
считает, что он получил популярность в устной традиции около 1830 года.
В любом случае именно после Ома термин стал распространён в немецкой математической литературе
.
Если угол между диагональю и меньшей стороной прямоугольника, относящейся к большей стороне как 1:2, поделить пополам, то по
формуле тангенса половинного угла
получится соотношение:
представляется в виде бесконечной цепочки квадратных корней:
Отрезав квадрат от прямоугольника, построенного с золотой пропорцией, мы получаем новый, уменьшенный прямоугольник с тем же отношением сторон
что и у исходного прямоугольника
Продолжая отрезать квадраты против часовой стрелки получим согласно рисунку координаты предельной точки
Более того, это точка будет лежать на пересечении диагоналей первого и второго прямоугольников.
В правильной
пятиконечной звезде
каждый отрезок делится другим отрезком, пересекающим его, в золотом сечении. На приведённом рисунке отношения красного отрезка к зелёному, зелёного к синему и синего к пурпурному равны
Кроме того, отношение красного отрезка к расстоянию между любыми соседними вершинами звезды, которое равно зелёному отрезку, также равно
Геометрическое построение.
Золотое сечение отрезка
можно
построить
следующим образом: в точке
проводят перпендикуляр к
откладывают на нём отрезок
равный половине
на отрезке
откладывают отрезок
равный
и наконец на отрезке
откладывают отрезок
равный
Тогда:
Другой способ
построить отрезок, равный по длине числу золотого сечения, — это начертить квадрат
ABCD
со стороной 1, после этого одну из сторон, например сторону
AD
, разделить точкой
E
пополам, так что
AE
=
DE
= 1/2, далее от точки
B
или
C
до точки
E
провести гипотенузу треугольника
АВЕ
или
DCE
. Согласно
теореме Пифагора
. Затем провести дугу с центром в точке
Е
от точки
В
или точки
С
до прямой, где лежит сторона
AD
и точка пересечения где будет называться
Н
. Стороны
BE
,
СЕ
и
ЕН
равны как радиусы окружности. Так как
АН
=
АЕ
+
ЕН
, то отрезок
АН
длины
и будет результатом. Кроме того, поскольку
DH
=
EH
–
ED
, отрезок
DH
будет иметь длину
.
Золотое число возникает в разных задачах, в том числе в физике. Например, бесконечная
электрическая цепь
, приведённая на рисунке, имеет общее
сопротивление
(между двумя левыми концами)
Существуют
колебательные системы
, физические характеристики которых (отношения
частот
,
амплитуд
и др.) пропорциональны золотому сечению. Самый простой пример — система из двух шариков, соединённых последовательно
пружинами
одинаковой
жёсткости
(см. рисунок)
.
Золотое сечение тесно связано с
симметрией пятого порядка
, наиболее известными трёхмерными представителями которой являются
додекаэдр
и
икосаэдр
. Можно сказать, что всюду, где в структуре проявляются додекаэдр, икосаэдр или их производные, там в описании будет появляться и золотое сечение. Например, в пространственных группировках атомов бора: В-12, В-50, В-78, В-84, В-90, …, В-1708, имеющих икосаэдрическую симметрию
.
Молекула воды
, у которой угол между связями Н-О равен 104,7
0
, то есть близок к 108 градусам (равен углу в
правильном пятиугольнике
), может соединяться в плоские и трехмерные структуры с симметрией пятого порядка. Так, в разреженной
плазме
был обнаружен ион Н
+
(Н
2
0)
21
, который представляет собой ион Н
3
0
+
, окруженный 20 молекулами воды, расположенными в вершинах додекаэдра
. В 80-х годах XX века были получены
клатратные соединения
, содержащие
, окруженный 20 молекулами воды, расположенными в вершинах додекаэдра
. Есть и клатратные модели воды, в которых обыкновенная вода отчасти состоит из молекул воды, соединённых в структуры с симметрией пятого порядка. Такие структуры могут состоять из 20, 57, 912 молекул воды
.
Золотое сечение и гармония в искусстве
Некоторые из утверждений в доказательство гипотезы знания древними правила золотого сечения:
По мнению
Ле Корбюзье
, в рельефе из храма фараона
Сети I
в
Абидосе
и в рельефе, изображающем фараона
Рамзеса
, пропорции фигур соответствуют золотому сечению. В фасаде древнегреческого храма
Парфенона
также присутствуют золотые пропорции. В циркуле из древнеримского города
Помпеи
(музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления, и т. д.
Использование пропорции «золотого сечение» в пропорциях канонов человеческого тела, судя по историческим документам
[
каким?
]
, вызывает очень большие сомнения. Начиная с работы Адольфа Цейзинга сформировалась целая система мифов о «золотом сечении»
.
Иоганн Себастьян Бах
в своей трёхголосной инвенции E-dur № 6 BWV 792 использовал двухчастную форму, в которой соотношение размеров частей соответствует пропорциям золотого сечения. 1 часть — 17 тактов, 2 часть — 24 такта (небольшие несоответствия выравниваются за счёт
ферматы
в 34 такте)
.
Живые системы также обладают свойствами, характерными для «золотого сечения». Например: пропорции тел, спиральные структуры или параметры биоритмов
[
неавторитетный источник
]
и др.
Современная Кристаллография / под ред. Б. К. Вайнштейна. — Т. 2. —
М.
: Мир, 1979.
Holland P. M. Casteiman A. W.
A model for the formation and stabilization of chorqed water cluthrates // J. Chem. Phys.. — 1980. —
Т. 72
,
№ 1(11)
. —
С. 5984
.
Электромагнитные поля в биосфере. — Сборник трудов конференции, Т. 2. —
М.
, 1984. — С. 22.
Зенин С. В.
Структурированное состояние воды как основа управления поведением и безопасностью живых систем. — Диссертация докт. биол. наук. —
М.
, 1999.
Власов В. Г.
Золотое сечение, или Божественная пропорция // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Т.3. — СПб.: Азбука-Классика, 2005. — С. 725—732.
Власов В. Г.
Приемы гармонизации пространства в классической архитектуре // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — Т.3. Классическое искусствознание и «русский мир». — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — С. 156—192.
Мазель Л. А.
Опыт исследования золотого сечения в музыкальных построениях в свете общего анализа форм // Музыкальное образование. — 1930. — № 2. — С. 24—33.
Сабанеев Л. Л.
Этюды Шопена в освещении закона золотого сечения. Опыт позитивного обоснования законов формы // Искусство. — 1925. — № 2. — С. 132—145; 1927. — № 2—3. — С. 32—56.
Шевелев И. Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. Л.
Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии
(рус.)
. —
М.
: Стройиздат, 1990. — 343 с. —
ISBN 5-274-00197-1
.
Шевелев И. Ш.
Геометрическая гармония. Опыт исследования пропорциональности в архитектуре
(рус.)
. — Кострома, 1963. — 107 с.
Шмигевский Н. В.
Формула совершенства // Страна знаний. — 2010. — № 4. — С. 2—7.
Статья о золотом сечении в изобразительном искусстве
,
J. J. O'Connor, E. F. Robertson.
(неопр.)
.
MacTutor History of Mathematics archive
. School of Mathematics and Statistics, University of St Andrews, Scotland. Дата обращения: 13 ноября 2015.
25 июля 2015 года.