Interested Article - Истерия
- 2020-07-09
- 1
Истери́я ( др.-греч. ὑστερία , от ὑστέρα — « матка ») — устаревший медицинский диагноз, на данный момент частично соответствующий ряду психических расстройств лёгкой и средней степени тяжести. Ранее выделялись такие диагностические единицы, как истерический психоз, истерическая личность, тревожная истерия и конверсионная истерия.
В начале 1990-х годов была внедрена МКБ-10 , по которой различные проявления истерии стали относиться к группе , диссоциативных (конверсионных) психических расстройств , истерического расстройства личности . Истерическое поведение может маскировать депрессивный эпизод .
Первоначально использовался для описания специфических расстройств самочувствия и поведения у женщин, у которых встречается чаще, вследствие чего в античные времена и средние века причиной считалось блуждание матки по организму (откуда и название). В дальнейшем начал применяться в отношении психического заболевания проявляющегося как у мужчин, так и у женщин (к примеру, среди заключённых, истерия среди женщин встречается в 20 раз чаще) и детей .
Данный диагноз был исключён из современных классификаций психических расстройств , так как обозначает гетерогенную группу психопатологических симптомов, являющуюся малополезной в дифференциальной диагностике . В Международной классификации болезней 10-го пересмотра термин «истерия» не используется из-за многочисленности и разнообразия его значений . Из Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам истерия была исключена в 1980 году . Термины «истерия» и «истерический» в американской психиатрии были признаны стигматизирующими и ущемляющими права .
История диагноза
Со времён Древнего Египта (первое описание встречается в 1950 года до нашей эры ) многие женские болезни считались болезнями именно матки, хотя о расстройствах поведения или эмоций там ещё не говорится (разве что упоминается «лечение женщины, которой нравится быть в постели…» с диагнозом «спазмы матки») . Диагноз «истерия» впервые появляется в Древней Греции и описан у Гиппократа . Его современник Платон описывает «бешенство», в которое впадает матка женщины, не имея возможности зачать . Разнообразие клинических проявлений истерии в те времена, когда анатомия, физиология и психиатрия человека были в зачаточном развитии, объяснялось блужданием матки по организму и в зависимости к какому органу или месту в организме она примкнёт, то патологические проявления со стороны тех органов и проявляются.
Исходя из этих представлений о природе истерии, предположений о возможности истерии у мужчин долгое время не допускалось . Также некоторые [ кто? ] психологи до недавнего времени [ уточнить ] [ какого? ] считали, что у мужчин истерии соответствует обсессивное расстройство . C XVII века был введён диагноз и .
В России XVII—XIX веков разновидность истерии называлась « кликушество », а мужчин, страдающих кликушеством, называли «миряк» . Хотя первые упоминания о бесноватых мужчинах и женщинах встречаются с XI века. Считалось, что в припадке они выкрикивают имя того, кто наслал на них порчу . По этой причине в XVII веке лица, имена которых называли кликуши, привлекались к суду по обвинению в колдовстве и предавались пыткам, над самими же кликушам производилась так называемая « отчитка ». В начале XVIII века кликуш часто стали привлекать к ответственности, поскольку Пётр I видел в кликушестве «притворное беснование, имеющее целью оговорить невинных людей».
Диагноз «истерия» был крайне популярен в медицине конца XIX — начала XX века. На материале истерии Ж. М. Шарко и З. Фрейд сделали ряд важных открытий в терапии психических расстройств.
В МКБ-9 истерия носила 300.1, и в неё включались: истерическая астазия - абазия , диссоциативная реакция или состояние, компенсационный невроз, синдром Ганзера истерический, конверсионная истерия, истерия БДУ ( без других указаний ), конверсионная реакция, множественная личность . В адаптированной для использования в СССР версии МКБ-9 кодом 300.11 обозначался «истерический невроз» (включая конверсионную истерию, диссоциативную реакцию, конверсионную реакцию, истеро-невротическую реакцию), 300.12 — синдром Ганзера истерический, 301.5 — расстройство личности истерического типа (истерическая психопатия) .
В США одна треть женщин в попытке насильственного «лечения» истерии подвергалась гистерэктомии (удалению матки до менопаузы), тысячам женщин также проводили профилактическую операцию по удалению груди ( мастэктомию ) .
Сегодня же этот диагноз официально не используется ни в МКБ-10 , согласно которому этот [«конверсионная истерия»] « термин употреблять нежелательно ввиду его многозначности » , ни в DSM-5 . Диагноз «истерия» в МКБ-10 распался на многочисленные более конкретные диагнозы [ источник не указан 1234 дня ] . Классификатор для МКБ-10 включает диагнозы:
- — входит в шифр статистического учёта . 29 июля 2017 года. ;
- — входит в шифр статистического учёта . 9 августа 2020 года. ;
- собственно «истерия» — входит в шифр статистического учёта . 9 августа 2020 года. ;
- — входит в шифр статистического учёта . 9 августа 2020 года. ;
- — входит в шифр статистического учёта . 5 сентября 2020 года. .
Также, под шифром F44 числится из диссоциативных расстройств — , а под шифром F60.4 — .
В современной китайской классификации психических расстройств (CCMD-3) присутствуют диагнозы «истерия» (код 40), «истерический психоз», «истерический ступор», «истерическая амнезия» и др .
Истерическое расстройство личности
На данный момент с истерией ассоциирован особый склад личности, называемый истерическим расстройством личности . Ему присущи поверхностность суждений, внушаемость и самовнушаемость, склонность к фантазированию, неустойчивость настроения, стремление привлечь к себе внимание, театральность поведения. У лиц с истерическими чертами характера также часто встречается парасуицид — вызванная эмоциональными причинами демонстративная имитация самоубийства .
Клиническая картина истерии
К проявлениям истерии относился целый симптомокомплекс обладающий полиморфизмом и внешне напоминающий другие психические или соматические заболевания, среди которых: капризно-изменчивое настроение и патологически выраженные демонстративные эмоциональные реакции ( плач , безудержный смех , крики ), склонность к прямолинейности , псевдосудороги , псевдопараличи , ложная потеря чувствительности, ложная глухота или слепота, переживание одержимости духом, трансом и/или ступором и другое . В психиатрической литературе также описаны истерические боли в сердце, сердцебиение, одышка, ложная беременность , мнимая смерть и викарные кровотечения (случаи, когда во время менструации на ступнях ног и ладонях выступает кровь, например у католических фанатичек ) . Так как истерия может подражать практически всем симптомокомплексам, известным современной медицине, в профессиональной медицинской среде она именуется «великой симулянткой », « илиадой всех болезней» .
Эмоциональные реакции (слёзы, плач , безудержный смех, крики) наблюдаемые при истерии носят патологический слабоконтролируемый длительный демонстративный характер и их следует отличать от обычных проявлений у здоровых людей , также истерию как патологическое состояние, не следует путать с употреблением этого слова в русском языке в переносном значении при сильно выраженных эмоциональных реакциях и бесцельной активной деятельности .
-
Истерические контрактуры кистей
-
Пациентка в состоянии истерокаталепсии ( истеронарколепсии )
-
Варианты зон анестезии у ребёнка при истерии не совпадающие с зонами иннервации
- Истерический припадок
Для истерического припадка характерна бурная двигательная активность: плачут, кричат, рвут на себе волосы , — однако в отличие от эпилепсии нет прикуса языка, непроизвольного мочеиспускания и ушибов при падении . Истерический припадок отличается от эпилептического, хотя внешне и может напоминать его, оказание помощи тоже разное . В некоторых случаях возможно комбинирование эпилептического и истерического припадков .
Истерический припадок, в отличие от эпилептического, всегда носит демонстративный характер и никогда не возникает, когда пациент находится в одиночестве или во сне. Возникает как ответ на чрезмерные одномоментные психо-эмоциональные нагрузки. Внешние проявления судорог и других проявлений зависят от степени ознакомленности и степенью восприятия пациентом клинических проявлений эпилептического припадка.
Психоаналитические трактовки
Согласно психоанализу , одной из главных причин возникновения истерии является неблагоприятное стечение обстоятельств жизни, особенно пережитая ребёнком в детстве тяжёлая психологическая травма , последствия которой не были устранены позднее .
Критика
В книге « Миф душевной болезни: Основы управления личностью » Томас Сас критикует понятие «психической болезни» на основе анализа истерии. На примере истерии Сас показывает, что в основе «психических заболеваний» лежат не биологические, а социально-психологические проблемы. По Сасу, необходимо отличать телесные заболевания от имитации таких заболеваний, «истинное» (подлинное) от «неистинного» (ложного) .
Сас рассматривает истерию в контексте использования знаков («Истерия — невербальная форма коммуникации , использующая особый набор знаков»), следования правилам (она представляет собой «систему поведения, следующую правилам, находящую особое применение для правил беспомощности, недомогания и принуждения») и участия в играх (истерия — «игра, отличающаяся, помимо прочего, конечными целями, состоящими в доминировании и межличностном контроле, а также изощрёнными стратегиями»). Рассматривая соотношение между симуляцией , истерией и обычным (физическим) заболеванием, Сас отмечает, что эти понятия соотносятся между собой как понятия лжи, заблуждения и правды .
По утверждению Саса, если считать истерию особой формой коммуникативного поведения и сравнивать её с языками, бессмысленно изучать её «причины» в медицинском смысле слова (то есть этиологию ), но есть смысл изучать лишь, как истерии научаются и что она означает. Согласно Сасу, основной чертой языка истерии является его иконичность (как известно, иконическими являются знаки, для которых характерно соответствие означающего и означаемого, основанное на их внешнем сходстве, их подобии; коммуникация осуществляется с помощью изображений, а не конвенциональных знаков). Язык истерии, по сути, состоит из изображений, картин, он подобен пантомиме , «немому» представлению, с помощью которого пациент формирует сообщение посредством невербальных знаков . Задача психиатра — разгадать это сообщение, «перевести» его на обыденный язык .
Сас называет истерию «языком болезни», имеющим двойное происхождение: 1) телесная структура человека (нарушения функций организма и телесные ощущения, связанные с реально пережитыми физическими заболеваниями); 2) культурные факторы (в частности, общемировая тенденция облегчать больным жизнь). Как указывает Сас, этот «язык болезни» используется либо потому, что другие формы коммуникации недостаточно хорошо выучены, либо потому, что именно язык истерии оказывается в конкретном случае исключительно полезным. Сас утверждает, что потребность в такой форме коммуникации, как истерия, обычно возникает в семье, поскольку социальные условия этого коллектива принуждают членов семьи сдерживать свои желания и их явное выражение, что даёт стимул к развитию более обходных, косвенных форм коммуникативного поведения .
См. также
Примечания
- ↑ V. Mark Durand, David H. Barlow. : [ англ. ] . — Cengage Learning, 2012. — P. 195. — «… the prejudicial and stigmatizing terms hysteria and hysterical are no longer used.». — ISBN 1-111-83698-1 .
-
Большой толковый медицинский словарь
.
23 июля 2017 года.
// Oxford Concise medical dictionary / Под ред. Г. Л. Билича. —
М.
: Вече: АСТ, 2001.
Ранее так назывался невроз, характеризующийся эмоциональной неустойчивостью, подавленностью, диссоциацией, а также рядом физических симптомов (см. Истерический) и уязвимостью к внушению.
- НЦПЗ РАМН — . 25 марта 2014 года. .
- ↑ НЦПЗ РАМН — . 25 марта 2014 года.
- НЦПЗ РАМН — . 25 октября 2020 года. .
- НЦПЗ РАМН — . 23 октября 2020 года. .
- Дмитриева Т. Б. , Краснов В. Н. , Незнанов Н. Г., Семке В. Я. , Тиганов А. С. Психиатрия: национальное руководство / При участии Российского общества психиатров и Ассоциации медицинских обществ по качеству. // М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 1000 с. ISBN 978-5-9704-2030-0 . С. 45-47, 569.
- ↑ Платон . = Τίμαιος. — Афины , 360 год до н. э.. — С. 91c. 18 ноября 2009 года.
- : [ 4 января 2023 ] // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 97. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9 .
- Корсини Р., Ауэрбах А. Истерия // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. — СПб. : Питер, 2006. — С. 504. — 1876 с.
- Albert Michael, Ben Underwood. : [ англ. ] . — Elsevier Health Sciences, 21 June 2007. — P. 52. — « 21. The ICD-10 classification includes the diagnosis ‘hysteria’. False: The term ‘hysteria’ is not used in the title for any mental disorder in ICD-10. The ICD-10 recommends avoiding the term ‘hysteria’ as far as possible in view of its many and varied meanings.». — ISBN 0-7020-4807-0 .
-
Всемирная организация здравоохранения
.
Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). —
Ростов-на-Дону
: «Феникс», 1999. —
ISBN 5-86727-005-8
.
«Термин „истерия“ не употреблялся из-за многочисленности и разнообразия его значений. Вместо него предпочтение было отдано термину „диссоциативный“, который объединил расстройства, считавшиеся ранее истерическими, причём как собственно диссоциативного, так и конверсионного типов.»
- Glen O. Gabbard, Judith S. Beck. (англ.) . — Oxford University Press, 2007. — P. 306. — 548 p. 1 ноября 2020 года.
- ↑ Edward Shorter. (англ.) . — Oxford University Press, 2005. — P. 139. — 351 p. 1 ноября 2020 года.
- American Psychiatric Association . . — Washington, DC : «American Psychiatric Publishing», 1980. — P. 377. — 494 p. — ISBN 978-0-521-31528-9 .
- . — Древний Египет , Фаюмский оазис , , 1950 год до н. э. . — С. 2. — 3 с. 2 января 2011 года.
- Zograb Makiyan. . — Lulu.com, 2013-02. — 231 с. — ISBN 978-1-300-11808-4 .
- 100 человек, которые изменили ход истории. Еженедельное издание. Зигмунд Фрейд (Выпуск № 13, 2008). Путь к профессии
-
Оппозиция между обсессией (мужчина) и истерией (женщина): обсессивный субъект откладывает, задерживает действие , дожидаясь нужного момента, в то время как истерик своими действиями «забегает вперёд» , демонстрируя тем самым ложность обсессивной позиции…
— Жижек, Славой . Возвышенный Объект Идеологии. — « Художественный журнал », 1999. (стр. 65) - : [ 2 сентября 2022 ] // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 277. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3 .
- Максимов С. В. // . — СПб. , 1903.
- Яновский А. Я. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Всемирная организация здравоохранения . . 1 ноября 2018 года. (1977), С. 191
- Всемирная организация здравоохранения . . — М. , 1983. — С. 41. 19 апреля 2016 года.
- Mankiller, Wilma P. (англ.) . — Boston, MA: Houghton Mifflin, 1998. — P. Co. pp. 26. — ISBN 0-6180-0182-4 .
- (кит.) (англ.) . 5 февраля 2017 года.
- Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд. — М. : «Джангар», 2012. — 864 с.
- ↑ Немов Р. С. Психологический словарь. — Владос, 2007. — 560 с. — ISBN 978-5-691-01515-1 .
- Демина Л. Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Изд-во Алтайского государственного университета, 2000. — 123 с.
- . — Женева: WHO, 2001. — 390 с. — ISBN 9667841251 . 20 января 2022 года.
- В. В. Марилов. Общая психопатология. — М. : «Academia», 2002. — С. 93. — 224 с. — ISBN 5-7695-0838-8 .
- Коркина М. B., Беленькая Н. Я. // Большая медицинская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. Б. В. Петровский . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1978. — Т. 9 : Ибн-Рошд — Йордан. — 483 с. : ил.
- ↑ Жмуров В. А. . 13 октября 2020 года. // (электронная книга). 2016 г. — 3629 стр. ISBN 978-5-04-067589-0 .
- // Значения слова в словаре Ефремовой (онлайн-вариант).
- . 14 мая 2021 года. // Значения слова в толковом словаре Ожегова (онлайн-вариант).
- // Значения слова в Малом академическом словаре (онлайн-вариант).
- Обжиров А. И. . 8 марта 2022 года. / Тихоокеанский океанологический институт имени В. И. Ильичёва ДВО РАН // Владивосток, (Eurasian Scientific Association, № 3, (25), March 2017, Geological and mineralogical science. P. 162—164).
- Вайнер Э. Н. . — М. , 2003. — 144 с. — ISBN 978-5-89349-557-7 .
- Скворцов В. В., Тумаренко А. В. . 8 октября 2020 года. // СПб.: , 2015. — 207 с. ISBN 978-5-299-00626-1 . С. 168—169.
- Аствацатуров М. И. . 14 октября 2020 года. // М.: , 2017. — 544 с. ISBN 978-5-91894-064-8 . С. 147.
- ↑ Сас Т. Миф душевной болезни / Пер. с англ. В. Самойлова. — М. : Академический проект; Альма Матер, 2010. — 421 с. — (Психологические технологии). — ISBN 978-5-8291-1183-0 , 978-5-902766-87-2.
Литература
- Мясищев В. Н. [bse.sci-lib.com/article056846.html Истерия] // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Розенбах П. Я. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Якубик А. Истерия: Методология. Теория. Психопатология / Пер. с польского // М.: Медицина, 1982. — 344 с. ( . 13 февраля 2020 года. на сайте ФГБНУ « НЦПЗ »).
- Семке В. Я. Истерические состояния / АМН СССР // М.: Медицина, 1988. — 224 с. ISBN 5-225-00191-2 .
- Фрейд З. , Брейер Й. Собрание сочинений в 26 томах. Том 1: Исследования истерии / 1895 г., пер. С. С. Панкова // СПб.: ВЕИП , 2005. — 82 с. ISBN 5-88787-024-9 .
- Фрейд З. Собрание сочинений в 10 томах. Том 8: Истерия и страх / 1905 (1901) г., пер. А. М. Боковикова // М.: Фирма СТД, 2006. — 320 с. ISBN 5-89808-051-1 . С. 83—186 (Глава «Фрагмент анализа одного случая истерии»).
- Лахманн P. . 2 мая 2008 года. / Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сб. статей. Под ред. и пер. К. Богдановой, Ю. Мурашовой, Р. Николози // М.: Новое издательство, 2006. С. 148—168.
- Куваев В. . 31 августа 2009 года. // Журнал «Credo New», № 3 (55), 2008 г. С. 151—160
- Реньяр П. Умственные эпидемии. Историко-психиатрические очерки. M.: Emergency Exit, 2004.
- (англ.) . — London: Virago, 1987. — 308 p. — ISBN 978-0-8606-8869-3 .
Ссылки
- Christina Vanvuren. . [История истерии: сексизм в диагностировании] (англ.) . (18 мая 2017). Дата обращения: 2 июня 2021. 17 июня 2021 года.
- . 11 августа 2020 года.
|
В статье есть список
источников
, но в этом разделе
не хватает
сносок
.
|
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2020-07-09
- 1