Interested Article - Новый Голливуд

«Новый Голливуд» в значительной мере ассоциируется с именем Роберта Олтмена

Новый Голливуд ( англ. New Hollywood ) — период в истории Голливуда , который продолжался с момента отмены в 1967 году кодекса Хейса , на котором строилась классическая студийная система , приблизительно до 1980 года .

Американское кино конца 1960-х и 1970-х годов иногда характеризуется как « американская новая волна » ( англ. American New Wave ) в знак того, что основные режиссёры этого времени занимались освоением достижений Французской новой волны и в целом испытали значительное влияние европейского интеллектуального кино. Под влиянием теории авторского кино режиссёрам предоставлялась немыслимая ранее творческая свобода . Небывалого авторитета достигли в США кинокритики, такие как Полин Кейл и Эндрю Саррис .

Фильмы Стэнли Кубрика , Ф. Ф. Копполы , Мартина Скорсезе , Романа Полански , Вуди Аллена , Роберта Олтмена , Питера Богдановича , Сэма Пэкинпа , Милоша Формана и ряда других режиссёров воспринимались как мейнстрим американского кино, финансировались крупнейшими киностудиями, номинировались на премии Киноакадемии , оттого их нельзя относить к независимому кино «не для всех» (к которому, например, принадлежит продукция « Фабрики » Энди Уорхола или « Голова-ластик » Д. Линча ). Тем не менее корифеи Нового Голливуда не боялись экспериментировать с формой и браться за самые сложные и спорные темы, которые традиционно оставались вне рамок коммерческого кинематографа .

Эволюция

Новый Голливуд родился в условиях художественного кризиса, который переживал Голливуд в 1960-е годы. Молодёжная аудитория всё больше предпочитала европейские фильмы, традиционные голливудские жанры вроде вестерна и пеплума приходили в упадок. Огромные вложения в традиционные коммерческие ленты с любовным сюжетом и ярчайшими кинозвёздами часто не окупались (показателен в этом смысле провал блокбастера « Клеопатра »). В то же время смелые по форме и содержанию проекты, ориентированные на молодого зрителя, как, например, криминальный фильм « Бонни и Клайд », комедия « Выпускник » и бессюжетный роуд-муви « Беспечный ездок », приносили солидные сборы.

Плакат к фильму «Бонни и Клайд» — одному из провозвестников «Нового Голливуда»

Всё это заставляло киностудии идти на риск, передоверяя создание фильмов всецело в руки режиссёров, подчас весьма молодого возраста. Стали востребованы актёры новой формации, в совершенстве освоившие систему Станиславского и искусство перевоплощения, — Дастин Хоффман , Джек Николсон , Роберт Де Ниро , Аль Пачино , Джин Хэкмен . Большой вклад в кинопроизводство стали вносить небольшие малобюджетные студии вроде BBS Productions , которая выпустила нашумевшие ленты « Беспечный ездок », « Пять лёгких пьес », « Последний киносеанс ». По характеристике Андрея Плахова , «Новый Голливуд» — это «славная эпоха американского кино, наполненная духом неприкаянности, бродяжничества, поиском альтернативных ценностей» :

Пожалуй, не было периода столь тесного соприкосновения американской и европейской кинокультур, как на рубеже 60—70-х. Эпоха хиппи , психоделии , сексуальной революции и молодёжных протестов сблизила Америку с Европой, потребовала от кинематографистов более гибких сюжетных структур.

В начале 1970-х финансирование находило даже сугубо авангардное по сегодняшним меркам кино вроде « » Денниса Хоппера . В отличие от столпов классического Голливуда ( Хичкок , Уайлдер , Хоукс , Форд , Уайлер ), режиссёры молодого поколения с пиететом относились к европейским интеллектуалам от кино. Их собственные работы на равных конкурировали с элитарным европейским кино на крупнейших фестивалях Европы. Более того, некоторые европейские режиссёры с именем ( Полански , Антониони , Маль ) переехали работать в США.

Пик Нового Голливуда связан с выходом , запечатлевших параноидальное состояние американского общества после войны во Вьетнаме и уотергейтских разоблачений Разговор », « Заговор „Параллакс“ », « Три дня Кондора », « Вся президентская рать »).

Ситуацию изменило появление эпохи блокбастеров , начавшейся после выхода в 1975 году фильма Стивена Спилберга « Челюсти ». После этого киностудии стали всерьёз вкладываться именно в такое кино для массового зрителя, где уже главную роль играла не рефлексия или социальный подтекст, а острые ощущения, спецэффекты. Фильмы-катастрофы или фантастические саги Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса могли сниматься сериально (как, например, « Звёздные войны », « Индиана Джонс »). По мере того, как американское общество пыталось развеяться от социально-политических потрясений 1970-х годов, развлекательная составляющая фильмов вытесняла общественно-политическую. Чемпионами кассовых сборов всё чаще становились музыкальные комедии с участием звёзд лёгкой танцевальной музыки — диско . Возвращалась мода на исторические фильмы (« Дни жатвы »). Финансировать поисковые проекты остросоциальной тематики становилось всё сложнее. Провал в прокате таких лент, как « Врата рая » и « Разыскивающий » в 1980 году, окончательно разубедил голливудских продюсеров вкладываться в авторское кино.

Список значимых фильмов Нового Голливуда

Ниже представленный список — хронологический список фильмов периода Нового Голливуда, которые оригинальны или известны.

Режиссёры Нового Голливуда

Примечания

  1. Geoff King, New Hollywood Cinema, I.B Tauris, London, 2002. pp.1-4
  2. . Дата обращения: 24 декабря 2010. Архивировано из 16 декабря 2010 года.
  3. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Ъ-Газета

Литература

  • Бискинд П. «Беспечные ездоки, бешеные быки». — М.: ACT, 2007.
  • Голенпольский Т. Г. , Шестаков В. П. США: Кинематограф 70-х. — М.: Знание, 1978. — 65 с.
  • История зарубежного кино (1945-2000). Отв. ред. В. А. Утилов. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 566 с.
Источник —

Same as Новый Голливуд