Interested Article - Чхаупади

Активисты проводят среди женщин разъяснительную работу, чтобы искоренить чхаупади

Чхаупади или чаупади ( непальск. छाउपडी МФА : (инф.) — «неприкасаемое бытие») — древняя традиция «менструального изгнания» девочек и женщин из семейного жилища на время, пока у них происходит менструация , или сразу после родов .

Чхаупади — одна из крайних форм гендерной дискриминации , уходящая своими корнями в индуистские табу . Согласно мифам, бог Индра создал менструацию как средство распределения проклятий , и женщины во время месячных или сразу после родов временно являются «нечистыми» и «оскверняющими» всё вокруг . Наиболее широко обычай чхаупади распространён в западной части Непала , а также в сельской местности индийских штатов Уттаракханд , Тамилнад и Керала . Кроме того, чхаупади сохранился у дардских народов Пакистана , в частности у калашей .

Согласно данным властей, 19 % непальских женщин в возрасте от 15 до 49 лет следуют традиции чхаупади. В западной части страны их доля увеличивается до 50 %, а в районе Ачхам — до 95 % . В сельской части Индии каждая пятая девочка бросает школу, когда у неё начинается менструация .

Традиция

Согласно традиции, женщины и девушки, у которых наступает менструация, считаются «нечистыми» и контакт с ними чреват невзгодами. Нарушителей табу якобы ожидают стихийные бедствия, падёж домашнего скота, неурожаи зерновых и даже смерть родственников. Согласно укоренившимся в индуизме поверьям и табу, женщине во время менструации нельзя касаться других людей, а также коров, овощей, фруктов и даже деревьев, иначе они перестанут плодоносить, нельзя пить молоко, иначе корова перестанет его приносить, нельзя употреблять молочные продукты, нельзя доить буйволиц и коров, нельзя читать книгу, иначе это может вызвать гнев богини мудрости и знаний Сарасвати . Таким образом, дабы избежать несчастий в семье и деревне, женщины подлежат временному изгнанию из своего дома. В период менструации женщинам строго запрещено посещать индуистские храмы и святилища, участвовать в семейных торжествах, пудже , религиозных процессиях и праздниках, пользоваться общей посудой и другой кухонной утварью, заходить на кухню, мыться в реках и набирать воду из общественных колодцев .

Абсолютное большинство женщин, соблюдающих традицию чхаупади, ежемесячно вынуждены ютиться в «чхаупади готх» или сокращённо «чхауготх» — небольших глиняных сараях, хлевах для скота возле дома или в отдельных хижинах без окон, расположенных в лесу или горах. Лишь немногие женщины могут оставаться в семейном доме, в отдельной комнате, известной как «байтхак». Изгнанные женщины обычно спят в антисанитарных условиях прямо на земляном полу, укрываясь тонким одеялом, купаются и стирают вещи лишь в особом ручье или пруду за пределами деревни. Обычно замужние женщины изгоняются из дома на несколько дней (до пяти), в то время как незамужние могут находиться в вынужденной изоляции до недели. Девочки, испытавшие менструацию впервые, изолируются на 14 дней .

Религиозный запрет на чтение книг и письмо приводит к тому, что девушки, у которых начинается менструация, чаще пропускают школу или колледж, что лишь усиливает и так существующий разрыв между ними и юношами в образовании, и в дальнейшем приводит к значительной дискриминации в трудоустройстве по гендерному признаку .

Некоторые запреты чхаупади распространяются и на родивших женщин, так как роды сопровождаются кровотечением и также считаются «нечистыми» (в Непале 89 % женщин рожают дома, почти 60 % рожают без врачей, только в присутствии родственниц) . После родов брахманы проводят в домах рожениц «очистительные» ритуалы.

Даже если женщины или девочки не соблюдают чхаупади, общество ограничивает их общественную жизнь из суеверных соображений. Например, многие сельские школы прямо запрещают менструирующим девочкам посещать школу, в итоге девочки в старших классах пропускают школу в среднем пять дней в месяц, от этого их общая успеваемость падает и они получают худшие оценки, нежели мальчики .

Запрет

В мае 2005 года Верховный суд Непала запретил исполнять обычай чхаупади. В августе 2017 года парламент страны признал чхаупади преступной традицией и криминализировал её. Отныне любой, кто принуждает женщину к «менструальному изгнанию», может быть заключён в тюрьму на три месяца или приговорён к крупному штрафу. Однако в сельской местности большинство населения продолжает следовать традициям и практиковать «менструальное изгнание». В западном Непале никого так и не обвинили в принуждении к чхаупади . Однако запрет чхаупади активизировал работу неправительственных организаций, которые проводят разъяснительную работу среди женщин, учителей и врачей, защищают права подростков и женщин, добиваются строительства в школах отдельных туалетов для девочек .

К концу 2010-х годов правительство Непала усилило борьбу с традицией чхаупади, инициировав массовый снос хижин; за несколько лет в стране было уничтожено более 7 тыс. чхауготхов. Тем не менее, многие сельские жители принялись почти сразу же заново отстраивать эти хижины . Кампания по сносу хижин была признана неэффективной и спорной, так как менструирующие женщины в итоге стали изгоняться в пещеры или на открытую дикую местность за пределами деревни .

Риски для здоровья и жизни

Во время изгнания женщины, а также их маленькие дети, следующие за матерью, нередко подвергают своё здоровье опасности. Женщины часто болеют, не соблюдают правила гигиены, лишены элементарного доступа к чистой воде, им дают меньше еды (рацион ограничивается лепёшкой с солью) и вообще не дают молока и топлёного масла , нередко на них нападают змеи, скорпионы и дикие животные. Зимой изгнанницы живут в крошечных хижинах и могут отравиться угарным газом в плохо проветриваемых помещениях. Скудное питание и тяжёлый физический труд лишь усугубляют уже имеющиеся болезни. Многие женщины, прошедшие чхаупади, испытывают чувство вины, унижение, печаль и депрессию. Во время изгнания женщина может умереть от болезни и кровопотери, так как её родственники из-за боязни быть «осквернёнными» не отвезут её в больницу. Также изолированные от семьи женщины нередко подвергаются сексуальному насилию со стороны пьяных мужчин .

Другие названия

В районе Ачхам обычай известен как чаупади , в районах Даделдхура , Байтади и Дарчула — как чхуе или бахирхуну , в районе Баджханг — как чаукулла или чаукуди .

Примечания

  1. (англ.) . United Nations Resident and Humanitarian Coordinator’s Office (апрель 2011). Дата обращения: 10 октября 2020. 3 августа 2018 года.
  2. Jeffrey Gettleman. (англ.) . The New York Times (19 июня 2018). Дата обращения: 10 октября 2020. 1 августа 2018 года.
  3. Анастасия Мартынова. Непал без вранья. — Рипол Классик, 2017. — С. 144. — ISBN 9785386101800 .
  4. K. Jaishankar, Natti Ronel. Second International Conference of the South Asian Society of Criminology and Victimology, 11-13 January 2013, Kanyakumari, Tamil Nadu, India. — 2013. — P. 142. — ISBN 9788190668750 .
  5. . NEWSru.com. Дата обращения: 12 января 2019. 13 января 2019 года.
  6. (англ.) . Independent. Дата обращения: 12 января 2019. 13 января 2019 года.
  7. (англ.) . Independent. Дата обращения: 12 января 2019. 13 января 2019 года.
  8. (англ.) . Independent. Дата обращения: 12 января 2019. 13 января 2019 года.
  9. (англ.) . DNA. Дата обращения: 13 января 2019. 13 января 2019 года.
  10. (англ.) . The New York Times. Дата обращения: 15 января 2019. 28 июня 2018 года.
  11. . NEWSru.com. Дата обращения: 12 января 2019. 13 января 2019 года.
  12. (англ.) . Independent. Дата обращения: 12 января 2019. 13 января 2019 года.
  13. (англ.) . Independent. Дата обращения: 12 января 2019. 12 января 2019 года.
  14. (англ.) . Дата обращения: 15 января 2019. Архивировано из 22 декабря 2018 года.
  15. (англ.) . South China Morning Post. Дата обращения: 15 января 2019. 1 августа 2018 года.
  16. Handbook of Research on Women's Issues and Rights in the Developing World. — IGI Global, 2017. — P. 157—158. — ISBN 9781522530190 .
  17. (англ.) . BBC News. Дата обращения: 15 января 2019. 5 марта 2009 года.
  18. (англ.) . kathmandupost.com . Дата обращения: 11 августа 2023. 12 августа 2023 года.
  19. (англ.) . Independent. Дата обращения: 12 января 2019. 13 января 2019 года.
  20. . NEWSru.com. Дата обращения: 12 января 2019. 12 января 2019 года.
  21. Punam Yadav. Social Transformation in Post-conflict Nepal: A Gender Perspective. — Routledge, 2016. — P. 75. — ISBN 9781317353904 .
  22. Adhikari, Rojita (2023-08-11). . The Guardian (англ.) . 0261-3077. из оригинала 11 августа 2023 . Дата обращения: 11 августа 2023 .
  23. (англ.) . Дата обращения: 15 января 2019. 21 декабря 2018 года.
  24. (англ.) . National Geographic. Дата обращения: 15 января 2019. 17 января 2019 года.
  25. (англ.) . National Public Radio. Дата обращения: 15 января 2019. 8 февраля 2018 года.
  26. (англ.) . BBC News. Дата обращения: 15 января 2019. 11 января 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Чхаупади