Interested Article - Удовольствие
- 2021-05-05
- 1
Удово́льствие , наслажде́ние — часть положительных эмоций , субъективное переживание, в частности, сопровождается удовлетворением одной или нескольких потребностей . Антонимами удовольствия являются страдание , горе , несчастье и боль .
Удовольствие считают частью различных других психических состояний, таких как экстаз , эйфория , кайф и поток .
Этимология слова
Слово «удовольствие» является суффиксальным производным от древнерусского слова «удоволъ», имеющего то же значение и однокоренного современным словам «довольный», «воля» .
Народная этимология
Популярна версия , толкующая слово «удовольствие» как «воля уда», где «уд» — это мужской половой орган. В качестве её наукообразного подтверждения часто дают ссылку на заметку В. Э. Орла «Слав. * udъ » в сборнике «Этимология. 1977» , однако о слове «удовольствие» в этой заметке вообще речь не идет.
Философия
Основателем философии гедонизма (от др.-греч. ἡδονή — удовольствие) считается древнегреческий философ Аристипп . По Аристиппу, у души есть 2 состояния: боль и наслаждение, и для большего блага человек должен стремиться ко второму. Разработанная теория удовольствия была у античного философа Эпикура . Он различал два вида наслаждения — «статическое», или наслаждение «в покое», и «кинетическое», или наслаждение «в движении» . Он стал создателем течения эпикуреизм , позже эволюционировавшего в эвдемонизм ((от др.-греч. εὐδαιμονία — счастье ). Понятие удовольствия в философии Эпикура не отождествлено со счастьем . Стоики считали удовольствие страстью , вызывающей зависимость и привычку.
В трудах современного английского философа Дэвида Пирса (например, в работе «Гедонистический императив») рассматриваются перспективы увеличения роли удовольствий в обществе и биосфере.
Психология
Принцип удовольствия ( нем. Lustprinzip ) — один из четырёх принципов работы психического аппарата в теории Зигмунда Фрейда , наряду с принципом постоянства, принципом нирваны и принципом навязчивого повторения. Принцип удовольствия описывает стремление психики к понижению напряжения до минимального уровня. «Голод, жажда, стремление к сексуальному удовлетворению, потребность в сне и физическом движении коренятся в химизме организма. Объективная физиологическая необходимость удовлетворить эти требования субъективно воспринимается как желание, и если оно не удовлетворяется какое-то время, ощущается мучительное напряжение. Если такое напряжение разряжается, облегчение воспринимается как удовольствие» . Поэтому в работе 1920 года Фрейд делает парадоксальный вывод, говоря о том, что «принцип удовольствия находится в подчинении у влечения к смерти» — и тот и другой стремятся привести организм к уровню минимальной, в идеале нулевой, психической нагрузке.
Эрих Фромм в труде «Человек для себя» предлагает называть тип удовольствия, описанный Фрейдом и связанный с физическим состоянием тела — удовлетворение (satisfaction), от лат. «делаться достаточным» . «Удовлетворение, связанное с разрядкой мучительного напряжения, есть наиболее распространенное и легче всего достижимое психологически удовольствие; оно также может оказаться одним из наиболее интенсивных, если напряжение длилось достаточно долго и потому само стало весьма интенсивным. Значимость этого типа удовольствия не может быть поставлена под сомнение; не может быть поставлен под сомнение и тот факт, что в жизни многих это почти единственный когда-либо испытываемый тип удовольствий», пишет он . Другой тип удовольствия по его мнению — связан с психическим напряжением. «Человеку может казаться, будто желание порождено требованиями тела, в то время как на самом деле оно определяется иррациональными психическими потребностями. Он может испытывать сильный голод, который вызван не нормальной физиологической потребностью организма, а психологическим стремлением заглушить тревогу или депрессию (…). Хорошо известно, что желание напиться часто является следствием не жажды, а психологических причин» . Здесь удовольствие также связано со снятием напряжения. Далее Фромм перечисляет типы удовольствия: удовлетворение, иррациональное удовольствие, радость, счастье, удовольствие, сопровождающее выполнение любой задачи, которую человек перед собой поставил (то есть «вознаграждение», достижение, и, наконец, удовольствие, основанное не на усилии, а на расслаблении .
Психоаналитик Жак Лакан сопоставляет удовольствие с завистью, какими бы противоположными они не казались, поскольку «удовольствие связано не с праздностью, а именно с зависимостью или эрекцией желания», — говорит он в семинаре «Объектные отношения», 05. 12. 1956
В религиях
В древнегреческой мифологии удовольствие олицетворяет богиня Волупия .
В христианстве такие телесные удовольствия, как чревоугодие и похоть , отвергаются, а культивируются удовольствия духовные: блаженство и радость .
В буддизме обратной стороной удовольствия считается страдание , вызванное неудовлетворённым вожделением [ источник не указан 3118 дней ] .
См. также
- Гедонофобия — навязчивая боязнь получения наслаждения, удовольствия.
Примечания
- Шанский Н. М. , Этимологический словарь русского языка. — Москва , 1994
- Среди ранних её упоминаний в литературе — статья А. Николаевой де Рокамболь «Пространство городского праздника» («Декоративное искусство», 1996, № 1, стр. 41—42).
- ancientrome.ru . Дата обращения: 24 июля 2021. 24 июля 2021 года.
- ↑ Фромм Э. Человек для себя. б. Типы удовольствия
- . www.theoi.com. Дата обращения: 11 апреля 2019. 11 апреля 2019 года.
- Дата обращения: 13 апреля 2010. 13 ноября 2012 года.
- «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию. Похоть же, зачавши, рождает грех» ( Иак. )
Литература
- Кириленко С. А. // Феномен удовольствия в культуре. Материалы международного научного форума. — СПб.: Центр изучения культуры, 2004, с. 155—157
- 2021-05-05
- 1