Шаманизм в Сибири
- 1 year ago
- 0
- 0
Шамани́зм (также шама́нство ) — древняя религия , в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса (« камлание »). Шаманизм связан с магией , анимизмом , фетишизмом и тотемизмом . Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах . По мнению других, современных религиоведов, в частности И.Негреева, шаманизм не является самостоятельной религией. Это публичная религиозная практика, присутствующая в разных культах и представляющая собой контролируемые адептом медиумические состояния. В рамках разных шаманских традиций их носители отыскивали людей с медиумическими способностями ("шаманской болезнью") и учили контролировать эти проявления и при их помощи становится посредниками между живущими и их предками.
Шаманизм был развит у народов Сибири , Дальнего Востока , Юго-Восточной и Средней Азии и Африки , у индейцев Северной Америки , Австралии и Океании , а также и у индейцев Южной Америки . В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли, особенно в палеолите и неолите . В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией , насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов.
Понятие « шаман » используется во многих языках. Основная версия его происхождения — тунгусо-маньчжурская — от корня «са» ( са-ми/hа-ми/ша-ми) — «знать» + -ман (суфф. отглагольного имени, суфф. склонности лица к чему-либо), досл. саман — «знающий [то, что другим не дано]» . С тюркского языка «шам»-лампа/свет, «ан»-дичь / «ман/мен»-я. Также в тюркских языках есть слово «жаман»-плохой. Через русский язык понятие постепенно попало в большинство европейских языков. Не исключено также, что оно происходит из индоарийских языков и по версии румынско - американского философа и культуролога Мирчи Элиаде происходит от санскр. श्रमण «шрамана» и пали शमण «самана» — слушающий . Кроме того, каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций шамана и категории шамана ( См. также ).
Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона к региону:
Шаман предпринимает , чтобы:
Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и бьёт в бубен (или играет на специальном инструменте). Во время экстаза он может превратиться в дикого зверя и наброситься на других шаманов. Способность шамана путешествовать в иные миры и видеть сверхъестественные существа (богов, демонов, душ умерших, ангелов , духов и т. п.) послужила решающим фактором познания смерти .
Распространённым представлением в сибирском шаманизме является представление о трёх мирах: верхнем (небесном), среднем (земном) и нижнем (подземном). Шаман — человек, который, благодаря небесному избранию, способен посредством Мирового Дерева / Дерева Жизни перемещаться между мирами для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывание дождя и т. д.
На шаманизм опираются анимистические религии , утверждающие, что все в мире наделено душой. В своих развитых формах анимистические религии содержат политеистические представления, где природные явления, такие, как Солнце , Луна , звёзды , гром и молнии , огонь и т. д., уже являются персонифицированными в виде божеств ( небожителей ).
Шаманизм — это религиозная система практики . Исторически он ассоциируется с племенами или населением определённых регионов и заключается в вере в то, что шаманы обладают связью с потусторонним миром, благодаря чему могут исцелять больных, общаться с духами и сопровождать души умерших в загробную жизнь. Эта идеология широко практиковалась в Европе , Азии , Тибете , Северной и Южной Америке и Африке , Палеолите . Она была сосредоточена на вере в сверхъестественные явления, такие как мир богов , демонов и духов предков .
По данным археологии, шаманские ритуалы практиковались в Сибири ещё в эпоху неолита и в бронзовом веке . Например, сохранившиеся писаницы Верхнего Приамурья, Восточного Забайкалья , разных регионов Якутии являются иллюстрацией древних шаманских обрядов поздненеолитических предков современных эвенков . В отличие от большинства религиозных учений, созданных тем или иным основателем, шаманизм сложился естественным, историческим путём. На определённом этапе отражения мира в сознании людей образ мифической Вселенной стал настолько значимым и разработанным, что разобраться в нём могли только личности, имевшие особые способности и прошедшие специальную подготовку . В большинстве обществ появилась потребность в «посреднике» между человеческим и потусторонним мирами .
Одно из самых древних шаманских погребений в России было найдено на Оленьем острове в Онежском озере и относится, по всей видимости, к эпохе мезолита , насчитывая уже 6 тысяч лет .
« Речения царств » ( кит. трад. 國語 , упр. 国语 , пиньинь Gúo yǔ , палл. Го юй ) приводят наиболее полное классическое описание шаманизма в китайской культуре . Выделяются шаманы мужского (覡) и женского (巫) пола, которые разбираются в ритуалах, ответственных за взаимодействие с духами.
Шаманами в Корее ( кор. 무당 ? , 巫堂 ? мудан ) и Японии ( яп. イタコ итако ) в основном являются женщины. В Корее редкие мужчины-шаманы даже облачаются в женские одежды для проведения обрядов и камлания. В Японии шаманизм постепенно трансформировался в синтоизм — этническую религию японцев , бывшую до 1947 года государственной .
В разных регионах, у разных народов в ходе накопления и осмысления шаманского опыта примитивные и аморфные системы религиозных взглядов (а также связанные с ними религиозные институты ) развивались в более сложные и устойчивые. Примером результата такой эволюции является даосизм — всеобъемлющее мировоззрение, аккумулирующее представления о природе, душе, мире добрых и злых духов и т. д.
В XX веке шаманские техники стали активно применяться вне традиционного контекста — в школах и религиях Нью-эйдж , и в различных системах психотерапии .
Большое распространение получили книги о шаманизме американского антрополога и писателя Карлоса Кастанеды . В 2011 году немецкий художник Кристиан Тоннис организовал во Франкфурте-на-Майне выставку «Шаманизм большого Алтая» .
На широком лингвистическом, фольклорном и этнографическом материале российский лингвист Ф. Г. Хисамитдинова подробно описала ритуалы лечебной магии и представления о болезнях башкирских шаманов баксы ( башк. баҡсы ) .
В 2011 году в Иркутской области на базе филиала Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова был открыт Центр изучения древней бурятской религии с целью изучения шаманизма .
В 2004 г. французский кинорежиссёр Жан Кунен выпустил фильм «Другие миры» ( фр. D’autres mondes ) о традициях шаманов шипибо — индейского народа, проживающего в Перу .