Interested Article - Редлер, Йозеф Карл

Йо́зеф Карл Ре́длер ( нем. Josef Karl Rädler , 9 сентября 1844 , Фалькенау-на-Эгере , Богемия , Австрийская империя — 13 ноября 1917 , Мауэр-Амштеттен , Австро-Венгерская империя) — австрийский художник- акварелист и специалист по росписи фарфора , представитель ар-брюта .

В двадцать три года Редлер переехал в Вену и работал художником по фарфору. В конце концов он открыл собственный бизнес, женился и имел четверых детей. В связи с расстройством психики был помещён в лечебницу в 1893 году, а в 1905 году переведён в приют (нем.) . Редлеру был поставлен диагноз «вторичная деменция », но симптомы его болезни связываются в настоящее время с латентной эпилепсией . Начиная с 1897 года, Редлер проводил большую часть своего времени в стенах лечебницы за занятиями живописью. Работы художника после его смерти были спасены одним из врачей и мужем медсестры лечебницы Мауэр-Олинг. Первая же выставка картин Редлера, состоявшаяся в Вене в 1994 году, привлекла к нему внимание искусствоведов и широкой зрительской аудитории .

Биография

Йозеф Карл Редлер. Акварель R-V.1202. Хранится в коллекции ABCD (Ар-брют. Изучение и распространение) в Париже.

Йозеф Карл Редлер родился в Богемии. В возрасте 23 лет он приехал в Вену , где основал с партнёром в 1872 году (по другим данным — в 1873 году ) «Художественную студию росписи фарфора Редлер и Питц» (или «Венскую компанию по росписи фарфора Редлер и Пильц», нем. «Artistische Atelier für Porzellanmalerei Rädler & Pilz», «Wiener Porzellanmalerfirma Rädler und Pilz» ), одну из самых крупных в то время в Австро-Венгерской империи , с офисами в Вене, Лондоне , Париже и Франкфурте . Его компания участвовала в международных выставках в Вене (1873) и Париже (1878), экспортировала продукцию за границу . Редлер расписал фарфоровый сервиз для семейства Ротшильдов , уже при его жизни образцы расписанной им посуды экспонировались в собрании Музея Южного Кенсингтона (современный Музей Виктории и Альберта ) . Ряд работ «Художественной студии росписи фарфора Редлер и Питц» находятся в коллекции Австрийского музея прикладного искусства в Вене. Это — несколько фарфоровых тарелок с рельефными золотыми украшениями. Посуда, произведённая фирмой, была отмечена монограммой совладельцев и обозначением места производства «Wien RP» . Фирма в своих росписях ориентировалась на академическое творчество Ангелики Кауфман и Ганса Макарта .

Появление проблем с психикой

Сам Редлер вёл вполне заурядную жизнь добропорядочного обывателя, женился и имел четверых детей (ещё четверо умерли в детстве ) . Он отличался крепким здоровьем, хотя время от времени жаловался на головные боли . Однако, когда ему было за сорок лет, Редлер начал испытывать резкие перепады настроения, что побуждало его начинать время от времени фантастические бизнес-проекты. Он разрушил семейное финансовое благополучие и запутался в бесплодных судебных процессах . Редлер стал сильно пить, совершал дорогие и бессмысленные покупки, плохо спал, завёл любовниц, предпринимал бесцельные путешествия . Cемья, чувствуя, что больше не может с ним справиться, заставила его лечь в психиатрическую лечебницу . 1 октября 1893 года он был помещён в частную лечебницу в (нем.) , а 30 декабря того же года — в венскую Пильгерхайн . По прибытии в Пильгерхайн Радлер был спокоен, жизнерадостен, следил за собой. Он проявил живой интерес к окружающим и заявил, что счастлив здесь . В лечебнице Редлер утверждал, что нужно «растить доброе, благородное и прекрасное», часто цитировал Конфуция и увлекался чтением писем Гёте . В начале 1899 года художник отчаянно требовал встречи со своей женой и угрожал повеситься .

Первоначальным диагнозом Редлеру стал « психоз с маниакальными состояниями возбуждения » ( нем. «Psychose mit manischen Erregungszuständen angenommen» ) . Впоследствии ему был поставлен диагноз «вторичная деменция» ( нем. «Sekundärer Demenz» , в настоящее время она называется шизофренией ), но австрийский психиатр и исследователь ар-брюта (нем.) , основываясь на анализе сохранившейся истории болезни художника, высказал предположение, что симптомы его расстройства могли быть результатом нарушений височной доли, вызванных латентной эпилепсией . В последний год жизни Редлер жестоко страдал от эпилепсии. Эпилепсия была зафиксирована и среди его кровных родственников . При этом, Навратил допускал и возможность наличия у Редлера маниакального синдрома . Постановлением областного суда Вены от 14 мая 1897 года над Редлером была установлена опека , его опекуном был назначен управляющий Эдуард Пригген .

Редлер в Мауэр-Олинге

Региональная больница Франца Иосифа I, где художник находился с 1905 по 1917 год

В 1905 году Редлер был переведён в новую современную психиатрическую лечебницу — региональную больницу Франца Иосифа I Мауэр-Олинг. Среди особенностей заведения были большие парковые площадки, зона развлечений, где пациенты могли организовать фольклорный фестиваль, танцы, боулинг . Вскоре после переезда из Вены в Мауэр-Олинг 11 августа 1905 года Редлер выразил своё удовлетворение сменой обстановки, объясняя свою точку зрения расширением возможностей для творчества. Он свободно перемещался по лечебнице и возобновил занятия живописью . Акварели художника позволяют восстановить повседневную жизнь лечебницы: «Есть акварели, изображающие лечебницу, созданные в пять утра, в столовой, во время принятия водных процедур, на ферме, в мастерских, на прогулках и вечеринках. Он рисует групповые изображения женщин и детей в красивых костюмах, читателей и курильщиков, посетителей» . О своём состоянии в это время художник писал в письме: «Это должно быть удовольствием — быть заключённым здесь», на одной из своих акварелей он надписал: «В сумасшедшем доме я осознаю себя счастливым»

Редлер большую часть времени рисовал и писал, используя большое количество бумаги и краски . Эта деятельность, по предположению исследователя творчества художника, была разрешена, а, возможно, даже поощрялась администрацией лечебницы, поскольку занятия живописью не оставляли времени художнику для конфликтов с персоналом. Работники лечебницы не любили художника, Редлер мог быть скандальным и воинственным. Когда он не писал акварели, то часто приставал с беседами к пациентам, произнося длинные философские монологи (записи персонала характеризовали его как «сварливого, глупого, высокомерного и упрямого» человека) . Обычно подписывая свои акварели «Смеющийся философ», он считал себя великим мыслителем и художником (он называл себя также «придворный художник Австрии, Сиама и Италии », «поэт» и « апостол человечества» ). Многие из своих работ он собирался продать по баснословным ценам, хотя был готов уступить значительно дешевле, если покупатель подписывал вексель . Врачи не придавали внимания творчеству Редлера. Художественные амбиции Редлера рассматривались как ещё одно свидетельство мании величия . Современные художественные критики утверждают, что если бы Редлер находился в творческой среде профессиональных деятелей искусства, его могли бы воспринимать как представителя зарождающегося авангарда , или, по крайней мере, предотвратили бы направление в психиатрическую больницу .

Художник был принципиальным и последовательным пацифистом . Некоторые его поступки и мысли говорят о ясности ума, хотя и вступают в конфликт с представлениями обывателей того времени. «Это позор для всей Европы, что человек против человека должен вести войну… В войне и убийстве, что можно получить? — Уничтожение людей и культуры!!!», — писал Редлер в 1914 году после начала Первой мировой войны , когда Европа была охвачена милитаристской истерией . Редлер также выступал за эмансипацию женщин . Художник скончался 13 ноября 1917 в психиатрической лечебнице Мауэр-Олинг .

Изучение творчества художника

Один из сыновей Редлера стал художником, но собственная семья так и не проявила интереса к творчеству Йозефа Карла Редлера . После его смерти в 1917 году работы художника были перенесены на чердак лечебницы, а пятьдесят лет спустя выброшены в мусор . Сохранившиеся четыреста (по другим данным — 850 ) акварелей Редлера были обнаружены в 1960-х годах в куче мусора в Мауэр-Олинге мужем одной из медсестёр. В 1972 году эта медсестра привезла коллекцию работ Редлера Лео Навратилу, австрийскому психиатру, известному тем, что создал творческое объединение художников в психиатрической больнице, в которой работал. Навратил приобрёл у неё около 100 акварелей Редлера, которые он передал в дар в (нем.) , где они были представлены на персональной выставке Редлера в 1994 году . Остальные рисунки были сохранены одним из врачей в Мауэр-Олинге и постепенно распродавались . Около половины находятся в австрийском провинциальном музее в Санкт-Пёльтене . Владелец частной галереи Фердинанд Альтнёдер — один из самых крупных специалистов по Art brut в современной Австрии и большой поклонник творчества Редлера. В его коллекции в Зальцбурге также находилось большое количество работ художника , однако он продал практически все принадлежавшие ему работы Редлера. Самая дорогая из них ушла всего за 8 800 евро .

В 1994 году психиатр и почитатель и исследователь творчества Карла Йозефа Редлера Лео Навратил (1921—2006) издал монографию, посвящённую художнику. Книга была опубликована по случаю персональной выставки Йозефа Карла Редлера в Музее Нижней Австрии . Фердинанд Альтнёдер посвятил творчеству художника статью в художественном журнале (англ.) , специализирующемся на творчестве людей с проблемами психики . Творчество художника рассматривается и в общих работах по истории ар-брют и истории европейской психиатрии .

Персональные выставки художника также прошли в (англ.) в Нью-Йорке в 2001 году и в Wellcome Collection в Лондоне в 2009 году , в 2013 году в Зальцбурге в Галерее Альтнёдера , во дворце Бельведер в Вене (2014 год) и в (англ.) (на данной выставке были представлены портреты и пейзажи художника) , снова в Вене на Кернтнерштрассе 26 в октябре 2018 года по инициативе Австрийского общества Золотых Крестов ( нем. Österreichischen Gesellschaft vom Goldenen Kreuze ) .

Картины Редлера также представлены на постоянной основе в экспозиции лондонского музея, посвящённого связям между медициной, жизнью и искусством Wellcome Collection, в передвижном музее работ малоизвестных и не выставлявшихся официально художников, а также художников-самоучек Музее Всего, (англ.) , других музеях .

Особенности творчества

Искусствоведы предполагают, что Редлер начал рисовать в лечебнице Пильгерхайн с 1897 года. Именно с этого времени в истории болезни пациента впервые появились записи, содержащие описание рисунков Редлера. Среди них: «Старательно упражняется в рисовании. Он украшает все свои картины афоризмами. В выборе объекта демонстрирует известное постоянство. Он считает себя великим художником, неоднократно с иронией выражает своё особое удовлетворение пребыванием в учреждении, где можно узнать так много. Также хочет привести сюда своих детей с целью воспитания» .

Его акварели тщательно выписаны по обеим сторонам листа. Одна сторона обычно содержит относительно реалистичное изображение, в то время как другая покрыта сложными сочетаниями символических фигур и слов, которые часто превращаются в неразборчивые каракули . Все его рисунки датированы и подписаны . Нередко в подпись художник добавлял серию тайных символов: треугольник, квадрат, символы в виде букв, маленькие круги и точки . Поскольку художник часто работал над своими картинами в разные годы, на одной и той же странице можно найти несколько дат. Все работы художника выполнены в смешанной технике с использованием акварели, дополняемой темперой и надписями чернилами на бумаге. Судьба работ сказалась на их состоянии. Краски достаточно свежие, но хрупкие, некоторые листы повреждены или порваны по краям .

Редлер придавал большое значение колориту страницы. Как правило, доминируют один или два цвета. Самые маленькие работы Радлера созданы в формате почтовой открытки, формат самой большой составляет приблизительно 30 x 40 сантиметров. Многие работы имеют стандартный размер около 30 x 20 сантиметров .

Историк искусства и издатель Рейнхард Крихбаум сравнивал работы Редлера со страницами арабского Корана и находил в них мотивы немецкой крестьянской живописи .

Сюжеты и мотивы

Птицы в работах Редлера, по мнению Навратила, являются метафорами безумия. В таком значении между двумя беседующими друг с другом в больничном помещении пациентами он изображает пролетающую птицу . В изображениях ласточек, парящих высоко в небе, цветов и ярких листьев, сделанных Редлером в лечебнице, Лео Навратил увидел отголоски и мотивы прежней его деятельности в качестве художника по фарфору . В начале 20-х годов немецкий психиатр, собиратель и историк искусства душевнобольных Ханс Принцхорн высказал мнение, что число художественно активных пациентов в психиатрических учреждениях не больше, чем в среднем среди населения, и составляет около двух процентов. Лео Навратил утверждал в своей биографии Йозефа Карла Редлера, что спонтанный интерес к рисунку и занятие живописью среди пациентов происходит не от врожденного таланта, а в первую очередь — от внешних обстоятельств. Пациент начинает рисовать, если он ещё до своей болезни был связан с этой или аналогичной деятельностью. Такой деятельностью, по его мнению, для Редлера и стала роспись фарфора .

Навратил пытался найти особенности сюжетов и мотивов в творчестве художника в разные периоды его пребывания в лечебницах. Редлер, по мнению исследователя, в начале своей живописной деятельности в лечебнице Пильгерхайн изображал отдельные, привлекшие его внимание сценки, например, с большой симпатией нарисовал маленькую девочку и двоих пожилых мужчин на садовой скамейке. В Мауэр-Олинге у него появилась большая свобода передвижения и значительно более разнообразная окружающая обстановка. Тематика и мотивы работ Редлера в этот период значительно расширились и стали более разнообразными . Другие исследователи творчества художника также отмечают, что после его переезда в Мауэр-Олинг круг тем Редлера заметно расширился. Исследовательница ар-брют (англ.) замечала, что в то время как раньше он рисовал в основном птиц, а также восходы и закаты, теперь он создавал портреты пациентов, бытовые сцены с их участием, и пейзажи ландшафта , окружающего больницу . «Чрезвычайно тонкий, детализированный стиль ранних работ исчезает с годами, он становится грубее и приближается к тому, что называется наивной живописью», — так характеризует эволюцию его творчества искусствовед Фердинанд Альтнёдер .

Надписи на акварелях

Надписи на акварелях Редлера сделаны в основном трудно читаемым шрифтом, который приобретает благодаря этому значение декора; часто они сделаны как на лицевой странице, так и на обороте. Страницы обрамлены сложными декоративными рамками. Одни страницы напомнили исследователю творчества художника Лео Навратилу восточные ковры, другие — старинные документы . Отдельные слова вообще не могут быть расшифрованы. Радлер, по мнению Навратила, писал слишком быстро и уделял мало внимания читаемости текста . Вместе с тем, встречаются и легко читаемые короткие надписи, которые являются авторским комментарием к изображению. Под портретом маленькой девочки, которая украсила себя красивой лентой, надпись гласит: «Молодость! Как она украшает себя! Конечно, она довольна собой, в восторге! Вена, 1903, июнь, Пильгерхайн» .

Лео Навратил считал, что надписи на акварелях являются посланиями художника человечеству. По его мнению, для Редлера не было свойственно ощущение миссии в религиозном смысле, он не чувствовал себя спасителем мира. В большей степени он ощущал себя просветителем, отстаивающим образование и мир. В надписях он снова и снова не просто называл себя художником, но также поэтом и философом, писал, что церкви должны быть преобразованы в музеи и художественные галереи, пытался убедить зрителей и читателей в ценности искусства и науки . Сочетание изображения и текста делает изображение богаче в смысловом отношении, они кажутся загадочными и свидетельствуют о напряжённой умственной деятельности автора. По словам Навратила, оригинальность работ Редлера заключается «в плотности и сложности каждого уникального листа и материальной осязаемости, которая лежит в основе его творчества» .

Примечания

Комментарии

  1. Фердинанд Альтнёдель и Райнер Бёзель воспринимали в этом словосочетании название „Сиам“ в смысле „Страна улыбок“ — Altnöder F. Josef Karl Rädler. (нем.) // Vernissage Magazin : Журнал. — 2010. — Summer ( Nr. 30 ). — S. 293 . и Bösel R. Wie das Gehirn „Wirklichkeit“ konstruiert: Zur Neuropsychologie des realistischen, fiktionalen und metaphysischen Denkens. (нем.) . — GmbH: Kohlhammer W, 2016. — S. 42 (epub). — 192 S. — ISBN 978-3170-3026-55 .

Источники

  1. Josef Karl Rädler // — 1998.
  2. Josef Karl, RÄDLER // (фр.) — Paris: , , 2001. — ISBN 978-2-7000-3055-6
  3. , с. 13.
  4. , с. 45.
  5. , с. 208.
  6. , с. 371.
  7. Kriechbaum R. . . Die Salzburger Kulturzeitung im Internet (14 сентября 2014). Дата обращения: 25 апреля 2018. 26 апреля 2018 года.
  8. , с. 72.
  9. , с. 371—373.
  10. Kallir J. . . The Anthony Petullo Collection. Дата обращения: 25 апреля 2019. 26 апреля 2018 года.
  11. , с. 30.
  12. , с. 15.
  13. . L’association abcd (art brut connaissance & diffusion). Дата обращения: 25 апреля 2018. 25 апреля 2018 года.
  14. , с. 32.
  15. , с. 16.
  16. , с. 293.
  17. , с. 42 (epub).
  18. . Salzburg — oesterreich (11 апреля 2012). Дата обращения: 25 апреля 2019. 26 апреля 2018 года.
  19. , с. 24.
  20. .
  21. , с. 44—49.
  22. , с. 174, 176.
  23. Andera, Margaret and Stone, Lisa. . Milwaukee Art Museum. Дата обращения: 25 апреля 2019.
  24. . Salzburg — oesterreich (11 апреля 2012). Дата обращения: 25 апреля 2019. 20 октября 2018 года.
  25. . Österreichischen Gesellschaft vom Goldenen Kreuze (11 апреля 2012). Дата обращения: 28 апреля 2019.
  26. . Galerie Gugging (11 апреля 2012). Дата обращения: 25 апреля 2019. 25 апреля 2019 года.
  27. , с. 14.
  28. , с. 19.
  29. . Galerie Altnöder, Salzburg. Дата обращения: 25 апреля 2018. 12 ноября 2016 года.
  30. , с. 25.

Литература

  • Altnöder F. Josef Karl Rädler. (нем.) // Vernissage Magazin : Журнал. — 2010. — Nr. 30 .
  • Altnöder F. (англ.) // Raw Vision : Журнал. — 2013. — Summer ( no. 79 ). — P. 44—49 . Фрагмент статьи, полный вариант после покупки номера журнала.
  • Andera M. , Stone L. Josef Karl Rädler (Austrian, 1844–1917) // (англ.) . — Milwaukee: Milwaukee Art Museum, 2012. — P. 208. — 215 p. — ISBN 978-0857-4545-91 .
  • Blackshaw G. , Wieber S. (англ.) . — Berghahn Books, 2012. — 222 p. — (Austrian and Habsburg Studies (Том 14)). — ISBN 978-0857-4545-91 .
  • Bogaczyk-Vormayr M. , (нем.) . (нем.) . — Münster: LIT Verlag Münster, 2017. — 368 S. — (Kunst und Inklusion (Vol. 1)). — ISBN 978-3643-5083-17 .
  • Bösel R. Wie das Gehirn „Wirklichkeit“ konstruiert: Zur Neuropsychologie des realistischen, fiktionalen und metaphysischen Denkens. (нем.) . — GmbH: Kohlhammer W, 2016. — 192 S. — ISBN 978-3170-3026-55 .
  • Navratil L. Josef Karl Rädler und: Die Kunst der Epileptiker. (нем.) . — Wien: Herbst, 1994. — 110 S. — ISBN 978-3854-6011-90 .
  • (нем.) . // Wiener Porzellan: Original, Kopie, Verfälschung, Fälschung. (нем.) . — Wien: Neuwirth, 1979. — S. 371—373. — 612 S. — ISBN 978-3900-2820-73 .
  • Winkler H. , Barta-Fliedl I. (нем.) . — Wien: Böhlau Verlag Wien, 1996. — Bd. 1. — 269 S. — (Eine Publikationsreihe M MD, der Museen des Mobiliendepots). — ISBN 978-3205-9832-31 .
Источник —

Same as Редлер, Йозеф Карл