Институт нефтехимического синтеза имени А. В. Топчиева РАН
- 1 year ago
- 0
- 0
Объект культурного наследия России
(БД Викигида) |
Физи́ческий институ́т имени П. Н. Ле́бедева РАН (до 1991 года — АН СССР ) — один из крупнейших и старейших научно-исследовательских центров России. Его научная тематика охватывает практически все основные направления физики . Институт состоит из шести отделений, приравненных в основных направлениях к научно-исследовательским институтам РАН .
Полное название — Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Физический институт им. П. Н. Лебедева Российской академии наук .
В 2022 году институт был включен в санкционные списки всех стран Евросоюза и США на фоне вторжения России на Украину .
Учреждённая в XVIII веке в рамках Академии наук Кафедра физики в Санкт-Петербурге была единственным центром развития отечественной физики. Кафедра располагала хорошо оборудованным Физическим кабинетом, с которым были связаны все основные экспериментальные исследования, проводившиеся тогда в Академии. Одновременно Физический кабинет служил базой для чтения первых в России курсов физики. Годом основания Физического кабинета принято считать 1724 — год учреждения Академии наук, но его история началась раньше. Материальной основой Кабинета послужили собранные в Кунсткамере к моменту её открытия в 1714 году различные физические приборы, машины и инструменты, поиск и приобретение которых производились по указанию Петра I после его поездки в Европу. Пополнялась Кунсткамера также приборами, изготовленными отечественными мастерами.
Начиная с 1741 года , в Физическом кабинете проводил опыты М. В. Ломоносов . В своих публичных лекциях по физике он также опирался на Физический кабинет. В 1747 году в Кунсткамере был пожар, значительно пострадал и Физический кабинет, но уже в начале 1748 года Кабинету было предоставлено дополнительное помещение. Благодаря стараниям директора Георга Рихмана и поддержке Ломоносова в начале 1750-х годов Физический кабинет стал первым в России центром исследований по экспериментальной физике и координатором работы учебно-педагогических учреждений.
После упадка Кабинета в конце XVIII века новую страницу в его истории открыл Георг Фридрих Паррот . Приняв руководство, он с большой энергией взялся за реорганизацию Кабинета и добился в 1828 году его перевода из Кунсткамеры в Главное здание Академии, где Физический кабинет (впоследствии получивший статус Физической лаборатории, затем превратившейся в институт) помещался до перевода Академии наук из С.-Петербурга в Москву в 1934 году .
В начале 1894 года заведование Физическим кабинетом было поручено знаменитому сейсмологу Б. Б. Голицыну . Ко времени его прихода в Кабинет там уже никто не работал. Голицын привёл Кабинет в порядок, пополнил его приборами. Под началом этого учёного в 1912 году Кабинет превратился в Физическую лабораторию, просуществовавшую до 1921 года .
В период, последовавший за Октябрьской революцией Лаборатория переживала не лучшие времена, пока в 1921 году она не объединилась с Математическим кабинетом Академии наук в единый Физико-математический институт . Его директором стал академик В. А. Стеклов . Институт состоял из трёх отделов: Физического, Математического и Сейсмического (в 1928 году он был выделен в самостоятельный институт). В 1932 году директором Физического отдела стал академик С. И. Вавилов .
Официальной датой создания Физического института Академии наук СССР считается 28 апреля 1934 года , когда общее собрание Академии наук СССР приняло постановление о разделении Физико-математического института на два института: Математический и Физический. Летом 1934 года оба института вместе с Академией наук переехали в Москву, заняв здание на Миусской площади, построенное ещё в 1912—1916 годах на пожертвования Лидии Алексеевны Шанявской для постройки Физического Института, который должен был возглавить Пётр Николаевич Лебедев . 18 декабря 1934 года Физическому институту было присвоено имя П. Н. Лебедева.
Трансформация Физического отдела Физико-математического института в Физический институт Академии наук символизировало соединение старой петербургской академической физики с более молодой московской университетской. Немалую роль в этом сыграла и дружба Б. Б. Голицына и П. Н. Лебедева, зародившаяся ещё в дни их учёбы в Страсбургском университете и продолжавшаяся вплоть до смерти П. Н. Лебедева. Таким образом, новый Физический институт объединил в себе традиции голицынской и лебедевской научных школ. Возглавил Физический институт С. И. Вавилов — ученик П. П. Лазарева (ассистента и ближайшего помощника П. Н. Лебедева).
Хотя специальностью С. И. Вавилова была физическая оптика, круг его научных интересов был намного шире. В частности, он осознавал важность быстро развивающейся в то время физики атомного ядра и необходимость поддержки «новой физики», возникшей в начале XX века — теории относительности и квантовой механики . Он также ясно представлял, что для современной физики теория не менее важна, чем эксперимент, и что эти две части физической науки неразрывно связаны между собой. С. И. Вавилов поставил цель создать «полифизический» институт, в котором сочетались бы основные направления современной физики, диктуемые логикой развития науки, и при этом каждое направление возглавлялось бы первоклассным специалистом.
Вскоре здесь появилась Лаборатория атомного ядра, которую возглавил Д. В. Скобельцын ; Лаборатория физики колебаний под руководством Н. Д. Папалекси ; Лаборатория физической оптики ( Г. С. Ландсберг ); Лаборатория люминесценции (С. И. Вавилов); Лаборатория спектрального анализа ( С. Л. Мандельштам ), Лаборатория физики диэлектриков ( Б. М. Вул ); Лаборатория теоретической физики ( И. Е. Тамм ); Лаборатория акустики ( Н. Н. Андреев ). С 1934 по 1937 год в состав Института входила также Лаборатория поверхностных явлений, которой руководил П. А. Ребиндер .
После начала Великой Отечественной войны Физический институт переехал из Москвы в Казань и до своей реэвакуации осенью 1943 года располагался в помещении Физического практикума Казанского университета . Практически вся работа института была подчинена военной тематике. Лаборатория люминесценции разработала и внедрила в производство светящиеся составы для авиационных приборов и инфракрасные бинокли. Лаборатория атомного ядра предложила военной промышленности рентгеноскопические приборы для контроля клапанов авиационных двигателей и гамма-толщиномеры для проверки качества стволов орудий. В Лаборатории диэлектриков научились готовить высокопрочную температурно-стабильную керамику для радиоконденсаторов и передали её технологию промышленности. Фактически эти работы заложили основы отечественного производства керамических конденсаторов . Найденные методы металлизации бумаги также были использованы промышленностью для изготовления бумажных конденсаторов.
Акустики ФИАН работали по заданию Военно-морского флота на Чёрном и Балтийском морях , дистанционно обезвреживая бесконтактные акустические мины. Теоретики ФИАН разработали электродинамическую теорию слоистых магнитных антенных сердечников и теорию распространения радиоволн вдоль реальной земной поверхности, которая позволила с высокой точностью определять положение наземных и надводных объектов.
Специалисты по колебаниям создали новые типы чувствительных самолётных антенн. Оптическая лаборатория передала металлургическим, авиационным и танковым заводам экспресс-методы и переносные приборы (стилоскопы) для спектрального анализа состава сталей и сплавов. Госпитали получили новый стереоскопический прибор для анализа рентгеновских снимков.
По возвращении ФИАН осенью 1943 года в Москву начался переход от военно-прикладных исследований к фундаментальным. Регулярно заработал теоретический семинар под руководством И. Е. Тамма. В 1944 году В. И. Векслером был предложен, а Е. Л. Фейнбергом теоретически обоснован т. н. принцип автофазировки ускоренных релятивистских заряженных частиц, сделавший возможным создание современных ускорителей высокой энергии. В тот период ускорительная тематика стала основной «точкой роста» ФИАН. Были последовательно введены в строй электронные синхротроны и протонный ускоритель, который стал моделью будущего Дубнинского синхрофазотрона и позднее был преобразован в электронный синхротрон. После этого в ФИАН начались интенсивные исследования фотоядерных и фотомезонных процессов.
В послевоенное время были продолжены эксперименты с космическими лучами — тогда единственным источником частиц очень высокой энергии. Интерес к подобным исследованиям усилился в связи с Советским атомным проектом . Ещё в 1944 году состоялась первая Памирская экспедиция, возглавленная В. И. Векслером. К 1947 году на Памире была сооружена высокогорная научная станция ФИАН по изучению космических лучей. Эти исследования ознаменовались выдающимися результатами — открытием ядерно-каскадного процесса, вызываемого первичными космическими частицами в атмосфере Земли. В 1946 году под Москвой была основана Долгопрудненская научная станция под руководством С. Н. Вернова для высотного мониторинга космических лучей. По инициативе С. И. Вавилова, стремившегося сосредоточить исследования космических лучей в рамках единого института, в 1951 году в ФИАН из Института физических проблем была переведена лаборатория, руководимая А. И. Алиханьяном , которая занималась изучением состава и спектров космического излучения на высокогорной станции «Арагац» в Армении.
В 1946 году теоретики ФИАН В. Л. Гинзбург и И. М. Франк «на кончике пера» открыли переходное излучение заряженных частиц, пересекающих границу двух разнородных сред. Предсказанное переходное излучение было экспериментально обнаружено А. Е. Чудаковым в 1955 году . В дальнейшем это явление активно изучалось в Лаборатории элементарных частиц в ФИАНе с целью создания на его базе детектора для физики высоких энергий.
В начале 1950-х годов теоретики И. Е. Тамм, А. Д. Сахаров , В. Л. Гинзбург, В. И. Ритус , Ю. А. Романов сыграли важнейшую роль в разработке ядерного щита страны — термоядерного оружия .
В 1951 году ФИАН переехал в новое здание на Ленинском проспекте, которое он занимает и в настоящее время.
В 1967 году Физический институт был награждён орденом Ленина.
Сегодня коллектив института насчитывает около 1600 человек; из них 800 научных сотрудников , в том числе 24 члена РАН, около 200 докторов и более 400 кандидатов наук . Институт имеет филиалы в Троицке, Самаре, Протвино, в Республике Казахстан неподалёку от г. Алма-Ата, радиоастрономическую обсерваторию в городе Пущино и лабораторию в Долгопрудном.
Ежегодно научными сотрудниками ФИАН публикуется около 20 монографий , примерно 1500 статей в российских и зарубежных журналах, докладов на конференциях.
Отделения ФИАН:
Приказом директора ФИАН № 230 от 29.06.2017 на базе Отдела высокотемпературной сверхпроводимости и наноструктур был создан Центр высокотемпературной сверхпроводимости и квантовых материалов им. В. Л. Гинзбурга (руководитель доктор ф.-м.н., чл.-корр. РАН В. М. Пудалов ).
Среди научных отделений ФИАН (в основном чётко ориентированных тематически) выделяется Отделение теоретической физики, сотрудники которого работают практически во всех областях физики. В работах ветерана Отделения, нобелевского лауреата В. Л. Гинзбурга предсказано существование термоэлектрических явлений в сверхпроводниках, развита феноменологическая теория сегнетоэлектрических явлений, создана феноменологическая теория сверхпроводимости и сверхтекучести жидкого гелия, разработана теория распространения радиоволн в плазме — таков далеко не полный перечень результатов, полученных одним человеком.
Сотрудники Отделения занимаются фундаментальными вопросами квантовой теории поля и теории суперструн . В частности, в рамках этого направления развита функциональная формулировка квантовой теории поля и квантовой статистики ( Е. С. Фрадкин ). Построены универсальные методы квантования калибровочных теорий ( И. А. Баталин , Г. А. Вилковыский , И. В. Тютин , Е. С. Фрадкин). Развита теория калибровочных полей высших спинов (Е. С. Фрадкин, М. А. Васильев ).
В конце 1950 — начале 1960-х годов Л. В. Келдыш выполнил серию фундаментальных работ по межзонному упругому и неупругому туннелированию носителей в полупроводниках, что сразу принесло ему мировую известность. Л. В. Келдыш впервые предложил использовать пространственно-периодические поля для формирования искусственных спектров кристаллов из-за вызванных такими полями дополнительных брегговских отражений. В дальнейшем эта идея реализовалась в создании искусственных сверхрешёток. Одно из предсказанных им явлений — сдвиг края поглощения в кристаллах в электрическом поле — назвали «эффект Франца-Келдыша». Большое значение для лазерной физики имела разработанная Л. В. Келдышем теория многофотонной ионизации атомов в поле интенсивной электромагнитной волны.
В 2001—2010 годах в Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Отделения оптики ФИАН выполнен цикл работ по космическим исследованиям активных процессов на Солнце в максимуме и на фазе спада солнечной активности. Исследования проводились с помощью разработанных в Лаборатории комплексов аппаратуры СПИРИТ и ТЕСИС, работавших на борту солнечных обсерваторий серии КОРОНАС. Многие приборы в составе этих комплексов до сих пор не имеют аналогов в солнечной рентгеновской астрономии. Всего на Землю в результате проведённых экспериментов поступило более миллиона новых изображений и спектров Солнца, а также несколько десятков часов видеоматериалов.
ФИАН выполняет большой объём экспериментальных работ в ЦЕРН на Большом адронном коллайдере . ATLAS — один из двух самых крупных экспериментов на БАК, которые нацелены на изучение фундаментальных свойства материи при сверхвысоких энергиях. Для эксперимента ATLAS сотрудниками ФИАН в сотрудничестве с другими российскими и зарубежными группами создан трековый детектор переходного излучения TRT.
Разработанный группой сотрудников ФИАН Полностью АВтоматизированный Измерительный КОМплекс (ПАВИКОМ) используется для высокотехнологичной обработки данных, получаемых в экспериментах с использованием эмульсионных и твердотельных трековых детекторов, в ядерной физике, физике космических лучей и физике высоких энергий. По своим возможностям он не имеет аналогов в России и применяется в экспериментальной работе не только ФИАН, но и других российских лабораторий и институтов. ПАВИКОМ официально аккредитован как участник международного эксперимента OPERA . Кроме того, по инициативе В. Л. Гинзбурга были начаты исследования по поиску высокоэнергичных ядер сверхтяжёлых элементов в составе космических лучей. Это направление исследований принадлежит к числу наиболее значимых и актуальных задач современной ядерной физики и астрофизики. В настоящее время выполняются исследования треков ядер в кристаллах оливина из метеоритов.
В ФИАН был успешно реализован крупный космический проект « Радиоастрон ». Также разрабатываются проекты космических телескопов « Миллиметрон » и « Гамма-400» .