Interested Article - Народная медицина

Препараты традиционной медицины на рынке в Антананариву , Мадагаскар
Рисунок из трактата Псевдо-Апулея «Herbarium», XIII век

Наро́дная медици́на , народное врачевание , народное целительство — комплекс накопленных народом и передаваемых из поколения в поколение эмпирических знаний, используемых для диагностики и лечения болезней . Часть методов народной медицины, для которых доказывается эффективность и безопасность, могут перениматься современной медициной . Народная медицина также может включать элементы магии , эзотерики и « альтернативные » — часто неэффективные, или даже опасные методы лечения .

Помимо термина народная медицина , в том же значении иногда встречается традиционная медицина — термин, относимый Всемирной организации здравоохранения к таким направлениям как: китайская медицина , индийская аюрведа , арабская медицина унани и другие формы медицины коренных народов. В странах, где традиционная медицина не включена в национальную систему здравоохранения, она часто называется дополнительной медициной , альтернативной медициной или нетрадиционной медициной . Таким образом, медицины традиционная и нетрадиционная парадоксально обозначают одно и то же — альтернативы конвенциональной медицины .

История

Триодь , 1604. На полях запись народно-медицинского характера, 1898

До конца XVIII века народная медицина не отделялась от общепринятой медицины , что ярко показывает книга базельского врача Теодора Цвингера «Sicherer und geschwinder Arzt, oder vollständiges Arznenbuch» (1684). Она базировалась в основном на постулатах Гиппократа и других древних врачей о «соотношении соков организма».

Термин «народная медицина» появился во врачебных трудах немецких учёных в первой половине XIX века и описывал тогда весь образ действий населения по отношению к своему здоровью, куда включалось, таким образом, не только знахарство , основанное на магии и натуропатии , но также гигиена и использование населением медицины , в том числе традиционной врачебной медицины. Таким образом, этот термин включал в себя едва обозримое многообразие преобладающих в народе представлений о болезнях и способах их лечения. Врачи в этот период, тем не менее, не отказывались от того, чтобы разоблачать медицинские представления населения. То же самое делал Иеремия Готхельф в своём романе «Anne Bäbi Jowäger haushaltet und wie es ihm mit dem Dokteren geht» (1843—1844).

В конце XIX века в странах, развивавших научный, доказательный подход к медицинским методам, взяло верх понимание термина, широко распространившееся к концу XX века — под «народной медициной» стало пониматься главным образом иррациональное, основанное на традиции знахарство в противовес классической врачебной медицине. Понятия «народная медицина» и «медицинские суеверия» часто стали использоваться как синонимичные.

Сведения, накопленные народной медициной, отражены в произведениях крупнейших врачей Древнего мира — Сушруты , Гиппократа и Галена , А.Цельса , а в последующем — в трудах Ибн Сины . Особенности народной медицины народов России изучали участники научных экспедиций в конце XVIII века П. С. Паллас, В. Ф. Зуев, И. Гмелин , С. П. Крашенинников, И. И. Лепёхин и другие. В XIX веке основатели российской клинической медицины М. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин и другие применяли в своей практике отдельные приёмы и лекарства, используемые народной медициной.

Научная медицина продолжает проверять и перенимать реально работающие методы народной медицины. Так, после многолетнего (с 1969 г.) исследования более двух тысяч растительных препаратов китайской народной медицины коллектив во главе с Ту Юю создал лекарство от малярии , выделив действующее вещество артемизинин из однолетней полыни лат. Artemesia annua . (За создание этого лекарства в 2015 году она получила Нобелевскую премию ) .

В СССР и постсоветской России

В ранний советский период (1926—1970 годы) сведения о народной медицине публиковал только журнал « Советская этнография ». Причём народную медицину в журнале обособленно не выделяли, а писали о ней как об одном из аспектов жизни коренных народов. Также в журнале была рубрика «Из истории науки», где публиковались более ранние описания (начиная с XVI века) жизни народов, включая сведения об их традиционном лечении .

Древняя «традиционно-письменная» народная медицина есть у китайцев, индийцев (аюрведа, йога, Сиддха), иранцев (унани), но у восточных славян с практикой устной народной медицины после появления письменности не возникли свои варианты традиционно-письменной медицины. Поэтому «народные целители» кроме «традиционно-устных» практик стали заимствовать идеи для своих «традиционно-письменных» лечебных методов у китайской , индийской медицины, «вспомнили» шаманские обряды коренных народов севера, тибето-бурятскую медицину (на основе трактата Джуд-ши), заимствовали западные психологические нью-эйджевские практики. В 1990-х появились также последователи иностранных неорелигиозных и неоязыческих движений, парапсихологических концепций, практик гипноза . Конкуренцию «народным целителям» в области психики и психосоматики стали составлять ранее практически отсутствовавшие психотерапевты и психоневрологи западных направлений ( психоанализ Фрейда, аналитическая психология Юнга). Стали активно применяться гирудотерапия , остеопатия , ароматерапия .

В 1980—1990-х годах в связи с ростом популярности народной медицины и снижением популярности официальной научной медицины (по причинам связанным с перестройкой , инфляцией, проблемам с финансированием, «пандемией» магифрении и т. д.) стали появляться общественные организации различных «народных целителей». Такие общественные объединения облегчали народным «врачевателям» задачу по легализации своей деятельности — такая возможность у них появилась в 1993 году с выходом закона № 5487-1 «Об охране здоровья» .

20 декабря 1990 года была создана общественная организация «Общероссийская профессиональная медицинская ассоциация специалистов традиционной народной медицины и целителей». Ассоциация проводит форумы и конференции по народной медицине и целительству, организует обучение и аттестацию целителей и специалистов по народной медицине.

В 1991 году создан НИИ традиционных методов лечения (позже «Научно-практический центр традиционной медицины и гомеопатии», затем «Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики»).

Эти и другие общественные организации присваивают «народным целителям» различные «ученые звания»: «профессор народной медицины», «академик энергоинформационных наук» и одновременно выдают им «официальные бумаги», подтверждающие эти звания .

Принятию закона о народной медицине в России также способствовали инициативы ВОЗ 1977 года по принятию стратегии в области народной медицины .

В российском законе 1993 года говорилось о двух категориях: «Целителях и практиках нетрадиционной медицины». «Целители» должны лечить с помощью лекарственных трав, насекомых , советов по питанию и образу жизни. «Практики» должны были лечить с помощью советов по поведению и питанию, молитв, внушения (гипноза) и с помощью некой «коррекции биоэнергетических полей». Конечно, после выхода этот закон вызвал критику со стороны официальной научной медицины и учёных, из за того, что «целители» без медицинского образования теперь могли «лечить» вполне легально . В 2011 году к неоднозначному закону добавили ещё статью 50 «народная медицина», где попытались отделить лекарские магико-медицинские практики от духовных магико-мистических практик. Однако в «народной медицине» этнические лекарские практики неразрывно связаны с обрядами духовного исцеления, поэтому эта статья закона также довольно противоречива.

Таким образом, в России занятия «народным целительством» законодательно разрешено и соответствующая профессия внесена в классификатор профессий, но законодательство требует от целителя наличия медицинского образования. Однако, согласно проведённому в 2007 году исследованию РАМН , в России у 95 % людей, оказывающих услуги народных целителей, отсутствует медицинское образование, а более 40 % из них нуждаются в лечении психических отклонений .

Этнологи выделяют три причины решения заняться деятельность народного целителя [ неавторитетный источник ] .

  1. Изначальная включенность в целительскую традицию благодаря месту проживания или родственным связям. В этом случае наследуются имеющиеся приемы и навыки, а получение дополнительного образования и государственной регистрации часто связаны с расширением профессиональной деятельности и необходимостью её легализации.
  2. Резкая смена мировоззрения, произошедшая в результате психологической или физической травмы, возникшее ощущение появления необычных способностей. На основе этого переживания создается собственная оздоровительно-мировоззренческая система, из других заимствуются только методы, согласующиеся с собственными концепциями целителя.
  3. Собственное оздоровление и создание на этой основе оздоровительной системы.

Критика

Всемирная организация здравоохранения в настоящее время не рекомендует использование « альтернативной медицины » и работает в направлении продвижения доказательного подхода при оценке безопасности, эффективности и качества тех или иных методов народной медицины .

Безопасность

Более чем в 130 странах существуют акты, регулирующие деятельность народных целителей, связанных с рисками, возникающими при использовании их методов. Среди обывателей распространено мнение, что лекарства, изготовленные из натуральных компонентов более безопасны, однако это не всегда так . Кроме того, многие методы народной медицины включают в себя практики, эффективность которых не доказана, или даже доказано, что они могут только усугубить течение болезни . К примеру, многие препараты, использующиеся в аюрведе содержат тяжёлые металлы , опасные для здоровья человека . В некоторых случаях предоставление услуг народной медицины может быть уголовно наказуемым деянием .

Истребление исчезающих видов

Толстые лори используются для изготовления средств народной медицины в Юго-Восточной Азии

В части практик народной медицины используются препараты, изготовленные из редких и исчезающих видов. Среди них: толстые лори , плавники некоторых видов акул , рога носорогов, части тел амурских тигров и т. д. В развивающихся странах распространено браконьерство , специализированное на добыче животных и растений, используемых в народной медицине .

Правовое регулирование в России

1993 г. — приняты «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» с 57 статьёй «Право на занятие народной медициной (целительством)». Профессия «народный целитель» внесена в реестр профессий и является официальным названием для этого рода деятельности.

1993—1994 гг. — создана система лицензирования традиционной медицинской деятельности.

В настоящее время занятия народной медициной в России регулирует Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации » (cтатья 50). Народному целителю для официальной деятельности необходимо как получение обязательного медицинского и специального образования, так и регистрация в государственных органах. Порядок выдачи разрешений определяют подзаконные акты, в частности, регламенты субъектов Российской Федерации.

В некоторых регионах действуют локальные законодательные и/или подзаконные акты. Так, в Рязанской области в апреле 2014 года и ранее в Омской и Новосибирской областях региональное правительство приняло постановление о порядке занятия народной медициной. Данное регулирование направлено на формализацию этой деятельности, требующей получения разрешения в областном министерстве здравоохранения, ведения документации, аналогичной медицинским картам в медицинских учреждениях, получения письменного согласия на лечение со стороны пациента .

См. также

Примечания

  1. .
  2. Бышов, Д. В. : [ 13 ноября 2021 ] / Д. В. Бышов, О. С. Гришина // Медицинское право: теория и практика : журн. — М. : Национальный институт медицинского права, 2020. — № 1 (11). — С. 100–103.
  3. Народная медицина // Малая медицинская энциклопедия / Ред. В. Покровский . — М. : Советская энциклопедия, 1992. — Т. 3. Лабиринт — Нефротический синдром .
  4. Saper, R.B. Lead, mercury, and arsenic in US- and Indian-manufactured medicines sold via the internet / R.B. Saper, R.S. Phillips, A. Sehgal … [ и др. ] // JAMA. — 2008. — Vol. 300, no. 8. — P. 915–923. — doi : . — PMID . — PMC .
  5. De Smet, P. A. G. M. : [ англ. ] // Journal of Ethnopharmacology. — 1991. — Vol. 32, no. 1−3 (April). — P. 43−50. — doi : . — PMID .
  6. .
  7. Алексей Куденко. . ИноСМИ (10 октября 2015). — Пер с англ. Дата обращения: 5 января 2019. 6 января 2019 года.
    Annie Bligh (University of Westminster). (англ.) . (7 октября 2015). Дата обращения: 5 января 2019. 4 января 2019 года.
  8. Харитонова В. И. // Медицинская антропология и биоэтика : журн.. — М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 2017. — 6 июня. — ISSN . 31 марта 2019 года.
  9. Оксана Прилепина. Российская газета (18 мая 2007). — Неделя №4366. Дата обращения: 31 декабря 2018. 22 марта 2013 года.
  10. Марина Слета. medpulse.ru . ООО «Правда.Ру» (27 октября 2008). Дата обращения: 3 апреля 2019. 17 июля 2012 года.
  11. , с. 139.
  12. от 1 июля 2011 на Wayback Machine // WHO , Ask an expert, 11.07.2005.
    «There is some evidence that seems to support the use of traditional and complementary medicine […] WHO does not currently recommend these practices, but is working with countries to promote an evidence-based approach to addressing safety, efficacy and quality issues».
  13. , p. 21: « (4) рассмотреть в соответствующих случаях возможность включения народной медицины в их национальные системы здравоохранения, … , а также фактических данных о безопасности, эффективности и качестве;
    (5) продолжать развивать народную медицину на основе научных исследований и инноваций
    ».
  14. . World Health Organization (апрель 2016). Дата обращения: 27 января 2019. 24 мая 2009 года.
  15. Хасанов, Ф. З. : Верховный Суд Республики Башкортостан // Медицинское право : журн.. — 2014. — № 5. — С. 19−22. — ISSN .
  16. Starr, C. : [ англ. ] : PDF / C. Starr, K. A. I. Nekaris, U. Streicher … [ et al. ] // Oryx. — 2011. — Vol. 45, no. 1 (January). — P. 135–142. — doi : .
  17. . CNN . Дата обращения: 25 апреля 2016. 30 мая 2016 года.
  18. Lindsey, P. : drivers, impacts and solutions to address the problem : Panthera, Zoological Society of London; Wildlife Conservation Society report, New York. : [ англ. ] : [ 4 апреля 2019 ] / P. Lindsey, G. Balme, M. Becker … [ et al. ] . — Zimbabwe : Food and Agriculture Organization of the United Nations ( FAO ), 2015. — 79 p.
  19. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». — № 323-ФЗ от 21.11.2011. — В редакции от 25.12.2018.
  20. . Рязанский городской сайт (18 апреля 2014). Дата обращения: 1 января 2018. 2 января 2019 года.

Литература

  • / Сорокина Т. С. // Нанонаука — Николай Кавасила [Электронный ресурс]. — 2013. — С. 61. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 22). — ISBN 978-5-85270-358-3 .
  • // Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б. В. Петровский . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — Т. 16. Музеи — Нил .
  • (укр.) . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Непокойчицкий, Г. А. Большая энциклопедия народной медицины / Г. А. Непокойчицкий, И. А. Губанов, Г. В. Балакирев … [ и др. ] . — М. : АНС, 2007. — 1120 с. — ISBN 978-5-17-043922-5 .
  • Ларионова, Ю. А. Феномен «народного целительства» в современной России. // : Труды молодых учёных. / Отв. ред. С. В. Васильев, Л. Т. Соловьева. — М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 2005. — Вып. 2. — С. 134–140. — 280 с. — ISBN 5-201-00834-8 .
Материалы ВОЗ
  • . Принята участниками Конгресса ВОЗ по народной медицине, Пекин, Китай, 8 ноября 2008 г. (pdf). WHO . ВОЗ . Дата обращения: 31 декабря 2018.
  • Шестьдесят вторая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения : Женева, 18–22 мая 2009 г. : в 3 т. . — Женева : ВОЗ , 2009. — , . — С. 20−21 (2-я паг.). — 118 с.
  • : [ 25 августа 2011 ]. — Женева : ВОЗ , 2001. — viii+70 с.
Источник —

Same as Народная медицина