Каменев, Сергей Сергеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Серге́евич Бо́ткин ( 13 [25] декабря 1859 , Париж , Вторая французская империя — 29 января [ 11 февраля ] 1910 , Санкт-Петербург , Российская империя ) — русский врач и коллекционер, старший сын Сергея Петровича Боткина .
Сын Сергея Петровича Боткина от брака с Анастасией Александровной Крыловой (рано умерла). Братья — Александр (морской офицер); Пётр (21.08.1865 — 09.07.1933; дипломат), Евгений (1865—1918; лейб-медик) и Виктор.
Окончил курс в Санкт-Петербургском университете и поступил в Военно-медицинскую академию . Оставленный по конкурсу при академии, изучал клиническую медицину в клинике своего отца С. П. Боткина .
В 1898 году защитил диссертацию на тему: «Влияние солей рубидия и цезия на сердце и кровообращение в связи с законностью действия щелочных металлов».
В 1888— 1892 годах совершенствовался в зарубежных университетах под руководством Реклингаузена , Флюгге , Коха , посещал клиники Лейдена , Наунина и Гергарда.
В 1892 году, по возвращении из-за границы, был избран заведующим отделением Городской барачной в память С. П. Боткина больницы и получил звание приват-доцента Военно-медицинской академии .
В 1896 году избран профессором по вновь учреждённой кафедре бактериологии и заразных болезней.
В 1898 году перешёл по назначению ординарным профессором академической терапевтической клиники, которой ранее руководил его отец. Принимал участие в русско-японской войне в качестве уполномоченного Красного Креста .
Был лейб-медиком императорской семьи .
В числе учеников С. С. Боткина — Г. П. Гладин, А. Я. Чарнецкий, И. А. Абрамович, И. П. Максимов, П. К. Родзевич, С. Т. Савельев, М. И. Аринкин , С. С. Зимницкий , А. Н. Ордуханов, К. Н. Финне, Б. А. Гужевский, В. К. Подобанский, К. Ф. Юргенсон, А. А. Архипов.
С. С. Боткин умер внезапно в 1910 году на 51-м году жизни от инсульта . Похоронен на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге .
Все Боткины были коллекционерами и собирали произведения искусства разных стран и народов. Бóльшая часть их коллекций хранится ныне в государственных музеях России, особенно много — в Русском музее и Третьяковской галерее .
С. С. Боткин увлекался искусством и музыкой, обладал широтой познаний и вкусом, любил бывать в обществе. Основной средой общения для С. С. Боткина были мирискуссники , и для них он был совершенно необходимым человеком. Несмотря на то, что С. С. Боткин не был ни художником, ни критиком и не писал статьи по искусству, без него не обходилась ни одна выставка: для одних он предоставлял произведения из своей коллекции, другие — составлял сам. Каталоги начала XX века пестрели ссылками на собрание С. С. Боткина. Его знаменитый в то время дом на Потёмкинской, 9 называли «домом-музеем», так как он был наполнен всевозможными произведениями искусства — от древнеегипетской пластики, средневековой деревянной скульптуры, произведений елизаветинской, петровской и екатерининской эпох до работ начала XX века. Однако профессионально он занимался лишь коллекционированием русского рисунка — он собрал почти полную коллекцию акварелей и графики художников « Мира искусства », основанного А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым в конце 1890-х годов.
С. С. Боткин был избран непременным членом Академии Художеств в 1905 году.
После смерти С. С. Боткина коллекция перешла под покровительство его вдовы, и она сохраняла её неприкосновенной вплоть до 1917 года, считая коллекцию безусловным детищем Сергея Сергеевича. В 1917 году А. П. Боткина передала коллекцию на временное хранение в Русский музей. В то время, ввиду опасности оккупации Петербурга, так поступали многие частные коллекционеры. Однако в результате национализации Александра Павловна не смогла получить коллекцию мужа обратно. Долгое время коллекция была «ничьей», пока в 1925 году власти не приняли окончательное решение о переводе коллекции в собственность музея.
С тех пор произведения из коллекции С. С. Боткина участвуют во многих выставках и воспроизводятся в художественных альбомах; карандашный портрет Полины Виардо , написанный Карлом Брюлловым , репинский портрет А. В. Жиркевича и портрет Анны Павловой кисти В. А. Серова стали узнаваемы и любимы многими ценителями русского искусства.
Когда С. С. Боткин получил диплом врача, его невестой стала 16-летняя Софья Крамская, дочь художника Ивана Крамского , друга семьи Боткиных, автора знаменитого портрета Сергея Петровича Боткина. После помолвки отец невесты нарисовал портреты жениха и невесты. Однако чувства С. С. Боткина не выдержали испытания временем: он влюбился в Александру Третьякову. Помолвка с Софьей была расторгнута, но Софья, оставшаяся Крамской, и Александра, ставшая Боткиной, сохранили приятельские отношения на всю жизнь.
Жена — Александра Павловна Третьякова (1867—1959), дочь знаменитого П. М. Третьякова , создателя галереи искусства . Была женщиной талантливой, тоже коллекционировала, увлекалась искусством фотографии. Автор альбома фотографий Серебряного века. Состояла членом Попечительского совета (Учёного совета?) Третьяковской галереи. Прожила долгую жизнь и умерла через столетие после дня рождения своего мужа. В браке имела двух дочерей. По словам А. Н. Бенуа , Александра Павловна «обожала свою старшую дочь Шуру и не скрывала своей антипатии к младшей — Тасе. Причиной этого, как говорили, было то, что после рождения первой дочери она страстно мечтала о сыне, и то разочарование, постигшее её, когда снова родилась девочка, вылилось в нелюбовь к ребёнку» . Дети:
Этот дом в Санкт-Петербурге был перестроен в 1830-х годах, неоднократно перепродавался. В 1903 году участок перешёл С. С. Боткину. Для нового хозяина в 1903—1906 годах по проекту А. И. Дитриха здесь был построен новый особняк, по желанию заказчика — в стиле петровского барокко.
В доме Боткиных проживали их близкие друзья — семья Олив . Они также владели большой художественной коллекцией.
В 1918 году три квартиры в особняке Боткина были национализированы, здесь открыли музей. В начале 1921 года в квартирах Боткиных и Олив была открыта выставка XVIII века с картинами Роббера , Буше , Левицкого , Щукина и других. В 1924 году музей был закрыт, имущество передано в Эрмитаж .
Источник —
Ценны также: