Interested Article - Commodore 64

Commodore 64 домашний компьютер с 64 КБ оперативной памяти. Выпущен на рынок компанией Commodore International . В августе 1982 года компьютер вышел в продажу по цене 595 долларов . За всё время выпуска Commodore 64 (1982—1994гг.) было продано более 15 млн компьютеров . Согласно книге рекордов Гиннесса , Commodore 64 стал лидером продаж среди моделей компьютеров .

C64 можно было подключить напрямую к телевизору и играть в игры, в той же манере, как это делалось с игровыми приставками , такими как Atari 2600 . В отличие от других компьютеров, распространявшихся только через авторизованных дилеров, Commodore также нацеливался на крупные магазины и магазины игрушек.

Для Commodore 64 было создано порядка 10 тыс. различных программ, включая средства разработки, офисные приложения и игры.

Краткие технические характеристики

Commodore 64 оснащён 8-разрядным процессором MOS 6510 (позднее использовались также MOS 8500 и ) c частотой 0,9 или 1,02 МГц .

Оперативная память — 64 КБ . Имеется возможность увеличения объёма памяти картами, устанавливаемыми в специальный слот, куда также устанавливаются картриджи , расширяющие возможности компьютера или превращающие его в какой-либо специализированный компьютер (обычно — в игровую приставку ).

Графикой занимается специальный процессор VIC-II . Отображает палитру из 16 оттенков цветов на экране с разрешением 320×200 точек в двухцветном режиме или 160×200 в четырёхцветном. Программируемый знакогенератор позволял отображать также 2- или 4-цветные символы, для текстового режима также поддерживалась вертикальная и горизонтальная плавная прокрутка экрана , широко использовавшаяся в играх. Возможен режим «интерлейс». Демонстрационные программы и игры конца 1980—1990-х годов показали все возможности графической подсистемы, даже такие, о которых и разработчики не подозревали. [ источник не указан 567 дней ] Также предусмотрено создание и одновременная демонстрация 8 4-цветных спрайтов . Используя манипуляции с вертикальной развёрткой (аналог copper в Commodore Amiga ), возможно отображение более 8 спрайтов, вывод графики ЗА пределами стандартного разрешения и даже совмещения разных разрешений на одном экране.

Высокое качество звука обеспечивает спецпроцессор SID . Три голоса, 8 октав на каждый, фильтры, управление огибающей. Commodore 64 является практически полноценным синтезатором (Возможно использовать звук SID в своей музыке при помощи эмулятора SID формата VSTi (например QuadraSID). При помощи только программных манипуляций возможно добавление 4-го голоса, являющегося аналогом современного цифрового звука (в Commodore 64 — 4 бита). При помощи этого виртуального канала во многих играх добавлялся голос или различные эффекты. Юбилейный выпуск журнала включил SID в двадцатку выдающихся чипов XX века с характеристикой: «Вы можете получить замечательный результат, если поручите инженеру делать то, что он считает правильным» .

В комплекте поставлялся либо управляемый компьютером магнитофон , либо дисковод , оснащённый встроенным процессором. Дополнительно подключаются дисководы, принтеры , MIDI -устройства.

Два порта для подключения джойстиков , мышек и прочего (в том числе аналоговых устройств).

История

Начало

В январе 1981 года MOS Technology, Inc. , дочерняя компания Commodore по разработке интегральных микросхем , начала разработку микросхем обработки графики и звука для следующего поколения игровых приставок . Разработка микросхем, названных MOS Technology VIC-II (процессор обработки графики) и MOS Technology SID (процессор обработки звука), была завершена в ноябре 1981 года.

Под руководством из подразделения Commodore Japan началась разработка игровой приставки , использующей новые спецпроцессоры. Для приставки было выбрано название Ultimax (также было и альтернативное название — ). В конечном итоге проект был заброшен после того, как для японского рынка было произведено несколько машин.

В то же самое время, в середине 1981 года, системный программист и разработчик архитектуры компьютера VIC-20 и разработчик спецпроцессора SID выражали неудовлетворение торговой стратегией Commodore , направленной на дальнейшее развитие линейки Commodore PET , ориентированной на пользователей из деловых кругов. Вместо этого, при поддержке (разработчика VIC-II ) и (управляющий MOS Technology), они предложили директору-распорядителю Commodore Джеку Трэмиелу по-настоящему недорогую машину, являющуюся продолжением VIC-20. Трэмиел настоял на том, чтобы новый компьютер имел память объёмом 64 КБ в связи с тем, что стоимость памяти на рынке снижалась. Несмотря на то что в то время 64 КБ ОЗУ стоили более 100 долларов США, он знал, что цены на память типа DRAM неуклонно снижаются и к началу развёртывания производства на полную мощность упадут до приемлемого уровня.

Кроме того, Трэмиел также потребовал, чтобы машина была готова к 1982 году — в первую неделю января проходит Consumer Electronics Show . Поскольку разговор состоялся в ноябре, то инженеры имели всего два месяца для подготовки к выставке.

Изделию дали кодовое имя VIC-40 . Группа разработчиков состояла из Роберта Рассела, Роберта Яннеса и . Команда работала безостановочно (даже в День благодарения и в Рождество), и к началу выставки были готовы чертежи, прототип и несколько демонстрационных программ.

Новое изделие было переименовано из VIC-40 в C64, чтобы вписаться в существующую линейку ориентированных на деловой сектор изделий, среди которых были P128 и B256 , название которых состояло из буквы и объёма памяти.

Демонстрация C64 имела эффект разорвавшейся бомбы. Благодаря тому, что Commodore был владельцем производства полупроводников MOS Technology , себестоимость C64 составляла всего 135 долларов США.

Победитель в торговой войне

Когда в августе 1982 года Commodore 64 вышел в продажу, ему пришлось вступить в конкуренцию с рядом уже существующих домашних компьютеров. Однако привлекательная цена и продвинутая аппаратная база позволили C64 быстро вытеснить многих из них с рынка домашних ПК . Основными конкурентами C64 в США были Atari 800 и Apple II . Atari 800 был очень похож по архитектуре, но был очень дорог в производстве, что вскоре заставило Atari перенести производство компьютеров в страны Восточной Азии. Также это заставило Atari внести изменения в конструкцию их машин, в результате чего появилась линейка 600XL/800XL. Устаревший Apple II не мог конкурировать с C64, обладавшим большими возможностями в области графики и звука, но мог расширяться за счёт наличия внутренних слотов, чего не было у C64.

В Великобритании основными конкурентами Commodore 64 были британцы Sinclair ZX Spectrum и Amstrad CPC . Вышедший на рынок несколькими месяцами ранее и имеющий к тому же в два раза меньшую цену, «Спектрум» быстро завоевал рынок и стал лидером продаж.

Одним из ключей к успеху C64 была проводимая Commodore агрессивная ценовая политика. Машины продавались не только через сеть дилеров, они также стояли на полках во всех подразделениях фирмы, в магазинах уценённых товаров и в магазинах игрушек. Поскольку C64 имел композитный видео выход , он не требовал подключения к специальному монитору, а мог подключаться к обычному телевизору. Это позволило ему (как и предшественнику — VIC-20 ) состязаться с видеоприставками, например Atari 2600 .

Агрессивная ценовая политика, использованная Commodore для широкого распространения C64, считается основным катализатором краха рынка видеоигр в 1983 году . Тогда Commodore предложила покупателям программу возврата-денег-после-покупки ( rebate ) в размере 100 долларов, если покупатель пришлёт в обмен любую видеоприставку или компьютер . Некоторые дилеры, распространяющие товары по почте, а также розничные магазины, использовали возможности этой программы, предлагая при покупке C64 купить в комплекте Timex Sinclair 1000 менее чем за 10 долларов, чтобы покупатель мог отослать его Commodore , получить скидку и, таким образом, вернуть себе около 90 долларов . ушла с рынка в течение года. Успех VIC-20 и C64 в значительной степени способствовал также уходу с рынка домашних компьютеров TI-99/4A фирмы Texas Instruments и других конкурентов.

Наследники C64 и C64C

Commodore SX-64

В 1984 году Commodore выпустила SX-64 — портативную версию C64. SX-64 по праву считается первым полноцветным портативным компьютером. Системный блок имел электронно-лучевую трубку , 5-дюймовый экран (127 миллиметров) и встроенный дисковод . Однако из-за того, что его цена существенно превышала цену C64, было продано менее 10 000 машин, и в 1986 году производство SX-64 прекратили.

В 1984 году Commodore выпустила Commodore Plus/4 . Хотя многие отраслевые обозреватели считали его попыткой замены C64, на самом деле это была замена VIC-20 . Commodore Plus/4 имел многоцветный дисплей, улучшенную реализацию BASIC версии V3.5 и встроенное ПО. Но поскольку он рассматривался как замена VIC-20, а не C64, Commodore совершила то, что многими обозревателями и покупателями было воспринято как большая стратегическая ошибка — компьютер не был совместим с большинством программ, существующих для C64. К тому же Plus/4 не имел аппаратной поддержки спрайтов и значительно уступал в качестве звука. Это было серьёзное ухудшение характеристик как раз в тех сферах, где C64 имел преимущества перед конкурентами. К тому же, Plus/4 без специальных переходников нельзя подключать джойстики и магнитофон от C64 (большинство других периферийных устройств для C64, за исключением игровых колес и мышки , то есть мониторы, принтеры и дисководы, совместимы с разъёмами Plus/4), а обещанный скоростной дисковод ( C1551 ) появился в магазинах только через три месяца. Не воспринятая общественностью и не поддержанная производителями, новая машина успеха не имела, что никого не удивило, кроме Commodore ; машины лежали на складах, пока всё возрастающая потребность в новых C64 не заставила освободить место под предлогом того, что скоро появятся лучшие компьютеры.

Позднее, Plus/4 провалился по результатам продаж в телемагазинах, несмотря на то что в течение всего следующего года по телевидению показывали двухминутные рекламные ролики. Commodore создала подставную компанию, названую . И хотя, по имеющимся сведениям, акроним означал «Commodore Overstock Management Bureau» (Отдел по вопросам перепроизводства), чаще это расшифровывалось как «Crawling Out My Butt» (Вылезшее из моей задницы) в связи с тем, что абсолютное большинство компьютеров Plus/4 со складов со всей страны в конечном итоге вернулись обратно в Commodore.

Фирма сделала выводы и не повторила подобные ошибки: следующие модели, продолжившие линию C64 — Commodore 128 и его модификация 128D со встроенным дисководом, выпущенные в 1985 году — были не только полностью совместимы с предшественником, но и имели много давно ожидаемых нововведений и улучшений (таких как BASIC с возможностью структурного (процедурного) программирования , поддержкой графики и звука операторами BASIC’а; возможность отображения 80 символов в строке; полная совместимость с ОС CP/M ). В действительности, BASIC для модели C128 успешно использовался в странах Северной Европы и Скандинавии на машине ещё в 1983 году. Кроме Commodore 128 на рынок вышли продвинутые модели и других производителей, поэтому Commodore стала позиционировать C64 как модель начального уровня, снижая при этом цены настолько, насколько считала это необходимым.

Commodore 64C с дисководом 1541-II и цветным монитором Commodore 1084S (1986)

В 1986 году Commodore выпустила модель Commodore 64C ( C64C ), функционально идентичную оригиналу, но имеющую более современный внешний вид в духе C128 и других веяний времени. В США C64C часто поставлялся в комплекте с ОС GEOS , имеющей графический пользовательский интерфейс GUI .

Демосцена

Основным конкурентом Commodore 64 в области графики и звука были 8-разрядные компьютеры Atari . В то время IBM PC-совместимые машины имели видеокарты, способные выводить только текст на монохромные зелёные мониторы , и примитивный звук, воспроизводимый встроенным низкокачественным динамиком .

Благодаря широким возможностям в области вывода графики и звука, Commodore 64 принято считать родоначальником компьютерной субкультуры, известной как демосцена (см. также ). И на рубеже тысячелетий он (наряду с ZX Spectrum) остаётся основной demo-машиной, особенно в области музыки (его музыкальный спецпроцессор SID используется в специализированных звуковых картах для PC). В остальных направлениях, однако, C64 потерял лидирующие позиции, когда в середине 80-х на сцену вышли 16-битные Atari ST и Commodore Amiga ; на C64 остались несгибаемые энтузиасты.

Прошло 20 лет после появления С64, но демосцена не умерла. Продолжают разрабатывать новые игры. Одна из них заслуживает особого внимания — , находящаяся в разработке уже 10 лет.

Различия между PAL - и NTSC -машинами привели к проблеме совместимости между C64, предназначенными для рынка США и Канады, и предназначенными для других стран. Большинство демок способны работать только на PAL-машинах.

Аппаратное обеспечение 1990-х и 2000-х годов

В 1990 году на базе C64 была создана игровая приставка Commodore 64 Games System (C64GS). Это была слегка модифицированная материнская плата С64, так, чтобы слот для картриджа располагался сверху — для удобства пользования картриджами. В модифицированном ПЗУ интерпретатор Basic’а заменили загрузочным экраном, предлагающим пользователю вставить картридж. Не стоит и говорить о том, что приставка C64GS была очередной ошибкой Commodore; она даже не вышла за пределы Европы. В 1990—1991 годах был разработан прототип более продвинутого по сравнению с C64 (также известного как «C64DX»), но в производство он не пошёл.

В 2004 году, после десятилетнего отсутствия на рынке, производитель PC-совместимых ПК (владелец торговой марки Commodore с 1997 года) представил C64 Direct-to-TV (C64DTV), выполненную в виде джойстика телевизионную игровую приставку , в ПЗУ которой зашиты 30 известных игр для C64. Спроектированная инженером-любительницей в области вычислительной техники , ранее разработавшей современную инкарнацию Commodore 64 — , C64DTV похожа по концепции на другие мини-приставки, основанные на Atari 2600 и Intellivision , и имевшие большой успех в прошлом десятилетии. Изделие рекламировалось через в Соединённых Штатах в течение рождественских каникул 2004 года. Некоторые пользователи могли подключать к приставке дисковод , жесткие диски, вторые джойстики и клавиатуры, что позволяет приставке приблизиться по функциональности к настоящему C64. Аппаратная база DTV также используется в миниконсоли с одной игрой Hummer , продававшейся в сети розничных магазинов RadioShack в середине 2005 года.

В конце 2019 года компанией Retro Games Ltd выпущен и поступил в продажу в крупные сети электроники компьютер theC64, позволяющий запускать программы для исходного Commodore 64. Особенностями являются возможность подключения по HDMI (720p) и наличие USB портов, в том числе для загрузки программ. Внешний вид компьютера полностью идентичен исходному Commodore 64, производитель заявляет о полной поддержке C64 Basic V2. Стоимость на момент начала продаж составляла около 100 Евро.

Аппаратное обеспечение

Графика и звук

Commodore 64 использует восьмиразрядный микропроцессор 6510 , разработанный MOS Technology на основе разработанного ранее 6502 . Оригинальный процессор был дополнен внутренним 6-битным портом ввода-вывода, который используется в С64 в двух целях: для управления банками памяти и управления фирменным магнитофоном Commodore Datasette . Объём ОЗУ компьютера составляет 64 КБ, из которых 38 КБ выделено для встроенного интерпретатора Commodore BASIC 2.0 .

Графический контроллер VIC-II обеспечивает отображение 16 цветов, восьми аппаратных спрайтов , реализует скроллинг и два графических режима. В текстовом режиме длина строки составляет 40 символов, как у большинства моделей серии Commodore PET . Программисты, пишущие компьютерные игры и демо , быстро поняли, как можно использовать VIC-II для получения дополнительных возможностей, например более восьми спрайтов, не только одновременно видимых на экране, но и движущихся.

Микросхема звукового синтезатора SID имеет три канала, генерирующих сигналы разной формы, эффект кольцевой модуляции и программно управляемый аналоговый фильтром . Микросхема была разработана , позднее ставшим соучредителем компании Ensoniq . Яннес скептически относился к синтезаторам звука, применявшимся в компьютерах того времени, считая их «примитивными, сконструированными, по всей видимости, людьми, ничего не смыслящими в музыке». Среди авторов и программистов музыки для игр хорошо известны , Бен Даглиш , и многие другие.

Микросхема синтезирует характерный звук, у которого много ценителей. В 1999 году шведская компания разработала синтезатор на базе SID, использовав для этого оставшиеся запасы микросхем. Этот синтезатор используется некоторыми музыкальными коллективами.

Версии аппаратного обеспечения

Материнская плата ранних C64. (Rev A PAL 1982)
Материнская плата C64C («C64E» Rev B PAL 1992)

Снижение цены послужило толчком для пересмотра спецификации материнской платы C64. Снижение себестоимости продукции было необходимо, если Commodore хотела выжить в условиях ценовой войны и наступления эры 16-битных машин. Изначально основанная на NMOS -технологии, материнская плата подверглась двум серьёзным модификациям и нескольким более мелким изменениям, в результате чего изменилось местоположение процессоров VIC-II , SID , а также программируемого логического устройства . Значительный вклад в снижение цены дало уменьшение количества отдельных компонентов, таких как диоды и резисторы.

VIC-II производился по 5-микронной NMOS -технологии и работал с частотой 8 МГц. На такой высокой частоте он выделял много тепла, и MOS Technology использовала керамические корпуса DIP (т. н. «CERDIP»). Керамический корпус был дороже, но обеспечивал лучший теплоотвод, чем пластмассовый корпус.

После изменения конструкции в 1983 году VIC-II поместили в пластмассовый корпус, что существенно снизило цену, но не устранило проблемы тепловыделения. Без керамического корпуса VIC-II требовал установки радиатора . Чтобы не увеличивать цену, металлический экран, защищающий от электромагнитного излучения совместили с радиатором для VIC-II, несмотря на то что не все компьютеры оснащались такими экранами. Большинство C64, поставляемых в Европу , оснащались картонным электромагнитным экраном, покрытым слоем фольги. Эффективность этой картонки была сомнительной, хуже того, она ещё и перекрывала путь воздушным потокам, снимающим тепло с микросхем SID, VIC и PLA.

Звуковой процессор SID производился по 7-микронной (6-микронной на некоторых участках микросхемы) NMOS-технологии. Прототип и некоторые очень ранние промышленные образцы имели керамический корпус, но, в отличие от VIC-II, такие образцы встречались очень редко, так как с самого начала производства в 1982 году SID стали устанавливать в пластмассовый корпус.

В 1986 году Commodore выпустила последнюю модификацию «классической» материнской платы Commodore 64. В общем она была идентичной плате образца 1984 года, за исключением того, что вместо изначально использовавшихся восьми одинарных 64 Кбит модулей (64 kbit ×1) теперь использовались два счетверённых 64 Кбит модуля (64 kbit ×4) памяти типа DRAM .

Проблемы питания

Commodore 64 использует внешний блок питания. Это позволило сохранить столь ценное свободное пространство внутри корпуса, однако сам блок питания с трудом обеспечивал потребности машины и время от времени выходил из строя по причине перегрева. Некоторые пользователи покупали блоки питания сторонних производителей, более мощные и с хорошим охлаждением. Роль источников питания от третьих фирм возросла, когда появилась периферия от . C64, оборудованный картой расширения памяти или (англ.) от CMD, потребляет больше энергии, чем способен предоставить штатный блок питания Commodore.

Подключаемая аппаратура

Datasette — фирменный магнитофон для Commodore 64
— 5¼-дюймовый дисковод для Commodore 64

Для Commodore 64 выпускалось различное периферийное оборудование. В комплекте поставки был фирменный магнитофон, управляемый самим компьютером. Поскольку загрузка программ с магнитофонной кассеты занимала достаточно много времени, были придуманы загрузчики, ускоряющие этот процесс (например, популярной была программа Turbo 64 ).

Но по-настоящему функциональным компьютер становился при наличии дисковода. Наиболее распространённым был дисковод и его модификации. Несмотря на то, что программы с него грузились иногда даже медленнее, чем с магнитофона, наличие собственных памяти и процессора у дисковода (и загрузчиков, ускоряющих процесс) позволяли компенсировать этот недостаток.

Программное обеспечение

Программному обеспечению для Commodore 64 посвящена статья

Снимки экрана

Характеристики

Внутреннее аппаратное обеспечение

  • Микропроцессор :
  • Видеочасть :
    • MOS Technology VIC-II ( в модели, поддерживающей NTSC и в модели, поддерживающей PAL );
    • Палитра: 16 оттенков цветов;
    • Текстовый режим: 40×25 символов; 256 определяемых пользователем символов (8×8 пикс. или 4×8 в многоцветном режиме, где 4 бита или 1 ниббл уходят на цвет фона);
    • Экранные режимы: 320×200 (2 цвета на знакоместо 8×8 пикс.), 160×200 (3 основных цвета и 1 цвет фона на знакоместо 4×8 пикс.);
    • 8 аппаратных спрайтов размером 24×21 пикселей (12×21 в многоцветном режиме);
    • Плавное перемещение растровой графики , управляемое по прерываниям .
  • Звук :
  • ОЗУ :
    • 64 КБ , из которых 38 911 байт доступны для хранения программ, написанных на Бейсике ;
    • 500 байт в ОЗУ отведено для хранения палитры (1000 нибблов );
    • Расширяется до 320 КБ картой расширения памяти , добавляющей дополнительные 256 КБ, при этом только 64 КБ оказываются доступными напрямую. Дело в том, что эта карта предназначена, главным образом, для ОС GEOS . Также можно воспользоваться специальными картами, добавляющими 128 КБ или 512 КБ в систему (первоначально они были разработаны для Commodore 128 ). Однако, пользователь должен купить для этого более мощный блок питания от другого производителя. В комплект же поставки карты блок питания уже включён. Компания Creative Micro Designs также производила карты расширения памяти до 2 МБ для Commodore 64 и Commodore 128 , которые назывались 1750 XL . В действительности, технология позволяла поддерживать до 16 МБ, но 2 МБ — максимальный объём, который производился официально. Возможность расширения до 16 МБ появлялась и при использовании (англ.) от компании CMD.
  • ПЗУ :
    • 20 КБ (9 КБ занимает Commodore BASIC 2.0 , 7 КБ — и 4 КБ занимает таблица символов, в которую входят два набора символов по 2 КБ)

Порты ввода-вывода и источник питания

  • Порты ввода-вывода:
    • 8-контактный разъём, выполненный в соответствии со стандартом ( DIN ), обеспечивающий вывод композитного видео, раздельный вывод яркости и цвета, а также ввод и вывод звука. (Некоторые ранние версии C64 имели 5-контактный разъём, в котором не было выходов для яркости и цвета.)
    • Встроенный радиочастотный модулятор с выходом на антенну через разъём RCA
    • два разъёма для джойстиков типа D-sub (совместимых с контроллером видеоприставки Atari 2600 ), каждый из которых поддерживает пять цифровых и два аналоговых входных сигнала. Среди имеющихся устройств есть цифровые джойстики, аналоговые paddle , световое перо , мышь Commodore 1351 и (англ.) .
    • Слот расширения картриджами ( с разводкой для шины адресов и данных процессора 6510 и управляющих сигналов, таких как «земля» и напряжение; используется для подключения картриджей с ПО, карт памяти и многого другого)
    • Интерфейс для управления магнитофоном PET Datasette со скоростью передачи данных 300 бод (слот-на-краю-печатной-платы обеспечивает передачу сигналов управления двигателем магнитофона/чтением/записью/поиском, «земля» и напряжения +5 В; двигатель запитывается напрямую с контакта на плате)
    • Порт пользователя (слот-на-краю-печатной-платы, торцевой разъём с уровнями транзисторно-транзисторной логики TTL RS-232 сигналов, для модемов, и т. д.; байт-параллельный сигнал, который можно использовать для управления принтерами сторонних производителей, подключаемых по параллельному интерфейсу, а также другими устройствами; 17 логических сигналов, 7 контактов для «земли» и напряжения, включая 9 В переменного тока)
    • Последовательная шина (последовательная реализация шины IEEE-488 , 6-контактный разъём) для подключения принтеров Commodore и дисководов.
  • Источник питания: 5 В постоянного тока и 9 В переменного тока от внешнего «кирпича», подключаемого к 7-контактному DIN-разъёму «гнездо»

См. также

Примечания

  1. Jeremy Reimer. (англ.) . jeremyreimer.com (7 декабря 2012). Дата обращения: 28 декабря 2016. 19 ноября 2016 года.
  2. (англ.) . mocagh.org. Дата обращения: 28 декабря 2016. 21 мая 2013 года.
  3. (англ.) // Byte : magazine. — 1995. — September ( vol. 20 , no. 09 ). — P. 74–75 .
  4. Распространённые в те времена слухи утверждали, что, хотя Commodore разбирала большинство присылаемых компьютеров на запасные части, её сотрудники использовали TS1000 в качестве ограничителя хода дверей .

Литература

Книги

  • Commodore Business Machines, Inc., Computer Systems Division (1982). Commodore 64 Programmer’s Reference Guide . Self-published by CBM. ISBN 0-672-22056-3 .
  • Angerhausen, M.; Becker, Dr. A.; English, L.; Gerits, K. (1983, 84). The Anatomy of the Commodore 64 . Abacus Software (US ed.) / First Publishing Ltd. (UK ed.). ISBN 0-948015-00-4 (UK ed.). German original edition published by Data Becker GmbH, Düsseldorf.
  • Tomczyk, Michael (1984). The Home Computer Wars: An Insider’s Account of Commodore and Jack Tramiel . COMPUTE! Publications, Inc. ISBN 0-942386-75-2 .
  • Brian Bagnall. On the Edge: the Spectacular Rise and Fall of Commodore. — Variant Press, 2005. — С. 224—260. — ISBN 0-9738649-0-7 .

Статьи в журналах

  • Ron Jeffries. (англ.) // : журнал. — 1983. — Январь ( т. 9 , № 1 ). — С. 21 .
  • Paul Wallich, Tekla S. Perry. (англ.) // IEEE Spectrum : журнал. — 1985. — Март. — С. 48—58 . — ISSN . (недоступная ссылка)

Порталы в сети

  • — Каталог программ (игр) для C64, работающих в онлайн.
  • — Большая коллекция ссылок на тему Commodore: эмуляторы, проекты по разработке аппаратного обеспечения, игры
  • от 20 августа 2012 на Wayback Machine — Очень полезный портал в плане ссылок
  • — Огромная коллекция ссылок, связанных с C64 и демосценой
  • — Коллекция музыки Commodore 64

История

  • — Автор Ken Polsson
  • — Фонд памяти, составленный пользователями Commodore 64
  • — Со страницы Stan Veit’а об истории ПК
  • — Канадский WEB-сайт www.commodore.ca

Разное

  • — команда энтузиастов, продолжающих разрабатывать и распространять новые игры и оборудование для C64
  • — проект, целью которого является сохранение в первоначальном виде ПО для Commodore 64, включая программы с защитой от копирования
  • — новости, связанные с демосценой C64 (новые программы, события и т. д.)
  • Contiki , многозадачная операционная система с открытыми исходным кодом для C64, написана Адамом Данкельсом.
  • — C64 на автобусной станции в Брисбене (Австралия).
Источник —

Same as Commodore 64