Interested Article - Фотоаппарат

Фотоаппара́т ( фотографи́ческий аппара́т , фотока́мера ) — устройство для регистрации неподвижных изображений (получения фотографий ). Фиксация изображения в фотоаппарате осуществляется фотохимическим способом при воздействии света на светочувствительный фотоматериал . Получаемое таким способом скрытое изображение преобразуется в видимое при лабораторной обработке . В цифровом фотоаппарате фотофиксация происходит путём фотоэлектрического преобразования оптического изображения в электрический сигнал , перевода их в форму цифровых данных и сохранения последних на том или ином носителе .

Фотоаппарат прямого визирования для съёмки в студии

История

Появление первого фотоаппарата совпало с изобретением « гелиографии » Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 году . Устройство для регистрации изображения на поверхности асфальтового лака было вариантом камеры-обскуры , до этого активно использовавшейся художниками для рисования с натуры. Дальнейшее развитие технологии связано с изобретением дагеротипии Жаком Луи Дагером . Дагеротипия быстро получила распространение в качестве инструмента для портретирования, став коммерчески выгодной. Результатом стала разработка новых устройств для фотосъёмки, наиболее оригинальным из которых в 1840 году стала камера Александра Уолкотта с вогнутым зеркалом вместо объектива . Не менее революционной была цельнометаллическая «Ganzmetallkamera» немецкой компании « Фохтлендер », оснащённая светосильным объективом Петцваля .

Современная копия дагеротипной камеры « Фохтлендер » 1841 года выпуска

Наиболее бурное развитие фотоаппаратостроения началось после открытия мокрого коллодионного процесса , вытеснившего неудобные и дорогие дагеротип и калотипию . Фотоаппаратура для этой технологии сохранила устройство камеры прямого визирования , но была усовершенствована, получив фокусировочный мех и светосильный портретный объектив . Внедрение сухих желатиносеребряных фотопластинок с высокой светочувствительностью позволило вести съёмку с моментальными выдержками , потребовавшими специального механизма для регулировки длительности воздействия света. Таким устройством стал фотозатвор , первые конструкции которого появились в 1853 году . Изобретение Оттомаром Аншютцем скоростного шторно-щелевого затвора привело к появлению репортёрских фотоаппаратов — пресс-камер , запущенных в массовое производство фирмой « Goerz » в 1888 году .

Начало выпуска желатиносеребряных фотобумаг , пригодных для проекционной печати , а также рост разрешающей способности фотоэмульсий запустили процесс миниатюризации фотоаппаратуры и появления её новых портативных разновидностей, таких как складные и дорожные камеры . Технологический прорыв осуществил в 1888 году Джордж Истмен , выпустивший первую бокс-камеру Kodak , заряженную рулонной фотоплёнкой на гибкой целлулоидной подложке . Изобретение положило начало любительской фотографии, избавив фотографа от необходимости проявлять фотоматериал и печатать снимки. Всё это делала компания Истмена, куда по почте отсылался фотоаппарат с отснятой плёнкой . Обратно фотолюбитель, заплатив 10 долларов, получал перезаряженную камеру, готовые негативы и контактные отпечатки с них . Съёмка без штатива оказалась невозможной при прямом визировании , что привело к появлению видоискателя у всех компактных камер. Одновременно с компактными появились многочисленные фотоаппараты для скрытной съёмки, в том числе встроенные в предметы одежды: галстуки, шляпы и дамские сумочки .

Фотоаппарат «Kodak № 2» для рулонной фотоплёнки.
1896 год

Развитие во второй половине XIX века технологий цветной фотографии , основанных на трёхцветной теории цветоощущения Максвелла , привело к распространению специализированных устройств, позволяющих осуществлять цветоделение различными способами. Наиболее простое решение заключалось в съёмке трёх цветоделённых изображений на общую фотопластинку через три объектива, закрытых светофильтрами основных цветов . Однако, расстояние между ними неизбежно приводило к параллаксу и, как следствие, цветным контурам на изображении близких предметов. Более совершенными оказались фотоаппараты с последовательной съёмкой через один объектив на удлинённую фотопластинку с автоматическим пошаговым смещением. Наиболее известны такие фотоаппараты конструкции Адольфа Мите , одним из которых пользовался Сергей Прокудин-Горский .

Камеры со сдвижной кассетой на три экспозиции годились только для съёмки неподвижных объектов и пейзажей из-за неизбежного временно́го параллакса . Всех недостатков были лишены трёхпластиночные фотоаппараты с внутренним цветоделением, позволявшие снимать в том числе движущиеся предметы через общий объектив в одну экспозицию . Изобретение автохромного процесса, и последующее распространение многослойных фотоматериалов позволили отказаться от сложной фотоаппаратуры, но тем не менее камеры с внутренним цветоделением с помощью полупрозрачных зеркал эксплуатировались в издательском бизнесе до середины 1950-х годов .

Одну из ключевых ролей в совершенствовании фотоаппаратуры сыграло становление аэрофотографии , получившей бурное развитие после Первой мировой войны . Большие скорости полёта требовали коротких выдержек, вынуждая компенсировать их высокой светосилой объективов . При этом, недопустимость геометрических искажений, особенно при фотограмметрии , вынуждала разрабатывать ортоскопическую оптику с минимальной дисторсией . Многие конструкции фотозатворов и объективов, привычные в современной фотоаппаратуре, были разработаны специально для аэрофотоаппаратов, лишь потом найдя применение в камерах общего назначения. То же касается вспомогательных механизмов: например, автоматизированная перезарядка фотоаппарата впервые использована именно для аэрофотосъёмки.

Компактные фотоаппараты

Первая малоформатная
«Ur Leica», 1914 год
Зеркальный фотоаппарат « Nikon F », 1959 год

Рулонные фотоматериалы позволили повысить оперативность съёмки и уменьшить размеры фотоаппарата, который, благодаря складной конструкции , теперь стало можно положить в жилетный карман. Это отразилось в названиях, получивших приставку «Pocket». Огромную роль в формировании фотоаппаратуры сыграло параллельное развитие технологий кинематографа и совершенствование наиболее массовой 35-мм киноплёнки . Рост её информационной ёмкости привёл к появлению в начале 1920-х годов малоформатной фотоаппаратуры . Первыми в этом классе стали камеры «Симплекс Мульти» (1913 год, США ) и «Ur Leica» (1914 год, Германия ) .

В 1925 году началось серийное производство фотоаппарата « Leica I », ставшего образцом для подражаний и родоначальником самого многочисленного класса аппаратуры, популярного вплоть до появления цифровой фотографии . В 1932 году начат выпуск главного конкурента «Лейки» — фотоаппарата « Contax » этого же формата . Почти одновременно с появлением малоформатных фотоаппаратов в 1930 году в Германии начат выпуск одноразовых фотобаллонов, упростивших съёмку с импульсным освещением , и сделавших её безопасной . Результатом стало внедрение в затворы синхроконтакта , обеспечившего автоматическую синхронизацию и съёмку с фотовспышкой на моментальных выдержках вместо ручной .

После Второй мировой войны началось распространение зеркальной фотоаппаратуры , обеспечивающей визуальный контроль глубины резкости и точную фокусировку объективов любого фокусного расстояния . Первыми в этом классе стали двухобъективные зеркальные фотоаппараты , лишённые большинства недостатков однообъективных : затемнения видоискателя и трудностей фокусировки при диафрагмировании, а также неполного отображения снимаемого кадра и вибрации из-за подвижного зеркала. Одно из главных неудобств удалось устранить с изобретением крышеобразной пентапризмы , впервые использованной в камерах «Rectaflex» (Италия, 1948), « Alpa Prisma Reflex» (Швейцария, 1949) и «Contax-S» (ГДР, 1949), и позволившей снимать с уровня глаз, а не «от пояса» .

Преимущества однообъективной схемы, такие как полное отсутствие параллакса и ограничений фокусных расстояний объективов, характерных для дальномерных фотоаппаратов , заставляли разработчиков совершенствовать конструкцию дальше. Результатом стало появление в 1959 году фотоаппарата « Nikon F » со 100 % отображением кадра и прыгающей диафрагмой . Сочетание приставного электропривода и длиннофокусных объективов , недоступных для дальномерной аппаратуры, быстро сделало этот фотоаппарат стандартом в фотожурналистике, особенно спортивной . В течение нескольких лет выпуск аналогичных фотоаппаратов был налажен большинством производителей фототехники .

Автоэкспозиция и автофокус

Фотоаппарат Canon EOS-1V соединил последние достижения микроэлектроники с доцифровой фотографией

Распространение в конце 1930-х годов цветных фотоматериалов с ограниченной фотографической широтой привело к появлению встроенных экспонометров в большинстве фотоаппаратов общего назначения. Тем не менее, установка экспозиционных параметров требовала ручных манипуляций на основе результатов измерения. Первая попытка автоматизации была осуществлена в 1938 году в складной камере Kodak Super Six-20 . Из-за высокой стоимости модель была выпущена ограниченным тиражом, не завоевав популярности. В 1959 году во Франции начат выпуск фотоаппарата Royer Savoyflex, ставшего первой в мире «зеркалкой» с автоматом диафрагмы . Практически одновременно реализована механическая программная автоматика управления экспозицией в шкальном фотоаппарате Agfa Optima .

К середине 1960-х программная автоматика заняла прочное место в любительской аппаратуре, в том числе в советских « Зоркий-10 » и « Сокол-Автомат ». Внедрение механического автомата в профессиональных камерах со сменной оптикой столкнулось с большими трудностями. Современный программный автомат на основе цифрового микропроцессора впервые появился в японской «зеркалке» Canon A-1 в 1978 году . Высокая точность работы автоматики была бы невозможной без TTL-экспонометра , впервые реализованного в 1963 году в фотоаппарате Topcon RE-Super . Фоторезистор , размещённый в зеркале камеры, производил интегральное измерение яркости в пределах всего кадра, часто приводя к ошибкам при съёмке контрастных сцен. Радикально устранить эту проблему удалось лишь 20 лет спустя в фотоаппарате Nikon FA с помощью технологии матричного замера , позволяющего раздельно оценивать яркость разных частей снимаемой сцены и вычислять правильную экспозицию на основе статистических данных .

Результатом этих инноваций стала полная автоматизация установки экспозиционных параметров как в профессиональной, так и в любительской фотоаппаратуре. Дальнейшее совершенствование фотоаппаратов пошло по пути внедрения автофокуса . Первым серийным фотоаппаратом, оснащённым такой системой, стала компактная камера Canon AF-35M, выпущенная в Японии в 1979 году . Через два года появился зеркальный Pentax ME F с заобъективным контрастным автофокусом . Аналогичной системой позднее оснащены фотоаппараты Nikon F3 AF и Canon T80 . Более совершенный фазовый автофокус, впервые реализованный в системе «Визитроник ТСЛ», нашёл массовое применение в 1985 году в фотоаппарате Minolta 7000 . Современный вид эта система приобрела после создания стандарта Canon EOS в 1987 году, где приводы фокусировки начали устанавливать в объективы, а датчик разместился под вспомогательным зеркалом в нижней части камеры. Все эти усовершенствования стали возможны, благодаря бурному развитию микроэлектроники , сделавшей фотоаппараты энергозависимыми.

Цифровые фотоаппараты

Видеофотоаппарат «Canon Ion RC-260», 1991 год
Цифровой фотоаппарат «Kodak DCS 420», 1994 год

Развитие технологии ПЗС , изобретённых Уиллардом Бойлом и Джорджем Смитом в 1969 году, не обошло стороной и фотографию. В 1984 году появились первые промышленные образцы видеофотоаппаратов Sony , Canon , Nikon и Fuji , некоторые из которых были использованы во время Олимпиады в Лос-Анджелесе для оперативной передачи фотоинформации из США в Японию . В 1989 году аналогичное устройство Sony Pro Mavica MVC-5000 было использовано CNN при освещении событий на площади Тяньаньмэнь для передачи снимков по радиоканалу напрямую в редакцию . Однако, аналоговый способ записи изображения оказался мало пригодным для практического использования, и был быстро вытеснен развивающимися цифровыми технологиями. В 1988 году увидел свет первый цифровой фотоаппарат потребительского уровня «Fuji DS-1P», использующий для записи съёмную карту SRAM .

В том же году по заказу правительства США Kodak создал опытные образцы первого цифрового зеркального фотоаппарата Electro-Optic Camera на основе серийного малоформатного фотоаппарата Canon New F-1 . Запись данных, полученных с матрицы, производилась портативным видеомагнитофоном . Спустя три года Kodak выпускает первую серийную цифровую фотосистему Kodak DCS 100 на основе профессионального зеркального фотоаппарата Nikon F3 . Изображение записывалось на жёсткий диск , размещённый в отдельном блоке, носимом на плечевом ремне. Устройство стало дальнейшим развитием экспериментального фотоаппарата Hawkeye II, разрабатывавшегося по заказу военных . Тогда же компания Leaf создала первый цифровой задник разрешением 4 мегапикселя для среднеформатных зеркальных фотоаппаратов .

В результате сотрудничества компаний Nikon и Kodak в августе 1994 года была создана гибридная цифровая камера Kodak DCS 410 на основе фотоаппарата Nikon F90 , съёмная задняя крышка которого заменялась цифровой приставкой с ПЗС-матрицей разрешением 1,5 мегапикселя . В марте 1998 года на рынке появился первый цифровой зеркальный фотоаппарат Canon EOS D2000 неразъёмной конструкции . Все эти образцы предназначались для фотослужб новостных информационных агентств и стоили от 15 до 30 тысяч долларов. Цена самых дешёвых камер, таких как Canon EOS D30 , выпущенного в 2000 году, превышала 2500 долларов, оставаясь неприемлемой для большинства фотографов .

В 2003 году на рынке появился любительский зеркальный фотоаппарат Canon EOS 300D , стоимость которого впервые опустилась ниже психологической отметки в 1000 долларов . В течение года аналогичные зеркальные модели выпустили Nikon и Pentax. Благодаря этому факту, а также началу широкого распространения персональных компьютеров , произошло массовое вытеснение плёнки и окончательный переход к цифровой фотографии как в профессиональной, так и в любительской сферах. Появление цифровой фототехники наложило отпечаток и на технологию оперативного получения фотоинформации с мест и её доставки заказчикам в фотожурналистике. Мгновенная готовность файла, пригодного для передачи по сети Интернет , позволила отказаться от фототелеграфа и фильм-сканеров , доведя промежуток между съёмкой и появлением фотографии на новостной ленте до 1—2 минут .

Цифровая камера светового поля « Lytro ILLUM». 2014 год

Совершенствование жидкокристаллических дисплеев позволило создать совершенно новый класс беззеркальных фотоаппаратов со сквозным визированием, обладающих теми же преимуществами что и однообъективные зеркальные при более простой конструкции. По тому же принципу построены более дешёвые псевдозеркальные фотоаппараты с несменным зум-объективом большой кратности. Дальнейшая миниатюризация позволила встроить фотоаппарат в мобильный телефон , получив более универсальный камерафон . С начала 2010-х годов встроенные модули цифрового фотоаппарата стали стандартной принадлежностью большинства смартфонов и планшетных компьютеров . Цифровая фотография позволяет реализовать технологии, недоступные для традиционных фотоматериалов, и допускающие получение снимков событий, произошедших до нажатия на спусковую кнопку, а также фокусировку уже готового изображения.

Первая функция под названием « кэширование изображения » используется в дорогих смартфонах и беззеркальных фотоаппаратах, например Olympus OM-D E-M1 Mark II . Она основана на сохранении непрерывно считываемых с матрицы изображений в буфер при поджатой спусковой кнопке. Поступающие снимки записываются на место, освобождаемое удалением более ранних, «устаревших» на 1—2 секунды. После полного нажатия кнопки на флеш-карту могут быть записаны все изображения, сохранённые в течение этого интервала, в том числе и предшествовавшие моменту съёмки. Это особенно актуально в репортажной и спортивной фотографии, позволяя компенсировать недостатки человеческой реакции . Другая технология реализована в пленоптических камерах , позволяющих выбирать дистанцию резкого отображения на уже готовом снимке. В настоящий момент такие камеры существуют лишь в виде экспериментальных разработок (например, Lytro ), выпускающихся в качестве инновационного концепта . Однако, продолжающийся рост разрешающей способности фотоматриц и вычислительной мощности микропроцессоров делает это направление перспективным не только для фотографии, но и для цифрового кинематографа .

Устройство и принцип действия

Простейший фотоаппарат представляет собой непрозрачную камеру, внутри которой закреплён плоский светоприёмник , в виде фотоматериала или фотоэлектрического преобразователя . Свет попадает на светоприёмник через отверстие в противоположной стенке: по такому принципу построена пинхол-камера . В фотоаппаратах отверстие закрыто собирающей линзой или сложным многолинзовым объективом , который строит на поверхности светоприёмника действительное изображение объектов съёмки .

Однообъективный зеркальный фотоаппарат « Praktica » в разрезе

Под действием света в фотоэмульсии образуется скрытое изображение , которое после лабораторной обработки становится видимым . Последнее может быть как негативным, пригодным для тиражирования позитивов , так и позитивным в случае съёмки на обращаемый фотоматериал . С негатива может быть отпечатано любое количество позитивов контактным или оптическим способом. В фотоматериалах одноступенного процесса получение позитивного изображения происходит сразу после съёмки при помощи реактивов, вмонтированных в фотокомплект. В классической фотографии фотоаппаратом считается устройство, создающее оптическое изображение на фотоматериале . При электронном способе фиксации изображения фотоаппарат включает также тракт преобразования оптического изображения в электрические сигналы и функциональный блок для их записи.

Первыми устройствами такого типа стали видеофотоаппараты , записывавшие аналоговый видеосигнал неподвижных снимков на специальные магнитные дискеты . Технические ограничения использовавшихся при этом телевизионных стандартов и недостатки аналоговой записи привели к вытеснению этого типа аппаратуры цифровыми фотоаппаратами . В последних свет, попавший из объектива на фотоматрицу (обычно ПЗС- или КМОП-матрицу ), преобразуется ей в электрические сигналы, которые при помощи АЦП переводятся в цифровые данные, описывающие распределение освещённости в пределах кадра . Полученные данные регистрируются на карту памяти или жёсткий диск в исходном виде ( стандарт RAW ) или после сжатия по определённому алгоритму , чаще всего JPEG . Выдержка , в течение которой свет экспонирует фотоматериал или матрицу, регулируется вручную перекрытием объектива или автоматически при помощи фотозатвора.

Фокальный затвор типа « Contax » фотоаппарата « Киев »

Съёмка на моментальных выдержках возможна только при использовании затвора, который считается одной из важнейших составных частей современной аппаратуры. Все современные фотографические затворы снабжены синхроконтактом для автоматической синхронизации с импульсными осветительными приборами . Освещённость поверхности светоприёмника регулируется при помощи диафрагмы объектива . Сочетание выдержки и диафрагмы определяет экспозицию , получаемую фотоматериалом или матрицей. На место фотоматериала, заряжаемого в кассеты, может быть установлено матовое стекло для наблюдения за границами кадра (кадрировки) и фокусировки объектива. После необходимых настроек оно вновь заменяется кассетой для съёмки . При замене кассеты цифровым задником получается цифровой фотоаппарат. Для исключения операции замены матового стекла кассетой и повышения оперативности съёмки большинство фотоаппаратов оснащаются дополнительным устройством фокусировки и кадрирования, которое называется видоискателем.

Некоторые простейшие фотоаппараты (например, « Kodak Brownie ») не оснащались видоискателем, вместо которого использовались метки на верхней крышке . Видоискатель также отсутствует в крупноформатных камерах прямого визирования и некоторых видах специальной аппаратуры. Перемотка гибкой рулонной фотоплёнки мимо кадрового окна производится лентопротяжным механизмом, который является неотъемлемой частью всей плёночной фотоаппаратуры , за исключением крупноформатной. Для автоматической съёмки в некоторых специальных видах фотоаппаратов, таких как аэрофотоаппараты или фотопулемёты , устанавливается пружинный или электрический привод . В малоформатной аппаратуре с середины 1960-х годов моторные приводы выполнялись в виде съёмного блока, а с конца 1970-х стали встраиваться непосредственно в корпус. Для обеспечения точной экспозиции, получаемой фотоматериалом или матрицей, большинство фотоаппаратов оснащается встроенным экспонометром . Все современные фотоаппараты, в том числе цифровые, оснащаются системами автоматического управления экспозицией на основе TTL-экспонометра . С конца 1990-х годов практически все серийные фотоаппараты (за исключением крупноформатных и большинства среднеформатных ) оснащаются системой автофокуса.

Новейшие цифровые фотоаппараты профессионального класса снабжаются устройствами соединения с локальными вычислительными сетями , необходимыми для оперативной передачи готовых фотографий на серверы информационных агентств в режиме реального времени. Соединение достигается приставными или встроенными Wi-Fi модулями, а также по витой паре стандарта Ethernet . Выпущенный в январе 2016 года фотоаппарат Nikon D5 позволяет отправлять фотографии в социальные сети через подключённый по мобильному приложению смартфон с управлением непосредственно с тачскрина камеры . С первой половины 2010-х годов практически все цифровые фотоаппараты совмещают функции видеокамеры, позволяя записывать цифровое видео высокого качества. В то же время, устройства, изначально разработанные как видеокамера (например, большинство экшн-камер ), совмещают функцию цифрового фотоаппарата. В этом смысле грань между видеокамерой и фотоаппаратом в современной технике практически стёрлась, и отличие заключается, главным образом, в эргономических особенностях. При этом, для цифровых зеркальных фотоаппаратов , пригодных для производства бюджетного цифрового кинематографа , выпускается целый ряд приспособлений, облегчающих использование для профессиональной видеосъёмки, в том числе отдельные линейки объективов соответствующей конструкции, фоллоу-фокусы , компендиумы и внешние жидкокристаллические мониторы .

Классификация фотоаппаратов

Как классические, так и цифровые фотоаппараты делятся на две основные группы: общего назначения и специальные, предназначенные для специальных работ . Главным классифицирующим признаком любого фотоаппарата общего назначения считается размер кадрового окна, от которого зависит большинство остальных характеристик. По этому принципу фотоаппараты разделяются на крупноформатные , среднеформатные , малоформатные и миниатюрные, рассчитанные на неперфорированную 16-мм фотоплёнку и более мелкие фотоматериалы. К миниатюрным также относятся фотоаппараты Усовершенствованной фотосистемы . Для аэрофотоаппаратов принята другая классификация: малоформатными считаются камеры с размером кадра меньше, чем 18×18 сантиметров, а крупноформатными — больше. При совпадении с этим размером камера считается «нормальноформатной» .

Вторыми по значимости считаются наличие и разновидность визирно-дальномерной системы. Принято выделять фотоаппараты прямого визирования без видоискателя, а также простейшие , шкальные , дальномерные и зеркальные . Последние, в свою очередь, делятся на однообъективные и двухобъективные . Отдельную группу составляют бокс-камеры с объективом типа фикс-фокус . Аппаратура прямого визирования делится на несколько категорий в зависимости от основного назначения: дорожные камеры , карданные камеры , пресс-камеры и т. д. Большинство этих типов имеют складную конструкцию и допускают подвижки объектива и кассетной части друг относительно друга.

В цифровой аппаратуре от этой классификации осталось только определение среднеформатного фотоаппарата из-за особенностей этого класса фототехники. Все остальные разновидности классифицируются по другим признакам, главными из которых являются физический размер матрицы и тип видоискателя. Цифровые камеры появились, когда автофокус стал стандартной частью любого фотоаппарата, и могут обходиться без приспособлений для ручной фокусировки. Поэтому некоторые классы аппаратуры, такие как шкальные и двухобъективные зеркальные, не имеют цифровых аналогов. Простейшие цифровые камеры компактного класса оснащаются автофокусом или жёстковстроенным объективом, постоянно сфокусированным на гиперфокальное расстояние . То же относится к большинству камерафонов. К специальным фотоаппаратам относятся репродукционные, панорамные , аэрофотоаппараты , камеры для подводной и скрытной съёмки, флюорографии, стоматологии, фоторегистраторы и другие .

К этой же категории обычно причисляют фоторужья и фотоаппараты для съёмки в невидимых лучах (инфракрасных и ультрафиолетовых). Эта аппаратура отличается конструкцией, и в ней могут присутствовать устройства, не характерные для камер общего назначения, и наоборот, отсутствуют некоторые общепринятые узлы. Например, в аэрофотоаппаратах отсутствуют механизмы фокусировки, поскольку объектив жёстко зафиксирован в положении «бесконечности». В стоматологических фотоаппаратах отсутствует также видоискатель, так как кадрирование производится прижимом специального ограждения объектива к лицу пациента. В фотоаппаратуре для съёмки в ультрафиолетовых лучах устанавливается объектив из кварцевого стекла , в наименьшей мере задерживающего этот вид излучения . Для инфракрасной съёмки в цифровых фотоаппаратах требуется удаление светофильтра, установленного перед матрицей . Стереофотоаппараты оснащаются двумя объективами и специальным лентопротяжным трактом. Камеры для съёмки на документы оснащались несколькими объективами, дающими на одном листе фотокомплекта одноступенного процесса кратное количество снимков.

См. также

Примечания

  1. В настоящее время ведутся разработки вогнутых фотоматриц, форма которых повторяет нескорригированную астигматическую кривизну поля изображения

Источники

  1. , с. 8.
  2. . «Фотография». Дата обращения: 24 января 2016. 31 января 2016 года.
  3. . Популярное . «Фотокарточка» (11 ноября 2011). Дата обращения: 5 апреля 2016. Архивировано из 21 марта 2015 года.
  4. , с. 40.
  5. , с. 21.
  6. , с. 93.
  7. , с. 165.
  8. , с. 53.
  9. . Экономический портал. Дата обращения: 25 января 2016. 30 января 2016 года.
  10. (англ.) . Kodak . Дата обращения: 25 января 2016. Архивировано из 25 января 2016 года.
  11. , с. 22.
  12. , с. 238.
  13. , с. 119.
  14. . Блоги . Журнал «Е» (12 августа 2013). Дата обращения: 25 января 2016. 31 января 2016 года.
  15. , с. 237.
  16. , с. 403.
  17. . БЛОГ ДОКТОРА И ГРАЖДАНИНА (17 января 2012). Дата обращения: 28 февраля 2016. 11 марта 2016 года.
  18. , с. 123.
  19. Scott Bilotta. (англ.) . Scott's Photographica Collection (26 января 2010). Дата обращения: 20 марта 2016. 1 апреля 2016 года.
  20. , с. 166.
  21. Stephen Gandy. (англ.) . CameraQuest (20 октября 2013). Дата обращения: 24 ноября 2014. 18 апреля 2015 года.
  22. , с. 8.
  23. , с. 40.
  24. . Маленькие истории. Дата обращения: 18 ноября 2015. Архивировано из 19 ноября 2015 года.
  25. Георгий Абрамов. . Photohistory. Дата обращения: 10 мая 2015. 24 сентября 2015 года.
  26. (англ.) . Science Museum Group. Дата обращения: 3 декабря 2018. 4 декабря 2018 года.
  27. Heinz Richter. (англ.) . Barnack Berek Blog (15 февраля 2015). Дата обращения: 3 декабря 2018. 4 декабря 2018 года.
  28. (англ.) . 1949-1962: Zeiss Ikon Contax of Dresden . The History of Penta Prism SLR. Дата обращения: 3 декабря 2018. 4 декабря 2018 года.
  29. , с. 22.
  30. . Клуб «Nikon» (11 августа 2006). Дата обращения: 22 марта 2013. 5 апреля 2013 года.
  31. (англ.) . Guide to Classic Cameras. Дата обращения: 17 мая 2015. 17 июля 2015 года.
  32. , с. 24.
  33. Todd Gustavson. (англ.) . Eastman Museum (17 июля 2013). Дата обращения: 3 июня 2017. Архивировано из 9 августа 2017 года.
  34. , с. 41.
  35. (англ.) . Pentax SLR. Дата обращения: 16 октября 2020. 21 сентября 2020 года.
  36. , с. 83.
  37. (англ.) . Classic Cameras. Дата обращения: 3 июня 2017. 14 декабря 2016 года.
  38. , с. 37.
  39. , с. 29.
  40. . Статьи . PHOTOESCAPE. Дата обращения: 10 июня 2013. 10 июня 2013 года.
  41. , с. 101.
  42. , с. 7.
  43. Foo Leo. (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 24 августа 2014. 13 сентября 2014 года.
  44. (англ.) . Main Features Part II . Photography in Malaysia. Дата обращения: 24 августа 2014. 6 января 2010 года.
  45. (англ.) . Evolution into Fully Automatic Camera . Canon Camera Museum. Дата обращения: 8 февраля 2014. Архивировано из 5 февраля 2014 года.
  46. Brooke Clarke. (англ.) . PSC-6 Digital Imaging Set . Персональный сайт (19 апреля 2009). Дата обращения: 7 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
  47. (англ.) . 1980s . Digicamstory. Дата обращения: 6 февраля 2014. 26 июля 2021 года.
  48. (англ.) . The World's First DSLR . James McGarvey. Дата обращения: 18 января 2014. 26 сентября 2013 года.
  49. (англ.) . History of Kodak . Kodak . Дата обращения: 28 мая 2013. 31 мая 2013 года.
  50. Jim McGarvey. (англ.) . NikonWeb (июнь 2004). Дата обращения: 18 января 2014. 7 января 2012 года.
  51. Alexander Odukha. . Персональный блог (8 февраля 2011). Дата обращения: 28 января 2014. 2 февраля 2014 года.
  52. (англ.) . A brief info on Kodak DCS-Series Digital Still SLR cameras . Photography in Malaysia. Дата обращения: 3 января 2014. 24 октября 2020 года.
  53. (англ.) . Photography in Malaysia. Дата обращения: 3 августа 2017. 4 октября 2009 года.
  54. Владимир Родионов, Александр Цикулин. . Изображение в числах . iXBT.com (2 апреля 2001). Дата обращения: 25 января 2016. 4 марта 2016 года.
  55. Владимир Родионов. . Изображение в числах . iXBT.com (21 октября 2003). Дата обращения: 21 января 2014. 1 февраля 2014 года.
  56. Логотип YouTube
  57. Sean O'Kane. (англ.) . Circuit Breaker . The Verge (30 декабря 2016). Дата обращения: 1 июня 2017. 30 января 2017 года.
  58. Алексей Ерохин. . Фотоаппараты . iXBT.com (15 сентября 2015). Дата обращения: 24 января 2016. 28 января 2016 года.
  59. . Security News (19 июля 2016). Дата обращения: 17 августа 2018. 20 августа 2018 года.
  60. , с. 14.
  61. , с. 4.
  62. , с. 16.
  63. , с. 56.
  64. , с. 365.
  65. , с. 128.
  66. , с. 18.
  67. Афанасенков М. А. . «Photoforum». Дата обращения: 9 июля 2017. 24 июня 2017 года.
  68. , с. 32.
  69. , с. 39.
  70. Chuck Baker. (англ.) . The Brownie Camera Page. Дата обращения: 18 ноября 2015. 24 сентября 2015 года.
  71. , с. 57.
  72. . Оборудование . Робот для фотографии (25 мая 2016). Дата обращения: 31 мая 2016. 8 августа 2016 года.
  73. Tom Seymour. (англ.) . Technology . British Journal of Photography (12 января 2016). Дата обращения: 13 января 2016. 11 августа 2017 года.
  74. И. Поморин. . Справочник по кинооборудованию . Журнал «Техника и технологии кино» (февраль 2011). Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 16 октября 2012 года.
  75. , с. 43.
  76. Я. Е. Щербаков. . Расчет и конструирование аэрофотоаппаратов . Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 17 февраля 2016. 24 февраля 2016 года.
  77. , с. 71.
  78. , с. 22.
  79. . Видеокамеры для учёных и инженеров. Дата обращения: 27 октября 2019. 27 октября 2019 года.
  80. . LiveJournal (18 апреля 2007). Дата обращения: 27 октября 2019. 27 октября 2019 года.

Литература

  • Алексей Алексеев. // «Foto&video» : журнал. — 2009. — № 2 . — С. 86—93 .
  • Борис Бакст. Первое детище Цейсса в стране социализма. Contax-S // «Фотокурьер» : журнал. — 2005. — № 5/101 . — С. 18—25 .
  • А. Н. Веденов. Малоформатная фотография / И. В. Барковский. — Л. : Лениздат, 1959. — С. 45—48. — 675 с. — 200 000 экз.
  • Е. А. Иофис . . — М. : «Советская энциклопедия», 1981. — С. —369. — 449 с. — 100 000 экз.
  • Б. Кучеренко. Оскар Барнак — изобретатель малоформатной камеры // « Советское фото » : журнал. — 1982. — № 10 . — С. 40, 41 . — ISSN .
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. Современные фотоаппараты // / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1985. — С. —82. — 367 с. — 100 000 экз.
  • О. Сербинов, П. Бояров. Аппаратная логика в фотокамерах // « Советское фото » : журнал. — 1980. — № 5 . — С. 36 . — ISSN .
  • А. А. Сыров. Путь фотоаппарата / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1954. — С. 122—123. — 143 с. — 25 000 экз.
  • А. А. Сыров. Первые русские фотоаппараты / Т. Работяга. — Серпуховская типография: Госкиноиздат, 1951. — С. 1. — 56 с. — 10 000 экз.
  • Максим Томилин. Джордж Истмен и фотография на плёнке // «Фотомагазин» : журнал. — 2001. — № 1—2 . — С. 117—121 . — ISSN .
  • М. Томилин. // « Советское фото » : журнал. — 1977. — № 3 . — С. 39—41 . — ISSN . 10 декабря 2015 года.
  • Елена Фисенко. Тропик Неттель // «Фотомагазин» : журнал. — 2000. — № 7—8 . — С. 160—167 . — ISSN .
  • Елена Фисенко, Андрей Шеклеин. // «Фотомагазин» : журнал. — 2001. — № 6 . — С. 119—121 . — ISSN .
  • Фомин А. В. Глава I. Фотоаппараты // / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М. : «Легпромбытиздат», 1987. — С. 32—41. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Мишель Фризо. Новая история фотографии = Nouvelle Histoire de la Photographie / А. Г. Наследников, А. В. Шестаков. — СПб. : Machina, 2008. — С. 233—242. — 337 с. — ISBN 978-5-90141-066-0 .
  • Джон Хеджкоу. Фотография. Энциклопедия / М. Ю. Привалова. — М. : «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2004. — 264 с. — ISBN 5-8451-0990-6 .
  • Хокинс Э., Эйвон Д. / А. В. Шеклеин. — М. : «Мир», 1986. — С. 16—18. — 280 с. — 50 000 экз.
  • Андрей Шеклеин. Оттомар Анщютц, или у колыбели шторного затвора // «Фотомагазин» : журнал. — 2002. — № 10 . — С. 50—54 . — ISSN .
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л. : «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.
  • Фотография: энциклопедический справочник / С. А. Макаёнок. — Минск: «Беларуская Энцыклапедыя», 1992. — 399 с. — 50 000 экз. ISBN 5-85700-052-1 .
  • / В. Г. Волков. — СПб. : ООО Издательство «Сова», 2005. — 93 с. — 5000 экз. ISBN 5-17-031806-5 .
  • Ihagee и её Exakta // «Фотомагазин» : журнал. — 1997. — № 5 . — С. 28—30 . — ISSN .

Ссылки

  • . Полезное . «Фотоляп» (11 января 2013). Дата обращения: 19 мая 2016. Архивировано из 13 ноября 2013 года.
  • Петр Ангарский. . Отечественная фотография . ФОТОГРАФИЯ XIX ВЕКА. Дата обращения: 19 мая 2016.
  • (англ.) . Don't Take Pictures (4 мая 2016). Дата обращения: 20 мая 2016.
Источник —

Same as Фотоаппарат