Interested Article - Мидгард
- 2020-06-28
- 1
Ми́дгард ( др.-сканд. Miðgarðr — букв. «среднее огороженное пространство» — «срединная земля») в германо-скандинавской мифологии — мир, населённый людьми.
Возникновение Мидгарда
Германо-скандинавская космогония рисует циклопический процесс создания космоса из мировой бездны Гинунгагап ( др.-исл. «зияющая бездна»), когда из смешения искр огня из царства Муспельхейм и льда из царства Нифльхейм возникло первое в мире живое существо — великан Имир . Именно из его тела возникшие много позже братья-боги — Один , Вили и Ве — сотворили «свой» мир: плоскую землю, небо и Ётунхейм , заморское королевство великанов — ётунов . Создав людей, боги поселили их на земле, в срединном мире, который огородили от йотунов стеной, изготовленной из век убитого ими Имира. Так земля и получила имя Мидгард. Мидгарду боги благоволили и соединили его с небом радужным мостом, которому дали имя Биврёст (др.-исл. «радуга»).
Другие миры
Высоко над землёй боги построили себе страну — Асгард и стали называться асами . С Ётунхеймом боги никогда не ладили и защищались от него как могли. За пределами мира, сотворённого триадой богов, создалось царство Утгард , «внешний», трансцендентный, мир, который иногда отождествляется с Ётунхеймом и куда простой смертный попасть не может.
Далее, по космогоническому закону причинно-следственных связей, из-за страшных ошибок и прегрешений асов возникло царство Хельхейм , подземный мир, управляемый богиней Хель , дочерью бога Локи .
Так создалась трехчастная структура германо-скандинавской космогонической «географии»: 1) небо, мир богов — Асгард ; 2) земля, мир людей — Мидгард; 3) подземный мир, мир умерших — Хельхейм . Мирча Элиаде доказал древнее происхождение подобной структуры, равно как и образа первосущества, из тела и крови которого творится мир. Они уходят корнями в архаическое индоевропейское единство культур и религиозных систем, представляющих аналогичные мифологические модели: греческой, индо-иранской, римской, кельтской и т. д.
Особенности
Мидгард отгорожен от других миров не только стеной из ресниц Имира. Расположенный на плоском круге, он окружен водами мирового океана , на дне которого лежит Ёрмунганд , ещё один отпрыск Локи, — Мировой змей, окольцевавший землю и держащий в зубах собственный хвост (одна из вариаций образа Уробороса , одного из самых древних и сложных эзотерических символов евразийской культуры).
Такое соседство — не столько защита для Мидгарда, сколько страшная опасность, от которой мир людей старается защищать грозный бог Тор (др-исл. «гром»). Всплыв в конце времён из Мирового океана, Ёрмунганд вызовет гибельные наводнения, наступит трёхлетняя зима ( фимбульвинтер ), Солнце погаснет, звёзды попадают с неба; между богами и великанами произойдёт последняя битва — Рагнарок (др.-исл. Ragnarök); боги победят чудовищ и йотунов, но и сами погибнут. Рухнет Иггдрасиль (священный ясень, Мировое Древо ) и обрушит небо; огненный меч великана Сурта сожжёт мир, и Мидгард погрузится в волны мирового океана. Так рассказывает поэма « Прорицание вёльвы » (иначе — «Пророчество вёльвы », Völuspá), пересказанная Снорри Стурлусоном в его « Круге земном » (XIII век).
Но это не конец Мидгарда. Новая земля возродится из волн мирового океана, и ею будут править боги, не совершавшие клятвопреступлений и ошибок, на ней будут жить новые счастливые люди в любви, мире и достатке.
Аналогии в современной культуре
- От слова «Мидгард» Дж. Р. Р. Толкин произвёл название « Средиземье », переведя его на английский.
Литература
- Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. — М.: ВЛАДОС, 1996.
- Маковский М. М. Язык — миф — культура. Символы жизни и жизнь символов. — М.: Инт-т русск. яз. им. В.Виноградова, 1996.
- Мелетинский Е. М. Мифы древнего мира в сравнительном освещении // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. — М., 1971.
- Мидгард // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М.: Советская энциклопедия , 1990. — 672 с.
- Скандинавские сказания. — М.: Детская литература, 1970.
- Снорри Стурлусон . Круг земной (Heimskringla) / Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский и др. — М.: Наука, 1980. — 687 с. — (Литературные памятники).
- Элиаде М. История веры и религиозных идей: От Гаутамы Будды до триумфа христианства. — М.: Академический проект, 2009.
- Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость. — СПб.: Алетейя, 1998.
|
В статье есть список
источников
, но
не хватает
сносок
.
|
- 2020-06-28
- 1