Термин «
чёрный фильм
», или «фильм-нуар», впервые употребил в
1946 году
французский критик Нино Франк для обозначения стиля, получившего популярность в американском кино в середине 1940-х годов
. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного
фатализма
и пессимизма, стирание грани между героем и
антигероем
, относительная реалистичность действия и тёмное освещение сцен, как правило ночных. Женщины обычно выступают как лживые персонажи, которым нельзя доверять; с другой стороны, именно они мотивируют главных героев мужского пола.
Единого общепринятого определения феномена «нуар» в
киноведении
не существует. Часто его определяют как особый
жанр киноискусства
или субжанр
драмы
(Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем ряд критиков возражает против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и
вестерны
, и даже
комедии
. Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (
англ.
Bright Lights Film
)
.
Сюжетную линию «чёрных фильмов» отличает запутанность. Как отмечал
Жорж Садуль
,
фабула
фильма-нуар «липкая, как кошмар или речь пьяницы»
. Эта сюжетная неопределённость порождает у зрителя смутную тревогу:
Частный детектив
соглашается выполнить очень неопределённую миссию: найти женщину, остановить
шантаж
, удалить кого-либо, и тут же трупы устилают его путь. За ним следят, его оглушают, его арестовывают. Стоит ему спросить о чём-то, как он оказывается связанный, окровавленный, в подвале. Люди, едва различимые в темноте, стреляют и убегают
.
Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:
Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены высококонтрастны.
В кадре преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через
жалюзи
наподобие тюремной решётки. Лица героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое стекло.
Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчёркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере
.
В традиции немецкого экспрессионизма изобилуют искажённые ракурсы: камера часто запечатлевает героев либо место действия широкоугольным объективом, с непривычно высокой либо низкой точки съёмки, «
под голландским углом
».
«Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание напряжения от диалога к диалогу (т. н.
саспенс
), а не суета, погони, потасовки (т. н.
экшн
).
Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр.
Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.
Происхождение
Роберт Оттосон в предисловии к «Справочнику по американскому нуару, 1940–1950»
указывает в числе факторов зарождения нового жанра влияние немецкого экспрессионизма, французского
поэтического реализма
, «крутых» детективных романов, возвращение послевоенного кинематографа в студийные экстерьеры ради экономии средств. Психологической подоплёкой служила депрессивная атмосфера Второй мировой войны, а затем сложности в приспособлении ветеранов войны к мирной жизни. Несколько позднее к этому присоединился интерес кинематографистов к
Фрейду
и
психоанализу
, а также уроки
итальянского неореализма
. Одним из самых важных влияний Оттосон считает появление картины
Орсона Уэллса
«
Гражданин Кейн
» (1940).
С нуаром перекликаются многие фильмы
Альфреда Хичкока
, хотя даже в 1940-е годы его творчество несводимо к этому направлению.
Эволюция
Несмотря на узкие рамки нуаровой стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Элементы нуара прослеживаются в гангстерском
вестерне
«
Высокая Сьерра
» с
Хамфри Богартом
в главной роли, вышедшем на экраны в январе 1941 г. Через несколько месяцев Богарт сыграл главную роль в первом «чистом» примере жанра —
детективе
Джона Хьюстона
«
Мальтийский сокол
» (
1941
). Именно этот фильм ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, раз за разом предающей его. И то и другое резко контрастировало с
жизнерадостными голливудскими героями довоенного времени
.
Конвейерное производство нуаров начинается в 1944 году. Как раз в это время
Американская киноакадемия
признала за криминальной драмой законное место в голливудской иерархии жанров, наградив главными призами фильм
Билли Уайлдера
«
Двойная страховка
». (
Фильм ужасов
, например, не считался жанром серьёзным и не мог претендовать на «Оскары» в главных номинациях.) Уайлдер снял фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и по сочетанию цинизма и пессимизма был для того времени беспрецедентным.
Своеобразный вклад в эволюцию нуара внесли мелкие студии, которые специализировались на малобюджетных лентах категории «Б»: такие фильмы снимались ночью, при минимальном освещении и часто за пределами дорогостоящих студийных декораций. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссёры, как
Э. Г. Ульмер
(«
Объезд
»,
1945
) и
Э. Дмитрык
(«
Перекрёстный огонь
»,
1947
). Их картины, так же как и работы
Ж. Дассена
,
Г. Хэтэуэя
и др., вывели
Голливуд
за пределы «гламурных» студийных декораций и приблизили фильмы к реальной жизни того времени (ср.
неореализм
).
С восстановлением послевоенной экономики к американцам начинает возвращаться уверенность в светлом будущем. По мере роста оптимистических настроений нуары вытесняются на обочину кинопроизводства. Начиная с 1948 года всё чаще появляются крупнобюджетные нуары в цвете, действие переносится далеко за город, подчас в жаркие страны («
Леди из Шанхая
», «
Риф Ларго
», «
Ниагара
»). Вместо тёмных, плохо освещённых подворотен экран всё чаще заливает солнечный свет; иногда для обозначения этой группы фильмов вместо «фильм-нуар» применяется контрастное наименование — «фильм-солей» (
film soleil
, «солнечный фильм»). После 1955 года интерес к нуару в Голливуде и других странах сходит на нет; в бокс-офисе его вытесняют такие жанры, как
пеплум
, романтическая комедия и
мюзикл
.
Следующие фильмы и сериалы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие штампы такого рода фильмов:
,
Elizabeth Ward,
eds. Film Noir: An Encyclopedic Reference to the American Style, film noir review and analysis by Bob Porfiero, page 269, 3rd edition, 1992. Woodstock, New York: The Overlook Press.
ISBN 0-87951-479-5
.
Spencer Selby.
Dark City: The Film Noir. #398 on page 183, 1984. Jefferson, N.C. & London: McFarland Publishing.
ISBN 0-89950-103-6
.
James Naremore.
(англ.)
. Дата обращения: 6 апреля 2009.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 апреля 2009.
20 апреля 2009 года.
Gary Morris.
(англ.)
. Дата обращения: 24 марта 2009. Архивировано из
25 августа 2011 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 5 апреля 2009.
28 июля 2009 года.
Alan Vanneman.
(англ.)
. Дата обращения: 24 марта 2009. Архивировано из
25 августа 2011 года.
Ginette Vincendeau.
Pépé le Moko. British Film Institute, 1998. Pages 17, 51
Аннотация на обложке: «This highly romantic and atmospheric thriller was crucial to the development of French film noir».
Сергей Анашкин.
(неопр.)
. Искусство кино (январь 2004). Дата обращения: 6 апреля 2009.
25 августа 2011 года.
Borde R., Chaumeton E., Hammond P.
City Lights Publishers, 2002.
ISBN 0-87286-412-X
.
Chopra-Gant, Mike (2005).
Hollywood Genres and Postwar America: Masculinity, Family and Nation in Popular Movies and Film Noir
. London:
.
ISBN
978-1-85043-838-0
Osteen, Mark.
Nightmare Alley: Film Noir and the American Dream
(Johns Hopkins University Press; 2013) 336 pages; interprets film noir as a genre that challenges the American mythology of upward mobility and self-reinvention.
Palmer, R. Barton (1994).
Hollywood's Dark Cinema: The American Film Noir
. New York: Twayne.
ISBN
978-0-8057-9335-2
Palmer, R. Barton, ed. (1996).
Perspectives on Film Noir
. New York: G.K. Hall.
ISBN
978-0-8161-1601-0
Pappas, Charles (2005).
It's a Bitter Little World: The Smartest, Toughest, Nastiest Quotes from Film Noir
. Iola, Wisc.: Writer's Digest Books.
ISBN
978-1-58297-387-6