Valmet M-78/83S
- 1 year ago
- 0
- 0
«Капрал» ( англ. Corporal , / ˈ k ɔː p ə r ə l / , чит. «Ко́прэл», исходный войсковой индекс — SSM-A-17 , после переиндексации — MGM-5 ) — американская тактическая баллистическая ракета , вторая в серии армейских ракет с названиями нижних чинов и первая в мире управляемая баллистическая ракета с ядерной боеголовкой (первой неуправляемой баллистической ракетой с ядерным зарядом был « Онест Джон »). С 1955 по 1964 год, находилась на вооружении ракетных формирований Армии США дислоцированных в Европе. Впоследствии была заменена в эксплуатации на твердотопливную и обеспечивавшую большую мобильность « Сержант ». Для подготовки технических кадров по эксплуатации и обслуживанию ракет в Хантсвилле , на территории Редстоунского арсенала были созданы специальные армейские курсы на базе школы подготовки специалистов управляемого ракетного вооружения ( Ordnance Guided Missile School ). Ракетами «Онест Джон» и «Капрал» оснащались соединения и части американских войск, дислоцированных в Западной Европе и подчинённых Европейскому командованию вооружённых сил США . Планировалась передача части ракет армиям государств-партнёров по НАТО .
Серия ракет «Капрал» разрабатывалась в США с 1944 года , как продолжение линии развития американских исследовательских ракет « Прайвит ». Первой ракетой в семействе стала впервые запущенная в сентябре 1945 года WAC Corporal , исследовательская жидкостная ракета, достигшая апогея траектории в 80 километров.
На основе этой небольшой ракеты, была разработана двухступенчатая ракета . Конструктивно, она представляла собой трофейную германскую Фау-2 , на которую, вместо боевой части, сверху устанавливалась « Уак капрал ». В ходе испытательных пусков, проводившихся в 1948—1950 годах, эта «связка» была запущена восемь раз, достигнув в одном из полётов максимальной высоты в 393 км .
Следующим «Капралом» стал «Капрал-E» (RTV-G-2), использовавшийся для исследования принципов управления баллистической ракетой и разработки систем управления. Он впервые был запущен в 1947 году. Это был прямой предшественник будущей MGM-5.
Разработка тактической ракеты на базе исследовательских ракет «Корпорал» была инициирована Армией в 1950 году. Изначально, предполагалось что первой армейской ядерной баллистической ракетой должна стать «Гермес» A-3 , создававшаяся на базе германских трофейных разработок. Но работы над «Гермес» A-3 затягивались и армия предложила использовать «чисто американскую» исследовательскую ракету как основу для боевой баллистической ракеты.
Основным разработчиком «Капрал» (SSM-G-17) была Лаборатория реактивного движения (JPL, англ. Jet Propulsion Laboratory ), субподрядчиком, отвечавшим за изготовление корпуса — « Дуглас эйркрафт ». Первый экспериментальный полёт ракеты состоялся в 1952 году, но из-за сложностей в разработке, только в 1954 году ракета была принята на вооружение.
Полный цикл стрельбы , то есть процедура приведения комплекса в боевую готовность и пуска ракеты, после получения соответствующего приказа от вышестоящего командования следующая:
В разработке и производстве ракет, сопутствующего оборудования и деталей к ним были задействованы следующие структуры:
MGM-5 «Corporal» была жидкостной боевой ракетой, использовавшей разработанный Лабораторией Реактивного Движения ЖРД тягой в 89 кН. Запаса топлива ( красная дымящаяся азотная кислота и топливо на основе анилина ) хватало на 64 секунды, что позволяло разогнать ракету до 3500 км/ч (около 980 м/c). Из-за высокой токсичности топлива, заправка ракеты была сложным и опасным процессом.
Управление ракетой было радиокомандным. Траектория ракеты отслеживалась наземным радаром . Поправки по курсу и скорости высчитывались счётно-решающим устройством и передавались по радиоканалу автопилоту . Двигатель отключался по команде с земли передаваемой по радиоканалу, в момент достижения расчётной точки траектории. В целом, управление ракетой нельзя было назвать особо надёжным, к тому же оно было подвержено радиопомехам.
В качестве боевой части использовалась наиболее лёгкая из доступных США боевых частей — ядерная имплозивной схемы , мощностью в 20 кт.
В целом, ракета была сложной в обслуживании, ненадёжной и довольно неточной. Испытания проведённые в 1950-х годах продемонстрировали, что вероятность попадания ракеты в цель составила менее 50 % (британские испытания 1959 года дали ещё меньший результат в 46 %). Неудовлетворенные таким результатом, США инициировали программу модернизации ракеты, которая была осуществлена в 1957 году. Ракета Corporal Type II (позже обозначенная как MGM-5A) быстро заменила предшествующие. Был заменен радар слежения и пересмотрены ряд компонентов установки.
Ещё одна модернизация ракеты была предпринята в 1958 году, под обозначением MGM-5B. На этой модификации была полностью пересмотрена вся электроника. Точность и надёжность ракеты существенно возросли, но ряд проблем все ещё оставался нерешённым в течение всего срока эксплуатации ракеты.
Батальоны MGM-5 развертывались в Западной Европе с 1954 года. Каждый батальон включал в себя 35 машин, что делало его оперативное развертывание в лучшем случае — затруднительным. Подготовка батальона к боевым действиям после марша занимала почти 9 часов.
Батальоны обычно располагались на оборонительных позициях на предполагаемом направлении советских танковых ударов. Задачей ракет было сдерживать советское наступление, нанося атомные удары как непосредственно по наступающим войскам, так и по их ближнему тылу, и открывать дорогу механизированным контрударам сил НАТО , нанося атомные удары по оборонительным линиям. В частности, одним из первых был развернут отдельный 1-й ракетный батальон 38-го артиллерийского полка, прикрывавший т. н. проход Фульда — наиболее вероятное направление наступления войск Варшавского Договора.
Всего в Западной Германии и Италии было развернуто 12 ракетных батальонов, укомплектованных ракетами MGM-5 «Corporal».
В 1954 году был подписан контракт на поставку ракет MGM-5 «Corporal» в Великобританию. В соответствии с законодательными ограничениями на поставку ядерных и термоядерных вооружений за рубеж, эти ракеты поставлялись без боевых частей , которые изготавливались в Великобритании. Англичане использовали эти ракеты в составе 27-го и 47-го ракетного полка королевской артиллерии с 1957 по 1967. Ремонт и обслуживание ракет на британской службе также осуществлялось силами национальных производителей ракетного вооружения.
В 1963 году, ракеты MGM-5 «Corporal» начали быстро сниматься с вооружения, заменяемые твердотопливными MGM-29 Sergeant . К 1964 году, последняя ракета MGM-5 была списана. Оставшиеся снаряды некоторое время использовались на учениях, в частности, именно MGM-5 «Corporal» стала первой в мире баллистической ракетой, сбитой зенитным снарядом MIM-14 Nike-Hercules